Ивановский след снежного человека
В конце августа в Нижегородской области группа исследователей в рамках криптозоологической экспедиции изучила логово снежного человека. Среди тех, кто увидел следы йети своими глазами был руководитель региональной группы научно-исследовательского объединения «Космопоиск-Иваново» Сергей Дмитриевский.
Похожих на йети существ видели в трех районах нашей области
Странных огромных существ, покрытых шерстью, но при этом напоминающих человека, люди встречали давно. О снежном человеке упоминает еще римский историк Плутарх. Согласно его сообщению в I веке до нашей эры имел место случай поимки сатира солдатами полководца Суллы. На Руси подобные существа приобретали образы лешего, водяного, домового, которые, если вспомнить народные сказки, по описанию очень походили на снежного человека. Видели таких существ в Северной Америке, Центральной и Восточной Азии, Сибири и Тропической Африке. Поэтому названия снежного человека есть в разных языках мира, самые распространенные из них - йети, сасквоч, бигфут и энжей.
Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств существования йети считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На пленке, как утверждалось, была запечатлена самка снежного человека, которая весь фильм куда-то бежит трусцой. Однако после смерти авторов появилась версия, что это фальсификация.
В Ивановской области существ, похожих на снежного человека, видели в Комсомольском, Юрьевецком, Вичугском районах. Но все они были очень давно. В «Атласе снежного человека», составленном В. Ю. Макаровым, приводится такое свидетельство очевидца из Комсомольского района: «В 1928 году жительница села Гусево А. Григорьева встретила подобное существо неподалеку от села. Оно было мужского пола, полностью заросшее седыми волосами. Рост его был примерно 180 сантиметров. Лицо человеческое, довольно светлое, окаймленное тоже седыми волосами, вроде бороды и усов. На голове волосы были длинные».
В 2010 году из-за лесных пожаров на Алтае в горной Шории исследователи из Международного центра гоминологии неоднократно наблюдали снежных людей, которые из-за пожаров были вынуждены сменить место жительства.
В логове снежного человека нашли гигантские следы
Леса в Богородском районе Нижегородской области привлекают внимание гоминологов, уфологов и криптозоологов тем, что за последние три года люди неоднократно сталкивались в них со снежным человеком. «Не один очевидец видел высокое лохматое чудище ростом примерно 3 метра высотой, - рассказывает Сергей Дмитриевский. - Однако разглядеть это существо никто толком не смог. При встрече с йети люди просто убегали от страха». Именно поэтому место для полевого слета участников Трансевразийской экспедиции 2012, в которую вошли представители объединений малоизученных явлений из разных городов России, было выбрано здесь.
Группа из 9 человек, среди которых был руководитель Общероссийского объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров, обследовала логово йети. «Шалаш снежный человек строит из поваленных деревьев. Причем ложатся ветки не так, как их обычно укладывает человек, - рассказывает Сергей Дмитриевский. - Жилища эти строятся в энергетически отрицательном месте для человека. Долго там находиться просто жутковато. Причем это не только наши ощущения: место стоянки проверялось разными приборами: дозиметрами, магнитометрами, компасом и биоэнергетическими рамками». Устанавливались также и видеорегистраторы. Исследователи этого явления предполагают, что, возможно, снежный человек выбирает такие места специально, чтобы не встречаться с другими животными и людьми.
На месте стоянки кроме сломанных веток, сложенных наподобие шалаша, были обнаружены метки на стволах деревьев и огромные следы. «Отпечаток голой ступни 48-50-го размера. Подобные следы в этом месте мы видели зимой и весной», - рассказывает Сергей Дмитриевский. Кроме наблюдений была на месте стоянки снежного человека и находка – клочок бурой шерсти: «Его обнаружили участники нижегородской группы «Космпоиск» еще в прошлом году. В этом месяце отдадим этот клочок на анализ ДНК и узнаем, кому он принадлежит».
У лагеря заметили силуэт
Экспедиции по поиску снежного человека в Нижегородской области проводятся не впервые. Например, в прошлом году сюда ездил другой участник регионального объединения «Космопоиск-Иваново» Антон Моржов: «Ездили в Богородский район. Экспедиция была вызвана тем, что появились сведения от очевидцев о появлениях йети. Надо было проверить», - рассказывает он.
Вместе с членами нижегородской группы «Космопоиск» была проведена разведэкспедиция, обследована местность. «При ночном прочесывании в глубине леса признаков присутствия снежного человека не нашли, но ближе к входу в лагерь, на расстоянии порядка 40 метров при свете тактического фонаря я заметил подобие силуэта, было различимо лицо, - рассказывает Антон Моржов. - Объект был неподвижен (что характерно для многих животных, ослепленных тактическим фонарем). Пока наблюдался объект, я пытался объяснить остальным участникам поиска, куда смотреть. Когда я сошел с точки наблюдения и сказал им встать на свое место, объекта уже не было. Наутро еще раз обошли участок, но точное место, где его видели, найти так и не удалось».
Несмотря на то что прямых доказательств присутствия йети в Нижегородской области не нашли, равно, как и не смогли доказать обратное, исследователи малоизученных явлений уверены, что «существование данного вида сложно отрицать, другой вопрос, откуда он появляется и куда исчезает. Ведь не так часто люди его видят», - говорит Сергей Дмитревский. «Факт существования под сомнение я не ставлю. Я видел вещи и более аномальные, чем снежный человек. А имея так много сведений очевидцев, думаю, что причин сомневаться в его реальности нет, - утверждает Антон Моржов. – Снежный человек есть не только в Нижегородской области, но и в Костромской, например. На 90% уверен в этом».
Официальная наука к этому относится скептически. Однако в мире много неизведанного, которое не укладывается в рамки традиционных знаний. Поэтому после поисков снежного человека исследователи из объединения «Космпоиск - Иваново» собираются посетить Проклятый лес и Волотову гору в Фурмановском районе нашей области, а так же музей с привидениями в Иванове. («Мы из Иваново»).
Снежный человек в селе Гусево
Комсомольский район. В 1928 году жительница села Гусево А.Григорьева встретила подобное существо неподалёку от села. Оно было мужского пола, полностью заросшее седыми волосами. На руках шерсть свисала, как бахрома. На груди волосы были тёмные. Рост его был примерно 180 сантиметров. Лицо человеческое, довольно светлое, окаймлённое тоже седыми волосами, вроде бороды и усов. На голове волосы были длинные. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
1 2 3
Таинственные животные в Ивановской области. 3
Легенды и были заповедных мест Шуйского района
Есть у нас в районе, как по всей России, красивые заповедные места, обросшие за сотни лет разного рода легендами и мифами, интересными, пугающими слухами, притягивающими людей. Одно из таких мест в Шуйском районе - это Русалочьи озёра, что расположены между деревнями Векино и Курьяниново, близ села Центральный.
Говорят, все три озера необычайной красоты и, судя по названию, в них водятся самые настоящие русалки. Мы с фотографом и краеведом Владимиром Ждановым отправились посмотреть на эти чудеса природы, а может, и встретить русалку. Главный редактор газеты Светлана Коровкина, узнав, куда мы направляемся, заявила, что сама непременно хочет увидеть озёра и засобиралась с нами. По дороге Владимир Юрьевич рассказал, что уже путешествовал по этим местам на велосипеде несколько лет назад и все дороги в этой местности им уже объезжены.
- И хоть на озёрах я уже бывал, но русалок не видел ни разу, - рассмеялся краевед.
Пока редакционная «Волга» бодро катила по ковровской трассе, мы обратили внимание на заросли борщевика по обочинам. Это настоящие джунгли из опасных для здоровья растений. Владимир Жданов рассказал, как получил серьёзный химический ожог, когда во время фотосъёмки сломал стебель борщевика. К сожалению, с каждым годом это растение завоевывает все большие пространства. Отыскать сами озёра не составляет никакого труда. Проезжаем через Центральный, сворачиваем к Векино, минуем его и буквально через пару сотен метров по полевой дороге - первый водоём.
Когда приезжаешь в подобное место, обросшее легендами и слухами, даже мурашки появляются на коже. Всё время ждёшь чего-то необычного, каких-то чудес что ли. Но первое озеро абсолютно не впечатляет и даже вызывает некое разочарование. Небольшой водоём, напоминающий зарастающий водорослями пруд. Не это хочется видеть в заповедном месте. Попробовав ногой воду в водоёме, главный редактор заявила, что температура далека от нормальных летних значений - холодная.
На берегу озерца красивая рощица из белоствольных берёз. Пока Владимир Юрьевич бродил по этой роще и искал красивые кадры, нашёл гриб - красовичок. Справедливости ради нужно отметить, что природа вокруг действительно красива. По небу плывут пышные облака, оставляя тени на ухоженных полях, вдалеке виднеется пасущееся на лугу стадо коров, а за ним тонкая полоска леса. Вдоль грунтовки растут яркие полевые цветы. Идиллию портят только полчища изголодавшихся по человеческой крови слепней. Итог - природа вокруг супер, озеро же абсолютно не впечатляет.
В планах нашей экспедиции было добраться до деревни Курьяниново, что расположено по другую сторону от озёр, и у местных жителей узнать побольше различных легенд. Поэтому погуляв по берегу первого водоёма, отправились ко второму озеру. Подходов к воде нет. Очень много камыша и водорослей. Светлана Александровна совершенно справедливо заметила, что Русалочьи озёра больше напоминают русалочьи болота. Второе озеро мало чем отличалось от первого.
Огорчённые тем, что не увидели ничего необычного, отправились к третьему, последнему озеру. И тут нас ждал приятный сюрприз. Озеро необычайной красоты! С одной стороны оно окружено крутым холмом, на вершине которого стоит небольшая часовенка, а с трёх других - вековым, прямо-таки сказочным лесом. Озеро по форме напоминает сердце, а вода в нём темнее ночи. Пейзаж завораживает, смотреть на него можно бесконечно. По слухам, сколько ни пытались мужички из соседних деревень измерить его глубину, не получалось. Поэтому возникла легенда, что озеро бездонное. Ещё говорят, что как раз на месте этого водоёма в старину стояла старообрядческая религия, а вокруг располагались болота, однако в один миг всё внезапно ушло под землю, а на месте провала образовалось озеро.
Русалочьими же озёра, судя по легендам, именуются потому, что на Ивана Купалу по ночам с них слышен девичий смех и плеск воды. Есть предание, что русалки утащили на дно векинского помещика или его сына. Поговаривают, что ещё в 60-е годы прошлого века один из трактористов местного колхоза видел в озере русалку. И после этой встречи даже бросил пить. По слухам, в местных озёрах, помимо русалок, уже сорок лет живет черепаха.
В Курьяниново заехать на «Волге» нам не удалось. Подъезд после дождей не внушал доверия. Оставив транспорт на подступах к деревне, дальше отправились пешком. Абсолютная тишина, изредка прерываемая шелестом листвы на ветру, да жужжанием слепней. На улице ни одной живой души. С краю деревни замечаем пацанёнка, ловящего бабочек. Мальчонка, увидев нас, убегает и зовёт маму. У калитки сразу появляется молодая женщина с маленьким ребёнком на руках.
Познакомились, женщину зовут Мария. Оказалось, они дачники из Иванова, но корни у них местные. Разговорившись, спрашиваем про легенды вокруг озёр. Оказывается, Мария ещё в школе писала сочинение, в котором описала красивую историю возникновения этих озёр. Поведала она эту сказочную историю и нам. Давным-давно в этих местах полюбили друг друга парень и девушка. Парень был из богатой семьи, а девушка из бедной, поэтому мать молодого человека была против их отношений, а уж тем более женитьбы.
И она всячески убеждала сына бросить возлюбленную. Но сын отказывался. А мать его была колдуньей и наложила какое-то заклятье на девушку. Когда сын собрался на свидание с возлюбленной, мать решила посмотреть на результаты своего колдовства и отправилась за ним. Только ворожба привела к беде: земля ушла из-под ног, образовались провалы, которые заполнились водой. Мать с сыном утонули, а девушка превратилась в русалку.
Мария рассказала, что они измеряли глубину самого глубокого озера, считающегося бездонным и... измерили с помощью старинного способа - верёвкой с привязанной на конце тракторной гайкой. Оказалось, глубина озера 17 метров. Ого! В него уместятся полторы панельные пятиэтажки.
Мария посоветовала нам поговорить с коренными жителями и показала, как их найти. Живут местные старожилы в добротном деревянном доме со множеством пристроек. Никаких высоких заборов и огромных собак. Лишь невысокая изгородь, а встречать нас вышла курочка.
На стук в дверь откликнулся хозяин Александр Михайлович Киселёв, а за ним - супруга Нина Афанасьевна. Приветливые, словоохотливые. Прямо персонажи русских народных сказок. Но поначалу старожилы отнеслись к нам с подозрением. Мало ли кто и зачем может вот так приехать. Но потом, узнав, что мы из шуйской газеты, оттаяли. Оказалось, в браке они уже 58 лет.
- Нам ведь уже за восемьдесят, - поведал Александр Михайлович. - Раньше держали двух коров, обрабатывали большой огород. А сейчас вон только куры, да картошку сажаем. А уж дождемся ли урожая, не знаю. Такого сырого и холодного лета на моей памяти не было. Завтра Казанская, обычно в это время стоит жара, идёт сенокос, а что сейчас? Дожди...
Посетовали старожилы, что в деревне доживают свой век только старики. Молодёжь здесь давно не живёт, только дачники приезжают на лето.
- Ещё наши дети стали уезжать отсюда, - рассказала Нина Афанасьевна. - Сын уехал 40 лет назад. Отучился в Ивановском энергоколледже и сейчас живёт и работает в областном центре, ездит с командировками по всей стране. Дочь живёт в Колобове. Внуки приезжают помочь по хозяйству.
На наш вопрос, верят ли супруги в легенды об озёрах, старик лишь махнул рукой, заявив, что все это ерунда.
- Эти озёра карстового происхождения, - со знанием дела говорит Александр Михайлович. - В этих местах в земле много извести, вот её и вымыло, образовались пустоты под землёй, потом верхний грунт провалился и провалы заполнились водой.
Кстати, Русалочьими озёра местные жители не называют, именуя их кто Векинскими, кто Курьяниновскими. Образовались же эти водоёмы очень давно.
- У меня даже дед не помнил, когда они появились, - продолжил старожил. - А ведь он умер в 1968 году, прожив 90 лет.
Мы поговорили и о скверной погоде, и о жизни в деревне, и о работе в колхозе. Кстати, Александр Михайлович рассказал, что в деревне был свой колхоз «Ударник», который перестал существовать ещё в 1955 году. Тепло попрощавшись с супругами Киселёвыми, отправились в обратную дорогу, по пути обсуждая легенды о Русалочьих озёрах. Конечно, за время нашего путешествия мы никого, кроме змеи и полчищ слепней, не встретили. Нашли на берегу лишь чьи-то носки. Вряд ли они принадлежат русалкам. Скорее какому-нибудь купальщику.
Эх, дорогу бы нормальную в эти места, инфраструктуру развить, да возить туристов не только из России, но и из зарубежья, да рассказывать байки да сказки. Благо, местные жители их напридумывали полным-полно. Как сделали в том же Лох-Нессе с их чудовищем Несси. Тысячи туристов со всего мира едут туда в надежде увидеть необычное существо. А чем наши русалки хуже? Вот оно - развитие туризма. Хотя, может, пусть всё остаётся как есть. Ведь с развитием инфраструктуры, дорог и с появлением толп туристов исчезнет некая таинственность и загадочность этих заповедных мест. (Алексей Рязанов).
Таинственные животные в республике Ингушетия. 1
Таинственные животные в Ингушетии
Снежный человек в Чечено-Ингушетия
В этих местах рассказы очевидцев относятся, в основном, к началу ХХ столетия. Вот один из таких рассказов:
В 1912 или 1913 году Саадул Хасиев с товарищем верхом на лошадях спускались с горы в районе Ассинского ущелья. Двигаясь по тропе, они наткнулись на очень дряхлое волосатое человекоподобное существо, лежавшее на земле лицом вниз. Это существо было очень ослабевшим, так как при подходе людей даже не смогло поднять голову. Едва сдерживая буквально сбесившихся от страха лошадей, путники проскочили мимо этого существа, которое очевидно было при смерти.
Но вот три более поздних сообщения:
Чеченец Хасан Качеранов вспоминал рассказ своего деда о том, что примерно в 1950 году во время охоты в ущелье реки Ассы он застрелил оленя. Вечером он разжёг костёр и, поужинав, стал готовиться ко сну. Неожиданно из темноты появился алмасты и подошёл к костру. Деду удалось прогнать его выстрелами, и тот удалился в сторону реки.
Ноябрь 1968 года. Выпал первый снег. Ф.Андросенко отправился на охоту. Примерно в 2-х километрах от села, он увидел на снегу следы двух пар босых ног очень больших размеров: более крупный был не меньше 50 сантиметров в длину, другой поменьше – примерно 25 сантиметров. Примерно в 70-м году «волосатого человека» видели возле Чамочвар. Он был чёрный, большой и что-то кричал. Следы полметра. Больше скот туда не гоняли. Кроме алмасты на Северном Кавказе ходят рассказы об ещё одном волосатом человекоподобном существе, которое называют «мазлы» или «мазыльх».
В конце 60-х годов кабардинец Али поехал за дровами в лес. Возле кустов он увидел стоящего высокого волосатого человека, который двинулся в его сторону. Али держал в руках топор и крикнул: «Куда идёшь, голову отрублю!» Это был мазлы. То ли он понял угрозу человека, то ли не понял, но бросился вырывать ствол сломанного дерева. Одновременно у него начался понос. Али показал ему топор, а сам стал отходить от «дикаря», а потом побежал в селение.
Упоминавшийся выше Карачаев Астимир тоже однажды видел мазыльха, вот его рассказ: «Я видел его очень давно, во время революции. Мы заготавливали дрова в лесу. Одно время нас туда не пускал мазыльх. Тогда мы собрались вместе, взяли ружья и выследили его. Нам удалось ранить его, но он убежал. Мы пошли по его следам, которые привели нас к его избе, сложенной из брёвен. Наверное, он сделал её сам. У неё была странная очень большая дверь.
В избе мы нашли раненого мазыльха и убили его. Там же были его жена и ребёнок. Их тоже убили. Все они были больших размеров, без всякой одежды и покрыты гуcтой, длинной бурой шерстью, как медведи. У отца мазыльха и его сына грудь выступала вперёд, как у курицы. Глаза у них у всех были большие и не карие, как у алмасты, а голубые». Мазыльхи, по общему мнению, страшнее алмасты: они очень сильные, агрессивные и опасные. Мазыльх больше похож на человека. Он – мясоед, охотится даже на кабанов. Его считают людоедом. Встречаются они чрезвычайно редко и обычно в самых неприступных и высоких горах. Ростом они бывают до 3,5 и более метров, что подтверждается находкой следов размерами 60-70 см.
Рассказ Г.С.Кривоконь:
«Это произошло в 1947 или 1949 году (мы тогда жили в эвакуации при детском санатории в селе Мухол. Мне тогда было 10 (12) лет. В основном там жили дети ленинградцев. Как-то раз мы решили пойти за малиной. Идти было далеко. Мы вышли из дома на рассвете. Мы были с родителями, но убежали вперёд, самому старшему мальчику было 14 лет. Потом мы полезли на гору, где находился «Большой валун», около которого, по рассказам, росло много малины. Вдруг мы услышали сзади с тропинки истерические крики наших родителей. От этих криков стало настолько жутко, что мы бегом спустились вниз и вскоре нагнали взрослых. Все были очень бледные и только смогли сказать «Большой медведь». Мы тогда ничего не поняли, только то, что это страшно.
При санатории жил старик-русский. Был он весь израненный, в шрамах. Он рассказывал, что во время войны он со своей частью переходил Кавказский хребет и на одном из переходов он и ещё несколько солдат упали в пропасть. Он, очевидно, долго был без сознания, потом пришёл в себя и увидел, что перед ним стоит «Большой медведь». Увидев, что он открыл глаза, медведь стал дёргать его, пока не оторвал пока не оборвал привязывавший его ремешок. Солдату хотелось пить. И медведь в котелке принёс ему воду. Он неловко вылил на человека, но что-то попало ему на лицо и в рот. Так повторялось несколько раз. Потом он поднял раненого, взвалил его на спину и понёс куда-то.
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей,
так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых.
Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Солдат снова потерял сознание от боли. Очнулся солдат под нависающей скалой, где было сухо. Дождь туда не попадал, и перед закатом пригревало солнце. Когда солдат окончательно пришёл в себя. Он хорошенько присмотрелся к своему спасителю. Он рассказывал, что это была самка с большими грудями, очень большого роста. Она была вся в шерсти. Старик много раз видел медведей и говорил, что она была, как «настоящий человек».
Только вся в шерсти, и на лице маленький пух и серые глаза. Она никогда не рычала, а только пищала и «укала», когда приносила охапку веток малины. Потом она долго не появлялась. Солдат уже оправился и мог двигаться и вернулся к людям. Потом он много раз посещал места, где жили «Большие медведи». Они не злые. Вскоре у него нашлась его семья, и он обирался уехать на родину, но так и не уехал.
Послушав дедушку, мы, дети, решили снова сходить туда, где живут «Большие медведи». Пошли мы втроём. Старшему Толику было 14 или 15 лет. Дома сказали, что пойдём за малиной. Нас не хотели пускать, но сказали, что пойдём в другую сторону. Шли долго, наконец, вышли к большому камню. Это был большой камень четырёхугольной формы, возвышающийся над землёй примерно на метр, гладкий по краям. Расположен он был среди кустов и деревьев – только дин бок виден. Кругом действительно много малины. С тропинки виден только вер камня, освещённый солнцем. На верхней поверхности небольшая лунка. Валун размерами с небольшой домик, зарытый в землю.
Дойдя до валуна, мы стали потихоньку спускаться вниз по крутому склону. Малины кругом было уйма, но она нас не интересовала. По детскому разумению мы мечтали о том, чтобы «Большая медведица» принесла нам охапку малины. Это настолько увлекало нас, что мы совсем не боялись идти туда. Потом мы вышли к небольшой поляне, с которой была видна большая пещера у подножия скалы.
Мы долго смотрели туда, наконец, из пещеры вышел «Большой медведь». Выходил он, согнувшись, но шёл прямо. Это было очень большое существо, точно как человек, только весь в коричневой шерсти на груди и на животе, на спине шерсть была беловато-бурая. Потом за ним вышли трое примерно в половину его роста. А потом ещё большой с малышом подмышкой.
Это было так интересно – я видела впервые «Больших медведей». Мамаша положила малыша на сухую траву, и они стали что-то ворошить в руках. Мы потом говорили, что они камни читают. Потом начал накрапывать дождь, хотелось кушать, интерес к «Большим медведям» у нас пропал, и мы молча пошли домой.
Вскоре мы ещё раз пошли туда. Шли тихо, не разговаривали. И что вы думаете, уже на нижней тропинке дорогу нам преградил волосатый великан. Он стоял спокойно, ноги и руки очень большие, стоял прямо. Он стоял и смотрел на нас. Под его взлядом мы остолбенели и онемели, ничего не соображая. Вся наша уверенность, которой мы зарядились от дедушки, как сквозь землю провалилась. Не помню, сколько мы так стояли, но, когда из-за его спины появились ещё два поменьше, нас как ветром сдуло. Сначала мы помчались в гору, но потом опомнились и повернули назад, к дому. После валуна мы успокоились и решили, что дедушка был прав – они ему помогли и нам ничего плохого не сделали бы, если бы мы не убежали.
Помню, что потом люди говорили, что тропу на малинник возле валуна завалило при землетрясении».
Судя по описанию внешности «Больших медведей», это очевидно тоже были мазыльхи. Высказывается предположение, что мазыльхи это старые алмасты мужского пола, которые подобно таким крупным животным, как слоны, яки, львы и др., которые на старости лет удаляются от беспокойной молодёжи и ведут одиночный образ жизни. Но приведенные выше рассказы опровергают это мнение. Да и особенности внешности и анатомии мазыльха указывают на то, что это не алмасты, а представители особой расы реликтовых гоминоидов.
До конца 2003 года было известно несколько изображений алмасты, сделанных разными людьми, на основании описаний его внешности очевидцами (некоторые и них были приведены выше)– это то, что в криминалистике называется «словесным портретом». Такое изображение в той или иной степени близко к оригиналу, но все-таки всегда отличается от него отсутствием каких-то деталей, которые очевидец мог не заметить или забыть. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Свидетельство о публикации №224120701074