Солнце в объятиях Луны - Размышление о дораме - Ч1
РЕЦЕНЗИЯ С РАЗМЫШЛЕНИЯМИ НА ДОРАМУ "СОЛНЦЕ В ОБЪЯТИЯХ ЛУНЫ" (ЮЖНАЯ КОРЕЯ, 2012 ГОД).
Впервые опубликована 16.10.2020 на сайте DoramaTV (там я — Иль Дже Ми).
"СОЛНЦЕ В ОБЪЯТИЯХ ЛУНЫ", ИЛИ "ЗРИТЕЛЬ В ОБЪЯТИЯХ ИЛЛЮЗИЙ". ЧАСТЬ 1
"Надо душить в объятиях" —
как любил приговаривать один политик...
Романтическая, политическая и мистическая история, созданная изначально как книга, затем экранизированная как дорама и поставленная на сцене как мюзикл. Нашумевшая в Южной Корее и популярная среди наших дорамолюбов. Дорама, похожая на пустыню. В том смысле, что она выглядит величественно, но в ней много миражей. Она НЕ ПРАВДИВА. Проще говоря, обманчива. В дорамах нередко встречаются всякие "художественные допуски-припуски", вроде знаменитой "дорамной медицины", "альтернативных законов физики", временного или постоянного отключения логики у некоторых героев, и так далее и тому подобное, отчего зрителю порой хочется возопить: "Что за ерунда, так не бывает!!!". Но всё это, по сути, вполне терпимые недостатки. Совсем другое дело — то, что показано в дораме "Солнце в объятиях луны". Потому что в этой дораме правдивость отсутствует на гораздо более высоком уровне — НА УРОВНЕ ИДЕАЛОВ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ВОСПЕВАЮТСЯ, ИДЕЙ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ПРОПАГАНДИРУЮТСЯ, ПОНЯТИЙ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ПРОПОВЕДУЮТСЯ. Причём всё сделано настолько качественно и изящно, так тщательно облачено в одежды чего-то возвышенного, великого, прекрасного и романтичного, что легко можно принять эти иллюзии за правду и заблудиться, как путник в пустыне, идущий в поисках воды к озеру-миражу...
***
В РЕЦЕНЗИИ БУДУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ОПИСАНИЯ НЕКОТОРЫХ МОМЕНТОВ СЮЖЕТА (ИЗ НАЧАЛА И КОНЦА ДОРАМЫ), КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ К РЕЦЕНЗИИ.
Для начала — о том, с чего всё началось.
"Солнце в объятиях луны" — это история о Величии Великой Воли Великих Небес.
А воля Небес в дораме такова:
"На небесах одно солнце и одна луна.
И в королевстве должен быть один король и одна королева.
На сегодняшний день в королевстве Чосон родились два солнца и две луны — два мальчика, которые могут стать королями, и две девочки, которые могут стать королевами. Кто из них истинные солнце и луна, а кто не истинные — Небесами уже решено. Истинные влюбятся друг в друга и встанут во главе государства, а не истинным не следует претендовать ни на трон, ни на любовь истинных солнца и луны."
Начала осуществляться воля Небес.
"Истинное солнце" и "истинная луна" — симпатичный, озорной, самоуверенный мальчишка и умная, добрая, милая девочка встретились и сразу понравились друг другу. То, что их встреча была судьбоносной, Небеса подтвердили, и весьма занятным способом. Никогда бы не подумала, что упасть с высокой лестницы, зашибиться до потери сознания и, очухавшись с ноющим от синяков телом и разлепив глаза, обнаружить, что лежишь нос к носу с товарищем по несчастью — девочкой, которую ты нечаянно зашиб, и которая тоже только что пришла в себя, — это нечто очень символичное и крайне романтичное! Причём ладно бы символичность и романтичность этого момента была подана в комедийном духе, это было бы нормально, так нет же — на полном серьёзе!
Ну вот, ушиблись мальчик с девочкой и подружились. Родители их мирно-ладно договорились о будущей свадьбе своих детей. Мальчику, как наследному принцу, в будущем светил трон. Девочка, как дочь знатной дворянской семьи, имела законную возможность стать его женой. И всё было хорошо, весело, дружно и с волей Небес согласно. Правда, рядом проживало "второе солнце" — ещё один мальчик, точнее — уже юноша, тоже принц, который возрастом был постарше и талантами поярче, чем "истинное солнце", но ранг в королевской семье у него был пониже, потому трон ему не светил. Из политических соображений этого второго принца держали от королевского дворца подальше, дабы не отсвечивал лишний раз. Ему было, конечно, обидно жить "обсевком в поле", горько чувствовать, что его считают ненужной помехой, но он был человеком добрым, честным, незлобивым, и потому совершенно не собирался лезть в грязную драку за трон и вредить своему младшему братцу, наследному принцу, которого любил. Время от времени ему удавалось с наследным принцем повидаться, поговорить, поиграть, чем он и утешался. Так оно всё и шло.
Кроме этих троих, на небосклоне дворца имелись ещё два светила: "вторая луна" — девочка, дочь дворянской семьи, которой приглянулся наследный принц, и принцесса, дочь короля, которой очень захотелось выйти замуж за одного симпатичного и талантливого юного учёного. Но принцессе разъяснили, что по закону муж принцессы не должен участвовать в государственных делах, а симпатичный учёный слишком талантлив, и отпускать такого ценного сотрудника со службы — это нехорошо для государства. Принцесса была, во-первых, сильно влюблена, а во-вторых, сильно избалована. Она ничего слушать не хотела и плакала, бедная, в три ручья. Родителям же "второй луны" стало завидно: с чего это не их дочка выйдет замуж за наследного принца, с чего это не они, а другие станут родителями королевы и получат соответственную власть? Они плюнули с высокого дерева на всякую волю Небес и нашли кучу причин, чтобы сделать свою "вторую луну" единственной на дворцовом небосклоне.
Вот тут-то и начинается душераздирающая трагедия. Коварные взрослые затеяли подковёрную интригу, в результате которой "истинная луна" должна была погибнуть, чтобы "вторая луна" заняла её место, а тот талантливый учёный стал мужем принцессы, поскольку лишние умные люди во дворце ни к чему. И эти взрослые впутали ни в чём не повинных, но морально неустойчивых детей — "вторую луну" и принцессу — в преступление против других ни в чём не повинных детей — "истинных солнца и луны". Чтобы всё было шито-крыто и без следов, замысел решили привести в действие не обычным путём, а с помощью обряда чёрной магии. Возник вопрос: где взять подходящего чёрного мага? "Бабу Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе!" (как сказал один исполняющий обязанности директора Дома Культуры в советской комедии "Карнавальная ночь"). Прямо при дворце было подчинённое ему святилище королевских шаманок, в чьи обязанности входило совершать на благо королевской семьи разные магические обряды. Самая главная и самая талантливая шаманка отказалась браться за чёрную магию, попыталась помешать заговору, и её убили, как изменницу. Затем взяли вторую по таланту шаманку Чан Нок Ён и назначили её главой святилища...
Образ шаманки Чан Нок Ён и всё, что с ним связано — это ПЕРВЫЙ, НО ДАЛЕКО НЕ ПОСЛЕДНИЙ, СОФИЗМ в дораме.
Ведь, в сущности, что произошло? Шаманка состояла на службе в королевском шаманском святилище. В её обязанности входило молиться за благополучие и процветание королевской семьи и государства. То есть заниматься добрым чародейством, белой магией. Вдовствующая королева приказала шаманке использовать магию для убийства. То есть перейти из белой магии в чёрную. Причём убить приказано добрую и ни в чём не повинную девочку. И всё это — тайком от короля, от народа и от не участвующей в заговоре части правительства. Главной шаманке, естественно, не хотелось выполнять такой приказ, но вдовствующая королева пригрозила: если приказ не будет выполнен, то не только главную шаманку казнят за ослушание (так же, как её предшественницу), но и всё святилище обвинят в измене и уничтожат, казнив всех до одного шаманов этого святилища.
Шаманке нужно найти выход из положения, чтобы и девочку не убить, и своих товарищей по службе под удар не подставить. И какой же выход, по сценарию, оказывается для шаманки единственно возможным? Совершить обряд чёрной магии, напустить на бедную девочку тёмных сущностей, чтобы они её душили, но немного попридержать их, чтобы не задушили до конца. Потом полумёртвое бессознательное тело девочки тайно вывезти из дворца в безопасное место и оживить её. Затем уволиться со службы, объяснив это магической необходимостью: дескать, пока не очищусь от тёмных сил, исполнять обязанности должным образом не смогу. Уехать с девочкой, потерявшей от потрясения память, подальше от дворца. Там провести над собой обряд очищения и покаяния, чтобы избавиться от тёмных энергий. И затем воспитывать девочку под новым именем, как якобы шаманку-ученицу. И, когда она вырастет, отпустить её на волю. Подразумевается, что никаких других способов спасти девочку у шаманки не было — она даже не пыталась попробовать что-то другое, а сразу выбрала именно этот способ как ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ.
Это — логика действий не шамана, а обычного человека. Потому что эта логика основывается на закономерностях обычного материального мира, а не того незримого мира, с которым имеет дело магия. Воин, которому приказали убить невиновного человека, а он не хочет его убивать, поступил бы именно так: нанёс бы сильную рану, затем тайно вывез лежащего без сознания раненого под видом трупа, вылечил его, увёз подальше в безопасное место, устроил там жить под чужим именем и обучил боевым искусствам, чтобы в будущем этот человек мог сам себя защитить. Для воина это — рискованный, но возможный способ действия. Сложно рассчитать и провести всё так, чтобы раненый не умер, пока его довезут до лекаря, сложно прятать и перевозить больного, но принципиальных препятствий нет. То же самое мог бы сделать и лекарь, которому приказали отравить человека: он мог бы отравить не до конца, вывезти отравленного, дать ему противоядие, спрятать его где-нибудь и сделать своим учеником в искусстве медицины. Для лекаря это — тоже возможный способ действия. Обычный человек может так сделать. Но только не маг.
Меч воина — вещь универсальная. С мечом человек может, в зависимости от приказа начальства, сражаться сегодня за доброе дело, завтра за неоднозначно-сомнительное, послезавтра за откровенно несправедливое, а на следующий день — снова за праведное. И меч как был мечом, так и останется мечом. Медицина, то есть управление процессами в человеческом теле, тоже достаточно универсальна: один и тот же врач может сегодня заниматься исцелениями, завтра — отравлениями, послезавтра — снова исцелениями. И никуда его медицинские навыки от этого не денутся. Хотя это и против нравственных правил медицины. А с магией что-либо подобное проделать не то что нечестно — просто невозможно. У магии есть свои законы, строгие и непреложные. И кто пойдёт против них — тот своей цели не достигнет.
Магия — это не простое "осуществление своей воли через видение на расстоянии и действие на расстоянии", это взаимодействие с энергиями, управление энергиями и действие через посредничество этих энергий. Качество энергий и способ взаимодействия с ними важны принципиально. Если для достижения цели избрано не соответствующее ей средство, то цель достигнута не будет — будет лишь иллюзия достижения цели. Для мага, работающего с белой магией, браться за чёрную магию недопустимо. А чёрный маг в принципе неспособен работать с методами белой магии — они ему недоступны. Для чёрного мага затащить белого мага в свою чёрную магию — большая удача: если к ещё не иссякшей светлой энергии такого "новобранца" примешивается тёмная, получается яд более разрушительный, чем обычная тёмная энергия. Так же, как правда, смешанная с ложью, превращается в особо опасную ложь. Разорвать связь с миром чёрной магии, очиститься от тёмных энергий не так легко, как это кажется. Между белой и чёрной магией нет переключателя: "то включил — это выключил, то выключил — это включил". Белая магия — как учёба в университете: войти в него трудно, заниматься в нём трудно, зато вылететь из него очень даже легко. А чёрная магия — как преступный мир: попасть туда легко, а вот выбраться оттуда очень трудно. Насколько трудно выйти — это зависит от того, насколько глубоко человек зашёл и насколько сильны те, с кем он увязался. Кому-то удаётся вовремя порвать связь, выйти и начать новую жизнь, а кому-то это не удаётся или же удаётся слишком поздно... Смотрите дораму "Дневник ночной стражи" ("Ночной дозор") — она только на первый взгляд кажется запутанной сказочкой, на самом деле там в аллегорически-символической форме многое показано наглядно и достаточно близко к истине.
Тот путь решения проблемы, который показан в дораме "Солнце в объятиях луны", для шаманки был бы невозможен. Сама совершает обряд убийства из чёрной магии, сама спасает пострадавшую и лечит её методами белой магии... Как будто это всего-навсего "потусторонняя медицина", как будто в магии "яд и противоядие могут даваться из одних рук". Да ещё эта шаманка сама благополучно очищает себя от тёмных энергий после участия в настолько тяжёлом обряде, как "убийство на расстоянии". Как будто это "испачкался-выкупался". Кстати, сам обряд очищения, напряжение и труд, с очищением связанные, в дораме даже и не попытались показать, — упомянули в паре слов: шаманка сказала, что пойдёт очищаться, и на этом всё. Ну, это ж такая несущественная деталь, чего на неё хронометраж тратить... Да и вообще, сочиняем сказочку, в магию и сами не очень-то верим, так кому тут нужна правда жизни, на что нам логика, были бы спецэффекты...
Эх, если бы вместо мистики в сюжете присутствовали боевые искусства или медицина! Был бы воин или лекарь, не пожелавший стать убийцей и спасший свою жертву, — это было бы и героично, и романтично. Но, видите ли, недостаточно эпично... А сказку "Солнце в объятиях луны" сочиняли люди, которые всю жизнь создавали истории только про политику и прочие материальные земные дела, а потом им захотелось более грандиозного размаха. Чтобы был "эпос, пафос и кактус". И они решили: "Не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего, понимаете, Шекспира?" (как говорил режиссёр любительского театра в советском фильме "Берегись автомобиля!"). То есть, в данном случае, замахнуться на дела потусторонние и небесные. И замахнулись! И изобразили "мир иной", живущий по законам "мира сего". "Скрестили ужа с ежом".
Получилось странное зрелище: мир, в котором обычная земная власть — власть членов королевской семьи и дворцовых чиновников — намного сильнее, чем магия! Люди, которые обучены повелевать зримыми и незримыми стихиями, ползают в ногах у людей, которые способны повелевать только другими людьми! "Самая лучшая шаманка Чосона" — человек морально стойкий и сильный духом, но она не в силах защитить себя и погибает от рук обычных палачей. А "второй лучшей шаманке Чосона", для того, чтобы обмануть злоумышленников и незаметно спасти девочку, приходится нарушить свои шаманские правила и опуститься до исполнения обряда чёрной магии. То есть они обе не в состоянии обмануть злодеев тем путём, который доступен и белым, и чёрным магам, — это путь создания иллюзорных видений и ощущений, не имеющих ничего общего с реальностью, но выглядящих настолько убедительно, что человек не сможет отличить их от настоящих. Во многих сказках, в том числе корейских, говорится о таких чудесах. Неужели же даже у лучших шаманок Чосона знания ограничены лишь определённым набором рецептов-обрядов, которые требуются от них по службе, и из-за этого они должны страдать от рук обычных людей и ползать в ногах у облечённых властью мерзавцев? И это лучшие шаманки... Тогда какое же жалкое зрелище представляют собой все остальные шаманки Чосона?
В дораме "Дневник ночной стражи" ("Ночной дозор") никто из людей, занимающихся магией, не преклонялся так покорно перед приказами короля и его чиновников. Злой шаман, действовавший путём чёрной магии, не боялся ни короля, ни министров, ни стражей закона, ни солдат, потому что знал, как на них воздействовать, чтобы добиться своего. Он не был всесилен, но он был ловок и изобретателен, и хорошо знал слабые места тех, кого стремился подчинить себе. Ночные стражи, действовавшие путём белой магии, тоже никого не боялись: они хоть и относились к государственной власти уважительно, но не подчинялись ей слепо, и продолжали упорно бороться против опутавшей дворец чёрной магии вопреки каким бы то ни было приказам и угрозам. Ночные стражи тоже не были всесильны в магии, и сила обычной земной власти представляла для них серьёзную угрозу. Но они были людьми самостоятельно мыслящими, упорными, деятельными и не сдающимися. Они не смирялись с несправедливостью. В этом и была их главная сила.
Маги бывают разного уровня, разного качества. Бывают и такие, про которых трудно сказать однозначно, к какой стороне они принадлежат — к светлым или к тёмным, поскольку они не идут по твёрдому пути, а ещё блуждают. Ночные стражи-то выбрали свой путь однозначно: они занимались белой магией в чистом виде, то есть они никогда не совершали даже во имя самого благого дела обрядов с какими-либо кровавыми жертвоприношениями. А вот в дораме "Чумон", повествующей о временах древних королевств Пуё и Когурё, показана жрица-прорицательница Ёмиыль, которая, согласно верованиям той эпохи, даже при обрядах во имя благого дела использовала принесение животных в жертву. Тем самым она притягивала соответствующие энергии, привлекала соответствующих сущностей. И эти сущности — сущности, приходящие на запах смерти, — далеко не светлые. Но она не понимала, что в этом может быть вредного. Потому и неудивительно, что её духовное зрение было несовершенно: символические знамения небесной воли она-то видела, но не всегда могла их верно трактовать. А поскольку Ёмиыль, как всякая настоящая жрица, была твёрдо уверена в истинности своих видений и в правильности своих трактовок, то её ошибки дорого обходились государству и народу. Ведь она, веря, что осуществляет волю небес, твёрдо и настойчиво убеждала властителей последовать её советам. Она была из тех жриц, которые мыслят не как духовные люди, а как политики, то есть не принимают во внимание понятия совести и справедливости, а ориентируются только на своё видение политического расклада "небесной воли". И потому Ёмиыль блуждала между злом и добром: ошибаясь и заблуждаясь, легко становилась помощницей зла, но, прозрев, смогла снова вернуться на путь истинного служения Небу и государству.
Ёмиыль и заблуждалась, и прозревала искренне. Для неё эти блуждания были не игрой, а настоящим выбором жизненного пути. И Ночные стражи тоже были искренними: иногда они совершали ошибки, которые потом старались исправить, иногда они против воли подпадали под влияние врагов, а потом побеждали это влияние и освобождались от него, и для них всё это тоже не было игрой, а было настоящим выбором пути.
"Блуждания" шаманки Чан Нок Ён из "Солнца в объятиях луны" совсем другие. Их даже и блужданиями-то нельзя назвать. Это не блуждания, не искреннее заблуждение с последующим прозрением, не настоящий выбор жизненного пути, а проделанная при полном сознании ловкая "политическая" игра, хитрость и расчёт, отчаянные и рискованные ходы, где средства разного качества направленны на достижение одной и той же определённой цели. Чан Нок Ён дрожит и унижается перед обычной земной властью, словно служанка какая-то, но в своей магической сфере она — ооо! Хитрая лиса, матёрый волк и океанская акула, которой всё нипочём! Она увязалась с тёмными энергиями вовсе не потому, что собралась и вправду податься в чёрную магию, поддавшись на иллюзию, что тёмные силы дадут ей более широкие возможности. Она приманила тёмные силы, попользовалась ими, а потом, не дав им удовлетворить жажду разрушения до конца, снова оттолкнула их от себя и порвала с ними связи. Как выбрасывает политик использованных пособников-"шестёрок", которые ему больше не нужны. Но даже в политике не так просто порвать связь, которая однажды была установлена. Если после разрыва политического союза у использованных и выброшенных союзников осталась сильная обида и жажда мести, то тени и следы прошлых сделок, уцелевшие бывшие союзники порой могут преследовать политика всю жизнь, мешать ему и отравлять его существование. Так же и тёмные силы никогда не простят мага, который установил с ними связь, использовал их, а потом постарался отбросить. Они будут пытаться вернуться к нему и захватить его под своё влияние. И, чтобы защитить себя, он должен будет выставить такой духовный щит, сквозь который они не смогут проникнуть. Борьба мага за очищение себя от связей — это борьба не на жизнь, а на смерть. Это выбор пути. Это не политическая игра. Здесь нельзя сказать: "Я не жалею о том, что сделал тогда, но впредь больше так не хочу". Нельзя сидеть сразу на двух стульях.
Если шаманка Чан Нок Ён действительно очищалась, она должна была с полной убеждённостью сказать: "Когда я связалась с тёмными силами, Я БЫЛА НЕПРАВА, нельзя было так делать, надо было по-другому..." У неё должно быть настроение борца, который готов жизнь отдать, чтобы ИСПРАВИТЬ СВОЮ ОШИБКУ. А что мы видим в дораме? Несчастного подавленного человека, который мается угрызениями совести и "бьётся головой о стену" в таком духе: "О, я согрешила, я совершила ужасный грех, но по-другому тогда было нельзя... Что мне оставалось делать? Я СДЕЛАЛА, ЧТО МОГЛА... Но теперь на мне висит вина. И я должна отдать себя в жертву, чтобы искупить эту вину! Пусть моя гибель будет ПЛАТОЙ ЗА МОЙ ГРЕХ!" Никакой борьбы. Одно смирение. И нам показывают, что при таком-то настроении возможна какая-то там победа в области магии, где от настроя духа зависит всё?! Да что за бред!!!
Получается, можно совершить грех, главное — потом заплатить за него как следует. Это всё равно что сказать: "Нарушайте правила дорожного движения, сколько душе угодно, только штрафы платить не забывайте, и всё будет хорошо!" Жертва — как плата за грех... Так и вспоминается "Дневник ночной стражи", где юная шаманка из дикого племени, попав в столицу цивилизованного государства, пытается понять странные правила здешней жизни.
"- Он должен заплатить за свою вину!
- Платить за вину... Платить за жильё... Платить... Платить..."
Она обратила внимание, что применяется одно и то же слово: "Платить". И попыталась понять, что бы это значило. А ведь не зря применяется одно слово. Некоторые так и думают: ну, какая разница? Например, приходим в трактир — за обед платим, за жильё платим. Сперва поели, потом заплатили, сперва получили комнату, потом заплатили — и всё в порядке. Так и за грех заплатим: сперва согрешим, попользуемся выгодами от греха, потом заплатим своими страданиями — и всё в ажуре!! Какая-то торговая сделка в области морали.
И вот такую торговую сделку в области морали нам тут и показывают как образец сообразительности, самоотверженности и чувства ответственности. И ещё доказывают, что из такой сделки может выйти что-то хорошее.
Причём сделала шаманка всё это для чего? Чтобы спасти "истинную луну". То есть для того чтобы исполнить волю Небес... Заняться чёрной магией для того, чтобы исполнить волю Небес!!! Батюшки, чему нас тут учат... Причём именно благодаря этому воля Небес и осуществляется! Миром правят всемогущие Небеса, но эти Небеса, при всём своём могуществе, могут проложить свою волю только через какие-то интрижки с Адом, положив для этого в жертву несчастную шаманку, которой пришлось сперва запятнаться, потом каяться, а потом ещё и погибнуть! Ну и ну! Не святые Небеса, а простые грешные земные царьки какие-то... Что это за мироздание такое в этой дораме, где это мы с вами очутились, и где наши вещи, и что это за лапша у нас на ушах?...
***
В поисках ответа на эти вопросы приглашаю проследовать во вторую часть рецензии — об основной части дорамы, об образах главных героев: http://proza.ru/2024/12/07/221
Или скакнуть сразу в третью часть, узнать, чем страшная история кончилась, и прочесть краткие тезисные итоги: http://proza.ru/2024/12/07/229
Свидетельство о публикации №224120700211