Финский синдром
Когда 24 февраля началась СВО, то многие СМИ только о том и твердили, что российские вооружённые силы захватят Украины быстро – в считанные недели.
А в конце сороковых годов прошлого столетия, Сталини тоже недооценил Финские войска, считая их малочисленными, и слабо вооружёнными, не учитывая, что Запад может оказать им помощь. Командование Красной Армии думало, что легко победит, как говорится, - закидав их шапками, силами одного Ленинградского военного округа, превосходя противника: в пехоте, танках, самолётах и артиллерии, а в итоге всё сложилось не так планировалось.
У меня отец, который участвовал в этой войне, в чине младшего лейтенанта рассказывал, что они, начиная осенью наступление, думали, что боевые действия закончатся до наступления холодов. Поэтому и были экипированы – шинельками в сапогах, а кто и в ботиночках в обмотках, да будённовками на голове. А, когда война затянулась, то у командиров был шок, от больших морозов, которые нахлынули в первых числах ноября. И в итоге не боевые потери от обморожения, составили треть численности войск. Правда, потом командование спохватилось и стало присылать на фронт тёплую одежду, но осадок, таких потерь – остался. А помощь, которую оказывали многие европейские страны Финляндии, сыграли в сражениях против Красной Армии, существенную роль, которая потеряла в живой силе в шесть раз больше, чем финская, а об уничтоженной технике и говорить не приходится. Правда, потом этот исторический факт, очевидно, забылся. Потому, как прошло чуть более 80 лет, а российское командование и руководство, так и не усвоило исторические уроки прошлого.
Хотя со временем, если подвести, как говорится, - резюме, то каждая из сторон
добилась желаемого результата. Финны, потеряв часть территории, отстояли свою независимость, хоть были все предпосылки (учитывая, что уже было создано правительство Социалистической Финляндии) потерять всю страну, а Советский Союз, отодвинув границу подальше от Ленинграда и обеспечив в дальнейшем его защиту, приобрёл еще дополнительные земли.
Но в итоге, история повторилась, преподнеся свой очередной урок.
Блицкриг – на который мы так рассчитывали и ждали, что вот ещё пару недель или месяц и российская армия, окружив ВСУ, дойдёт до Днепра и освободит всю Слобожанщину, не понятно по какой причине - не получился…
Уже была вторая половина августа и восстанавливать, инфраструктуру было очень сложно, даже просто из-за того, что не хватало рабочих рук.
Но, жизнь слава Богу, ни без помощи, волонтёров и организаций из разных городов России, постепенно налаживалась. Подключили: воду, газ, электричество, которое на третий день отрезали по приказу харьковских властей и пришлось специально тянуть линию из Луганской области, поэтому заработала хлебопекарня. Стали раздавать организованно гуманитарную помощь и выдавать пенсии по десять тысяч рублей. И тут хочется заметить, что все – даже упоротые кострюлеголовые "патриоты" побежали её получать. А многие нормальные люди вздохнули с облегчением, понимая, что жизнь, невзирая на все невзгоды – продолжается. Правда, к этому времени в Изюме осталось, меньше трети населения. В нашей газете писали, что на данный момент проживает - около 15 тысяч, из которых 8 тысяч, это как говорится, - люди преклонного возраста. И со временем число жителей только уменьшалось, потому, как многим, ранее уехавшим, просто некуда возвращаться. Хотя некоторые всё-таки приезжали и ремонтировали свои дома. Но в начале сентября стали поступать тревожные вести, о том, что может произойти наступление украинских войск. Вот тогда у кого была возможность, сразу решили уехать, а мы надеялись, что этого не произойдёт.
Но пятого числа во второй половине дня на окраине города послышались взрывы и перестрелка и мы поняли, что идут бои. Они продолжались до глубокой ночи, а потом стали затихать, превратившись в единичные выстрелы.
По радиоприёмнику, найдя волну радиостанции «Z», мы, сидя с женой в уцелевшей комнате узнали, что командование российских войск решило свернуть операцию в Харьковской области и перейти на рубежи Луганской. Для нас это был шок…
Видно, российские войска решив не допустить разрушений, оставили город.
Рано утром прибежала соседка с перепуганным лицом и срывающимся от волнения голосом сказала, что по нашей улице ездят БТРы с украинскими солдатами и белыми крестами на броне, прямо как фрицы в старых фильмах про войну, во тогда стало ясно, что они начнут искать, так называемых сепаров и колаборантов.
А, когда уже ближе к обеду пришла директор библиотеки и рассказала, что они
расставили блок посты на тех же местах, где и раньше были, я понял, что ещё немного и как, говорится, - мышеловка захлопнется, и нацики с СБУшниками начнут отлавливать тех, кто сотрудничал с русскими, решил уехать из города.
На следующий день на базаре,встретив одного знакомого торгаша, узнал, что некоторые предприимчивые и проворные, уже поехали в Харьков за товаром, и если они вернутся, то и он завтра утром тоже – рванёт.
Вот тогда уговорив взять меня с собой, вернулся домой, чтобы собрать всё необходимое, что я мог увезти и попрощаться с женой.
Она всё понимая, ели сдерживая слёзы, не задавала лишних вопросов, лишь только спросила:
- Если придут за тобой, что сказать?
- Скажи, что я поехал к сыну в Киев, ведь, не видел и не слышал его больше года.
Свидетельство о публикации №224120701241