Богородица Акафистная и мученики монастыря Зограф

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

БОГОРОДИЦА «АКАФИСТНАЯ»
И МУЧЕНИКИ МОНАСТЫРЯ ЗОГРАФ.

В Священном монастыре Зограф на Горе Афон сохранился следующий письменный рассказ.


БОГОРОДИЦА ЗОГРАФСКАЯ
"АКАФИСТНАЯ".
Память мучеников Зографских
10 октября.

ПЕРЕД Флорентийским Собором с его плачевным исходом Запад всеми силами стремился привлечь к себе Восток, который тогда был потрясен политическими обстоятельствами. Даже сам Император Михаил Палеолог сотрудничал с Западом в этом усилии, чтобы сдержать клятву, данную им папе Григорию X после ослепления Иоанна Ласкариса и захвата его престола, что произошло в тринадцатом веке.

Иоанн Веккос, который был тогда Патриархом [Константинопольским], действуя в согласии с этим отступническим советом и целью Императора, подчинил Восточную Церковь престолу Рима на Втором Лионском Соборе. Это имело катастрофические последствия для Восточной Церкви, так как латиняне убедили православных принять их заблуждение не силой слова Евангелия, но обнаженным мечом и всяческим насилием и скорбями. Поэтому тысячи жертв пали от их меча за чистоту Восточного Православия. Но поскольку Святая Гора всегда была и есть маяк и основание страждущей Восточной Церкви, латиняне, чтобы разрушить эти краеугольные камни Православия, вторглись и в нее, убеждая словами, обольщая деньгами и обещаниями и принуждая угрозами и тиранической силой даже к мученичеству, чтобы власть Папы Римского была признана и на Святой Горе. Немногие из малодушных были убеждены насилием и деньгами или страхом пыток и смерти и стали отступниками от Православия своих и наших Отцов. Но большинство из них запечатали свое исповедание собственной кровью, своей стойкостью порицали Папу за его святотатственное присвоение титула «Наместник Христа», Который Сам был, есть и будет Главой Своей Святой Церкви. К сожалению, однако, несчастная Лавра и монастырь Ксиропотам пали и отвернулись от учения наших Отцов и приняли западных людей с почетом и с рабским страхом. Это произошло, конечно, потому что Император сотрудничал с латинянами, чтобы отвратить монахов Святой Горы к ложным учениям Рима.

Однако Бог, для того чтобы остальные утвердились в Православной вере, наказал монастырь Ксиропотам в то самое время, когда эти несчастные монахи служили свою мерзкую литургию,; с латинскими нововведениями, с западными людьми. Ибо опоры и укрепления монастыря Ксиропотам были потрясены до самых оснований и пали, так что многие из латинян и многие из тех монахов, которые отпали и стали единомысленны с ними, были раздавлены под падающими стенами — в то самое время, когда они служили свою нечестивую литургию! Из-за своего безумия остальные из тех, кто пришел из далекой Италии, вовсе не обратили внимания на это явное осуждение с Неба и рассеялись по всей Святой Горе, ища новых жертв своего заблуждения и вечной погибели и тления.

___
1. Римская месса. В Великой Лавре во время латинской мессы весь монастырь окутывал черный туман. Те монахи Лавры, которые участвовали в мессе, после смерти не разлагались, а наоборот, страшно почернели и раздулись. Они погребены в Пещере злых мертвецов в прибрежной скале в районе румынского скита Святого Предтечи (Продрому). См: Монахи Афона, Р. М. Докинз; Афон, Святая Гора, Сидней Лох; Афон, Гора Молчания, Филипп Шеррард (Примечание переводчика текста на английский.).


В это страшное и грозное для Святой Горы время в окрестностях монастыря Зограф подвизался один монах, имевший святой обычай многократно в течение дня читать перед сей Божественной иконой акафист.

Однажды, когда архангельское приветствие Пресвятой Богородице "Радуйся!" непрестанно звучало на устах этого старца, вдруг он услышал от этой святой иконы следующие слова: "Радуйся и ты, старче Божий!". Старец пришел в ужас. "Не бойся, – тихо продолжал голос Божией Матери, исходивший от иконы, – но иди скорее в монастырь и объяви братии и настоятелю, что приближаются враги Сына Моего и Мои. Кто слаб духом, пусть укроется в терпении, пока не пройдет искушение. А те, кто стремится к мученическим венцам, пусть остаются в монастыре. Иди же скорее". Тогда старец послушался голоса и желания Пречистой Владычицы нашей и, оставив свою келью, побежал как можно быстрее в монастырь, чтобы дать братии возможность и время каждому из них вдохновиться и трезво подумать о приближающейся опасности. Но как только старец достиг ворот монастыря, вот, стоя у ворот, он увидел святую икону Божией Матери, бывшую в его келье, перед которой он только немного раньше читал акафист и от которой слышал голос. С умилением и благоговением пал он перед ней ниц. Почтив икону, он взял ее и предстал с ней перед настоятелем. Когда братия услышали о приближающейся опасности, они сильно встревожились. Немощные из них быстро спрятались в горах и пещерах. Но двадцать шесть монахов, среди которых был и настоятель, остались в монастыре и ушли в башню, ожидая своих врагов и мученических венцов. Через некоторое время пришли и латиняне и сначала со всей силой красноречия западников подстрекали монахов открыть перед ними ворота монастыря и признать папу главой вселенской Церкви. При этом они обещали им милость самого папы и большое количество золота. Но с башни монахи спросили латинян: "А кто вам сказал, что ваш папа – глава Церкви? Откуда это ваше учение? У нас глава Церкви – Христос! Нам легче решиться на смерть, чем позволить осквернить это святое место вашим насилием и тиранией. Мы не откроем ворота монастыря! Уходите отсюда!" Латиняне яростно закричали: "Тогда умрите!". И тут же они собрали вокруг башни множество сухих веток и дров и подожгли их. Пламя поднялось высоко и распространилось в воздухе, но монахи ничуть не отступили от своего духовного дерзновения. Они прославили и благословили Господа и, помолившись за своих врагов, предали Ему свои чистые души с миром – десятого октября 1274 года.

Имена этих верных и праведных мучеников записаны в кодексе монастыря Зограф и в болгарском Часослове.

Святая икона, от которой старец слышал голос Божией Матери, предупреждавшей монахов Зографского монастыря о приближении Ее врагов, находилась в башне вместе с праведными мучениками. Но впоследствии она была найдена неповрежденной под развалинами пожара.

В память об этом чуде святую икону поместили в храм Преображения Господня, на иконостас. А лампада бдения тихо льет небольшой, но постоянный и никогда не гаснущий свет пред ликом Богородицы. Эта святая икона Божией Матери очень темная и, похоже, была отреставрирована. У болгарских монахов она известна под именем Хайревой (то есть обращенной с приветствием Хайре [греч.] – Радуйся), а место, где старцу было явлено чудесное откровение, и по сей день называется Хайрево. Кроме того, икона называется "Предвозвещающая", и вместо Последования ко Святому Причащению на святых литургиях в этой часовне болгарские отцы читают перед этой иконой акафист.

———

Следующее чудо, которым Бог прославил Своих мучеников через шесть веков после их страданий, как знамение даже для нашего времени, записано в официальном Афонском Патерике, Москва, 1897, часть II, с. 249-50.

Часть башни, в которой пострадали святые преподобномученики, стояла на своем месте до 1873 года, но так как она закрывала собою вновь построенное северное здание обители, а также от ветхости была близка к падению, то необходимо было ее разрушить. Для того же, чтобы не забыть места, на котором святые совершили свой мученический подвиг, и для лучшего хранения памяти о них, вся братия Зографской обители единодушно выразила желание поставить на этом месте памятник. При усердии братии начал быстро воздвигаться памятник, который и был окончен в том же 1873 году, и все с радостью ожидали наступления дня памяти святых, когда намерены были освятить этот памятник.

Наконец настал канун ожидаемого праздника, и в соборной монастырской церкви началось всенощное бдение, по обычаю, в первом часу после захода солнца. Ночь была тихая и безлунная и освещалась только слабым светом звезд. В шесть часов, в полночь, когда после первой кафизмы на утрени читалось «житие и страдание Святых», внезапно послышался в церкви легкий шум и одновременно явился над церковью огненный столп, осветивший обитель и ближайшие места таким сильным светом, что можно было разглядеть не только близкие, но и отдаленные предметы. Этот дивный столп, постояв над церковью несколько минут, пошел к памятнику и остановился над ним, а затем начал возноситься вверх и наконец превратился в круг, как бы венчая собою памятник и место, на котором святые преподобномученики совершили свой мученический подвиг. Так совершилось дивное знамение, продолжавшееся до 15 минут, очевидцами которого были многие из братии и пришедшие на праздник. Видевшие это чудо славили Бога, прославляющего Своих святых, Емуже и от нас да будет честь и слава во веки. Аминь.


Рецензии