Город, которого нет

   Песню пот таким названием исполнял известный певец с украинской фамилией - Игорь Карнелюк…
  Но он не подозревал, что, хоть, пел совсем про другой город, но так можно сказать в прямом смысле этого слова, про наш Изюм, который сильно пострадал от боевых действий. Ведь, президент Украины Зеленский так во всеуслышание и заявил, что это наша Хатынь наряду с другими украинскими городами, разрушенными, как говорится, - в шент, и мы его пока не будет восстанавливать.
  Действительно, я, в первый раз выйдя в центр, был шокированный увиденным. По улице Замостянской, которая тянулась вдоль левого берега Северского Донца, с одной и с другой стороны было много разрушенных домов, видно было, что они попали под обстрел с двух сторон, оказавшись в эпицентре перестрелки.
   В одном дворе стоял, как мне  сначала показалось, подбитый танк Т-72, я его сразу узнал ведь на таких, я в армии ещё 45 лет назад служил, но потом, присмотревшись, я понял, что боекомплект не взорвался, так, как рядом стоявшее дерево не загорелось.
 Он был – просто грязный и немного присыпанный гарью, а на башне сработала взрыводинамическая защита и экипаж, скорее всего, - от греха подальше, просто покинул машину. А выше – по улице, практически, все дома пострадали, кто в большей, а кто в меньшей степени. От бывшей типографии, которая находилась прямо возле пешеходного моста, остались стоять только стены с зияющими дырами. Незадолго до боевых действий это здание, почти, полностью отремонтировали и осталось сделать только отделку внутри. Вот в него и разместили, солдат ВСУ для охраны моста, а те, с началом военных действий, первым делом, заминировали пешеходный мост, видно, считая его стратегическим объектом.
 А может и по приказу из Киева, ведь, кто там знает, что по нашему мосту даже на скутере трудно проехать. Но, приказы, как говорится, - не обсуждают. Ну и, как во время Великой Отечественной войны, чтобы не доставалось, врагу – уничтожить.
  Я ещё по этому поводу даже поспорил со своим знакомым, заявивший: «Это делается, чтобы русские не прошли!»
- Когда всё по взрывают, а русские пойдут дальше, то придётся нам, потом восстанавливать, - сказал я.
  Вот так и получилось, что, уходя, ВСУ подорвали три моста. Автомобильные так, что по ним было невозможно проехать, а – в пешеходном, только понаделали больших дырок. Это уже потом в ходе боёв его конструкции – досталось сполна.   
 Видно было, что стреляли из крупнокалиберных пулемётов, миномётов и пушек. Правда, когда я вышел в город то большой старый железный мост, кое-как уже отремонтировали и по нём даже началось небольшое движение, а бетонный - не смогли, а на пешеходном - положили на дыры большие толстые листы из ламинированного ДСП, чтобы можно было пройти. Прямо за ним на той стороне Донца находилась гимназия номер один. Я пишу, находилась, так, как то, что от неё осталось, можно сказать, о строении в прошедшем времени, потому, как стены и окна сильно пострадали и даже в фасаде зияла огромная дыра от снаряда.
 А вот дальше по улице Соборной, Николаевский храм был целый, только – снарядом зацепило край купола и осколками повыбивало почти все окна внизу. 
 Но, самое обидное было то, что всего пару месяцев назад, в аккурат к празднику Святого Николая, я изготовил для храма витраж с изображением «Спаса Нерукотворного». И по этому поводу даже сняли небольшой репортаж, как мы с отцом Богданом его устанавливали.
 Я надеялся, что он долго простоит на радость прихожанам. Но война имеет свои законы – жестокие и безжалостные, не щадя ни Божьи храмы – ни дома простых людей. Ведь у нас в городе от обстрелов ещё пострадали храмы: Свято-Преображенский по дороге на гору Кремянец, и Свято-Вознесенский кафедральный собор, который находится на Песках.
 Единственным был уцелевший небольшой деревянный храм возле Святого источника Криныци и рядом, как у нас называют, - каплычка или часовня.
  А в центре тоже были значительные разрушения. В пятиэтажке, где находился магазин «Пассад» два верхних этажа выгорели и часть здания настолько пострадала, что её на вряд ли можно будет восстановить.
 В городском парке была огромная воронка от бомбы или ракеты, а от, рядом находившейся полностью разрушенной, Четвёртой школы, остались стоять, только почерневшие стены, сгоревшие практически полностью.
  На современное здание, – визитку нашего города, (потому, как оно находилось рядом с автовокзалом) недавно построенного спортивно-развлекательного центра «Марс», - как говорится, - нельзя было смотреть без слёз, на столько сильно оно пострадало.
             (Я специально поместил две фотографии – до и после разрушений).
   Городская центральная поликлиника, была разрушена меньше, по сравнению со стоящими строениями, по улице Соборной. Здания: почты, банк, три аптеки, парикмахерская и магазины «Центральный гастроном», «Брусничка», - имела плачевный вид с выбитыми оконными и дверными проёмами.
   От «Мебельного» и здание «СОБС», остались стоять только стены.
Знаменитый ресторан, достопримечательность нашего города - «7 Ветров» находившийся на горе Кремянец, в котором любили останавливаться проезжающие, представлял – груду строительных обломков. Там же находившаяся телевизионная вышка, благодаря которой у нас была связь и интернет потеряла свою верхнюю часть и антенну, видно, от попадания снаряда, а некоторые «скифские бабы», простоявшие не одну тысячу лет получили, если можно так сказать, - смертельные ранения, представляющую груду камней.         
Даже мемориал посвящённый Великой Отечественной войне, лишился одного бетонного постамента. На других улицах, была аналогичная картина. Множество частных жилых домов тоже были разрушены, а в некоторых многоэтажках не хватало целых подъездов. Сколько в них погибло жителей было не известно, но, учитывая, что окраины обстреливали ещё сильнее, эта цифра была ужасающая. Приборостроительный завод, и некоторые другие предприятия просто превратились в развалины.
     Когда я ехал на велосипеде по улицам, всматриваясь в развалины знакомых домов, то сердце невольно сжималось то тоски и грусти.
  Горько и больно было смотреть на мой любимый и прекрасный Изюм, который стал мне вторым родным городом.          


Рецензии