Хазары
"Есть мнение,что мать хана Бату– Уки-хатун или Шукиния– была правнучкой последнего кагана Хазарии Иосифа II.Таким образом,Батый оказывается по матери евреем,по Мор-озову– Батей(Папой)Римским,а по Фоменко даже Андреем Боголюбским и Александром Невским(одновременно).И данное открытие изящно объясняет,почем немцы ненавидели евреев не как все,а особенно.Генетическая память о Ледовом побоище.Вообще,конеч-но,мать Батыя происходила из того же монгольского племени конграт,существующего, кстати,до сих пор,что и бабушка– старшая жена Темучжина Бортэ-фуджин.Откуда взяты глупости запечатлённые на скрине– даже не интересно.Интересно же в данном конт-ексте,что последний каган Хазарии иудеем не был.Он был мусульманином.Собственно, хазары– самоназвание одного из тюркских племён огурской группы,начале нашей эры откочевавшего в Прикаспий.О бурной истории хазар лучше всего свидетельствует тот факт,что «хазарами» они называли себя сами.Окружающие же предпочитали именовать их «гуннами».То есть,племя примкнуло к гуннской орде ещё на этапе прохождения гуннов через Причерноморье.И явно неплохо себя там зарекомендовало.Но быстро откололось, не последовало за гуннами в Европу,а ушло разбойничать на Северный Кавказ.Позже хазары,уже зовущиеся гуннами,примыкают к аварам.Заимствуют у аваров титул «каган». Но снова не уходят с союзниками на запад.Причём,уже по причине понятной.В V-VI вв. гунны-хазары переходят сначала к полуоседлому,а потом и к оседлому образу жизни в Дагестане.И это сразу к вопросу, куда пропали хазары и кто является их потом-ками.«Природные» хазары добавили тюркский элемент в этническую мешанину восточ-ной части Северного Кавказа.Также стоит отметить,что настоящие хазары долго ост-аются язычниками,поклоняющимися Тенгри и приносящими человеческие жертвы священ-ным дубам.Последние упоминания дагестанских гуннов связаны с принятием их вождя-ми христианства.В ислам,таким образом,хазары обращаются уже после утраты этнич-еской идентичности,– в составе других кавказских народов.Соответственно,«хаз-ары»,упоминающиеся в русских летописях,это уже другие,– в другом смысле,– хаза-ры.До того,как осесть,хазары-гунны создают между Волгой и Днепром свою «кочевую империю»,подчинив другие племена.Не только тюркские.В состав хазарской орды вхо-дят также мадьярские племена(позже они отделятся и уйдут,прихватив часть мораль-но не стойких тюрок).Наиболее же лояльной фракцией хазар оказываются иранцы– аланы,позже ставшие осетинами.Кочевые империи,обычно,недолговечны,но,переходя к оседлости,хазары приобщились к цивилизации,благодаря народам Закавказья,терри-торию которых непрерывно грабили.Среди прочих трофеев,хазарам удаётся приобрести и некоторые навыки государственного управления.Что в итоге позволяет им создать государство,подобное империи киданей,– населённое в основном кочевниками,но с торговыми городами,таможенными постами,системой налогообложения и земледельче-скими провинциями.Оседлое население концентрируется в Дагестане(до конца истории Хазарии,Дагестан остаётся самой населённой и богатой областью страны),в Крыму и на Черноморском побережье…Но к моменту расцвета Хазарии– VII в.– собственно «хазарским» в ней уже остаётся только происхождение царской династии.То есть, «хазары 2-ed»– это политоним.В учебниках можно встретить упоминания о «малочис-ленности хазар»,но точнее будет говорить об их околонулевой численности.Потом-ками хазар была лишь тончайшая прослойка высшей знати,уже не ассоциирующая себя с дагестанскими гуннами,которые,в свою очередь,«хазарами» себя давно не называют .Государство же представляет собой конгломерат племенных союзов(в том числе сла-вянских),городов и княжеств,каждое со своими обычаями и внутренним самоуправле-нием.Связывает всё это воедино регулярная гвардия кагана,к которой во время войны присоединяются племенные ополчения.Гвардию выставляют занимающие привиле-гированное положение переселенцы из Средней Азии,исповедующие ислам…Таким образ-ом,могущество и стабильность Хазарии держатся на деньгах,позволяющих регулярное войско содержать.Деньги же,в свою очередь,даёт транзитная торговля.Причём,очень быстро каганы понимают,что для бизнеса диво как хороша религиозная терпимость. Посещая хазарские города,путешественники отмечают,что живут в них- мирно,бок о бок,занимая равное положение,– христиане,мусульмане и иудеи.«Мирно»– это вплоть до того,что в пятницу жители всем кагалом идут в мечеть,в субботу в синагогу,а в воскресенье– в храм.Хазария охотно принимает епископов и миссионеров из разных стран,стараясь наладить международные связи.Что же касается иудаизма,то его пре-дсказуемо принесли евреи,которых в категорически терпимой к вероисповеданию Хаз-арии не менее предсказуемо оказывается много.Соображения,по которым каган и его двор решают принять иудаизм (при том,что сам-то иудаизм отрицает,что его можно «принять»,не принадлежа к избранному народу)– это очень интересный вопрос,на ко-торый разные исследователи дают разные же ответы.Но тут достаточно сказать,что до этого тенгриане-каганы уже успевают принять ислам,чтобы помириться с арабами. А уже в конце истории страны,– после разрушения Итиля русами,– они снова возвра-щаются к исламу,чтобы получить помощь из Средней Азии…То есть,выбор в любом слу-чае был обусловлен политикой.Скорее,каганы стремились таким образом понизить градус конфликта христиан и мусульман в своём государстве.Показали,что не примут ни одной из сторон.Любопытно также, что археология не обнаруживает признаков заметного распространения христианства, иудаизма и ислама на Волге и Дону в хазарский период. Верования живущих в Хазарии народов оставались тенгрианскими. Монотеистические религии имели хождение лишь в городах,населённых греками,армя-нами,персами и евреями.Но при том и в городах уже собственно в обычаях хазарск-ого двора очень сильными оставались мотивы степного язычества.Как политическое образование,Хазария коллапсировала после разрушения русами Итиля,а также захвата Саркела и Тмутаракани.Нет городов,нет денег,значит,нет наёмного войска.А никаких «хазар» и так не было."
(ст."Песнь о нибелунгах»— что это такое?",Биюлио Графия,2024) "Многие слышали о произведении под названием «Песнь о нибелунгах»,но что это такое знают не все. Расскажу вам вкратце об этом произведении.«Песнь о нибелунгах»— средневековая немецкая эпическая поэма,написанная в конце XII—начале XIII вв.в стихотворной форме.Несмотря на свою древность,читается она легко и воспринимается без сложно-стей.О «Песни..» много чего написано.И иногда призванное лучше разъяснить соде-ржание и смысл «Песни..» воспринимается сложнее самой «Песни..».Это я к тому, что не стоит бояться «старины глубокой».Перевод Юрия Корнеева 1972 г.,на мой взгляд,очень хорош.О чём это произведение? С чего оно начинается и чем заканч-ивается? История стара как мир.Бургундская принцесса Кримхильда боится выходить замуж.Ей приснился вещий сон,будто её любимый был заклёван орлами и умер в смер-тных муках.Но мать убедила её,что без любви невозможно быть счастливой.Жених Кримхильде нашёлся быстро.Зигфрид был ровней ей по рождению,к тому же красавец и удалец.Проявив себя в борьбе с врагами,он успешно сватается и женится.Это типич-ный сюжет для эпоса и сказки.Но в «Песни..» всё кончается для героев печально. Любовь,как водится,преследуют ненависть,злоба,коварство,месть и смерть..Кто же такие нибелунги? Это сказочные хранители сокровищ.В «Песни..» они предстают в облике воинов.Зигфрид получает несметные сокровища и становится нибелунгом,обла-дателем золотого клада,борьба за который и описывается в «Песни..».Всякий раз клад переходит победителю и победитель становился нубелунгом.Авторство «Песни о нибелунгах» доподлинно не известно,хотя догадок строилось немало.По значимости эта поэма приравнивается к другой эпической поэме,древнегреческой «Илиаде».Стр-уктурно произведение состоит из 39 частей,названных авентюрами и имеющих заголо-вки,по которым можно проследить сюжет поэмы от начала до конца.Первая половина книги— подвиги Зигфрида,его любовь,женитьба на Кримхильде,сестре короля Гюнтера, сватовство Гюнтера к Брунгильде,убийство Зигфрида.Вторая половина книги— месть Кримхильды за мужа,смерть Гюнтера и Хагена,упадок бургундского царства.Красиво, но трагично.«Песнь о нибелунгах» в классическом переводе Ю.Б.Корнеева недавно вышла в моей любимой серии «Мифы от и до».Всё очень изящно сделано,каждая стра-ница оформлена орнаментом,текст сопровождается иллюстрациями XIX в.В начале кн-иги дана вступительная статья доктора исторических наук Владимира Петрухина.Име-нно такое издание «Песни..» я и хотела иметь в своей домашней библиотеке."
(ст."Названия гор России: этимология",ЯЗыковедьма,2024) "Топонимы- прекрасно. Когда они написаны на твоем билете или на указателе возле дороги,и ты к ним еде-шь,и наблюдаешь прекрасное.Но топонимы- совершенно ужасно,когда нужно разбира-ться с их этимологией.Версий- тьма,языки всё сплошь малоизвестные,даты- отдален-ные,письменных свидетельств почти нет,тьфу.Но тем не менее,кое-что всё-таки нак-опалось.Урал: скорее всего,это название происходит из языка манси,где "ур ала" означает "горная вершина".В сибирском и алтайском регионе словом "уралы" даже называли любые крутые горы.Кавказ: это название появляется ещё у древних греков (;;;;;;;; [Ka;kasos]),и слово это считается подслушанным у скифов.То ли от *xrohuk;si,что могло на скифском означать "блестящий снег",то ли от корня,близ-кого к древнеперсидскому ;;; [kaufa] ("гора").Эльбрус: это тоже скифский след, поскольку происходит от персидского ;;;;;[alborz](у нас передаётся как Альборди) ,которое происходит от мифологической горы Хара Березайти,упоминаемой в Авесте. По легенде эта гора(в переводе "Высокий Страж")находится на севере,её вершина - центр мироздания,к которому прикреплены звёзды,а над ней находится обитель бога Митры. В общем,такой индоиранский Олимп.Казбек: вероятно, название было дано по аулу Казбеги,лежащему у подножия горы,а аул назывался по имени князя Казбека.
Домбай: во многих кавказских языках такое или похожее слово означает "зубр".
Дыхтау: переводится очень просто,"крутая гора".Бештау: ну а это- "пять гор". Вторая часть,как вы поняли,это и есть "гора"- в тюркских языках.ю-Даг: так это слово тоже может выглядеть,а переводится всё вместе как "Медведь-Гора".Машук: либо это кабардинское "долина проса",либо персидское "возлюбленная".В зависим-ости от того,романтик вы или прагматик.Алтай: опять то самое горное окончание,а начало,"алт"- в тюркских и монгольских языках переводится как "золото".Саяны: почему-то ничего не нашла толкового по версиям, но в тюркских языках слово "сай\шаян\саян\чаян" переводится как "скорпион".Хибины: то ли от "хибень",что в финно-угорском исполнении означало что-то вроде "плоскогорья",то ли от "хибины", что у нас означало "складку,морщину"(происхождение неизвестно).Путорана: обычно грешат на эвенкийское происхождение,причем в двух вариантах,"пэтороми" означает "дымящееся",а "куторама"- "болотистое".Ергаки: ближе всего по виду это слово к тюркским,означающим "тулуп,шуба".Видела версию,что так в тувинском называют "большой палец",но в словаре тувинского такого слова не нашла."
"«Первый князь с именем Рюрик появляется среди всех многочисленных русских князей с их большими семьями только в середине XI века. Это Рюрик Ростиславович — аж правнук Ярослава Мудрого (!!!), а всего в домонгольский период таковых было еще два в XII в.(еще один Рюрик Ростиславович и Рюрик Ольгович).Если вспомнить сколько за это время было разных Олегов, Владимиров, Ярославов, Святославов, Игорей и проч., то становится очевидно, что великокняжеский род в тот момент никакими «рюриковичами» себя не считал и память о своем «родоначальнике» не хранил.В традиционном обществе людям свойственно знать свои родословные на несколько колен назад.Если мы говорим про князей,то их родословные– даже не семь колен,а значительно больше!Чем древнее род– тем знатнее!В средневековье,и особ-енно у скандинавов,с которыми наши князья имели многочисленные династические браки,была традиция называть детей,старших сыновей особенно,в честь отцов и дедов.Здесь мы видим полное нарушение этой традиции…Точнее, никакого нарушения нет – о Рюрике наши князья просто не знали, легенды о нем циркулируют только в Новгороде, и попадают в Киев, где пишется «Повесть временных лет» и то только в XI-XII веке! В Новгороде же легенды циркулируют просто потому, что новгородцы тесно контачат, торгуют со скандинавами и балтийскими славянами, для которых Рюрик был историческим персонажем из их относительно недалекого прошлого. И он действительно в свое время был приглашен княжить, но только не в Новгород, и даже не в Старую Ладогу, а в славянский Мекленбург, откуда, скорее всего, родом была его мать, летописная Умила, дочь Гостомысла. Симптоматично, что именно один из новгородских князей первым и назвал одного из своих сыновей Рюриком, в конце XI века.» ("А был ли Рюрик и Киевская Русь? ")(История в историях,2024)
"Русские — не прилагательное
"Субстантивация (лат. substantivatio, от substantia — «сущность») — семантически-синтаксический переход прилагательного и причастия (изредка и др. частей речи, например, дорога в никуда) в существительное, при чем данное прилагательное употребляется уже только в функции существительного (полная субстантивация — кошевой, хорунжий, звеновая, подушная — первоначально это атрибуты к существительным, которые здесь давно забыли), или рядом возможно еще и прилагательное употребление (прошлое, неизвестное).Источник субстантивации прилагательного "русский" ясен из летописей: "Русьская земля", "мы от рода русьского" и так далее. "Русский" - член рода, насельник земли РусскойИзначально была неотъемлемая связка - русские люди, русский человек, Параллельно с указанной связкой до XVIII века как самоназвание употреблялся этноним "русин", "русинка",позднее вытесненное книжным "россиянин" и этнонимами "великорус","рус-ский".Именно из словосочетания "русский человек" и произошло современное существительное "русский". Со временем, существительное "человек" отпало, а прилагательное "русский" стало существительным.В Северо-Восточной Руси и Русском государстве эндоэтноним «русин» употреблялся вплоть до конца XVII века,особенно в противопоставлении. с «татарин», «бусурманин», «жидовин», «немчин», «литвин», «чудин», «латин», «турчин» и т. п., образованными по той же модели: суффикс единичности с названием народа.К примеру, у Афанасия Никитина в «Хожении за три моря» около 1470 г. сказано:«ханъ ув;дал, что яз не бесерменянин — русинъ».Одним из примеров употребления этнонима «русин» в множественном числе является Казан-ская история в списке 1560 гг.:«Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху,биюще: на единаго бо казанца сто русинов,а на два дв;сте.…»Матвей Меховский писал в 1517 г.в «Трактате одвух Сарматиях»,что жители.Московии «Rutheni sunt et Ruthenicum loquuntur» (являются русинами и говорят по-русски).
Наряду с самоназванием «русин» в ходу было слово «русак» , о чём упоминал в своих мемуарах Жак Маржерет. (Со временем эти формы также были вытеснены субстантивированным прилагательным«русский», произошедшим от выражений «русские люди», «русский человек»).До сих пор в русском просторечии ,- сохранилось древний этноним -"Русак". В источниках эта форма известна в 15 -17 вв.Сходно с формой- "Словак"," Поляк".Итак,слово "Русские" образовалось от Роусьские люди, аналог :Лядские люди,Литовские люди,и т.д.Современное обозначение,- "Руский, руска"- зафиксировано впервые в 1016 г.в Уставе Ярослава, Русская правда, Киев.
Параграф 17 из сборника Русской правды 1016 г.гласил:«Аще ли жидовин или бесер-менин будеть с рускою или иноязычник,на иноязычницех митрополиту 50 гривен,а руску пояти в дом церковный».Русские— не прилагательное."
(ст."Русские— не Прилагательное",М.Щукин,2023)"ЕДИНЫЙ НАРОД РУСЬ."Место криви-чей,северян,волынян,занимают смоляне,черниговцы,владимирцы.Население Руси в лет-описи полностью утрачивает свою былую "этничность",превращаясь в единый народ,а прежние племенные идентификации уступают место исключительно территориальным,по главным гордам земель"(стр.79)"Из случайных обмолвок летописца мы знаем,что если не сами племена,то по крайней мере их названия дожили до 12 в.Тем не менее пос- ле 988 г.,он(летописец)предпочитает не упоминать о них. Получив крещение,словене , северяне,кривичи превращаются в новгородцев,черниговцев,полочан"(стр.81) (А.П. Толочко,"Очерки начальной Руси",Киев- Санкт-Петербург,2015 г.)Субстантивация (лат.substantivatio,от substantia— «сущность»)— семантически-синтаксический пер-еход прилагательного и причастия (изредка и др.частей речи,например,дорога в никуда)в существительное,при чем данное прилагательное употребляется уже только в функции существительного(полная субстантивация— кошевой,хорунжий,звеновая,под-ушная— первоначально это атрибуты к существительным,которые здесь давно забыли), или рядом возможно еще и прилагательное употребление (прошлое,неизвестное).Исто-чник субстантивации прилагательного "русский" ясен из летописей:"Русьская зем-ля","мы от рода русьского" и так далее. "Русский"- член рода,насельник земли Ру-сской.Изначально была неотъемлемая связка- русские люди,русский человек,Парал-лельно с указанной связкой до XVIII в.как самоназвание употреблялся этноним "русин","русинка",позднее вытесненное книжным "россиянин" и этнонимами "велико-рус","русский".Именно из словосочетания "русский человек" и произошло современ-ное существительное "русский".Со временем,существительное "человек" отпало,а прилагательное "русский" стало существительным.В Северо-Восточной Руси и Русском государстве эндоэтноним «русин» употреблялся вплоть до конца XVII в.,особенно в противопоставлении с «татарин»,«бусурманин»,«жидовин»,«немчин»,«литвин»,«чудин» ,«латин»,«турчин» и т.п.,образованными по той же модели: суффикс единичности с названием народа.К примеру,у Афанасия Никитина в «Хожении за три моря» ок.1470 г.сказано: «ханъ ув;дал,что яз не бесерменянин— русинъ».Одним из примеров употр-ебления этнонима «русин» в множественном числе является Казанская история в спи-ске 1560 гг.:«Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху,биюще: на единаго бо казанца сто русинов,а на два дв;сте.…»Матвей Меховский писал в 1517 г.в «Трактате о двух Сарматиях»,что жители Московии «Rutheni sunt et Ruthenicum loquuntur»[19](являются русинами и говорят по-русски).Такой же подход встречает-ся у Гваньини,Герберштейна и многих других писателей XVI в.Наряду с самоназва-нием «русин» в ходу было слово «русак»,о чём упоминал в своих мемуарах Жак Марж-ерет.(Со временем эти формы также были вытеснены субстантивированным прилагат-ельным«русский»,произошедшим от выражений «русские люди»,«русский человек»).До сих пор в русском просторечии,- сохранилось древний этноним-"Русак".В источн-иках эта форма известна в 15 -17 ввСходно с формой- "Словак"," Поляк".Итак,сло-во "Русские" образовалось от Роусьские люди,аналог :Лядские люди,Литовские люди, и т.д.Современное обозначение,- "Руский,руска"- зафиксировано впервые в 1016 г.в Уставе Ярослава,Русская правда,Киев.Параграф 17 из сборника Русской правды 1016 г.гласил:«Аще ли жидовин или бесерменин будеть с рускою или иноязычник,на иноя-зычницех митрополиту 50 гривен,а руску пояти в дом церковный»как писалась Рус-ская правда :
Правда Роськая
Правда Рускаа
Правда Русскои земли
Правда Русськая
Правда Русьская
Правда Руская Также «руский» зафиксированно в Соборном Уложении 1649 г.:
Соборное уложение 1649 г.Вступление.И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу,патриарху Московскому и всея Русии,и митрополитом,и архиепископом,и епископу,и архимаритом и игуменом,и всему освященному собору,и своим государевым бояром,и околничим,и думным людем,и выбо-рным дворяном и детем боярским,и гостем,и торговым и посадъцким людем Московск-ого государьства и всех городов Росийского царства.В тексте по правилам орфог-рафии того времени записано в значении этнонима словосочетание «русские люди» 33 раза,«русский человек» 5 раз,слово «русский» в этническом значении 2 раза(глава 20,параграф 6,лист 281,для поиска по ссылке лист 285).Также в тексте встречаются словосочетания «русских крепостных»- 1 раз,«русскими жонками»- 1 раз,«кобыла русская»- 2 раза,«жеребенок русской»- 1 раз,«курица русская»- 1 раз.В тексте Соборного уложения этноним "русский" не является конфессионализмом,в тексте исп-ользуется для обозначения конфессии "православные християне",также для "литов-ских людей" и "немецких людей" используется для указания религиозной принадлеж-ности "некрещеные иноземцы".Русский крепостной/вал/жеребёнок и т.д.— здесь «рус-ский» это прилагательное,а «русский человек»,отдельно «русский»— уже субстантив т.е.существительное.Полное название России в 17 в.– Владимирское и Московское государство и все государства Российского царствия.Приведем небольшой список примеров существительных от прилагательных: городничий,стряпчий,кормчий,рабочий и т.д.
У большинства славянских народов самоназвание также представляет из себя субста-нтивированное прилагательное:Я русский(русские);Аз български(болгары);Ja serbski (лужицкие сорбы);Aj slovensk;(словаки);I slovenski(словенцы);I ;e;ka(чехи);I Hrvatska(хорваты).В западнославянских языках название государства- один славянск-ий народ не имеет этнонима в качестве самоназвания на -ец(кроме"украинец").И вообще изначально такая конструкция не применялась для образования этнонимов.
Когда испанца спрашивают о национальности,он отвечает:"Yo soy espa;ol".То есть, он о себе говорит: «я испанский».Только espa;ol в данном случаем,как и русский, - не прилагательное,а субстантивированное прилагательное,отвечает на вопрос "кто",т.е.существительное.Espa;ol- испанский и испанец.Самоназвание у французов тоже прилагательное:Je suis fran;ais- я француз.Le Patriote fran;ais- француз-ский патриот.Je parle le fran;ais- я говорю по-французски.Fran;ais- французский и француз.Британцы говорят про себя- I'm British/English/Scottish/Irish,я брит-анский и британец/английский и англичанин/шотландский и шотландец/ирландский и ирландец.Аналогично :Deutsch– немецкий и немец.American– американский и америка-нец.Italiano– итальянский и итальянец.Итак,у всех крупных европейских этносов, включая и латинский,самоназвание- субстантив прилагательное,т.е. Fran;ais.Более того,в скандинавских языках,в отличие от английского,есть четкое деление на существительные и прилагательные.И тем не менее,они называют почти все национальности субстантивированными прилагательными,по аналогии с русским этнонимом "русский".Примеры из шведского языка:Svensk– шведский и швед;Dansk– датский и датчанин;Norsk– норвежский и норвежец.Fransk– французский и француз;
Tysk– немецкий и немец;Rysk– русский(прилагательное)и русский(существительное).
Примерно так же обстоят дела и в других скандинавских языках: в обоих норвежск-их,в датском,в исландском и в фарерском.Так что адъективность(существительное с признаками прилагательного)самоназвания у индоевропейцев— не исключение,а прав-ило.И тем не менее, они называют почти все национальности субстантивированными прилагательными,по аналогии с русским этнонимом "русский".Примеры из шведского языка:Svensk– шведский и швед;Dansk– датский и датчанин;Norsk– норвежский и норвежец.Fransk– французский и француз;Tysk– немецкий и немец;Rysk– русский(при-лагательное)и русский (существительное).Примерно так же обстоят дела и в других скандинавских языках: в обоих норвежских,в датском,в исландском и в фарерском.
Так что адъективность(существительное с признаками прилагательного)самоназвания у индоевропейцев— не исключение,а правило."
(ст."Древний Египет присвоил себе пирамиды выходцев из Атлантиды? Интересная гипотеза исследователей",Биосфератум,2024) "Думаю ни у кого не возникает сомне-ний насчёт того,что египетские реликвии– не новодел,а действительно наследие древней культуры.А вот насколько древней– конечно,большой вопрос.В 19-20 в.мно-гие специалисты выдвигали,казалось бы,немыслимую гипотезу о том,что пирамиды и многие другие крупные сооружения были воздвигнуты не во времена правления фарао-нов,а намного тысяч лет раньше.И у этой версии есть некоторые подтверждения,кот-орые стали доступны уже в конце 20 века– начале 21 в.Во-первых, стоит отметить, что группа исследователей под руководством Грэма Хенкока провела многочисленные эксперименты по моделированию проекции небесных светил и знаменитых пирамид в Гизе.Оказалось,что они соответствовали друг другу лишь 19450 лет назад.Учитывая тот факт,что египтяне сооружали грандиозные постройки строго по проекции созвез-дия Орион,уже натолкнуло на мысль,что строительство затевалось вовсе не 4-5 тыс. лет назад,а гораздо раньше.Во-вторых, существует метод, который открыли около 10 лет назад,позволяющий по водной эрозии определить возраст каменной породы.Точ-нее момента, когда она подвергалась в последний раз обработке. Данная методика позволила установить, что блоки великой пирамиды Гизы обрабатывали примерно в 17-18-м тысячелетии до нашей эры. Ещё одно доказательство в пользу гипотезы об увеличении возраста сооружений.В-третьих, в одной из гробниц Египта специалисты обнаружили страусиное яйцо с нанесённым на его поверхность рисунком.Изображение весьма любопытное – три великих пирамиды, Нил, и другие атрибуты древней страны. К слову сказать, оно не единственное в своём роде. Во время раскопок в Нубийской пустыни было найдено аналогичное,правда с несколько иным рисунком,но три пирам-иды в нём тоже присутствовали.А странность заключалась в том,что возраст яиц– 7900 г.до н.э.и 9500 г.до н.э.,когда якобы пирамид ещё не существовало.Немецкие студенты Герхард Зюлхатль и Томас Тачши побывали в Египте в 2019 г.Их направили представители СМИ для собственного расследования.Задачей являлось добыть неболь-шой кусочек от блока пирамиды Хеопса.Провезти его через границу являлось доволь-но сложной операцией,но она оказалась выполнена! В Берлине Герхарда и Томаса жд-али журналисты,которые успели договориться с местными исследователями.Основы-ваясь на методе,который использовал Грэм Хенкок,подтвердился возраст обработки почти в 20 тыс.лет.Интересный факт– пирамиды уже в построенном виде подвергались проливным дождям,которые на протяжении последних тысячелетий никогда не были зафиксированы в Египте.Климатологи и вовсе заявляют,что последний раз климат здесь был таким более 14 тыс.лет назад.Важно отметить,что блоки к тому моменту уже были обработаны,иначе подвергшийся эрозии слой был бы спилен во время прид-ания блоку формы.Получается,что Древний Египет гораздо старше,чем нам заявляют официальные учёные? Не факт.Само государство Древний Египет,возможно,и образов-алось в исторический период,оглашаемый египтологами,но то обстоятельство,что пи-рамиды и многое другое на тот момент уже существовало и вовсе не строилось егип-тянами,а лишь использовалось ими,как наследие от более древних жителей региона– по-моему,можно считать доказанным.Учитывая мнение климатологов, стоит отметить, что это был благодатный плодородный край во временной отрезок с 25 до 12 тысяч лет до нашей эры. Кто жил здесь в те времена– серьёзная загадка,погребённая под тоннами песка. Очевидно, что цивилизация,располагавшаяся здесь,обладала достато-чно высоким уровнем технологий, позволяющим возводить грандиозные сооружения в те времена, когда, по мнению учёных, существовали лишь разрозненные племена.С другой стороны, очень многие энтузиасты и специалисты-атлантологи считают,что именно здесь располагались последователи Атлантиды.Один из центров их государст-ва был прямо на месте современного Египта.Так может быть стоит проработать верс-ию,согласно которой,переселенцы из этой легендарной страны вывезли некие техно-магические знания и осели в цветущей долине реки Нила? Основали город и постро-или пирамиды.На мой взгляд,эта гипотеза заслуживает внимания."
(ст."Как называлась наша страна при Иване Грозном? Приводим конкретные цитаты" ,Русичи,2024) "Интересно,сколько раз вам попадался на глаза набивший оскомину миф о том,что Россию,дескать,придумал Петр Первый в 1721 г.? Пять? Десять? Нам вот- раз пятьсот уже или тысячу.Куда ни заглянешь,чуть речь заходит о России семнадцатого или 16 в.,как тут же начинают сыпаться самоуверенные комментарии о том,что никакой России тогда не было.И все это обычно в хамском тоне.Интересно, если России,по уверениям всех этих горе-знатоков,не было,то как же тогда назыв-алась наша страна? "Московию" не предлагать.Уже всем давным-давно известно,что этим словом пользовались только некоторые иностранцы(далеко не все!),а самона-званием оно никогда не было.Итак,вот у нас на дворе шестнадцатый век.И в какой стране мы живем? Ну например,Андрей Чохов,знаменитый оружейных дел мастер,знает, что его страна называется "Росия".От царя Федора Ивановича он получает задание отлить огромное орудие и выполняет его с блеском.Так появляется на свет то,что позже назовут Царь-пушкой.На стволе с правой стороны он делает надпись:б;жїєю мл;стїю ц;рь ї вєликїи кнзь ;є;доръ ївановичь г;дрь и самодръжєцъ всє; вєлики; роси; • повєлєнїємъ бл;гов;рнаго и хр;столюбиваго ц;р; ї вєликого кнз; ;єдора їванович; г;др; самодєръжца всє; вєлїки; росї; • при єго блгочєстивои и х;олюбивои ц;рцє ї вєликои кн;гнє иринє • слита бысь сї; п;шка в прєимєнитомъ и ц;рьств;ющемъ градє москв; • лєта • ;з;чд • в трєтьєє л;то гдрьства єго • д;лалъ п;шку п;шечнои литєць ;ндр;и чоховъ..Пушка отлита была в 1586 году, то есть через два года после смерти Ивана Грозного.Вот вам самое прямое свидетельство того, что в этот момент наша страна называлась Россией.А при самом Грозном как было?
Об этом нам никто лучше самого царя не скажет.К счастью,до нас дошла его перепи-ска с бежавшим в Литву князем Андреем Курбским.Есть два письма,написанных царем. Заглядываем туда и видим следующее."Послание царя и великого князя Иоанна Васи-льевича всея Росии ко князю Андрею Курбскому.." Черным по белому название страны обозначено.Полагаем, что царю лучше известно,как называлось государство,которым он правил,чем неведомому Васе Пупкину с хутора Большой Вареник,кричащему,что ни-какой России до 1721 г.не было.Можем заглянуть и во второе послание Грозного.В первой же строчке находим там следующий текст:"Всемогущие и вседержительные дес-ница дланию содержащаго всея земли конца Господа Бога и Спаса нашего Исуса Хрис-та,иже со Отцемъ и Святымъ Духомъ во единстве покланяема и славима,милостию сво-ею благоволи намъ удержати скифетры Росийского царьствия.."Российское царство, значит.Опять же,если Иван Грозный считает,что он правит именно Российским царс-твом,кто с ним будет спорить? То есть мы с вами наглядно видим,что в середине шестнадцатого века наша страна называлась Россией и Российским царством.Оба на-звания являются синонимами.Ну как Россия и Российская Федерация сейчас.А будущий Петр Первый еще только лет через сто на свет появится.."
"6 декабря- день Мороза-Велеса.Постепенно устанавливается метеорологическая зима; приходит время льда,снега и стужи.Всё чаще на землю падают снежинки,а реки и озёра сковывает хрустальный лёд.Мороз наведывается к людям следом за Зимой-Мореной,бережно покрывая землю белоснежным одеялом.Когда Дед Мороз взбивает в своих хоромах пуховую перину,начинаются снегопады,метели,вьюги,пурга,бураны.Ког-да он свистит,налетают северные студёные ветры.А когда бьёт оземь посохом,прих-одят трескучие морозы,и природу сковывают холода.Тогда всё живое цепенеет,погр-ужается в сон.И многим снятся волшебные сновидения,целые сказочные фантасмаго-рии.Самое время написать письмо Деду Морозу."
(ст."Величие в имени: от Руси к России",Это было и с этим не поспоришь или ..,2024) "Есть в истории России удивительная особенность– само имя нашей страны менялось вместе с народом,отражая его путь от древних племенных союзов до вели-кой мировой державы.В этом имени– Русь,Россия– заключена память о подвигах пред-ков,о великих свершениях и победах,о становлении государства,равного которому нет в мировой истории.Русь изначальная.Когда в IX в.на берегах Днепра,Волхова и Ильменя зарождалось наше государство,оно уже носило гордое имя– Русь.Первые рус-ские князья– Рюрик,Олег,Игорь– заложили основы государственности,объединив слав-янские племена в единое целое.Их дипломатия и военное искусство заставили счита-ться с молодым государством даже могущественную Византию.Договор князя Олега с греками 911 г.– первый международный документ,где наши предки с гордостью назыв-ают себя "русскими"."Мы от рода русского"– слова звучат как манифест нарождаю-щейся державы,заявляющей о себе на мировой арене.Русь единая.Выбор веры князем Владимиром в 988 г.определил не только духовный путь Руси,но и её культурное ра-звитие.Православие принесло с собой письменность,искусство,архитектуру.Русь ста-новится центром уникальной цивилизации,где восточная широта души соединяется с христианской духовностью.При Ярославе Мудром Русь достигает такого могущества, что европейские монархи считают за честь породниться с киевским князем.Именно тогда складывается понятие "Русской земли"– единой территории, объединённой об-щей культурой,верой и княжеской властью.От Руси к России: время перемен.Период XV-XVI веков– особая эпоха в истории нашего государства.Московское княжество объединяет русские земли,освобождается от ордынской зависимости.Брак Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г.символически делает Москву наследницей Византии.Именно тогда появляется новое имя– Россия,звучащее по-гречески более торжественно и ве-личественно.Это было не просто изменение названия– была заявка на новый статус государства.Россия становится хранительницей православной веры,защитницей христ-ианских ценностей.Двуглавый орёл на гербе символизирует преемственность от Римс-кой и Византийской империй.Российское царство: эпоха величия.При Иване Грозном формируется Российское царство– могущественное государство,раскинувшееся от Бал-тики до Тихого океана.Покорение Казани и Астрахани,освоение Сибири– всё это соз-давало уникальное многонациональное государство,где разные народы жили в мире и согласии под скипетром русского царя.Российская империя: мировая держава.Пётр Великий,провозгласив в 1721 г.создание Российской империи,закрепил новый статус государства.Россия становится не просто страной– она превращается в империю,чьё слово весомо в решении судеб мира.Новое название отражало новую реальность: Рос-сия вышла на мировую арену как великая держава.От империи к федерации.XX в.прин-ёс новые изменения.Российская империя,РСФСР,Российская Федерация– каждое из этих названий отражало новый этап развития государства.Но неизменным оставалось одно – величие России,её особая роль в мировой истории.Россия сегодня.Соврем.Россия– наследница тысячелетней истории.В её имени соединились древняя Русь и император-ская Россия,православная духовность и державное могущество.Это имя,выстраданное веками истории,наполненное подвигами предков и свершениями потомков.Сегодня,ког-да мы говорим "Россия",мы вспоминаем весь путь,пройденный нашим народом: от пер-вых русских князей до современных достижений,от древних городов до покорения ко-смоса.В этом имени– память о прошлом и надежда на будущее,гордость за свершения предков и вера в новые победы.Как и столетия назад,Россия остаётся одним из клю-чевых государств мира,страной с уникальной культурой и богатейшей историей.И в самом её имени заключена идея преемственности поколений,неразрывной связи времён и величия русского народа."
(ст."Арнольд Брукс: «Мы не первое человечество».Фантастическая история о находке города подо льдом Гренландии",Биосфератум,2024) "Как и в большинстве подобных историй нельзя наверняка утверждать,происходили описанные в ней события на самом деле или являются плодом чьей-то фантазии.На всякий случай уточняю,что публикация не имеет научной ценности и не является материалом с высокой степенью достоверности.В общем,история,легенда,байка– как хотите.В 1981 г.была осуществ-лена совместная экспедиция британских,американских,французских и датских учёных под руководством Арнольда Брукса в Гренландию.Тогда появились первые прототипы оборудования,позволяющего сканировать лёд на десятки метров.Таким образом иссл-едователи хотели обнаружить пустоты,которые потенциально могли являться пещера-ми,уходящими куда-нибудь вглубь острова.Конечно,в целом толщина льда в Гренлан-дии 1,5-3 км.Но это было начало исследования,поэтому как только появилась хоть такая возможность,ею непременно воспользовались.Сам Арнольд Брукс позже заявлял: «Гренландия подарила нам надежду на то,что мы не первое человечество».Этот дово-льно сенсационный комментарий отражает всё то,с чем столкнулись учёные.3 июня 1981 г.,используя новейшее оборудование,группа французов и датчан натолкнулась на обширную пустоту.Дальнейшие изыскания позволили выяснить,что это был туннель диаметром десятки метров,удаляющийся вглубь острова.Он проходил под поверхностью примерно на глубине 20-25 м.Появилось желание проникнуть внутрь.Для этого амери-канская сторона отправила в Гренландию необходимую технику,и уже через три неде-ли начались работы по проникновению в странную подлёдную пещеру.Не было похоже, что она естественная– радиус не менялся,словно какая-то проходческая техника со-здала этот туннель.Брукс был одним из первых,кто спустился в подлёдную полость. Проход постепенно углублялся вниз и неожиданно перешёл из ледяной пещеры в каме-нную.Учёные сделали однозначный вывод– им удалось найти рукотворный объект.Арно-льд вёл исследователей в неизвестность,надеясь обнаружить какой-нибудь древний город или хотя бы стоянку древних людей.То,на что они натолкнулись,превзошло все даже самые смелые предположения.Впереди находилась приоткрытая гермодверь.Какой-то бункер,явно построенный техногенной цивилизацией.Очень похоже,что её уровень знаний был сопоставим с серединой 20 века,если не выше.Внутри располагались бол-ьшие помещения с разными ржавыми установками.Часть из них состояла из камня и минералов,поэтому сохранилась,металлы же подверглись сильнейшей эрозии.Малейшее прикосновение превращало их в труху.Здесь располагался ангар с неизвестными то ли летающими,то ли плавающими средствами передвижения.Внешне они напоминали тре-угольные компактные аппараты,но панели управления изобиловали неизвестными симв-олами.Также в глаза бросалось отсутствие кнопок,рычагов,привычных штурвалов–сов-ершенно другой уровень развития и,соответственно,иные принципы работы.Комплекс представлял из себя многочисленные сооружения,имеющие промышленный характер.Зде-сь были обнаружены заводы,ангары,жилые отсеки– развитая инфраструктура,можно ск-азать,целый город,но всё это находилось подо льдом.Отсюда Брукс сделал вывод,что они натолкнулись на гигантское доказательство существования технически развитой цивилизации,жившей до появления человека разумного.Ведь льдом Гренландия покры-лась минимум 2,5 млн.лет назад.Благодаря консервации и специфическим условиям многое сохранилось.Об этом не принято говорить,ведь это противоречит научной по-вестке возникновения человечества.С другой точки зрения,нет никаких доказатель-ств,что комплекс построен людьми.Может быть,его создателями были существа с дру-гой планеты? И оледенение стало причиной техногенной катастрофы,а не изменения климата? Такую точку зрения тоже нельзя исключать.В любом случае,даже если это в какой-то степени легенда или вымысел,то это не означает,что нечто подобное не скрывается подо льдами Гренландии или Антарктиды."
(ст."Каков возраст антарктических ледников,каков возраст льда в Антарктиде и почему это- разное",Цитадель Адеквата,2022) "Каков максимальный возраст льда в Антарктиде?Есть мнение,что ледник в Антарктиде образовался только 400 или 500 лет назад.После очередного Джанибековского кувырка и смены полюсов.А потом рос по 10 метров в год,— ведь там всегда зима.Но это— не интересное мнение.К тому же слишком длинное.Желающие могут самостоятельно ознакомиться с ним,почитав цитату.
Вообще же, ледник в Антарктиде начала расти 25 и достиг современных размеров 12 миллионов лет назад.Происходило это не быстро,так как Антарктида— место очень сухое.Но,главное,ледниковый щит образует накрывающий весь материк купол,имеющий максимальную толщину в центре,и,как следствие,стекающий к морю.Чтобы,преодолев шельф,уплыть в тёплые края в форме айсбергов.Скорость его движения составляет в разных точках от метра до километра в год,так что,где попало станцию не постро-ишь.В частности,в районе станции Восток скорость течения льда велика.Даже буре-ние на глубину почти 4 км.не позволило получить образцы старше 420 тыс.лет.Одна-ко,в данном случае предметом изучения являлось полное загадок подлёдное озеро,и цель получения самых древних образцов льда не ставилась.Лёд,хранящий информацию об изменениях климата и состава атмосферы в квартере,искали в других местах.Гла-вным образом,американцы,также имеющие базу в глубине континента.Но достигнутые результаты долгое время не впечатляли.Максимальный возраст образцов,взятых ближе к середине щита,не превышал 800 тыс.лет.Лёд стекает, но может застаиваться во впадинах. Казалось бы, достаточно найти с помощью сейсмического зондирования закрытую долину под ледником,и там должен храниться материал с момента основания щита.Однако,не получалось.Во впадинах— под теплоизолирующей толщей вышележащих слоёв— лёд нагревается теплом земной коры,расширяется и покидает ловушку восхо-дящим потоком.Именно такова,кстати,гидрография озера Восток,— только с переходом воды в жидкую фазу.Чтоб не тянуть,— максимальный на данный момент возраст образ-ца антарктического льда— 2 млн.лет.Осознав суть проблемы,древний лёд стали иска-ть на периферии щита,и нашли в 130 км.от побережья.В яме на глубине всего 200 м. При такой толщине панциря текучесть льда снижается,и он начинает вести себя бол-ее предсказуемо.Извлечённые керны позволили получить образцы атмосферы середины четвертичного периода— от 1.2 до 2 млн.лет назад,и собрать информацию о колеба-ниях климата в этот период.И если анализ атмосферных газов(предсказуемо)не выяв-ил значимых отличий от современного состояния,то климатический срез показал,что в середине последнего геологического периода климат был ещё более переменчив,чем в конце.Оледенения прокатывались по Земле не каждые 100 тыс.лет(последнее,вюрмс-кое,продолжалось 110 тыс.лет),а каждые 40 тыс.лет."
(ст."Почему хлорофилл земных растений не подходит для солнечного света: Оранжевые звёзды",Цитадель адеквата,2024) "Есть мнение,что «суперобитаемые»– более благоприятные для жизни,чем Земля,– миры стоит искать у оранжевых звёзд. Оптимальные условия обеспечивают светила массой 0.7-0.8 от солнечной.Их,кстати ,в космосе и больше.Не настолько,как красных карликов,– звёзд массой 0.5-0.1 солнечных.Однако,в «красных» системах жизнь сталкивается с массой вызовов.Тут и синхронизация вращения планеты,в результате которой одно из полушарий становится «дневным» и перегревается,другое– «ночное»– замерзает.И лучевые атаки,связанные с нестабильностью светимости и частыми вспышками характерными для лёгких звёзд, недра которых полностью конвективны…Если звезда легче Солнца,но легче умеренно, – таких проблем не возникает.Оранжевые же звёзды лишь чуть более «вспыльчивы» и в любом случае способны согревать планеты хорошо защищенные от лучевых атак ква-дратом радиуса орбиты.Главным же их достоинством является стабильность работы. Если Солнце увеличивает светимость на 10% за млрд.лет,и родившись на внешней гр-анице зоны Златовласки Земля уже близка к внутренней,то оранжевая звезда за млрд .лет добавляет 2-3%.Следовательно,биосфера на планете получает массу времени на развитие…Такие выводы,во сяком случае,делаются в некоторых публикациях.И это– имеющие основания,но не бесспорные выводы.Скажем так,на уровне конца прошлого века,– тогда,кстати,к ним пришёл и я.Но сейчас ясно уже,что всё несколько слож-нее.Учитывать нужно и эволюционную динамику самой планеты.Планета же, если иметь ввиду тело размером с Землю, в юности,соответствующей архейскому периоду,– вида-ла свою звезду в гробу.Собственного тепла ей вполне достаточно.Высокая светимо-сть солнца на данном этапе,скорее,может повредить,вызвав перегрев и развитие событий по «венерианскому» сценарию.Тесной связь между условиями на поверхности и притоком энергии извне становится только в протерозое,– когда интенсивность извержений снижается,а первичная,сверхплотная,создающая огромный парниковый эфф-ект атмосфера минерализуется или выгорает,сменяясь вторичной– азотной.В этот мо-мент планета начинает быстро остывать.И может замёрзнуть.Чем дело не Земле едва и не кончилось.Не кончилось потому,что светимость Солнца быстро росла…В случае же звезды разгорающейся медленно,таяния ледников пришлось бы ждать миллиарды лет .И казалось бы,что с того? Зато уж отогревшись,планета наслаждалась бы стабильн-остью.Однако же тут– засада.Пока бы ледник растаял, истёк бы срок годности у самой планеты.Прекратились бы тектоника плит,извержения и поступление в атмосф-еру газов.«Землям»,рассчитанным на 5 миллиардов лет работы,не нужны более стаб-ильные светила.Смысл задумка приобретает лишь если речь о суперземле…Но,с другой стороны,именно так,– более массивными,– «идеальные» планеты и представляют.Прич-ём здесь хлорофилл? Ну…Внезапно,ботаники открыли,что в лучах чуть более холодн-ого– оранжевого– оттенка растения осуществляют синтез быстрее,чем при нормальном «белом»– солнечном– освещении.Объясняется это просто.Фотосинтез возник в эпоху, когда температура фотосферы Солнца была ниже."
(ст."Гусляр на дне морском: для чего былинный герой Садко пошёл на самоубий-ство?",Мусагет(мифы,легенды,сказания),2024) "Все его корабли вдруг недвижимо за-мерли посреди моря.Потрясённый Садко смотрел на них и не мог понять,что же прои-сходит.А потом в небе сверкнула молния,набежали тучи,и ветер начал носить его суда,словно бумажные кораблики.Сколько ценного товара,сколько великолепных прои-зведений искусства могло погибнуть!И вот тогда-то Садко понял,что шторм этот ра-зразился неспроста.Морской царь требовал дани,и его нельзя было игнорировать.
Садко желал сберечь и свои корабли,и верных ему людей.Именно поэтому он принял непростое решение.Он пожертвует собой,чтобы усмирить Морского царя.Как же плака-ли моряки,опуская купца за борт на дубовой доске,но ослушаться его не смели.Мно-гие считали,что Садко ожидает погибель,но,как оказалось,впереди у него были сам-ые интересные и невероятные приключения.Как же появился этот герой былин? Что приключилось с Садко? И мог ли у этого персонажа быть исторический прототип?Ста-ринные пересказы.Значение былин на Руси было очень велико.Их исполняли даже в Великий Пост,когда мирские песни находились под запретом.При этом многие такие истории пересказывались или переиначивались сказителями,а оттого могли сохрани-ться в нескольких вариантах.Это же можно сказать и о былинах,повествующих о Сад-ко.Во-первых,до нашего времени большая их часть дошла в неполном виде(рассказ-чики помнили не более трёх основных фрагментов).Во-вторых,эти предания появля-лись в разных вариантах.Например,менялись некоторые детали повествования или да-же ход событий.Однако наиболее полной версией считается былина,записанная от Ан-дрея Сорокина.Именно на этот канонический вариант мы и будем опираться.За всё надо платить.Итак,история Садко начинается с рассказа о самом герое.Изначально он был бедным гусляром,который зарабатывал на жизнь с помощью игры на своём инс-трументе.Но как-то раз на протяжении девяти дней Садко не был зван ни на один пир.В печали отправился гусляр к Ильмень-озеру и стал наигрывать грустную мело-дию.Услышав игру Садко,из воды появился Морской царь,который заявил,что гусляр потешил его,а потому достоин награды.Подводный владыка дал гусляру наставления, и тот отправился в стольный град Новгород.Там он заявил,что в Ильмень-озере есть «рыба-золоты перья».Поспорив с местными купцами,Садко доказал наличие этой чудо-рыбы и выиграл заклад.А потом, значительно разбогатев, Садко скупил множество товаров, которые решил отвезти в дальние страны. Целых тридцать кораблей Садко двинулись за море. Но вдруг торговые суда замерли на волнах. Разразившаяся буря грозила разметать их, утопив всё добро.Вот тогда-то Садко и понял,что так Морс-кой царь требует своей дани.Он помог гусляру,теперь же следовало отплатить ему. Под волнами.Садко не стал противиться воле подводного правителя.Он приказал ско-лотить несколько дубовых досок,а потом сел на них и велел бросить его на этом плоту за борт.Оставив Садко посреди бушующих волн,опечаленные моряки наконец см-огли сдвинуть корабли с места.Гусляр же уснул на плоту,а,проснувшись,понял,что оказался в подводном царстве.Разумеется,здесь он встретил Морского царя,который потребовал,чтобы Садко играл для него на гуслях.Под музыку царь пустился в пляс, отчего на море разразился страшный шторм.После этого Садко оборвал струны своего инструмента.Но правитель подводного мира не унимался. Он потребовал, чтобы гость женился на одной из его дочерей.Садко выбрал самую неприметную из морских девиц – Чернавушку.После свадебного пира гусляр уснул,а наутро оказался на берегу реки Чернавы.Сам герой говорил,что его спас Микола Можайский (Николай Чудотворец), научив,как правильно поступить с морским царём.В честь святого покровителя Садко построил церковь неподалёку от того места,где обрёл спасение.Настоящий Садко.Но мог ли у Садко быть исторический прототип? Несмотря на всю фантастичность истор-ии о нём,вполне мог.Как считают исследователи,прообразом гусляра мог стать Содко Сытинец,некогда проживавший в Новгороде.Он также добился больших успехов в торг-овых делах,был уважаем современниками,много путешествовал по морю и принимал уч-астие в строительстве церкви Бориса и Глеба.Что интересно,не только у славян,но и у других народов есть сюжеты,схожие с былиной о приключениях Садко.Примечат-ельно,что герои,оказавшиеся на корабле во время шторма,ведут себя странно– они решают совершить самоубийство(как тот же Садко,велевший оставить его за бортом). Но речь здесь идёт не столько об обрядах,сколько о верованиях.Смерть считалась переходом в иной мир,некое потустороннее царство.По всей видимости,через сон (а его можно трактовать и как смерть)Садко получил возможность путешествовать между мирами.Тем не менее,даже насмотревшись на богатства подводного царства,Садко пр-едпочёл вернуться на землю,нежели оставаться в совершенно чуждом мире,где люди могут найти лишь погибель."
(ст."Разделенные русские",Катехизис и Катарсис,2024) "Древняя Русь была особе-нным этнополитическим пространством,которое существенно отличалось от средневе-ковой Европы.Самым заметным отличием являлось то,что европейская культура наход-илась под сильным влиянием Римской империи,включая латинскую языковую традицию. Однако,приняв православие,Русь оказалась в сфере влияния «греческой» культуры, идущей из Византии.Не случайно православие часто воспринималось как «греческая вера».Несмотря на это,греческий язык не стал доминирующим на Руси,как это произ-ошло в Западной Европе с латынью.Напротив,здесь очень рано начала развиваться собственная культурная традиция на местной языковой основе.Это было связано с тем,что в качестве языка церкви использовался не греческий,а специально разрабо-танный для славян литургический язык— церковнославянский.Таким образом, Древняя Русь очень рано обозначилась как особое этнополитическое пространство,которое противопоставляло себя Западной Европе(по конфессиональному признаку— как «гре-ки» «латинянам»),Византии (по признаку этноязыковому— как «славяне» «грекам»)и кочевым племенам Евразии(как часть цивилизованного христианского мира— варварам-язычникам).Формирование государства Рюриковичей,пусть и достаточно рыхлого,но с центром в Киеве,а также единые церковные институты способствовали становлению достаточно однородной городской культуры,выработке единого древнерусского письм-енного языка и становлению «общерусского» этнополитического самосознания образо-ванного городского класса.Это создавало предпосылки для интеграции восточных сл-авян в единую национальную общность— русскую.Монгольское нашествие привело к де-зинтеграции древнерусского пространства и включению отдельных его частей в разн-ые политико-культурные контексты.Однако даже после этого видение Руси как общно-сти восточных славян,существующей «поверх» актуальных государственных границ,со-храняло высокую устойчивость.Представление о Руси как едином этнокультурном пространстве, политически разделенном между Литвой, Польшей и Москвой, находило отражение и у иностранцев, бывавших в этом регионе. Этнонимы «Русь», «русский», «русин», а также идентификация языка как «русского» оставались доминирующими у образованного восточнославянского населения Великого княжества Литовского. Таким образом, понимание Руси как некой этнополитической целостности, объединяющей восточных славян,демонстрировало высокую устойчивость.С другой стороны,политич-еское разделение Руси после монгольского нашествия существенно осложнило и зат-ормозило процесс национальной консолидации восточных славян.Кроме того,оно зало-жило предпосылки для возможной дезинтеграции «общерусского» пространства.В XIII-XIV вв.оформляется разделение Руси на две части— восточную и западную.Восточная Русь оказывается в зависимости от Орды,а западная— под властью Литвы и Польши. Этот период совпадает с кризисом и упадком православной цивилизации,вызванным геополитической катастрофой Византии.Восточная и Западная Русь ответили на этот кризис неодинаково.Восточная Русь создала под крылом Орды мощное централизован-ное Русское государство и,освободившись от ордынской зависимости,удачно исполь-зовала упадок Византии,провозгласив себя наследницей последней— «Третьим Римом». Таким образом,«русская идея» обрела не присущий ей ранее имперский размах и при-тязания на «вселенскую» цивилизационную миссию,связанную с охранением и распро-странением «истинной веры»— православия.При этом в культурном отношении Москов-ское государство,оказавшееся в относительной изоляции,пережило длительный куль-турный застой,который удалось преодолеть в послепетровский период посредством синтеза местных традиций с европейской культурой.Западная Русь, в дальнейшем ставшая частью Белоруссии и Украины,не смогла сформировать собственную государ-ственость и была включена в чужие политические образования.Территория Белоруссии оказалась тесно связанной с Литвой,которая занимала лидирующее положение.Большая часть украинских земель также находилась под властью Литвы вплоть до Люблинской унии,после которой эти территории перешли под непосредственное управление Польс-кой короны.Политическое подчинение «западным» державам усугублялось культурным превосходством.В то время как западнорусская традиция переживала кризис и упадок ,Западная Европа переживала культурный подъём,связанный с эпохой Возрождения и Реформацией.В результате в политическом союзе между Польшей,Литвой и Западной Русью,за политическим лидерством Польши закрепилось и культурное лидерство.Нач-ался болезненный и противоречивый,но достаточно устойчивый процесс интеграции Западной Руси в польское культурно-языковое пространство.Этот процесс мог приве-сти либо к полной ассимиляции и утрате изначальной русской идентичности,либо к её преобразованию в региональный вариант польской,с сохранением многих местных особенностей.Именно так развивалась идентичность литовской магнатерии и шляхты— «литвинство» превращалось в специфическую региональную разновидность общеполь-ской идентичности,которая описывалась формулой «роду литовского,нации польской». Аналогично могла развиваться и русинская идентичность.Униатство представляло собой форму интеграции «русскости» в польский культурный контекст.В отличие от католицизма,уния позволяла сохранить значительно больший пласт древнерусского культурного наследия,одновременно интерпретируя его в кодах польской культуры.
Русины-униаты могли стать своего рода «поляками восточного обряда». Интересно, что похожую формулу — «поляк православного исповедания»— пытались внедрить в сознание православных жителей западной Украины и Белоруссии в межвоенной Польше в ХХ веке.В XVII-XVIII вв.на территории Белоруссии формируется «высокая» дворян-ская и городская польскоязычная культура.Таким образом,возникла перспектива инт-еграции белорусов в польский национальный проект при сохранении регионального этнокультурного и исторического своеобразия,интерпретированного в кодах польской культуры.Однако реализация этой перспективы оказалась затруднена рядом обстоят-ельств.Процесс полонизации протекал достаточно болезненно и вызывал ожесточенное сопротивление со стороны православного населения.И если в Белоруссии,где пропо-льски настроенные шляхта и магнатерия контролировали ситуацию,он протекал более «мягко»,то на Украине,где развилось казачье движение,польская экспансия спрово-цировала многочисленные войны и восстания,способствовавшие ослаблению польского государства и снижению ассимиляторских возможностей польской культуры.Возмущ-ающее воздействие на Западную Русь со стороны усилившейся России также способ-ствовало развитию русофильских и антипольских настроений среди местного населе-ния."По материалам: Шимов В.В.Белорусы и проблема родного языка.Злой Московит.
Свидетельство о публикации №224120600098