Удачный роман - 2016 - Ч2 Решение проблемы

Иллюстрация: кадр из дорамы. Главный герой.
Первая публикация рецензии на сайте DoramaTV 16.07.2021 (там я — Иль Дже Ми).

Начальная часть рецензии:
Ч.1. Завязка и Проблема - http://proza.ru/2024/12/07/1073

РЕЦЕНЗИЯ-АНАЛИЗ ДОРАМЫ "УДАЧНЫЙ РОМАН" (ЮЖНАЯ КОРЕЯ, 2016). ЧАСТЬ 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    
"Удачный роман" — дорама, внутренне очень логичная, но часто внешне она кажется нелогичной. Здесь много моментов, над которыми крепко призадумываешься... и по размышлении понимаешь: то, что казалось нелогичным на первый поверхностный взгляд, на самом деле самое логичное, разумное, правильное и есть. Например, почему Дже Сухо влюбился в Шим Бони и загорелся идеей защитить её? Некоторые зрители, ориентируясь на самое очевидное, считали, что Дже Сухо влюбился потому, что Шим Бони стала для него загадкой, сложной задачей, зацепила его исследовательские мозги, а потом уже проникла и в сердце. И, посмеиваясь, писали: вот какой ерунде учат нас дорамы, будто надо парней привлекать шиворот-навыворот, не умом, а дуростью, не культурой, а наглостью, не красотой, а неприглядностью... А на самом деле здесь всё гораздо сложнее и проще.

Вовсе не в загадочности Шим Бони было дело. Загадочка-то была довольно противненькая! И аж никакой симпатии поначалу у Дже Сухо не вызывала. Да и между научно-исследовательским интересом к человеку-загадке и настоящей любовью — пропасть, которую не перейдёшь без моста... Но ещё до того, как Шим Бони стала для Дже Сухо "трудной задачкой", в нём проснулось совсем другое чувство к ней. То чувство, которое люди обычно презирают, считают его унизительным, обидным, оскорбительным для того, на кого оно направлено. И думают, что из такого чувства в принципе не может родиться любовь, а если и рождается, то ненастоящая... Но в данном случае именно из этого чувства самая настоящая любовь и родилась. Это чувство — жалость. Но не та суррогатная высокомерно-презрительная жалость, которую питают в сердце только ради того, чтобы почувствовать себя великим на фоне чужого унижения. А совсем другая жалость, настоящая. Жалость, проистекающая из понимания того, что другой человек — это такой же человек, как и ты, что ему так же больно, как и тебе. Жалость, которая не делит людей на "униженных" и "не униженных", а объединяет их под одним словом — "человек". Такая настоящая жалость вовсе не противоположна уважению. Наоборот. Жалость может возникнуть только тогда, когда в человеке, которого жалеешь, есть хоть капля чего-то достойного уважения. Жалость оттого, что человек мог бы жить лучше, достойнее, он заслуживает этого, он способен на это, но тем не менее он... находится в том состоянии, в котором находится. Если же в человеке нет ни единой малейшей чёрточки, достойной уважения, то даже самую презрительную жалость к нему испытывать не хочется. "Вы недостойны жалости" — это самая тяжкая характеристика. Потому нет смысла обижаться, когда вас кто-то жалеет. Даже если жалость эта "незаслуженная", "необоснованная", "беспричинная", поскольку на самом деле вы очень даже неплохо живёте. Жалеют? Ну и что? Это их личное мнение. Ну и пускай себе. На здоровье. Жалость — это всё-таки проявление здоровых чувств. Хуже, когда люди друг друга жалеть не хотят...

Дже Сухо обычно сторонился людей. Не пытался ни нападать на них, ни защищать их от кого-то или чего-то — просто обходил стороной. Не потому что был от природы эгоцентричным, зацикленным на себе, — вовсе нет. Просто с самого детства он слишком часто наталкивался на человеческую грубость, которая оставила глубокие шрамы в его душе. Он ведь гений, у него все умственные способности зашкаливают — и обострённое восприятие "входящей из внешнего мира информации", и мощная обработка её, и крепкая память, и далеко идущие выводы-результаты... Не только сообразительность у него повышенная, но и восприимчивость, и впечатлительность — всё у него бьёт через край, всё проявляется в высшей степени. Люди часто не понимали его, такого чудного, непохожего на других. И ранили, сами того не сознавая. А он не понимал людей и даже остерегался их, как источника потенциальной угрозы. Слишком памятны для него были случаи, когда в ответ на самые лучшие намерения он неожиданно и незаслуженно получал удар по самому больному месту.

Но с Шим Бони... всё было по-другому. Дже Сухо почувствовал, что этот человек — не угроза, а безобиднейшее на свете существо, ещё более уязвимое, чем он сам. Поэтому он не отшатнулся от неё, а пожалел. Ещё в тот раз, когда встретил её на улице, нелепую, неуклюжую, напившуюся с горя до полу-тряпочного состояния. Она была ему неприятна, но он увидел: совсем человек беззащитный, непременно попадёт в беду, пропадёт человек! И пожалел, и пошёл провожать её до самого дома... "как разумный человек и сознательный гражданин" (это была его любимая присказка, которой он придавал самый серьёзный смысл). Точно так же, когда она попыталась "соблазнить" его, он по её серьёзно-строгой интонации, по печальным глазам, по её совершенно не развратному поведению понял, что тут что-то не так, что она в какой-то беде... И точно так же, как тогда, в первый раз, пожалел её и захотел её понять, захотел помочь. Разумеется, "помочь" не в смысле "выполнить её бредовую просьбу", а наоборот, растолковать ей всю бредовость её поведения, наставить её на путь истинный, "устранить ошибку в исходном коде её программы".

"Уж я к ней и так, и этак,
Со словами и без слов..."

Сначала Дже Сухо пытался достучаться до Шим Бони обычными логическими построениями, основанными на изначальных идеях и данных, которые давали ему наука, образование и подтверждающий их собственный жизненный опыт. Ему казалось, что все люди стоят на том же идейном фундаменте, на котором стоит он сам, — на фундаменте, который даёт наука. Ему казалось, что причина различий между ним и любым другим человеком во взглядах на окружающий мир — лишь в том, что не все люди дают себе труд выстроить правильные логические цепочки из имеющихся у них предпосылок. Что если бы все люди чётко следовали логике, то пришли бы к тем же выводам, что и он. Так ему казалось. Но разговаривая с Шим Бони, он увидел, что схема не срабатывает...
"- Сама подумай, рассуди логически...
- Не говорите мне о логике! Во всей моей жизни нет ни грамма здравого смысла!
- Взгляни в глаза реальности!
- Реальность? Все, кого я люблю, покидают меня, — вот какова моя реальность!"
Всё это поначалу поставило Дже Сухо в тупик: ведь бесполезно... нет, просто невозможно спорить с человеком, с которым у тебя нет ни одной общей точки исходных понятий!

Как же Дже Сухо смог вывести из заблуждения Шим Бони, используя своё знание логики и её знание логики? До сих пор она, даже рассуждая логически, приходила к ложным выводам, потому что опиралась на ложные понятия. "Как же её вывести из замкнутого круга?" — думал Дже Сухо. И придумал. Он же всё-таки недаром был гений. Он постепенно, накапливая опыт наблюдений, научился ориентироваться в мире незнакомых ему идей, понятий и взглядов, — так же, как в компьютере он учился ориентироваться в принципиально новой, незнакомой ему программе. И наконец он нашёл выход. Нашёл, где в "безвыходном лабиринте" "вирусного кода" ложных убеждений Шим Бони есть слабое место, "замаскированная щель", через которую можно выбраться наружу. И применил метод логического рассуждения, который можно назвать "клин клином вышибают".

Что такое "клин-клином-вышибание" в логических построениях?

Например, есть логическая конструкция:
Посылка 1: "Все члены множества А обладают свойством В."
Посылка 2: "Все члены множества Б не обладают свойством В."
Вывод: "Множества А и Б не пересекаются (то есть нет таких членов, которые принадлежали бы одновременно и множеству А, и множеству Б)."

Это — нормальная, правильная логическая конструкция. Если в обе посылки ввести правдивую информацию, то в выводе получится правдивая информация.

Например:
Посылка 1: "Все волки — хищники."
Посылка 2: "Все овцы — не хищники."
Вывод: "Все волки — не овцы, все овцы — не волки."

Или:
Посылка 1: "Настоящие спелые яблоки съедобны."
Посылка 2: "Спелые яблоки, сделанные из папье-маше, несъедобны."
Вывод: "Спелые яблоки из папье-маше и настоящие спелые яблоки — это не одно и то же" :)

Если же в одну из посылок будет введена правда, а в другую — ложь, то и в выводе получится ложь. Потому и говорят: "Ложка дёгтя портит бочку мёда".

А вот если в обе посылки ввели ложную информацию, то уже нельзя предугадать, что из этой смеси получится — ложь или правда. Смотря какую ложь ввели...

Например, в ту же конструкцию подставили две ЛОЖНЫЕ посылки:
Посылка 1: "Все ягоды ядовиты."
Посылка 2: "Все грибы не ядовиты."
Вывод: "Все ягоды — не грибы, все грибы — не ягоды." (Или, если сформулировать иначе: "Ни одна ягода не является грибом, ни один гриб не является ягодой.")

Всякий человек, хоть немного знающий природу ягод и грибов, сразу поймёт, что обе посылки — наглое враньё: среди ягод есть ядовитые и неядовитые, и среди грибов тоже есть ядовитые и неядовитые. Но эти два ложных суждения находятся в таком соотношении между собой, что в данной логической конструкции из них по законам логики вытекает истинное суждение: ягоды и грибы — это совершенно разные вещи. "Клин клином вышибло."

Однако не с каждой парой ложных посылок может получиться такой фокус. Например:
Посылка 1: "У всех немецких овчарок белая шерсть."
Посылка 2: "Ни у одной собаки шерсть не бывает белой."
Вывод: "Все немецкие овчарки — не собаки, все собаки — не немецкие овчарки."
Здесь и посылки ложные (на самом деле у некоторых собак шерсть бывает белой, но немецким овчаркам белая шерсть не свойственна), и вывод ложный (на самом деле немецкие овчарки — это одна из пород собак). В этом примере "клин клином не вышибло".

Для того, чтобы извлечь одну правду из двух неправд, нужно подобрать не просто любые две неправды, а "друг друга обезвреживающие". Как в химической реакции, когда два опасных вещества нейтрализуют друг друга и преобразовываются в вещества безопасные: едкую кислоту нейтрализуют щелочью, или едкую щелочь — кислотой.

Дже Сухо оказался в ситуации, когда ему нужно привести Шим Бони к правдивому выводу, к истинному суждению. Но ни одно истинное суждение, которое он может использовать как посылку, для этой цели не подходит: Шим Бони не верит в истинность этих суждений. Зато у Шим Бони есть великое множество ложных суждений, которые кажутся истиной в её глазах. Дже Сухо нашёл среди этих ложных суждений те, которые при взаимодействии между собой могут создать "клин-клином-вышибание", так что если их ввести в нужную конструкцию, то они дадут правильный, истинный вывод...

1-й этап логического рассуждения.
Посылка А: "Шаман сказал тебе, что человек, который родился в год Тигра, станет для тебя живым талисманом, нейтрализует твою неудачливость и передаст тебе свою удачу."
Посылка Б: "Я родился в год Тигра."
Вывод: "Я — твой талисман. Мы будем вместе — и всё будет хорошо."

2-й этап логического рассуждения.
Посылка А: "Ты веришь в приметы и соблюдаешь обряды, ходишь к шаману и веришь его словам, и всё это с единственной целью — чтобы защититься от неудачи."
Посылка Б: "Я защищаю тебя от неудачи."
Вывод: "Не надо верить в приметы, не надо верить в шамана. Верь в меня."

Так он "перевёл стрелки" её размышлений на другое направление и проложил для неё мостки в другой мир — в тот мир, в котором мыслил он сам и который был спасением для Шим Бони.

Всё это Дже Сухо высказал со своей обычной абсолютно твёрдой убеждённостью. И это тоже очень важно. Ведь шаман проводил воздействие на Шим Бони по двум каналам — логическому и психологическому. Со стороны логики он подсовывал софизмы, то есть рассуждения с подвохом, а со стороны психологии — давил своим властным характером и чувством полнейшей убеждённости в своей правоте. Таким образом, для того, чтобы освободить Шим Бони от внедрённых в неё "вирусов", необходим был "антивирус" тоже с двух сторон, по двум каналам: и по логическому, и по психологическому. Если будет "антивирус" только в плане психологии, он не сможет вылечить, потому что логика останется заражённой и "вирус" будет продолжать действовать через неё. А если будет "антивирус" только в плане логики, то он вылечит только логику, но психология останется в прежнем, заражённом состоянии, открытом для "вируса". Это только кажется, что если человеку сказать разумное слово, то до него непременно дойдёт... Для того, чтобы человек воздействовал на человека — любым воздействием, хоть вредным, хоть полезным, — одной логической убедительности рассуждений мало, хоть она и важна. Как говорится в математике: "необходимо, но не достаточно". Нужна ещё и психологическая сила в высказывании, убедительность не умственного, а чисто душевного порядка. Способность ясно мыслить человек может потерять. Способность чувствовать — не потеряет никогда.

"Клин клином вышибают." На всякую силу найдётся другая сила. Шаман был искренне уверен, что он лучше всех знает жизнь, знает, по каким закономерностям она течёт, и потому он имеет полное право властвовать над другими людьми и указывать им, что делать. И этой убеждённостью он задавливал сомневающихся, сбитых с толку, шокированных, растерянных, неуверенных, нетвёрдых, психологически более слабых, чем он, людей. До тех пор, пока не напоролся на другого человека, не менее сильного характером и ещё более уверенного в своей правоте — на Дже Сухо. Что у этого тихого и скромного работяги-трудоголика на самом деле очень даже властный тигриный характер — это чувствовали на себе все его сотрудники, которых он гонял до седьмого пота. "Я же не требую от вас ничего запредельного. Просто сделайте всё, как надо." — спокойно, но совершенно безапелляционно говорил он. При этом не учитывая и даже не понимая, что "просто как надо" по его меркам — это по меркам любого обычного человека запредельный идеал. Да и не мог он этого понять, поскольку сам ежедневно выдавал на-гора этот самый идеал, трудясь больше всех. Говорят, гениям всё легко... Ничего подобного. Гений делает с большим трудом и огромным напряжением то, что обычным людям просто не под силу. Как в том анекдоте: "Внедорожник — это автомобиль, который застрянет там, куда все остальные автомобили просто не доедут...")) Поэтому убеждённость в своей правоте у Дже Сухо была железная, алмазная, пуленепробиваемая и водонепроницаемая. Причём основанная не на пустопорожней самоуверенности, а на твёрдом знании, на чёткой и ясной логике, на опыте всей его жизни. Он верил в силу человеческого разума, потому что чувствовал её в себе, как нечто несомненно реально существующее и совершенно естественное. И для того, чтобы твёрдо держаться за свои убеждения, ему не нужна была вера слепая и безрассудная, как в религии или суеверии, — у него в руках было нечто более сильное, чем сила безрассудства. Потому-то, что бы он ни говорил, в нём всегда чувствовалась непоколебимая убеждённость, за его плечами всегда стояла всемогущая сила. Великая сила разума.

Пока Шим Бони находилась в лабиринте софистических логических построений, вся эта мощь психологического воздействия была для неё как ветер за оконным стеклом. Но как только логический маршрут выхода из лабиринта был выстроен, "окно открылось", и энергия убеждённости гения Дже Сухо, с его светлыми и чистыми понятиями, с его жизнеутверждающим настроем творца, хлынула в это окно, как свежий ветер, сметая на пути всё лишнее, ненужное, вредное. И Шим Бони воспряла духом: у неё вновь появились силы верить в то, во что она всегда хотела верить сама, идти тем путём, к которому она сама всегда тянулась. Она снова поверила в то, что она может быть счастливой, не принося при этом несчастья кому-то другому, что она может жить, как душа просит, светло и честно. Страх постепенно отступал, и на его место приходили мечты — простые, красивые, здоровые, нормальные человеческие.

Я хочу, чтобы мой настоящий друг
Оставался со мною в любой беде,
Чтобы были лесные цветы вокруг,
А дорога спешила к дому...
Я хочу, чтобы мой настоящий друг
Оставался со мною в любой беде,
А когда улыбаются все вокруг,
Чтобы он улыбался тоже...
Улыбался...

Это песня из сказки "Весёлое сновидение" как нельзя лучше передаёт чувства Шим Бони, словно создана для неё. Шим Бони рядом с Дже Сухо впервые за долгие годы почувствовала себя защищённой. А Дже Сухо рядом с Шим Бони впервые почувствовал себя настоящим Тигром, защитником слабых. Он поддерживал её мечты и постепенно воплощал их в жизнь — упорно, настойчиво, прилагая всю свою изобретательность и весь свой тигриный характер. Он убеждал Шим Бони, как тот Пионер-шахматист убеждал своего робкого друга, Принца-принцессу шахматного королевства:

Пусть кругом ночная тишина,
Пусть грозят бедой дороги эти,
Королевство дружбы есть на свете -
Самая хорошая страна.
Королевство дружбы есть на свете -
Самая хорошая страна.

В этом королевстве круглый год
Солнца свет и небо голубое.
В королевстве дружбы нам с тобою
Завтра непременно повезёт!
В королевстве дружбы нам с тобою
Завтра непременно повезёт!

Правда, в дораме было не королевство дружбы, а королевство любви, но какая разница? Все они из одного лукошка... Дружба и любовь — оба эти чувства стоят на одном фундаменте: на взаимоподдержке, взаимовыручке, взаимной заботе. Кто не умеет быть настоящим другом, тот и возлюбленным будет не ахти каким. Кто не умеет ценить дружбу, тот и на настоящую любовь не способен. Потому что настоящая любовь включает в себя дружбу как составную часть.

Те серии "Удачного романа", где Шим Бони и Дже Сухо вместе, счастливы и борются за своё счастье, — это сплошное восхищение! Они действительно создают вокруг себя "королевство любви". И, как все влюблённые, начинают выглядеть немножко не от мира сего, они становятся гражданами и жителями "самой хорошей страны". И эта любовь действительно делает их сильнее, крепче, устойчивее. В этом королевстве им везёт. Не зря говорят в русском народе: "Где двое вместе, там сила трёх".

Эти несколько серий — высокий образец, квинтэссенция, апофеоз лучезарной романтики и милашества. Именно так и выглядят, так и ведут себя настоящие влюблённые пары: милые, немножко смешные, немножко чудные — и прекрасные в этом своём чудачестве. Хотя, конечно, у кого как. Люди разные, и любовь у них разная. Так мило чудить могут только те счастливые пары, кто живут в мирное, безопасное время, кто могут верить друг другу без оглядки, у кого совесть безмятежно чиста.

Но враг не дремлет! Мало создать королевство любви — его ещё надо защитить! Хакер-шаман, обнаружив, что дела у его подопечной пошли как-то слишком весело и жизнерадостно, что явно выбивается из его мрачных теорий, взялся подгонять непокорную практику под строгие мерки своей теории и рушить счастье, в кои-то веки засиявшее перед Шим Бони... Нет, он не питал к этой безобидной девчонке никакой личной злобы. Даже наоборот. Увидев, что Шим Бони успешно выполнила задание — "заарканила Тигра", шаман невольно проникся к ней некоей симпатией. (Хотя на самом деле Шим Бони с Дже Сухо "провели ночь вместе" совсем не в том смысле, в каком ожидал шаман, но он своим "всевидящим оком" этого не узрел.) И когда Шим Бони, поблагодарив шамана за "мудрые наставления", ушла, он даже помолился за неё, "бедную невезучую девочку". Почему? Потому что она польстила его самолюбию. Подтвердила правильность его теорий и расчётов, его властолюбие потешила. Он же не из высоких побуждений, а из властолюбия шаманством занимался, ему нравилось держать в руках нити управления людьми. И какое-то время он пребывал в благодушном настроении... Пока не обнаружил, что его подопечная, его подчинённая, его "захваченный компьютер" выходит из-под контроля! Она верит своему живому талисману-Тигру больше, чем шаману! Она больше не хочет покорно выполнять чужие приказы, она хочет идти по жизни своим путём! В сердце шамана тут же всякие симпатии развеялись, как дым, а на их место пришли гнев и сдержанная ярость. Бунт надо подавить, вольнодумство уничтожить! Разумеется, разрушить счастье Шим Бони надо её же собственными руками... Ты чего, забылась, увлеклась, вообразила, что тебе дозволено быть счастливой? Что, хочешь жить честно и любить по-серьёзному? Быть чуткой и верной возлюбленной, делить с любимым счастье и горе пополам, выйти замуж, создать семью и так далее и тому подобное? Чушь! Немедленно брось своего любимого! Что хочешь ему наври, но брось его, расстанься с ним! Иначе твоя неудачливая натура втянет всю его энергию удачи, как чёрная дыра, и он погибнет! Да, ты и твоя сестра будете благополучны, но — за счёт принесения твоего любимого в жертву! Ты этого хочешь?

К удивлению бывалого "хакера душ человеческих", новый "вирус", созданный по уже проверенной, отработанной, заведомо эффективной схеме и пущенный по давно налаженным каналам, на сей раз не смог взять под контроль отбившийся от рук "компьютер". Что-то новое появилось в "программном обеспечении" жертвы. Она испугана, дрожит, но борется со страхом, она не хочет верить внушению, не хочет поддаваться мрачному давлению. Она уже не та бессильная жертва, какой была, а пусть неопытный и слабый, но борец! Она даёт отпор! Пока что он даётся ей трудно, отчаянным напряжением. Но всё же ей удаётся "поставить щит". Она уходит не подчинившейся. И "хакер" в гневе бросает ей вслед: "Ты ещё убедишься, что я прав!" В переводе на обычный язык: "Ты ещё приползёшь на коленках умолять меня о прощении!"

И эта последняя фраза "Ты ещё убедишься, что я прав!" заседает в памяти Шим Бони. Она не верит, не хочет верить этим коварным словам... Она хочет верить в то, о чём говорил Дже Сухо. Но её новая убеждённость пока ещё свежая, неокрепшая, незатвердевшая. И слова шамана беспокоят её. Этого шаману достаточно. Теперь любая неудача, большая или маленькая, которая встретится на пути Дже Сухо, будет превращаться в каплю сомнения в душе Шим Бони. Не бывает путь человека гладким и беспрепятственным, что-нибудь да случится такое, что вернёт Шим Бони её страх! И тогда уже неважно, вернётся Шим Бони к шаману или нет, главное — что она вновь поверит в его иезуитскую теорию, а как только поверит, исполнит его волю, и тем самым подтвердит его правоту — всей своей жизнью!

Почему для шамана было так важно, чтобы жизнь Шим Бони пошла именно по той колее, которую он предсказал? Зачем ему это было нужно? Чтобы в его руках было наглядное доказательство его шаманской прозорливости и могущества, чтобы другие люди верили ему? Или... чтобы не пошатнулась его собственная вера в свою всемогущую власть и свою абсолютную безошибочность суждений о людях, о мироздании и о судьбе? Ведь вся его сила воздействия на других людей покоилась на вере в себя. А признать, что Шим Бони может быть счастлива просто так, без всяких жертвоприношений, для него означало бы признать ошибочность своих первоначальных суждений о ней и о её жизненном пути. Конечно, это ещё не означало полного крушения всей его теории — теорию можно подкорректировать, подправить для пущей "корреляции" с практикой... Но для шамана это значило, что он уже не утверждает себя, а приспосабливается, перестраивается. Это обидно! С какой стати?! Всё было так безмятежно и благополучно, картина мира была так беспросветно мрачна, и тут вдруг бац — луч света в тёмном царстве, это что за диссонанс?! Устранить! А не удаётся...

Что за человек вообще был этот шаман? Откуда он брал свои якобы ясновидческие прозрения, детали из реальной жизни своих клиентов? Может, он просто жулик, умеющий ловко собирать информацию об интересующих его людях? Кто его знает, куда он уходил из своего домишка на несколько дней кряду, — действительно "на молитву", как об этом свидетельствовала записка на дверях, или на разведку? Или может, ему и правда мерещились перед третьим глазом какие-то картины прошлого и вещие знаки будущего, которые он, в силу своего мутного мировоззрения, неизменно трактовал в мрачную сторону? Как в дораме "Повесть о Чумоне", где жрица-ясновидица узрела некий загадочный вещий знак. Она так и не смогла понять, что он предвещает — крушение государства или укрепление государства. Но, в силу своего мировоззрения, на всякий случай решила, что предвещается крушение, и пришла к выводу, что надо убрать подальше одного шибко полезного для страны героя, — дабы не создавал конкуренцию существующей власти, а то мало ли что... В итоге она своими же руками создала предпосылки для крушения государства. Лучше бы не занималась ясновидением... Какой жрец, такие и его предсказания!

Создатели дорамы оставляют образ шамана в меру загадочным. Каждый зритель, каким бы он ни был — или материалистом, или человеком религиозным, или любителем всякого непознанного, — может строить предположения о мышлении шамана в ту сторону, которая представляется ему наиболее близкой к реальности. Свобода выбора здесь полная. Если шаман был жулик — значит, ненависть к Дже Сухо и борьба против его влияния происходила из страха, что жульничество раскроется и доходный бизнес пойдёт прахом. Если шаману и правда что-то там мерещилось и он сам верил в свой провидческий дар, а Дже Сухо пошатнул его уверенность, — тогда ещё хуже, в таком случае со стороны шамана была ненависть принципиальная, борьба за всё плохое против всего хорошего. Очевидно-ясно одно: в любом случае шаман был изрядный мерзавец, вдобавок крепко убеждённый в своей правоте, и для него на первом месте было вовсе не счастье и благополучие Шим Бони (как, впрочем, и любой другой клиентки), а его личная победа в борьбе с Дже Сухо.

Мысль человеческая, чья бы она ни была, может быть слабой и бессильной, а может стать и двигателем событий... Так или иначе, но после того, как шаман взбесился и загорелся желанием доказать свои мрачные предсказания, у Дже Сухо действительно начались неприятности и бедствия одно другого крупнее и серьёзнее. Естественно, бедная Шим Бони не смогла устоять перед лицом "столь наглядных доказательств" и взяла на себя вину за всё на свете. И вместо того, чтобы поддержать своего любимого в трудную минуту, постаралась отдалиться от него, "унося с собой источник беды". Так сработала обновлённая версия всё того же "мировоззренческого вируса", основанного на типичном поведении "правильной благовоспитанной кореянки" — взятии вины на себя, самобичевании и самоустранении, — и доведённом до полного абсурда...

Храбрый Тигр Дже Сухо не знал, в какую опасную битву он ввязался, взявшись вытаскивать несчастную девушку из паутины гибельных заблуждений. Он был убеждённым материалистом, поэтому не верил в то, что чьи-то злые мысли могут накликать беду. А впрочем, даже если бы он и верил в такое, это бы его не остановило. Дже Сухо, в обычном состоянии такой обострённо-восприимчивый и ранимый, становился на удивление стойким и выносливым, когда у него было дело, в которое он погружался с головой, делаясь совершенно нечувствительным к любым неприятностям. Он весь превращался в одно устремление, и любые трудности, препятствия, неприятности воспринимал просто как обстановку, в которой приходится действовать, и не более того. Его не смущали неудачи, его не лишали бодрости духа даже несчастья, если ему было ради чего трудиться и было за что бороться. Даже если на его голову свалятся все беды мира, он не отступит, не повернёт назад, он просто "откорректирует маршрут соответственно изменившемуся рельефу местности", и  упорно и настойчиво пойдёт всё к той же цели! Он же гений, у него всё проявляется в высшей степени, — и устремлённость тоже.

Недаром ещё в первой серии дорамы, сделанной в духе "и почему мы смотрим этот бред", была весьма показательная сцена, когда Шим Бони и Дже Сухо в первый раз столкнулись — в буквальном смысле слова, да ещё как столкнулись! Любой другой человек на месте Дже Сухо как минимум возмутился бы. А он... перенёс произошедшее с полным спокойствием, никак не отреагировал, даже не обратил внимания. Всё это было для него несущественно, потому что он торопился на важное мероприятие, ему надо было успеть добраться, по дороге ещё раз продумать всё необходимое, — в общем, у него все мысли были там, а не здесь.

Раньше главным делом в жизни для Дже Сухо была его работа, его программистское творчество. Теперь для него главным делом жизни стала любовь к Шим Бони, забота о ней, стремление сделать её счастливой. Он посвятил всего себя этому делу, с головой ушёл в это устремление. Потому и поведение любимой, и бедствия со всех сторон, — всё, что другого человека могло выбить из колеи, привести в растерянность, разочаровать, — на его устремлённость подействовало не больше, чем... Как у Чуковского в "Путанице" пожар тушили: "пирогами, и блинами, и сушёными грибами", — безрезультатность та же самая.

И тут вновь ему пригодилось его умение осваивать незнакомые просторы. На сей раз — незнакомые просторы не в области логики, а в области психологии. Прежде Дже Сухо сумел разобраться в мировоззрении Шим Бони, понять, какой логический софизм опутал её сознание, и смог освободить её ум от воздействия этого софизма. Теперь Дже Сухо пришлось разбираться уже не в уме, а в чувствах Шим Бони, чтобы понять, как надо обращаться с её чувствами, чтобы развязать запутавшиеся узлы и освободить её душу от гнёта страхов.

Поначалу Дже Сухо пытался по-прежнему действовать своим обычным, многократно проверенным и всегда эффективным методом: неуклонной настойчивостью и прямолинейным напором, помноженными на убеждённость в своей правоте. Он действовал с такой энергией, которой можно было бы свернуть горы! Но оказалось, что свернуть горы гораздо легче, чем свернуть упорство зациклившейся на навязчивой идее Шим Бони. Ибо на самом деле в этой хрупкой, беззащитной и внушаемой девчонке жили сила упорства и способность твёрдо следовать своим убеждениям ничуть не меньшие, чем у Дже Сухо. Одного поля ягоды...

Когда Дже Сухо увидел всю тяжесть ситуации и убедился, что старая программа больше не сработает, сколько её ни обновляй, он принялся за разработку принципиально новой программы. Он не стал своей напористостью пугать ещё больше и без того перепуганного человека. Пусть отдохнёт! Пусть успокоится... Ночь пройдёт, наступит утро ясное, которое вечера мудренее! Главное — что она теперь среди надёжных друзей, в безопасном месте, а враг больше не влияет на неё, не может навнушать ей чего-то нового и создать новые проблемы. Это главное. "Состояние тяжёлое, но стабильное." Хуже, чем есть, уже не будет. А те проблемы, что есть, будем решать неспеша. Последовательно. Но неуклонно!

Дже Сухо дал возможность жизни какое-то время течь своим естественным ходом, но он не сложил руки. Он отпустил Шим Бони. Но он не бросил её. Он больше не пытался штурмовать её сугубо логическими доказательствами. Пусть всё докажет сама жизнь! Жизнь в доброй обстановке, с хорошими людьми, с любимой сестрой, с верным другом постепенно лечила её издёрганную и израненную душу, плохие воспоминания отступали в прошлое. А в это время её любимый, упорно трудясь, издалека доказывал ей своей жизнью, что все страхи — пустышка, что всё преодолимо. Он готовил надёжную почву для будущей встречи.

Вот уж на что не люблю типичный ромкомовский "период разлуки перед счастливым концом", но  здесь он совершенно уместен и логически обоснован. Естественно вытекает из всех предыдущих событий, из характеров действующих лиц, из самой проблемы как таковой. Иначе просто никак. Молодец сценарист, вот это разработка с умом! Уважаю! Да и показали период разлуки коротко, в общих чертах и по сути, без размазываний по тарелке.

"Терпение и труд всё перетрут!" Расчёт Дже Сухо полностью оправдался. Новая программа-антивирус сработала блестяще. Это я про обе программы говорю — и про компьютерную, и про психологическую. И, кстати, что примечательно, обе программы он разрабатывал не в одиночку, а в небольшом творческом коллективе. Для того, чтобы запустить в компьютер мощный вирус, который недосягаемо заблокирует в нём всё и вся, достаточно одного-единственного тусклого человечка с неживым лицом. Но для того, чтобы устранить этот вирус, нужен не просто гений, а два гения. Так и в психологии. Для того, чтобы запустить в сознание человека вирус, который превратит в безвыходный лабиринт всё его мышление, иногда достаточно одного-единственного врага с хорошо подвешенным языком. Но для того, чтобы этот вирус уничтожить, нужен не просто любящий, понимающий и заботливый человек, а два любящих, понимающих и заботливых человека. А ещё лучше — три! Из которых каждый талантлив по-своему. Единение многих над одной проблемой — это сила!

Финал дорамы сияет нежностью, ликующим счастьем и решительной смелостью перед лицом будущего. Это — победа! Полная и окончательная. Точно как в песне из всё того же "Весёлого сновидения":

Если счастье друга — твой пароль,
Если верит друг в твою отвагу,
Если враг бежит, бросая шпагу —
В королевстве дружбы ты король!
Если враг бежит, бросая шпагу —
В королевстве дружбы ты король!

Именно так всё и было. Враг бежал с поля боя, разбитый морально. Он не раскаялся, но его иллюзии начали рушиться: он осознал, что он далеко не всесилен и всемудр, что явно не все нити жизни у него в руках. Победившая любовь расцветает снова. Все помирились. Все нашли свой жизненный путь. И неважно, что так неуклюжа формулировка идеи, которая высказывается в последней серии:
"- Ну, готовься, любимый! Теперь я буду думать только о своём собственном счастье!
- Это правильный ответ."
Пугай-пугай, не страшно))) Такой самоотверженной и заботливой девушке, как Шим Бони, превращение в эгоистку не грозит. Просто она придёт к золотой середине между двумя крайностями, которыми страдают многие люди, — самоистязанием и самовлюблённостью — и наконец-то станет нормальным человеком, который умеет идти по жизни с поднятой головой, твёрдым и уверенным шагом, в душевном равновесии, не мучая понапрасну ни себя, ни других. И тогда все будут счастливы! Крепость духа, любовь к людям в сердце и честные, здоровые понятия в голове — самые лучшие талисманы на свете.

***

Дальнейшие части рецензии:
Ч.3. Главные герои и главные артисты - http://proza.ru/2024/12/07/1147
Ч.4. Второй, но тоже важный план: герои, артисты, взаимоотношения - http://proza.ru/2024/12/07/1171


Рецензии