Солнце в объятиях Луны - Размышление о дораме - Ч3

Иллюстрация: кадр из дорамы. Бедолага Ян Мён — пока ещё живой и психологически не добитый. Но скоро они его добьют, мерзавцы, - во всех смыслах добьют... Любимец мой Чон Иль У сыграл свою роль отлично, но она у него далеко не самая лучшая. Так что я возмущаюсь тут не за любимца, а... мне за державу, то есть за дораму обидно!

РЕЦЕНЗИЯ С РАЗМЫШЛЕНИЯМИ НА ДОРАМУ "СОЛНЦЕ В ОБЪЯТИЯХ ЛУНЫ" (ЮЖНАЯ КОРЕЯ, 2012 ГОД).
Впервые опубликована 16.10.2020 на сайте DoramaTV (там я — Иль Дже Ми).

Первая часть рецензии (зачин дорамы): http://proza.ru/2024/12/07/211
Вторая часть рецензии (основная часть дорамы и образы главных действующих лиц): http://proza.ru/2024/12/07/221

"СОЛНЦЕ В ОБЪЯТИЯХ ЛУНЫ", ИЛИ "ЗРИТЕЛЬ В ОБЪЯТИЯХ ИЛЛЮЗИЙ". ЧАСТЬ 3

В русском народе говорят: "КОНЕЦ — ДЕЛУ ВЕНЕЦ". В этой дораме конец — действительно венец всему делу, апофеоз всей провозглашаемой в ней идеологии, квинтэссенция понятий о Воле Небес, об Устройстве Государства и о Справедливости.

Враги короля Ли Хвона задумали свергнуть его и посадить на трон Ян Мёна. Не ради его прекрасных глаз, разумеется, а ради того, чтоб самим около него тёплые местечки занять — стать приближёнными нового короля. Разумеется, сперва спросили самого Ян Мёна, как он смотрит на трон. Ян Мён, как умный и смыслящий в политике человек, понял: чтобы защитить своего любимого брата и законного короля от изменников, лучше сперва втереться к этим изменникам в доверие, а потом вскрыть и накрыть всю их шайку… Итак, пошёл мятеж, началось вооружённое столкновение между мятежниками и королевской стражей. Ян Мён в бою тут же перешёл на королевскую сторону и лично покрошил кучу мятежников. Бой окончился, руководители мятежников перебиты, рядовые — кто убит, кто тяжело ранен, мятеж подавлен успешно, королю больше ничего не грозит. Все радуются. И тут, нежданно-негаданно, один недостаточно сильно раненый солдат из мятежников находит в себе силы подняться на ноги и, движимый желанием отомстить бывшему союзнику за предательство, начинает целиться копьём в Ян Мёна. Он ослабел из-за раны, поэтому шатается и целится долго. Очень долго целится. Он стоит один-одинёшенек. Возле короля стоит целый ряд королевских лучников, а на площади вокруг Ян Мёна рассеянной массой стоят королевские мечники — те, которые не погибли и не ранены в бою. Где-то посередине между Ян Мёном и королём стоит Ун — личный стражник Ли Хвона и близкий друг Ян Мёна. В общем, достаточно народу, чтобы либо убить недобитого мятежного солдата прежде, чем он кинет копьё, либо оттолкнуть в сторону Ян Мёна (или, на худой конец, закрыть его собой). Но вместо этого происходит следующее: все, кроме мятежного солдата, Ян Мёна и Ли Хвона, застывают, как декорация... Ли Хвон кричит брату, чтоб тот поберёгся… Ян Мён оборачивается и долго смотрит на солдата. Затем, тоже без лишней спешки, поворачивается и смотрит на Ли Хвона, и мысленно произносит нелепую, но очень патетичную предсмертную речь о том, что его смерть угодна Небесам и пойдёт на благо королю и государству... После чего поворачивается к вражескому солдату, бросает свой меч наземь и ждёт, когда его убьют... А мятежный солдат всё шатается и целится... А "вся королевская рать" всё стоит и стоит, как парализованная... А король тоже застыл, явно в шоке от происходящего, — приказов не отдаёт, молча смотрит и страдает... Всё так плавно, "чинно-благородно", неспешно, прямо как в анекдоте:
"- Что такое опера?
- Это когда один человек колет другого ножом, а тот, вместо того, чтобы упасть, долго и громко поёт."

Раненый солдат, собравшись с силами, всё-таки кидает копьё, причём с такой силой, что оно не просто долетает до Ян Мёна, но и пронзает его. Ян Мён падает, тут наконец-то все оживают и собираются вокруг него кружком, оплакивая его безвременную кончину. Ли Хвон рыдает, а Ян Мён произносит, обращаясь к нему, ещё одну речь, на этот раз уже вслух. Речь вполне разумную, по возможности утешительную и без всяких "небесных благоглупостей". После чего умирает. Ли Хвон рыдает ещё громче и в порыве протеста против гибели любимого брата кричит ему в лицо так, что слышно на всю площадь: "Я тебе не приказывал умирать! Вернись! Это приказ!" Нет-нет, он не сошёл с ума, просто в Корее издревле принято разговаривать в подобном духе с только что умершими, — чтобы никто не сомневался, что ты скорбишь... 

Вся сцена — анекдот чистой воды, только какой-то чёрный, не смешной... И проделанный на полном серьёзе. «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.» — как верно сказал "тот самый Мюнхгаузен" из советского фильма... До чего он был прав!

Патетичная мысленная речь Ян Мёна — изречение, достойное отдельного изучения. С горечью, но с полной убеждённостью и с полным смирением, подставляясь под копьё, он думал так:

В переводе ФСГ "Альянс": "Ваше величество, прошу, простите меня за это глупое решение. На небе есть место только для одного солнца. Теперь я не посягну на устоявшийся порядок вещей."
В переводе ФСГ "Bears": "Ваше Величество. Простите, я поступлю, возможно, очень эгоистично. На небе может быть только одно Солнце. С этого дня, я больше не буду причиной беспорядков."

Это не благородство. Имя этому — острый приступ депрессии. Такое надо не прославлять, а лечить. Депрессия у принца Ян Мёна наступила оттого, что ему всю жизнь внушали со всех сторон, что он — лишний, ненужный, обуза: одно его существование уже опасно для наследного принца Ли Хвона и для порядка в государстве... В общем — что он человек страшно вредный чуть ли не для всего мироздания. Ему так долго это внушали, что он в конце концов поверил, и это довело его до самоубийства.

И никто, ни один человек в дораме не сказал, что это неправильно. Даже Ли Хвон в своём бурном протесте просто выплёскивал эмоции, кричал: "Я не хочу, чтобы ты уходил!", вместо того, чтобы сказать: "Ты мог бы стать моей опорой. И всю жизнь защищать меня, как сейчас. Вместе мы смогли бы сделать для страны гораздо больше, чем я смогу один. Жаль, что нам не дали возможности работать вместе!" Если бы он так сказал… пусть это было бы слишком поздно… но это выправило бы идеологию дорамы на более близкое к истине направление! Ну, а после этого можно и порыдать, если уж так положено.

Но никто в дораме ничего подобного не говорит. НИКТО НЕ ОПРОВЕРГАЕТ СКАЗАННОЕ ЯН МЁНОМ. БОЛЕЕ ТОГО: НА НЕБЕ РИСУЮТ ЗНАМЕНИЕ В ВИДЕ СЛИЯНИЯ ДВУХ ПЫЛАЮЩИХ СОЛНЦ В ОДНО — ДЕСКАТЬ, НЕБЕСНАЯ ВОЛЯ ОСУЩЕСТВИЛАСЬ. И сам тот факт, что никто не то что не успел, а даже не попытался успеть защитить Ян Мёна, как-то слишком явно намекает, что тут дело не обошлось без временного оцепенения… Всё это вместе означает: ЯН МЁНА УБИЛИ НЕБЕСА. БЕЗ ВСЯКОЙ РЕАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. Просто потому что он им якобы мешал. Хотя на самом деле он только помогал исполнению воли Небес, и больше ничего. Вот такие в этой дораме "мудрые и справедливые" Небеса.

Это копьё убило не только Ян Мёна. Оно убило чувство уважения к воле Небес, которое всю дораму пытались внушить зрителю. И тем самым оно убило всю дораму. Потому что оно подтвердило правильность тех слов о необходимости уничтожения второго солнца и второй луны. Слова, которые в начале дорамы произнесла… о, недаром их первой произнесла главная злодейка, вдовствующая королева! Правда, она попыталась развернуть этот принцип в свою пользу, и в итоге Небеса её посрамили. Но сам принцип-то подтвердили… А сам этот принцип — без разбору считать каждую слишком яркую и притягивающую людей личность "лишним вторым солнцем, которое должно уничтожить" — он не только бесчеловечный. Он и антигосударственный. Потому что он лишает государство талантливых людей, которые могли бы принести ему очень много пользы и избавить от многих бед, если энергия этих талантливых людей будет направлена в должное русло.

Так и встаёт в памяти яркая и показательная сцена из дорамы "Ночной дозор"... Спутавшаяся с чёрным магом знатная девушка, которая безответно и страстно влюблена в принца, в припадке ревности нападает на простолюдинку-шаманку белой магии, которая влюблена в принца тихо, скромно, но взаимно. И, пылая яростью, кричит ей: "Говоришь, ты любишь принца и хочешь помочь ему?! Разве ты до сих пор не поняла, что должна сделать? Ты без конца навлекаешь на принца трудности, опасности и несчастья! Ради его спокойствия и безопасности — ПРОСТО УМРИ!!!" И несчастная белая шаманка не может ей возразить, потому что её и саму гложет та же тревога: действительно, она много раз попадала в беду, и принц много раз подвергался опасности, спасая и защищая её... Любя, она беспокоится за принца, и принимает вину на себя, и забывает о том, что это именно она не раз помогала ему, стоя рядом с ним в бою плечом к плечу, что это именно она спасла от гибели его жизнь и душу, что это именно она стала светом в его одинокой жизни. А ревнивая обвинительница даже не осознаёт, что значительная часть опасностей на пути принца возникла из-за неё самой, из-за её попыток то помочь принцу нечестными путями, то завладеть его сердцем нечестными путями... И сейчас она действует ему во вред, пытается отнять у него его счастье и его духовную поддержку, желая смерти его любимой.

В "Солнце в объятиях луны" откровенно прославляется как высшее благородство самоотверженности согласие с той же самой мыслью: "ты слишком светлый, значит, ты — обуза, так что ради спокойствия и безопасности друга — просто умри!" А в дораме "Ночной дозор" показывается наглядно, что такая логика неправильна, и что такие мысли исходят не со светлой стороны, а с тёмной.

"На небесах есть место только для одного солнца"? Скрестили ужа с ежом — приплели астрономию к политике… Ну ладно, раз "яко на небеси, тако и на земли", то не мешало бы вспомнить: солнце-то одно, а сколько на небе звёзд? С какой стати все уверены, что Ян Мён — второе солнце? А может, он ярчайшая звезда? Та, что будет светить земле, пока солнце отдыхает после трудового дня, и которая достаточно скромна, чтобы раствориться в лучах солнца, когда оно поутру снова встанет…

Вспоминается дорама "Хэчи" (2019), где два брата — король и наследный принц — объединились и отлично работали в политике вместе, дуэтом. Вопреки тому, что по закону не разрешалось наследному принцу участвовать в политике. Это считалось угрозой для власти короля. А вышло наоборот: благодаря помощи умного и ловкого в политике, и к тому же стойкого в нравственных вопросах наследного принца и власть короля была сильна, и государственные дела шли хорошо. А как только их рассорили и разделили, прожужжав королю все уши страшилками о якобы существующих коварных замыслах наследного принца, так сразу король остался беззащитным, и его вскоре и убили, а на наследного принца вину повесили... Погубила сильный и полезный для государства союз, убила несчастного короля та же самая разрушительная идея о "вредности второго солнца", которая звучит в дораме "Солнце в объятиях луны".

"Слишком талантливый, слишком яркий, слишком привлекающий симпатии людей подданный — это угроза для короля." В этом были убеждены король Сонджо и министр Юн Дусу, когда допрашивали, пытали и чуть не казнили великого флотоводца Ли Сунсина, который был виноват только в том, что слишком добросовестно защищал страну от японских захватчиков. Причём время они для "устранения лишних солнц" нашли самое "подходящее": когда японские захватчики ещё сидели в Чосоне, для виду болтая насчёт перемирия и внимательно следя, когда будет удобно снова возобновить активные захватнические действия. В итоге выгнать японцев из страны удалось именно потому, что Ли Сунсина в тот раз всё-таки не казнили. Это исторические факты…

А в дораме "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин", кроме вышеописанных фактов, присутствует ещё и художественное предположение, что та расправа была не последним применением великого принципа "второе солнце — лишнее" в биографии этого героя-спасителя Отечества; что в последней битве, поставившей точку в той войне, Ли Сунсин погиб не случайно, а закономерно, потому что знал: если вернётся живым, то в государственной измене уже обвинят не только его, но и его ближайших соратников… Обвинят подло и неблагодарно, просто потому, что на троне сидит не патриот, а трус и паникёр.

Для короля опасны не талант и власть подданного, а мысли в его голове и действия его на практике. Если он в мыслях не враг королю, а на деле — друг народу и государству, то нет лучшего союзника, чем такой "потенциально опасный" человек. Всякое лекарство — яд, и многие яды — лекарства. У каждой палки два конца. В дораме "Вера" король Конмин не побоялся своего чересчур способного и самостоятельно мыслящего подданного, а сумел найти с ним общий язык — и получил в его лице самую прочную опору своей власти. А в дораме "Тэ Чжоён" были показаны два талантливых полководца, боровшихся за создание каждый своего государства, и при каждом из этих великих вождей-"солнц" было умное, сильное и независимо мыслящее "второе солнышко", которое порой норовило вертеть государственные дела по-своему. Вред или пользу приносило такое "второе солнышко" — это зависело от его нравственности и правильности понимания государственных интересов. Но без него обойтись было никак нельзя: государства в одиночку не создаются. А называлось оно "советник-стратег".

Те, кто исповедует идею о "вредности второго солнца", внушают, что важны не нравственные убеждения человека, не его взгляды на жизнь, не его реальные намерения, а важен сам факт его конкурентоспособности. Одни нашёптывают: «Чужая душа — потёмки. Была бы возможность захватить трон, а желание появится! Власти все хотят...» А другие доказывают с умным видом: «Короля делают его приближённые. Неважно, чего хочет он сам, важно, чего хотят другие. Человек слаб, человека можно использовать и против его воли. Вот затеют придворные интригу по смене правителя — и посадят на трон нового короля. И не сможет он отвертеться, даже если захочет! Если у кого-то появится мысль, что на теперешнем короле белый свет не клином сошёлся, — это уже опасно! Поэтому, во что бы то ни стало, белый свет должен сойтись клином на теперешнем короле! Во имя стабильности государства — любой ценой! Нет человека — нет проблемы...»

То есть, получается, об истинном порядке и истинной прочности государства в дораме "Солнце в объятиях луны" речи не идёт, одни только примитивные предрассудки излагаются, которые для государства вредны. Причём в очень красивой, облагороженной такой, романтизированной форме излагаются. Прямо гильотину на площади поставили и цветочками её задекорировали. Подсчитывают, сколько проблем может принести присутствие человека, и не задумываются о том, сколько проблем может возникнуть из-за отсутствия этого самого человека. Кто сказал, что принц Ян Мён мог быть для короля Ли Хвона только обузой и угрозой? На самом деле он мог бы стать его защитой, опорой, поддержкой. Конечно, Ли Хвон "и сам с усами", но в политике "один в поле не воин" — чем больше у короля верных и умных союзников, тем король сильнее. А уж если между королём и его союзником существует такая дружба и такое взаимопонимание, как у Ли Хвона и Ян Мёна, то лучшего и желать не приходится. Разумеется, противники Ли Хвона неоднократно будут пытаться использовать Ян Мёна даже против его воли — использовать сам факт его существования в королевской семье, само его потенциальное юридическое право быть претендентом на трон. Но Ян Мён и Ли Хвон, действуя сообща, смогут отбивать атаки и посягательства. Да, это будет трудно. А что в политике легко? В политике добиваться какой-либо справедливости и разумности всегда трудно. Но, во-первых, Ли Хвону-то не привыкать, он вообще в политике лёгкими путями никогда не ходил. А во-вторых, это была бы борьба не только личная, за право быть рядом с любимым братом, но и государственная, за право использовать таланты ценного государственного деятеля на благо стране. Одна голова — хорошо, а две — лучше!

Принца Ян Мёна из "Солнца в объятиях луны" (2012) и принца Ён Ина из "Хэчи" (2019) играл один и тот же актёр — Чон Иль У. И это наводит на утешительную мысль, что, может быть, в следующем воплощении принц Ян Мён сумеет правильно разобраться с морально-политическими вопросами, не поддастся внушениям, победит чувство собственной ненужности, и сможет прожить такую же достойную жизнь, как Ён Ин из "Хэчи"...

Если уж сценаристам во что бы то ни стало приспичило укокошить второго главного героя, они могли бы, на худой конец, подарить ему более достойную смерть, без всяких добровольных самоуничижений. В другой дораме, снятой на несколько лет позже, — не буду называть, какой, чтобы не спойлерить, — был отчасти похожий расклад: самый главный герой — наследный принц, второй главный герой — друг детства наследного принца. Оба слегка хвастливые, но на деле умные, благородные и талантливые в политике. Второго главного героя дворцовые интриганы упорно пытались сделать врагом принца, его соперником в битве за трон, а он старался избежать этого и по мере возможности тайно помогать принцу. У него тоже, как и у Ян Мёна, была невесёлая жизнь и безответная любовь. И в конце дорамы он тоже погиб. Жаль, что писательница, создавшая эту историю, не придумала для него более счастливого конца, но зато она не унижала своего героя, не делала из него "обузу, которую надо сбросить с плеч долой". Он погиб достойно! Погиб не в смирении, а в битве. Погиб не ради бессмысленно-надуманной "самоликвидации второго солнца", а закрывая собой свою безответно любимую девушку. И перед смертью сказал ей: "Если те моменты твоей жизни, которые создал я, были счастливыми, значит, моя жизнь не напрасна." Это — трагическая, но достойная смерть. Это — образ, который может быть идеалом. А образ Ян Мёна для идеала не годится, он годится только на то, чтобы пожалеть его, поненавидеть Небеса и позлиться на неразумных сценаристов, которые явно были уверены, что именно таким идеал и должен быть.

И после всего этого — СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ: король Ли Хвон издаёт справедливые и мудрые приказы, благодаря чему симпатичный и талантливый учёный Хо Ём наконец-то получает возможность участвовать в государственных делах. Очевидно, его задача — стать политической поддержкой и опорой короля. Могло бы быть у короля две опоры, осталась одна... А жена Хо Ёма, принцесса Мин Хва лишается своего статуса и отбывает наказание за совершённое преступление, несколько лет служа в качестве рабыни, после чего возвращается к простившему её мужу. Она участвовала в чёрном деле расправы над "истинной луной" несознательно, её просто использовали. Однако, по её же словам, она не раскаялась в своём выборе. Но её не убили и не подвергли "тысячекратным вечным страданиям". Дали хорошенько пострадать и подумать о жизни какое-то время, да и простили, даже семейное счастье ей вернули. Образец милосердия... Аж странно: с чего вдруг такое благолепие — после столь беспощадной "великой небесной расправы над лишними светилами"? "Второе солнце" проткнули копьём, "вторую луну" отправили в петлю, а Мин Хва — ну, ладно, пощадим, лишнее кровопролитие ни к чему… Видимо, судьбы Хо Ёма и Мин Хва просто не входили в политические расчёты Небес, и Небеса оставили их на усмотрение своего избранника Ли Хвона, у которого, несмотря на все его "пятна на солнце", чувство меры и справедливости было значительно больше, чем у Небес.

Для довершения счастливого конца — "солнце" Ли Хвон и его "луна" Хо Ён У, как и положено небесным избранникам, живут дружно и счастливо, а в Чосоне наступили порядок и справедливость. Ибо беспорядки и несправедливость устраивать некому: уцелевшие греховодники испугались и присмирели — до следующих затей, а Небеса смилостивились и притихли... до следующего "великого осуществления небесной воли". Предполагается, что зрители должны этим счастливым концом удовлетвориться, порадоваться за уцелевших героев, на радостях забыть о всех прежних вопиющих несправедливостях Небес и решить, что Небеса не такие уж плохие. Смирение, примирение и благодать. А что Ян Мён погиб бессмысленной и несправедливой смертью — это "издержки производства".

Романтичной дорама зовётся.
Здесь за волю Небес все горой.
Что за стон средь дворца раздаётся?
Это зрители стонут порой.
(моя переделка эпиграммы Александра Иванова)

Шучу не потому, что смешно. Наоборот, это совсем не смешно. После просмотра дорамы не то что смеяться настроения нет — даже плакать не хочется...

***

Подведём итоги. МОРАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ ДОРАМЫ "Солнце в объятиях луны" в краткой и очищенной от украшений формулировке. Вот что в этой дораме проповедуют:
«1) Высокие небесные понятия о справедливости не обязаны совпадать с нормальными человеческими понятиями о справедливости. Небеса всегда правы! И нечего тут рассуждать!
2) Хорошие люди — непременно смиренные и покорные. Люди не смиренные и не покорные — непременно злодеи. Хочешь быть хорошим — умей смиряться и покоряться. Не кому попало, а небесной воле, разумеется. Откуда же узнать, какова небесная воля на самом деле? Бог весть...
3) Если тебя пытаются сделать угрозой для твоего друга, самый лучший выход — просто взять и умереть. Нет человека — нет проблемы.
4) Даже белый маг может увязаться с чёрной магией, если это ради благой цели. Жертвовать своей чистотой в духовной сфере — это тоже разновидность самопожертвования. Самопожертвование — дело святое. Не будь эгоистом! Забрось-ка чистоту своих рук куда подальше и смело действуй грязными методами! Потом отмоешься как-нибудь. А если и не отмоешься — ничего, ты ж пожертвовал собой ради высокой цели...»

ОБЩИЙ ИТОГОВЫЙ ВЫВОД ИЗ ПРОВОЗГЛАШАЕМЫХ ИДЕЙ: «В любой сложной ситуации — пожертвуй чем-нибудь особо драгоценным, и всё будет хорошо. Жертвоприношения во имя благой цели полезны всегда, в любом качестве и в любой форме. Было бы что бросить на алтарь.» И совершенно никаких понятий о том, чем отличается настоящее героическое самопожертвование от неразумного и неполезного самоуничтожения. Пахнет от всего этого отнюдь не понятиями высокой самоотверженности и преданности, а внушением слепого нерассуждающего покорства, рабства.

СТОИТ ЛИ СМОТРЕТЬ ЭТУ ДОРАМУ? Как сказать... На прекрасные актёрские работы актёра Ким Су Хёна, актрисы Ким Мин Со и коллектива талантливых юных актёров и актрис из "детской" части сюжета действительно любо-дорого смотреть. И образ короля, верного своей любимой, — тоже редкая драгоценность. Всё это, пожалуй, стоило увидеть. Вернее, из-за всего этого я не могу "желать развидеть" эту дораму. Но было бы гораздо лучше, если бы я её не посмотрела никогда. От одного воспоминания о ней и всех безобразиях, в ней творившихся, начинает накатывать холодная злость и бесцветное, бесчувственное, увядшее настроение... Ни радости, ни умиления, ни печали, ни горечи... Из всех чувств остаётся одно только безжизненно-холодное чувство отвращения к происходящему в дораме и отчуждения от него. А в мозгу наоборот, всё кипит от возмущения. Конечно, можно было бы забыть об этой дораме, выбросить её из памяти, как любую другую не понравившуюся, — но не могу, потому что привязалась к её героям. Потому что их по-человечески жаль и обидно за них. А ещё больше обидно за те высокие понятия, которые были попраны и подменены суррогатом. Потому что всё это несправедливо!

Если вы ещё не смотрели "Солнце в объятиях Луны" — вы действительно счастливый человек. Цените своё счастье)

Эта дорама сделана качественно, и потому действует на зрителя. Её унылая выцветшая атмосфера — отнюдь не из-за нехватки таланта у её создателей, а целиком и полностью по вине её главной идеи, которую просто невозможно воплотить в жизнеутверждающем виде, как ни изощряйся. Эту дораму создавали талантливые люди, которые искренне переживали за происходящее в ней, но и сами не видели выхода из показанной в ней ситуации. Они не могли сказать "нет" её идеям, потому что сами ещё только обдумывали их. А талант и искренность — это сила. Поэтому та лживая главная идея, которая заложена в этой дораме, получила качественную, сильно воздействующую форму. Ложь действует сильнее всего, когда она смешана с правдой... или когда человек, произносящий её, сам в неё верит.

В южнокорейском кинематографе есть немало красивых и идеалистических сказок с приключениями, романтикой и благородными лозунгами. Сказок о том, как хорошие люди, отчасти благодаря помощи неслучайных случайностей, ниспосланных Небесами, отчасти благодаря собственному труду и борьбе, а также благодаря помощи друзей, добиваются справедливости в этом несправедливом обществе или же отстаивают свою любовь, и в награду им достаётся счастливый конец с ясным и недвусмысленным указанием на счастливое продолжение. Эти сказки порой ругают за то, что они показывают нечто совершенно противоположение тому, что постоянно происходит в жизни. Их называют "приятным обманом", "успокоительными таблеточками для страдающего народа" и тому подобным. А ведь такие добрые красивые сказочки — не обман. Они — мечта о лучшей жизни. Они — мысленное выстраивание образа того, какой ДОЛЖНА БЫТЬ жизнь. Они — обмысление того, как можно бороться за справедливость, человечность, любовь. Единственный недостаток их в том, что на пути героев показаны далеко не все препятствия, какие бывают в жизни, и окружающая обстановка показана упрощённо, а значит, и показанные способы преодоления всего этого тоже недостаточно совершенны. Но это — просто несовершенное исполнение хорошей по своему направлению идеи. Это просто ещё не очень умелые шаги на пути, ведущем к хорошему. Детские шаги. Все люди начинаются с детства. Жизнь начинается с детства. Невозможно стать взрослым, не пройдя сначала путь ребёнка. Ничего, что шаги пока неумелы и неловки, главное — выбрать дорогу в хорошем направлении. В будущем люди пройдут дальше по этой дороге, поймут больше, изобретут лучше и сделают что-то более совершенное. А пока — "красивая сказочка" — это не баловство, это попытка мечтать, это попытка мыслить. И в этом мире, пока ещё далеко не сказочном, именно она лечит души людей, напоминая им о вечных истинах и придавая им новые силы для жизни.

Но "Солнце в объятиях луны" — совсем не такая сказка. Она не учит мыслить. И для мечты она не годится. Она учит подчиняться. Кому? Небесам! А откуда узнать, что повелевают Небеса? Мы же с вами не сказочные шаманки… Значит — подчиняться тому, кто объявит себя проводником небесной воли. Государственной системе, например. А вдруг она испортилась и стала неугодной Небесам? Тогда — прорицателю какому-нибудь. Или вождю — "небесному избраннику". Объявить себя проводником небесной воли может кто угодно. Потому если главный ориентир — понятия о справедливости, что едины для всех, — убран, объявлен несущественным, то как отличить проводника небесной воли от противника небесной воли? Ведь не зря же показано ещё в начале дорамы: произносить одни и те же правильные слова может и верноподданный Небес, и мятежник против Небес. Значит, остаётся просто надеяться, что Небеса как-нибудь сами приведут всё в мире в порядок. Они же всемогущие. А нам остаётся только положиться на их нерушимую волю и плыть по течению… Плыть по течению навстречу счастью или горю, куда небесная воля вынесет, надеяться на лучшее и ничего не пытаться предпринять или даже подумать — на всякий случай, чтобы, не дай Небо, не стать мятежниками…

"Смотреть иль не смотреть — вот в чём вопрос..." Решайте сами. Но если решитесь на знакомство с этой дорамой — будьте готовы к тому, что она вас обманет. Подсунет отраву в красивой обёртке. Выжмет всё настроение, как сок из лимона. Макнёт лицом в грязную лужу и скажет: "Глянь, какое прекрасное небо отражается в этой луже, и какой отличный камуфляж теперь у тебя на лице!". И самые главные мысли, которые она вам скажет, будут наглой ложью.

Тут рецензии конец,
Кто прочёл — тот молодец! :)


Рецензии