О художнике Николае Варнеке
1. Надгробный памятник художника на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Фото доктора геолого-минералогических наук Аветисова Георгия Паруйровича (1940-2020), выполненное 14.02.2009 года.
2. Одно из произведений Николая Варнека, сохранившихся у потомков его отца, художника - портретиста, Александра Григорьевича Варнека (1782 -1843), памятник которого находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры [1].
Имя художника Варнека Николая Александровича (30.08.1824-9.11.1897) упоминается во многих первоисточниках, однако создать на основе этой совокупности сведений о нем хотя бы краткую его биографию мне не удалось. Поэтому ограничусь тем, что укажу лишь эти источники информации и сообщу некоторые его биографические данные.
Так в появившемся в последнее время в интернете «Справочнике метрических данных архивов Санкт-Петербурга» о третьем сыне художника приводится два факта: родился в семье академика Императорской академии художеств Александра Григорьевича Варнека и его жены Марии Ивановны Чеговец 30 августа 1824 года. Факт рождения зафиксирован в церкви ИАХ.
Через 20 строк ниже в документе вновь появляется его имя: «Варнек Николай Александрович, художник ИАХ, из дворян, 27 января 1854 года (в возрасте 29 лет) вступил в брак с Ольгой Михайловной Камыниной», никаких сведений о которой найти в интернете мне не удалось. В другом справочнике под названием «Петербургский некрополь» слов примерно столько же: «Варнек Николай Александрович, р. 30 августа 1824 г., ум. 9 ноября 1897 г. (Смоленское православное кладбище)».
Чтобы подытожить приведенные выше биографические сведения, касающиеся третьего сына художника А.Г. Варнека, процитирую фрагмент из предыдущей миниатюры [2]:
«В 1890-е годы семейная пара проживала в д. 47 по 4-й линии Васильевского острова Петербурга, о чем имеются отметки в адресных книгах города. Адресная книга за 1897 г. примечательна тем, что Варнек Н. А. назван в ней художником, тогда как в книгах предыдущих лет род деятельности его не указывается.
10 (22) ноября 1897 г. в петербургской газете «Новое время» № 7797 был опубликован некролог следующего содержания: «Николай Александрович Варнек 9-го сего ноября скончался, о чем вдова покойного извещает родных и знакомых. Погребение в среду, 12-го ноября, на Смоленском кладбище. (Вас. остр., 4-я линия, д. № 47)».
Что сказать теперь о молодых годах Николая Варнека, сведений о которых нет даже в монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству А.Г. Варнека [3], в которой имя его сына упоминается целых шесть раз на указанных ниже страницах.
Так на стр. 81 автор книги, говоря об учениках А.Г. Варнека в Академии художеств, пишет:
«Ученики его составляют большую группу, и часто успехи их отмечаются в обзорах академических выставок и в журналах Совета Академии художеств. К числу его учеников могут быть отнесены и его сыновья – Александр Варнек, написавший в 1836 году программу «Ной, учреждающий построение ковчега», Николай Варнек, получивший в 1851 году звание неклассного художника исторической и портретной живописи, Иван Варнек, выпущенный из Академии в 1839 году».
На стр. 86 А.Г. Варнек в 1842 году «просит» Общество поощрения художников принять своего сына Николая, обучающегося в Императорской Академии художеств, который, как пишет художник, «живя со мной, не имеет надобности в содержании, но почтет за счастие, если его художественные занятия заслужат внимание Общества». В ответ на это прошение комитет Общества «изъявляет согласие», и сам художник получает письмо на бумаге с грифом Общества: «Милостливый государь Александр Григорьевич!...», в котором выражается надежда, что его сын пойдет «по стопам своего родителя».
На стр. 87 имя Николая приводится лишь в списке членов большой семьи художника, оставшейся после его смерти в 1943 году: вдова Мария Ивановна, две сестры художника, его дети – Александр (28 лет, Иван (21 год), Николай (19 лет), Константин (14 лет), Григорий (7 лет), Павел (2 года), Елена (11 лет) и Екатерина (9 лет)».
На стр. 92 дается целая справка В.С. Турчина о Варнеках, являющаяся важным дополнением к предыдущей миниатюре [2]:
«В Петербурге в начале века проживало семейство Александра Лоренц фон Варнек, не имеющего родственного отношения к семье художника. Видимо, сыном Александра Лоренца был Николай Александрович Варнек (1821 -1876), ставший затем известным ученым, преподавателем Московского университета по кафедре сравнительной анатомии. Его, естественно, нельзя путать художником Николаем Варнеком, сыном Александра Григорьевича Варнека».
Приведенное выше пояснение известного российского искусствоведа подтверждает выводы моих изысканий в этой области [2,4], однако и сам он ошибся, предполагая, что биолог Варнек – выходец семьи Александра Лоренца фон Варнека.
«Предпоследнее» упоминание имени Николая Варнека на 101 странице монографии В.С. Турчина «Примечания и библиографические ссылки» привожу ниже:
Николай Александрович Варнек (1824 – 1897), пенсионер Общества поощрения художников с 1842 года (письмо отца сработало), вольноопределяющийся ученик Академии художеств, учился у К.П. Брюллова. Участвовал на академической выставке 1859 г. В 1851 г. удостоен звания неклассного художника за «портрет с натуры».
Оканчивая цитирование В.С. Турчина, замечу, что в интернете, при наборе в поисковике слов «Варнек Николай Александрович», в первых строках первого найденного документа приводится уточнение приведенной выше формулировки: « Сын профессора живописи. Вольноприходящий ученик Академии Художеств. В 1851 г. дано звание свободного художника живописи исторической и портретной. (Кондаков)».
В заключение «Справки» о художнике Н.А. Варнеке упомяну еще фундаментальную монографию о знаменитом художнике Карле Брюллове [5], на 298-ой странице которой сообщаются в алфавитном порядке имена девяти сыновей профессоров ИАХ, бывших его учениками. Первым в этом перечне указан Николай Варнек, который, как я предполагаю, самокритично отнесся к самому себе и выбрал «свою» дорогу в жизни после завершения учебы в Академии художеств. Шел он по этой дороге не один десяток лет.
Глядя на фотографию основательного надгробия Николая Александровича, приложенное к миниатюре, думаю, что на создание его более 129-ти лет тому назад должна была быть потрачена изрядная сумма средств.
Зная, что художник проживал, к тому же, вместе с женой, в приличном доме на Васильевском острове, думаю, что весь свой потенциал он использовал на создание приятных для глаза профессионально-выполненных работ «на заказ» тем петербуржцам, которым такие картины, как «Мать и дитя» или «Купальщица», наверняка нравились.
Создавая такие работы и работая для души, художник и прожил свою достаточно долгую жизнь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Об одном захоронении в Александро - Невской лавре. Проза.ру.
2. Владимир Варнек. О двух Варнеках- полных однофамильцах. Проза.ру.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– С. 81, 86, 87, 92, 101, 139.
4. Варнек В. Генеалогические находки. Наука в Сибири. — 2007. — № 11. Наука в Сибири. — 2007. — № 11.
5. Э. Ацаркина. Карл Павлович Брюллов. Искусство. 1963. 07.12.2024.
Свидетельство о публикации №224120701070