Туран и бозкурт
Роль турок (не тюрок) в Аджаме ( араб. "Персия", "неарабы-мусульмане") заслуживает уважения в плане популяризации в принципе не их собственных символов и слоганов Евразийских степей. Здесь им нет равных. Работали с размахом.
Но когда мы берём открытку с воющим волком и слоганом HEDEF TURAN, то следует понимать, что здесь абсолютно всё - заимствование: 1.HEDEF - араб. "цель"; 2. TURAN взято из лексикона Дахского объединения на Южном Урале. Никакого указания на тюрков в нём нет- это восточно-иранский термин, турами называлась часть дахов. И они для трудолюбивого оседлого Эран-шаhра ассоциировались с разбоем и кочевой жизнью.
И последнее - "серый волк" на самом деле скорее "сивый" и "сивогривый" взят из монгольских преданий, пересказанный мусульманскими авторами. Он ХЁХ ЧОНО ( реже "цэнхэр чоно", совсем редко "бор чоно"). Все до единого приведенные здесь обозначения цвета присутствуют в ауарском. Вероятно, данная цветовая гамма была важна как для монгольских, так и нахско-дагъестанских народов.
До сих пор один из монгольских родов, выводяющих свою родословную к "нирунам" ( Жужань) так и называется "волки" (ЧОНОС). Данной основы в тюрк. языках нет, но она отражена в ауарском диалектном как ЦАНА "глист" ( т е. "червь"). Ещё одна интересная деталь - в древнетюрк. обозначение волка - БОЬРИ, а не ЧОНО. Сколько- нибудь заметного отношения к "червям" БОЬРИ не имеет. Предпологается, что это вообще иранское заимствование от BAIRAKA "страшный".
Гумилёв Л.Н. писал, что древние тюрки являлись анимистами, а их правящий род, будучи протомонгольским, принадлежал к тотемистам. Не трудно заметить по источникам, что отюречённые Ашина оскорбляли Жужань на манер китайцев и Тоба-Вэй- "насекомые". Это говорит о том, что самозванный каган тюркютов не считал себя ни "хором", ни Жужанью. Именно эта группировка и все кто связаны с ними проходят в византийских источниках как КЕРМИХИОН ( от иран. "керм/гирм"- "червь". Отсюда мы видим развитие к значению "красный" на подобии украинского, словацкого, сербо-хорватского и "червонный/цервен". Всё это находит подтверждение ещё в одном обобщающем названии "красные ( или "тёмные") ХУНА/ХИОН" индийских и иранских источников. Именно группировку "красных гуннов" следует сопоставлять с надписью греческими буквами на эфталитских монетах - АЛХОННО. Понятно, что эфталитская знать жила своей жизнью и ориентировалась в культурном плане на восточно-иранские, хотаносакские (туры) традиции перемешанные с эллинофильством. Что же касается ЖУЖАНИ, то там никакого эллинофильства не заметно. Эфталиты являлись союзниками Жужани и были связаны с ними также династическим браками. Культурного же влияния т.н. "иранских гуннов" ( HOA/HUA, HOATUN, EPTLA XIONO) незаметно. Оно нигде не проглядывает. Все имена правителей Жужани - сяньбийские, то есть "хорские".
Откровенно плагиатским выглядит и сюжет на другой турецкой открытке с надписью ЭРГЕНЕКОН ЮРДУН АДЫ, БОЬРТЕЧИНЭ КУРДУН АДЫ ( имя страны/места проживания "Эргене Коон", имя волка "Бортэ Чино"). Достаточно полистать мифологический словарь и остановиться на статье БОРТЭ ЧИНО, чтобы понять о ком конкретно идёт речь - о прародителях нирун-монголов, с которыми был связан Чингисхан.
Это те самые "рыжие дьяволы" и "длиноносые", которых с упоением истребляли китайцы, когда им представилась такая возможность. Так как возглавлявший древних тюрков род Ашина являлся протомонгольским по происхождению, то как можно прочитать в древнетюркских рунических текстах КЁКБОЬРИ БОЛЗУНГЪЫЛ УРАН "пусть кличем (в бою) станет "сивый волк"!" Таким образом, волчью символику ввёл монгольский правящий род тюркютов (кёктюрков).
Далее "серый волк" всплывает в огъузских "дэстанах" и далее попадает в патриотический пафос Османского поэта Зия Гёкальпа: "Гъаза'да орду, чыкар Бозкурду, куртарсын юрду, эй ючже Аллаh!"
Но самым оголтелым его пропагандистом в Турции являлся молодой, привлекательной наружности, амбициозный Нихаль Атсыз - сын военно-морского офицера. Это был непримиримый турецкий националист ( и даже расист) со склочным характером и демонстративно атеистическим высказываниями. Своими беспричинным нападками на ислам он дошёл до того, что от него стали дистанцироваться даже наиболее одиозные турецкие националисты *. Историки дали убийственную характеристику: "Расист, кемалистское дитя безбожных родителей, всю жизнь потративший на склоки и судебные разбирательства". Правда, никто не ставит под сомнение его блестящий литературный талант и эрудицию. В нём всё это сочеталось. Ещё он писал стихи. Его трилогия "Серые волки", "Смерть серых волков" и "Серые волки возрождаются" вскружила голову не одному поколению турецкой молодёжи.
Наиболее образованные турки видя обложки подобных произведений обычно безо всякого интереса произносят: " А..."Серые волки" возрождаются"...Турки вышли из пещеры Эргенекон. Говорят и чеченцы оттуда. У них тоже волк и 9 звёзд. Только всё это не турецкое, а монгольское. Нам это просто навязали". В Турции нет никого, кто был бы не знаком с этой романтической темой. Одни осуждают, другие приветствуют. Последние заметны по вывешенным флагам и транспорантам типа Kadikoy, Ist. ULKU OCAKLARI и т.п. Общее название "Улькю Оджаклары". У них свои штабы, пресса, радио по всей Турции. Присутствуют в том числе и Европе.
* Бывший владелец и неизменный главред журналов ORKUN (Орхон) "Танрыдаг", "Бозкурт" с какими-то оголтело пронацистскими статьями. Поддерживал нацистскую Германию, пропагандировал смену мусульманской религии на шаманизм, чем вызвал взрыв возмущения среди турецких граждан. В 1944 г. вместе с рядом других известных лиц ( Реха Огуз Тюркан, Альпарслан Тюркеш и др.) привлекался к суду по обвинению в "разжигании расовой ненависти и действиях, направленных на раскол турецкой нации". Толчком к уголовному преследованию стало упоминание данных лиц в списках германского посольства в Анкаре как "согласных сотрудничать с германскими национал-социалистами". Все обвиняемые военнослужащие проходившее по этому делу однако были оправданы приговором генерала Исмаила Беркока (этнический кабардинец) председательствовавшего в Воен. Трибунале: "В чём они вообще обвиняются? В Турции не могут считаться преступлениями те, которые сформулированы обвинением как "пантюркизм" и "пантуранизм". Если на то пошло, то мы все здесь такие. И это вовсе не преступление для Турецкой Республики". Нихаль Атсыз неоднократно обращал на себя внимание турецкой общественности судебными исками по делам "оскорбление чести и достоинства" и его печатное издание то и дело закрывалось и открывалось под другими названиями. Наиболее талантливым его стихотворением в Турции признано "Одиночество". Романтик, идеалист. Выпускник Военно-морского училища. Всю жизнь работал преподавателем турецкой литературы в лицее. В скрытой для непосвящённых, но понятной всем форме подвергся критике его некогда единомышленником Альпарсланом Тюркешем: "Мы не измерители черепов и не провозвестники шаманизма. Нам это не нужно". Именно с учётом этой критики турецкое молодёжное движение "Бозкурт" сменило свое прежнее воинственно полуязыческое название на более нейтральное - "Идеалистические Очаги". Ныне Нихаль Атсыз в Турции воспринимается как один из классиков подростковой прозы и городской поэзии. Литературный талант этого автора и его длительное влияние на умонастроение молодёжи признано всеми, в том числе его идейными противниками.
Свидетельство о публикации №224120600644