Психология и мистика борьбы со злом

Сопротивление или несопротивление злу в жизни имеет психологическую и мистическую составляющую.
Сначала психология.
Если жить по воле Божьей (с постоянной молитвой и упованием на Него, в готовности Ему послужить), то при столкновении со злом мы переживаем искушение: потому что активное зло провоцирует нас (сначала в душе) встать или на сторону Бога, или на сторону зла более определенно, чем в обычных условиях. Мы решаем сразу 4 задачи: 1) определяем, что это зло 2) ищем в себе образ добра, который бы противостоял этому злу 3) ищем в себе силы реализовать этот образ добра и 4) ищем способы реализации. Вот почему активное зло, даже направленное на других, часто ставит нас в ступор: слишком много неординарных задач надо решить сразу и быстро. Критическая ситуация требует от человека максимального напряжения нравственных сил, и он может быть к этому попросту не готов.
Например, я определил, что поступок рядом стоящего человека — это зло (хотя даже это подчас трудно дается) — ведь мы можем не знать всех обстоятельств, вынудивших этого человека сделать зло. Ведь если он ответил злом на зло, то его зло уже более извинительно. А сделанного ему до этого зла мы можем не знать.
Но предположим, что зло проявилось «беспричинно». Тогда мы ищем то добро,  которое должно было бы быть на месте этого зла, чтобы было что отстаивать в начинающейся борьбе. Мы должны четко представлять себе, как все должно было быть без зла, чтобы лишить его внутри себя нравственной силы, внутренне отделиться от него. И тут же ищем (представляем), что должно быть в перспективе — добрый исход ситуации.
Здесь как раз и требуется Евангелие. Но Евангелие дает нам очень мало образов положительного исхода: в нем, в основном, зло отступало или из-за всеведения и духовной силы Иисуса, или силы Его слов. Но главным всегда являлся Промысел: «ибо еще не пришел час Его». И из Евангелия же мы знаем, что зло все равно в конце концов победило «земного» Иисуса. Это отрицательный, но евангельский исход, в котором пострадал за всех Он.
Евангелие несет в себе и указания методов реализации этих образов: Это молитва, доброе слово, обличительное слово, мудрое слово, прозорливость, физический уход, чудесный «проход сквозь толпы», физическое воздействие (изгнание торгующих). Что-то нам доступно, а что-то нет, поэтому выбираем из доступного. Но начинаем всегда с молитвы.
Здесь же мы определяем объект зла: кто он (они) для нас — личный враг, враг ближнего, враг отечества? От этого зависит метод сопротивления: «люби врагов своих, рази врагов отечества, гнушайся врагами Божьими» (свт. Филарет). О, если бы все ситуации этим и ограничивались! Но их почти бесконечное многообразие. Поэтому не всякая душа умеет быстро увидеть исход ситуации в свете любви Христовой и нравственные методы его достижения.
Затем мы определяем, можно и нужно ли нам активное сопротивление злу или достаточно пассивного: например, помолиться за обидчика или за обиженного? Если мы поняли, что необходимо наше участие в виде активного сопротивления и уже выбрали метод, то у слабых людей (таких, как я) начинается поиск душевных сил для начала сопротивления злу вовне, потому что я, например, к такому общению не привык. Если такие силы находятся, я приступаю к активному сопротивлению. Например, могу проблеять: «Вы, знаете ли, не правы». И получить за это в лоб. ))

Так вот о мистической составляющей. Она важнее психологической. Я уже сказал, что в жизни Иисуса она была главной. Промысел всегда действует, даже помимо нас, но очень важно согласовать свои решения и поступки именно с ним, тогда мы не ошибемся. А именно безошибочность наших действий в ситуации искушенности злом и является для нас приоритетной, потому что если Бог будет с нами, то при любом исходе добро победит! То есть даже если нас побьют, даже если мы не сможем в результате помочь ближнему, мы все равно окажемся на высоте, Бог в нас прославится и мы прославимся в Нем. Бога гнали на земле и под конец убили. Но Он воскрес и прославился. Значит, все это может быть и с нами. И мы должны быть к такому исходу готовы.
Для согласования своей воли с волей Бога необходима молитва. Даже Христу она была нужна, хотя Он Сам Бог. А нам подавно необходима. Поэтому, прежде чем приступать к вышеописанной деятельности, нужно сказать от всего сердца: «Господи, помилуй!» И это действие станет ключевым для всей дальнейшей ситуации — Бог будет с нами. Но молитва является духовным запросом к Богу, и Он, конечно, ответит нам. Он Сам предложит нам и образ, и действия. Мы должны только прислушаться к своему сердцу. И бывает часто так, что именно Его наитие и является решающим: так что нам и не нужна бывает вся эта тяжелая внутренняя психологическая работа. Нужно только услышать решение и выполнить его. «По вере вашей да будет вам» - говорил Христос, а ап. Павел сказал: «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23).
Именно этой установкой объясняются два решения в истории двух богоизбранных народов — первый — с трагическим исходом, второй — с победным: Битва на Косовом поле (1389) и благословение прп. Сергия монахов Пересвета и Осляби на битву с татарами (1380).(Здесь, кстати, можно вспомнить и о вооруженном сопротивлении монахов Лавры полякам в 1608-1610 гг., и призывы сщмч. Ермогена идти войной на поляков во время Смуты.)
Если решение князя Лазаря было понятно с точки зрения воина, то благословение прп. Сергия удивляет до сих пор. Могут ли монахи убивать? С точки зрения Бердяева - ни в коем случае. С точки зрения Ильина — вполне.
Было ли духовным компромиссом решение Лазаря и прп. Сергия? Нет. Потому что и войско Лазаря, и монахи Сергия воевали и умирали за Христа. Последние могли бы довольствоваться ожиданием «суда Божьего», возложившись на молитву. Но это как раз и есть переложение дела Божьего на других, ибо не часто Бог Сам воюет с земными людьми, как было при благочестивом Иудейском царе Иезекии (Ис.37:36). Гораздо чаще Он воюет со Своими врагами руками людей же. А значит, кто-то должен взять на себя эту миссию.
Это правило относится и к нашим личным врагам: возможно, Бог хочет, чтобы мы смирились под рукой обидчика, и Он потом воздаст ему. А возможно, что Он хочет отомстить нашему врагу или врагу нашего ближнего через нас («блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс.136:9), и мы должны предоставить Ему такую возможность. Но все это возможно только по вере! А вера не бывает без молитвы, без сопряженности нашей воли с волей Бога.
Поэтому очень важно в ответственный момент нашей жизни понять: какого именно действия от нас ждет Бог? И действовать в соответствии с ним, а не опираясь на схемы или свои чувства. Тогда мы ни о чем не пожалеем.


Рецензии