Таинственные животные в республике Ингушетия
Вайнахская мифология.
Вайнахская мифология - мифология народов нахской языковой семьи (ингушей, чеченцев и бацбийцев). Основой служили языческие верования (до принятия ислама). Предания, легенды, обряды и фольклор сохранились, и были записаны этнографами со слов последних жрецов.
Как и на любой другой народ, на религию вайнахов влияние оказало место проживания и климат. Под влиянием окружавших высоких гор, дождливого климата, и впоследствии не пригодных для земледелия земель, сформировалось трепетное отношение к природе, которая в свою очередь глубоко почиталась и люди всячески пытались умилостивить ее. Для этой цели существовал институт жречества. От лица всех присутствующих в храме, ЦIайн-саг (жрец) произносил молитвы и проводил ритуалы.
Большое значение придавалось сновидениям. Через сны боги передавали свою волю, предсказывали будущее. Боги наделялись человеческими качествами, были физически уязвимы, имели свои слабости. Совершали плохие и возмутительные поступки (некрофилия, убийства), за что могли быть наказаны людьми или нартами. Но в то же время, их считали своими защитниками, и они часто помогали людям. Разделение на «светлых» и «темных» богов отсутствует, как уже говорилось ранее, следовательно нет никаких упоминаний о борьбе за власть и господство над миром. К примеру, бог смерти считался мудрым, его называли повелителем времени, упоминали в молитвах, клятвах.
Некоторые из нартов (Боткий Ширткъа, Сеска Солса) имели свободный доступ в мир мертвых и принесли оттуда полезные для народа вещи (мельницу, пиво, иглы, свирель и т.п). Что касаемо смерти, по их убеждениям, человек продолжал жить в мире мертвых. Эл (чеч.и инг. — «Iэл»). Мир мертвых выглядел также, как и мир живых, но с разницей в том, что люди работали ночью.
По одной из версий, им светилом служила луна. Элом управлял бог (Эштр, Этер, Элда). У него просили благоденствия для своих умерших родственников и ежегодно в конце октября отмечали праздник, посвященный мертвым. «Устраивался жатвенный ужин» — марс-пхьор. Стоить отметить, что обычай поминать умерших возник благодаря мифическому герою Боткий Ширтке. По преданию, он доказал людям, что мертвые получают все отправленное для них из мира живых.
Дела - Демиург, верховный бог
Глава пантеона Богов, Демиург. Дяла. - старший брат бога Селы, отец богини плодородия Тушоли. Имеет антропоморфный облик, живёт на небе. Создал небо и землю. Увидев, что земля оказалась в три раза больше неба, Дяла. сжал её, и образовались земляные горы; затем он укрепил землю каменными горами. Землю держат на своих рогах быки. Дяла создал также птиц, животных, людей; из земли, сжатой им одной рукой, образовалась женщина, сжатой другой рукой,- мужчина, которым предстояло стать мужем и женой.
Филина, пытавшегося воспрепятствовать соединению мужчины и женщины, Дяла наказал, лишив его способности видеть днём. Согласно более архаичным представлениям, управление миром он в значительной мере перепоручил другим богам, действующим самостоятельно - каждый в своей сфере, часто выступающим посредниками между людьми и Дяла С распространением ислама Дяла стал отождествляться с Аллахом. Имя Дяла удержалось в молениях, клятвах, народных сказаниях.
Села - бог-громовержец
Сели, у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, Села Саты, муж богини Фурки. Села подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д. Радуга - это лук Села, который он вешает на небо, молнии - его стрелы. Из-за непослушания ему окривел Елта; он обрекает на вечные муки героя Курюко, выкравшего у Села овец, воду, растения для людей, и героя Пхармата, похитившего у него огонь для нарт-орстхойцев. Согласно более поздним представлениям, Села не столь всемогущ.
Предводитель нарт-орстхойцев Сеска Солса, вступив с ним в единоборство, поломал ему рёбра, и нарт-орстхойцы угнали белых Овнов, который ежегодно совершал в честь Селы. жертвоприношения. В весенний месяц сели-бут («месяц Селы») по ингушскому народному календарю в святилищах Селы совершали жертвоприношения; в молитвенных песнопениях, обращённых к нему, просили дождя и хорошего урожая. Селинг (инг.) село. Хермарт (с ингуш. яз. Пхар «Кузнец», Пхермарт украл огненное пелено у Селы и дал его нартам(ингушам-великанам, времен палеолита).
Ерд
Ерды, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Ерд имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Ерд был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.).
Мелер-Ерда
Мелер-Ерда - Бог ингушей покровитель плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
Можь
Можь – у ингушей и чеченцев злая сестра солнца и луны. Можь сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гонится за солнцем и луною. Когда она догоняет их и заслоняет, происходит затмение. Можь отпускает солнце и луну только после того, как ее об этом попросит невинная перворожденная девушка.
Хьунан Йо (Лесная дева)
В вайнахской мифологии это богиня охоты, покровительница диких животных, леса. По легендам, она помогает охотнику, при условии, что он сохранит в тайне, что видел ее. В противном случае, охотник умирает в страшных муках. Лесных женщин ингуши представляют как людей, отличающихся необыкновенной красотой; роскошные волосы у них доходят до самых пяток и имеют золотисто-серебристый цвет. Но по характеру своему злы, коварны и опасны для людей, хотя и не особенно; но благодаря тому, что проклятия их имеют силу, они ненавидят людей и проклинают их род при встрече с ними Несколько отличается от приведенной выше характеристика образа «лесной женщины»
Боги природы
Гела - бог солнца. (Предположительно еще назывался Галь-ерд).
Дарза-нана (Фурки) - богиня вьюг.
Миха-нана - богиня ветра.
Елта - бог охоты и урожая.
Села-Сата - богиня искусства и ремесел, покровительница девушек.
Тушоли - богиня весны и плодородия.
Эл-да (Эштр, Этер) - бог мертвых.
Уна-нана - богиня смерти и болезней.
Хи-нана - богиня воды.
Аза - мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца
Бетта - божество луны.
Дели-Малх - солнце (букв. «божье солнце»).
Кинч - мать богини луны.
Мож - сестра луны и солнца.
Мехка-нана - богиня горной местности. Раньше жители аула Гвилети ее высоко чтили и обязательно ей молились, прежде чем взойти на гору Башлам. Эта богиня помогала путникам и тем, кто ходил в горы. Мехка-нана знает, где на горе спрятаны клады. Осенью она по низу горы протягивает невидимую веревку, и кто ее перейдет, тот неминуемо замерзает.
Боги покровители
Мятцели - старший брат Тамыжа и Амгали. Самый известный и почитаемый из всех богов. Его именем назван месяц июль и день недели (воскресенье). Особое покровительство он оказывает женщинам. В день праздника Мятцели, запрещается обижать и оскорблять их.
Тамаш-ерда - (Тамыж-ерда). В переводе с инг. «крылатый дух» (там - крыло).
Амгали-ерда - брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
Молдз-ерд - Бог войны (в переводе с инг. «проворный дух»).
Сусол-дяла - подчиненный бога Мятцели.
Болом-дяла - По преданию, когда часть ингушской семьи переселялась поближе к бацбийцам, при подъеме в горы, одной девушке стало плохо, и она воскликнула «Даьлой, ва даьлой! (Боже! о Боже!). Вдруг все покрылось непроницаемым туманом, а когда он рассеялся, на голой до того времени песчаной почве зеленела сочная трава. После этого чуда половина семьи (Хили-уачи) вернулась об¬ратно и поселилась в Арзи.В честь ознаменования чуда выстроили храм Болом-дяла (Болом)».
Тхаба-ерда - в переводе «Святой (ерда) двух тысяч». Изначально был христианским храмом, который в дальнейшем превратили в языческий и устраивали жертвоприношения богам.
Магал (Маги-ерда) - Был предсказателем, в его доме жила звезда ветров, змея и птичка-несущая благодать (стриж).
Мелер-ерда - покровитель напитков (вино, пиво). На з. стороне Лаьжг, рядом с «Мелара-гала» в районе «Мелара кхаш» (пахотные земли,на которых выращивался хлеб и напитки для ритуальных праздников в окрестных селах)
Лесные духи
Подчиняются Елте - богу охоты и плодородия.
Хьунан Йо
«Лесная дева». У нее длинные серебристо-золотистые волосы, и она небычайно красива. Мужчина, который имел с ней связь, никогда не знал неудач в охоте. Но если он рассказывал кому-либо о ней, то утром его находили мертвым.
Вочаби
Имели образ горного козла, но чаще всего люди не могли их видеть, и лишь слышали их голоса. Наказывают охотников, которые могли убить их животных. После этого охотник терпел неудачи, или не осмеливался больше охотиться.
Алмас или хьун-саг (стаг)
Бывают обоих полов. Мужчины - обросшие шерстью, существа с топором в груди. Злобные и коварные. Женщины отличаются красотой. По некоторым преданиям, их можно встретить в темное время суток на могилах или глухих местах. Они просят путников потанцевать с ними и при этом за отказ они наказывают. Также алмас предвещает смерть человека заунывным пением, при этом произнося его имя.
Духи озёр
В горной Чечне, в Акинском обществе, у селения Галанчодж, находится небольшое озеро; и вот при этом благоприятном условии у чеченцев немедленно возникает представление о Духе озера, которого они высоко чтут. Поэтический миф о возникновении озера Галанчодж и культа Духа озера записан В. Миллером.
«Близ аула Ялхорой, говорит предание, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды мать с дочерью отправились на берег его и по неразумию стали стирать грязные пеленки в его хрустальной воде. Разгневанный Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амки. Но и озеро не хотело оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж, оставив след в виде громадной выемки, и спустился вниз почти с отвесной высоты.
Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. Одни из местных жителей хотели впрячь быка для работы, другие говорили, что это божий бык и противились его запряжке в плуг, но, в конце концов, быка запрягли. Когда он вел первую борозду, в ней выступила грязь: при вто¬рой стало еще мокрее: при третьей - из земли выступила вода, при четвертой борозде вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей. Бык исчез в волнах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро внушает суеверный страх туземцам: они считают его бездонным и не пьют его воду».
Свидетельство о публикации №224120701090