Когда молчание не золото - история борьбы за чисто

Без пяти минут пять. «Пора собираться домой – на автомате подумала Дарина, - рабочий день окончен». Девушка выключила компьютер и закрыла за собой дверь на ключ.

Еще один день работы экологом добавлен в копилку: отправила данные в очередную ГИС, созвонилась с проектировщиками по санитарной зоне, ответила на письма. Так, ничего интересного: рутина. Дарина Александровна работала районным экологом в местной администрации уже двенадцатый год. Профессию она выбрала осознанно: сказались любовь к природе и неутолимое желание спасти мир.

Еще в школе девочка мечтала пойти учиться на врача, потом на ветеринара, но выбрала современную и новую профессию эколога. Тут тебе и забота о людях, и об окружающей среде. И вроде все было по ней, да какое-то гадкое чувство отравляло ей рабочие будни. Казалось, ничего она не решает и не может сделать: кругом коррупция и безответственность. А еще – нищие городские бюджеты, сводившие на ноль все планируемые мероприятия.

В городе давно нужно было заменить очистные сооружения, свалка требовала проведения рекультивации, но бюджет – не резиновый, и год от года отклонялись ее предложения.

Как кость в горле была и новая реформа в сфере с отходами, придумавшая институт регионального оператора. В районе творился настоящий мусорный апокалипсис, а подрядная организация ссылалась на букву закона - надо сказать, сырого и недоработанного – и засыпала администрацию шаблонными письмами. Проблема не решалась: соцсети кишели жалобами и проклятиями в адрес местных властей.

Не раз Дарина хотела бросить работу, перейти в проектировщики или уехать на экологический слет куда-то на Байкал. Попробовав и подумав, возвращалась к своим обязанностям – работать «в поле», принимать людей, выдавать предписания по экологическим нарушениям. Здесь она чувствовала свою нужность и важность.

Девушка увлеченно рассказывала нарушителям природоохранного законодательства о вреде сжигания и закапывания мусора в землю: это грозит отравлением грунтовых вод и атмосферы. Вредные вещества — диоксины – вызывают изменения в организме на клеточном уровне, аллергии, снижают иммунитет.

Что-то нужно было решать с нерадивыми подрядчиками по вывозу мусора. Дело осложнялось еще и тем, что фирма была непростая. Ходили слухи, в самой Москве у них защита, потому все сходит с рук. Да и к местному главе они нашли подход: закрывали ему глаза на свои прегрешения, как могли, то фейерверк закажут на очередной праздник, то спортивное мероприятие спонсируют. Потому и не спешил начальник с ними бороться.

Вечером, просматривая соцсети перед сном, Дарина наткнулась на высказывание в мотиваторе: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Девушка подумала, что не стоит ехать куда-то, если есть возможность что-то сделать здесь, на месте. Но что? И как? Из головы не выходила идея навести порядок со сбором отходов в городе.

Наутро в ее голове созрел план. «Один в поле не воин, а я и не одна, у меня целая армия жителей». Сделав обязательные рабочие дела, Дарина открыла последний пост в соцсетях с жалобой на заваленные контейнеры и написала комментарий о сборе подписей недовольных работой регионального оператора. Она ждет всех заинтересованных в кабинете 216.

После создала пост на своей страничке с тем же призывом. Было немного страшно. Ведь это же настоящий бунт! С другой стороны, она защищает интересы народа и свои, как жителя города. И как представитель власти должна и имеет право проводить такие меры.

В ближайшие часы она прочла ответы откликнувшихся жителей с готовностью прийти и подписаться под жалобой. Она обратилась к двум коллегам-приятелям за помощью. Одним из них был Глеб, работавший юристом.

-Дарина, я тебе помогу – жалобу составлю, если нужно, ты молодец, что занялась этим. Дай ты им жару! – от души сказал Глеб и предложил встретиться в кафе для уточнения подробностей.

Допивая кофе и записывая надиктованные Дариной фразы для жалобы, Глеб светящимися от восхищения глазами смотрел на свою подругу. Она прекрасно выглядела в этот момент: глаза блестели, щеки раскраснелись, рыжие прядки выбивались из прически. Дарина увлеченно рассказывала ему о своих планах навести порядок в городе и сделать комфортной жизнь людей. Это было для нее делом чести.

Помогла и давняя подруга Неля, она разослала своим контактам в соцсетях призывы подписаться в жалобе, помочь в создании чистоты города. Неля слыла общительной особой, так что назавтра в кабинете Дарины стояла очередь из желающих подписать документ.

«Оборзели эти мусорщики», «Наведите порядок», «Наймите добросовестную компанию»—гневались посетители.

К концу недели жалобу подписали почти тысяча человек. «Пора!» - решила Дарина и отправила документ в департамент экологии области. «Ну а теперь пан или пропал, - подумала Дарина, - или уволят, или повысят».

Ближе к завершению рабочего дня раздался телефонный звонок.

-Дарина Александровна, зайдите ко мне! – требовательно прозвучал в трубке голос главы администрации.

«Ну вот и все, сейчас решится моя судьба» - успела подумать Дарина, вставая из-за стола.

***

Глеб значился юристом в администрации пятый год. Последние годы он работал в Москве, неплохо зарабатывал, но только хозяева фирмы вели нечестный бизнес – в конце концов их арестовали, а Глеба вызвали на допрос в отдел по борьбе с экономической преступностью.

Нахлебавшись столичной жизни, он вернулся в родной городок и нашел здесь работу по профилю. Трудиться в администрации ему нравилось: здесь решались масштабные вопросы государственного уровня, царила постоянная движуха – совещания, собрания, видеоконференции. Разнообразные ситуации приходилось разруливать Глебу, ведь главе администрации постоянно нужна была его помощь в консультировании и походах в суд.

Новым направлением работы юриста стала экология. Вначале он думал, что это просто: подумаешь, мусор вывезти, или дерево срубить, какие уж тут премудрости. Но, окунувшись в тематику, увидел много тонкостей: правовые акты были сравнительно «молодыми» и часто конфликтовали друг с другом.

Добавлял головной боли и постоянный конфликт между созданием нового и сохранностью природы. То есть, чтобы построить, к примеру дом, нужно было выдержать санитарные требования, соблюсти расстояние в сотни метров от существующих объектов. Приходилось выкручиваться, чтобы не нарушить и сделать благое дело. Тут на помощь к Глебу приходили его аналитические способности и смекалка.

Во многом ему помогала сотрудница администрации - эколог Дарина. Она назубок знала природоохранные законы и отлично ориентировалась в них. Вместе они составили работоспособный тандем, и как-то выиграли суд на несколько миллионов, которые хотели у них отобрать надзорные органы.

Глебу нравились Даринины авантюризм и способность рисковать. Он поражался ее интеллекту, холодному и расчетливому уму с абсолютно неженской логикой. Глеб и заметить не успел, как ему понравилась сама девушка. Он приглашал ее на свидания, только Дарина не соглашалась, и не отказывая прямо и искусно уходя от прямого ответа.

В конце концов, Глеб сдался и предложил Дарине дружбу. Дружить она согласилась, ребята вместе ходили на каток зимой, бегали летом на стадионе. В обеденное время ходили в столовую на работе.

Глеб считал, что эта девушка ему подходит во всех отношениях. Ведь он тоже был смелым и рисковым, умным и грамотным специалистом. Но, когда Дарина предложила ему составить жалобу на регионального оператора, немного испугался.

«А что, если это не понравится главе? И он меня уволит?» - думал Глеб, составляя документ. Ему и хотелось поучаствовать в смелой задумке Дарины, помочь ей, и было страшно. Не хотелось опять остаться без работы, ведь глава мог так рассердиться, что и до увольнения недалеко.

«Эх, кто не рискует…» - подумал Глеб и все же взялся за это дело.

После встречи в кафе Глеб долго не мог уснуть: перед глазами стояли рыжие завитки Дарины и ее горящие синие глаза. «Красавица!» - восхищенно думал мужчина. «И умница… А смелая какая! Прямо рвется в бой, идет ва-банк. А если что-то пойдет не так? Обломаются зубки. Жалко… Ну что ж, посмотрим, как ты выпутаешься.»

Ему было немного досадно, что не он придумал эту затею с жалобой и, своего рода, экологической революцией. Каким героем он мог бы предстать в глазах Дарины, придумай он эту идею первым… Но он был готов поддержать свою подругу, и, может даже, спрятаться за нее от гнева начальника. А что он? Он не виноват. Он просто составлял жалобу по указанию эколога.

Продумав все варианты развития ситуации: и победный, и проигрышный, успокоившийся Глеб, наконец, уснул.

***

Владислав Сергеевич тоскливо смотрел на стопку бумаг посередине рабочего стола. «Эх, опять одно и то же: письма, жалобы, этому дай, тому привези, негорящие фонари, разбитые дороги… Как я устал, и когда все это кончится?!» - думал глава районной администрации, сидя в кресле. Утро, 7 часов, до начала рабочего дня еще больше часа, но чиновник уже здесь: нужно было сосредоточенно прочесть корреспонденцию и отписать исполнителям.

Потом начнется рабочая суета: пойдут посетители, начальство будет звонить, подчиненные замучают вопросами. И так каждый день: один день похож на другой, проблемы нарастают, наслаиваются, денег нет. Работать не с кем – кто пойдет на эти жалкие двадцать тысяч и огромную ответственность.

Ведь нужно и соблюсти букву закона, и угодить людям. Иначе – жалоба на портале, в приемную президента. До чего же грамотный народ стал – одни писатели, чуть что – строчат в интернете. Вон соцсети хоть не открывай, проклятия сыпятся на голову властей: то врачей не хватает, то лужа после дождя затапливает дорогу.

Отдельная история – вывоз мусора из контейнеров. Фирма-подрядчик оказалась недобросовестной, но поддерживается государством и еще какими-то силами мира. На площадках сбора отхода постоянно образовывались свалки, а местная власть оказалась бессильной, руки у нее были связаны. Ведь они сами и представляли то самое государство, создавшее регионального оператора.

Часто спорили они с экологом администрации по поводу этой компании.

-Владислав Сергеевич, мы можем их заставить убирать качественно, мы – заказчики!

-Да как, Дарина? Ты меня без ножа режешь! Ты пойми, фирма эта – не местная, за ней стоят важные люди! – горячился глава.

-Но мы тоже люди, и жители города – люди, которые хотят жить в чистоте, - не отступалась Дарина.

Так и зависло решение этого вопроса. Глава не хотел, Дарина – не могла. «Ишь какая, заставит она! – думал Владислав Сергеевич и невольно улыбался, вспоминая диалог с подчиненной. – Из глаз прямо молнии летят, и волосы рыжие… Что ты с ними сделаешь – сожжешь своими кудряшками?»

Владислав Сергеевич очень боялся сделать нестандартный шаг: пожаловаться на мусорных операторов, например. Привык он работать так, чтобы не высовываться. И вышестоящим угодить, и чтобы население про него не сказало плохого слова. Знай себе кивал на собраниях с народом: «Сделаем!», «Привезем!», «Завтра!» - сыпались его обещания направо и налево. Но не выполнялись, и недовольство народа росло.

Чиновник не знал, что делать с этими раздирающими на части чувствами: с одной стороны, он – хозяин города, с другой – было страшно проявляться. Вдруг уволят? Ведь надо на что-то содержать семью, да и не хотелось терять статус управленца. Вечером он топил свою тревогу в стаканчике спиртного, и становилось полегче.

Алкоголь обволакивал его радужной ватой, в глазах летали мыльные пузыри. Жизнь становилась сносной, тело расслаблялось, проблемы уменьшались до песчинки. Засыпая, Владислав Сергеевич грозил всем своим врагам, с которыми не мог справиться в реальности, пока кулак безвольно не падал на диван. А утром все начиналось сначала – какой-то замкнутый круг.

В один из рабочих дней в кабинете главы администрации зазвонил телефон. Из областного департамента экологии уточняли подробности жалобы на регионального оператора.

-Как-кой жалобы? – запинаясь, спросил Владислав Сергеевич.

-От эколога районной администрации, Дарины Александровны Степновой, - уточнили на том конце.

Глава потерял дар речи. Глаза его округлились и стали беспомощно шарить по кабинету.

-Мне надо разобраться, - уверенно сказал мужчина, я вам перезвоню.

«Ну, Дарина! Вот ведь … - у него не было слов, - Ничего не сказала, мимо меня!...Ну я сейчас!» Он набрал внутренний номер эколога и вызвал ее в кабинет.

****

-Дарина Александровна, мне звонили из департамента экологии области и говорили о какой-то жалобе. Вы в курсе, о чем речь? – учтиво спросил глава администрации у эколога, едва сдерживая гнев.

-Да, Владислав Сергеевич, это жалоба на качество работы регионального оператора! – уверенно ответила Дарина, готовясь дать отпор начальнику, а заодно и трусости чиновника.

-Кто это сделал? – грозно прогремел мужчина.

-Это я составила жалобу, а жители ее подписали, - смело ответила Дарина, хотя почувствовала, что во рту у нее пересохло от волнения.

-Ты!... Вы!.. Что ты наделала?! Теперь меня накажут, эту фирму нельзя трогать, они уйдут, а кто придет?

-Найдется кто-нибудь. Но город не должен утонуть в грязи, у нас куча жалоб, и мы с вами это знаем. – Они с главой словно поменялись местами. Не он объяснял суть подчиненной, а она его убеждала. Но глава не хотел понимать.

-Да их руководитель – мафия! – страшно выпучив глаза и понизив голос, сообщил Дарине Владислав Сергеевич.

Дарина не сдавалась:

-И что же? - сузив веки, насмешливо поинтересовалась Дарина. – Мафия утопит наш город в мусоре? А мы будем молчать и бояться?

-Ну, знаешь!.. Иди к себе, - строго сказал глава администрации.

Руководитель фирмы регионального оператора Игорь Лисяев не был никакой мафией, но имел непомерные амбиции. «Я все равно стану главой администрации» - говорил он своему отражению в стекле, сидя вечером на веранде после трудового дня со стаканчиком крепкого спиртного.

Его план был прост: понизить рейтинг местного руководства, навлекая на их головы жалобы и проклятия жителей, гнев вышестоящего начальства, а самому выступить в роли спасителя – взять и очистить город в пару дней. Конечно, одной чистотой не пробиться в верха. Но Игорь и не ограничивался этим: дружил с сильными мира сего, бесплатно вывозя у них мусор и подкидывая презентики. Он был свой в доску в компании: организовывал вечеринки у себя в бане, возил «верхушку» на природу, где кормил и поил их до отвала, продвигая незаметно свои идеи.

-Когда я уже стану хозяином города? – как-то поинтересовался он у помощника губернатора за рюмкой «чая».

-Не волнуйся, Игорек, скоро, - заплетающимся языком уверил его «дружок».

Но не все так гладко было у «мусорного короля». Игорь не учитывал, что над начальством есть еще начальство, что вообще есть честные люди, высшая справедливость, в конце концов.

Жалоба Дарины и жителей достигла своей цели: в департаменте письмо рассмотрели и приняли меры. Регионального оператора оштрафовали и заставили убрать все мусорные кучи в городе. А Игорь получил выговор от начальства и предупреждение в том, что если ситуация с беспорядком повторится – его уволят.

В администрации праздновали победу над мусорным коллапсом: в кабинете Дарины собрались коллеги, среди них были Глеб и Неля, помогавшие ей, зашел и Владислав Сергеевич.

-Дарина Александровна, - начал глава администрации, слегка волнуясь, - я хотел выразить вам благодарность за решение такого… столь непростого, но очень важного вопроса… И предлагаю вам должность начальника муниципального контроля.

Присутствующие зааплодировали и поздравили Дарину.

-Дарина, ты это место заслужила, - сказал ей Глеб, пожав руку. В глазах его промелькнула грусть, ведь он тоже был не против повышения, хоть какого-нибудь.

-Ты – начальница, и тебе идет! – кокетливо сказала подружке Неля и поцеловала Дарину в щечку.

Дарина стояла в кругу коллег взволнованная и застывшая, она пыталась свыкнуться с мыслью о новой должности, но пока не могла. Хотя и допускала этот вариант, когда писала жалобу, все же больше склонялась к худшему варианту: слишком много вокруг нечестных людей, коррупции и кумовства. Маленький городок как болото - свежая вода и воздух не проникают сюда, только лягушки квакают, да цапли их ловят.

Оказывается, даже если все плохо, в делах застой и нет просвета, ты сам можешь стать тем свежим ветром, той чистой водой, которые вдохновляют, дают надежду, очищают и смывают все дурное. И рождается новое начало, светлое, пробуждающее; начинаются изменения – небольшие или кардинальные, обновляется все вокруг: люди, их поступки, события. Муть болота нехотя приходит в движение, уступая кристальному потоку, текущему с упорной силой. По-старому уже не будет, когда приходят добро и светит свет.


Рецензии