Пушкин Каин Эдип

Боги требуют жертв – символов покорности, муслимности и раболепия

По итогам жертвоприношения Каин (первенец Адама и  Хавы (местами Евы)  убил брата Эвеля (у иных – Авеля) .  У человеков появился  «комплекс Каина», который на вооружение взял психиатр (психоаналитик)  Карл Густа Юнг с его концептом  «коллективного бессознательного»

Легенда о царе Эдипе, по прорицанию оракула убившем отца  царя Лайи  и женившемся по той же мотивации на своей матери Иокасте (или  Эпикасте из-за этого покончившей собой с помощью веревки), дала  Шломо Сигизмунду Фрейду  создать психоаналитическую концепцию, основанную на выдуманном им  «комплексе Эдипа», о котором герой не имел никакого понятия, но который почему-то пробрался в «индивидуальное бессознательное Оно» и кошмарит избранных в жертвы.

В античных источниках  Эдип с его историей встречается не единожды:
1) в поэме  Гомера в «Одиссей», когда главный герой спускается в царство мертвых, дабы просить прорицателя Тиресия о своем возвращении на родину, и встречается там с тенями умерших:
После того Епикасту, прекрасную матерь Эдипа,
Видел я. Страшное дело она по незнанью свершила:
Вышла замуж за сына. Отца умертвил он и в жены
Мать свою взял. Но тотчас же об этом людей известили
Боги. Но все, и страданья терпя, в возлюбленных Фивах
Царствовать он продолжал губительным божьим решеньем.
Мать же в обитель Аида-привратника, мощного бога,
Собственной волей сошла, на балке повесившись в петле,
Взятая горем. Ему же оставила беды, какие
От материнских эринний в обильи людей постигают.
(Одиссея, XI.271-280)

2) в трагедии Эсхила «Семеро против Фив», в которой в ретроспективном размышлении хора (ст. 725 и сл.) кратко излагается история Эдипа:
«Я говорю о древнем преступлении рода; оно принесло быструю кару, но оно же сохранило силу до третьего поколения. Это было, когда Лаий — вопреки Аполлону, который трижды сказал ему в срединном пифийском прорицалище, чтобы он, умирая без потомства, спас свой город, побежденный неразумной страстью к своей милой, родил рок самому себе, отцеубийцу Эдипа. Мало того: этот сын дерзнул оплодотворить священную ниву матери, где он был зачат — кровавые то были всходы. Видно, безумие свело потерявших рассудок новобрачных» (перевод Ф. Зелинского).

3) в знаменитой трагедию Софокла «Царь Эдип»; «Царь Эдип» Софокла оказался первым литературным произведением, к которому были приложены методы психоаналитического исследования... «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла (О некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии) Ярхо Виктор Ноевич =   В «Поэтике» Аристотеля недвусмысленно звучит мысль о том, что лучший греческий трагик из трех великих трагиков — это Софокл, а лучшая греческая трагедия из всех греческих трагедий — это «Царь Эдип». (см. Гринцер Н. Главная греческая трагедия https://arzamas.academy/materials/1005)
 
4) в «Мифологической библиотеке» Аполлодора: 
«После гибели Амфиона в Фивах воцарился Лаий. Он женился на дочери Менекея, которую одни называют Иокастой, другие Эпикастой. Несмотря на то что бог устами оракула запретил Лаию иметь детей, ибо родившийся у него сын станет отцеубийцей, Лаий все же в состоянии опьянения сошелся с женой. Когда родилось дитя, он отдал его пастуху, чтобы тот его выбросил, проколов ему предварительно лодыжки пряжкой. Но пастух оставил ребенка на склонах Киферона, а пастухи Полиба, царя коринфян, подобрали дитя и принесли его к жене царя Перибее. Та, приняв ребенка, вылечила ему лодыжки и назвала Эдипом, дав ему это имя из-за распухших ног. Когда мальчик вырос, он выделялся среди сверстников своею силой; но однажды, позавидовав ему, они назвали его подкидышем. Тогда он стал расспрашивать Перибею, но ничего не смог от нее узнать.
Придя в Дельфы, он вопросил оракула о том, кто его родители. Бог же ответил ему, чтобы он не возвращался на родину, ибо он убьет своего отца и женится на своей матери. Услышав это и считая своими родителями тех, которые воспитали его как сына, он оставил Коринф. Проезжая на колеснице через область Фокиды, он встретился на узкой дороге с ехавшим на колеснице Лаием и Полифонтом, который был глашатаем у Лаия. Полифонт приказал Эдипу уступить ему дорогу, и, так как Эдип, не повинуясь, медлил выполнить приказ, он заколол одного из коней Эдипа. Разгневанный Эдип убил и Полифонта, и Лаия, после чего явился в Фивы.
Лаия предал погребению царь платейцев Дамасистрат, а царская власть перешла к Креонту, сыну Менекея. Во время его царствования на Фивы обрушилась немалая беда: богиня Гера наслала на город Сфингу, матерью которой была Ехидна, а отцом — Тифон. У Сфинги было лицо женщины, грудь, лапы и хвост льва, а крылья птицы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим, двуногим и трехногим?» После того как оракул предсказал фиванцам, что они только тогда избавятся от Сфинги, когда разгадают загадку, многие приходили к этой горе, пытаясь разгадать смысл загадки; когда же они не могли этого сделать, Сфинга, схватив одного из них, пожирала его.
После того как многие погибли, а последним погиб Гемон, сын Креонта, этот царь возвестил, что тому, кто разгадает загадку, он передаст царскую власть в Фивах и отдаст в жены вдову Лаия. Прослышав об этом, Эдип разгадал загадку, сказав, что существо, о котором загадала Сфинга, — это человек: ибо в детстве он ползает на четырех конечностях; когда он становится взрослым, то ходит на двух ногах; в старости же ему приходится опираться на палку. Сфинга с вершины горы бросилась в пропасть, к Эдипу же перешла царская власть в Фивах, и он женился на своей матери, не зная, кто она в действительности. Та родила от него сыновей Полиника и Этеокла и дочерей Исмену и Антигону. Но есть писатели, которые утверждают, что эти дети родились у Эдипа от Эвриганеи, дочери Гиперфанта.
Когда же позже все тайное стало явным, Иокаста повесилась, а Эдип, ослепив сам себя, покинул Фивы, послав проклятие своим детям, которые видели, как его изгоняют из города, но не оказали ему никакой поддержки. Прибыв со своей дочерью Антигоной в Колон, расположенный в Аттике (там находится храм богинь Эвменид), он сел у алтаря, моля о защите, и был радушно принят Тесеем, но спустя немного временно умер»
(Аполлодор, III.5.7-9).

5) в «Исторической библиотеке» древнегреческого историка Диодора Сицилийского (около 90-21 до н. э.):
«Фиванский царь Лай был женат на Иокасте, дочери Креонта. Не имея долгое время потомства, он обратился к богу за советом о рождении детей. Пифия ответила, что Лаю не следует иметь детей, поскольку сын его станет отцеубийцей и принесет всей семье страшные несчастья. Презрев прорицания оракула и добившись все же рождения сына, Лай выбросил младенца, проколов ему ступни железом, по причине чего тот был назван впоследствии Эдипом. Слуги, взявшие ребенка, решили не выбрасывать его и подарили жене Полиба, которая не могла иметь детей. Впоследствии, когда мальчик уже возмужал, Лай решил вопросить бога о брошенном младенце, а Эдип, узнав от кого-то об усыновлении, решил вопросить пифию о настоящих родителях. Когда они встретились таким образом в Фокиде, Лай высокомерно велел уступить ему дорогу, Эдип же в гневе убил Лая, не зная, что то был его отец. В те времена, как гласит миф, в Фивах появилось двуобразное чудовище Сфинга, которая предлагала всем, кому это по силам, решить загадку и убила уже многих людей, поскольку те не смогли дать [правильный] ответ. В награду за человеколюбивый поступок — решение загадки — были предложены брак с Иокастой и царская власть над Фивами, однако никто не смог найти правильный ответ, и только Эдип решил загадку. Сфинга же спрашивала: «Что то же самое является двуногим, трехногим и четвероногим?» Все прочие остались в недоумении, и только Эдип ответил, что речь идет о человеке, поскольку, будучи младенцем, он ползает на четырех конечностях, подросши, становится двуногим, а состарившись — треногим, опираясь по причине слабости о посох. После этого, гласит миф, Сфинга в соответствии с неким предсказанием бросилась в пропасть, а Эдип по неведению женился на собственной матери, которая родила ему двух сыновей — Этеокла и Полиника и двух дочерей — Антигону и Исмену»
(Диодор, IV.64.1-4).

6) в сборнике «Мифы» («Fabulae»), приписываемый римскому писателю и главе Палатинской библиотеки Гаю Юлию Гигину (около 64 г. до н.э. — 17 г. н. э.):

«Лай. Лаю, сыну Лабдака, было предсказано Аполлоном, чтобы он опасался смерти от руки своего сына. Поэтому когда его жена Иокаста, дочь Менекея, родила, он приказал выбросить ребенка. Перибея, жена царя Полиба, подобрала мальчика, когда стирала одежду в море. Поскольку у них с Полибом не было детей, они вместе воспитали его как своего, а так как у него были пробиты ноги, назвали Эдипом.
Эдип. Когда Эдип, сын Лая и Иокасты, достиг зрелого возраста, он стал храбрее всех прочих, и ровесники из зависти стали обвинять его, что он приемыш у Полиба, потому что Полиб человек столь мягкий, а он дерзкий. Эдип почувствовал, что это не зря ставят ему в вину. Поэтому он отправился в Дельфы, чтобы узнать о своих родителях. Между тем Лаю знамения указали, что близка его смерть от руки сына. Когда он тоже направился в Дельфы, Эдип встретился ему на дороге и, когда стражники приказали ему дать дорогу царю, юноша не обратил на это внимания. Царь подстегнул коней и наехал колесом ему на ногу. Разгневанный Эдип, не зная, что это его отец, вытащил его из колесницы и убил. После смерти Лая его царством стал править Креонт, сын Менекея. Между тем Сфинкс, дочь Тифона, появилась в Беотии и стала опустошать поля фиванцев. Она назначила царю Креонту такое состязание, что если кто-нибудь истолкует песню, которую она предложит, то она уйдет оттуда, а если он не разгадает предложенной песни, то она сказала, что сожрет его и что никак иначе не оставит страну. Царь, услышав об этом, объявил по всей Греции, что тот, кто разгадает песню Сфинкс, получит от него царство и его сестру Иокасту в супруги. Многие, желая царства, приходили, и Сфинкс пожирала их; когда же Эдип, сын Лая, пришел и объяснил песню, она бросилась вниз. Эдип принял отцовское царство и взял в жены свою мать Иокасту, не зная этого, и произвел с ней на свет Этеокла, Полиника, Антигону и Исмену. Между тем в Фивах началось бесплодие и недостаток хлеба из-за преступления Эдипа. Когда Тиресия спросили, что так опустошает Фивы, он ответил, что, если еще остался кто-нибудь из потомства зубов дракона и если он погибнет за родину, то освободит Фивы от болезни. Тогда Менекей, отец Иокасты, бросился вниз со стен города. Пока это происходило в Фивах, в Коринфе скончался Полиб. Услышав об этом, Эдип стал горевать, считая, что умер его отец. Тогда и старик Менет, который унес его из Фив, по шрамам на ступнях и лодыжках признал в нем сына Лая. Эдип, услышав это и увидев, сколько нечестивых преступлений он совершил, вытащил из одежды матери заколки и лишил себя зрения. Передав царство сыновьям, чтобы они правили попеременно через год, он ушел из Фив, взяв себе поводырем свою дочь Антигону» (Гигин, 66-67).

***

И вот на нашу сцену выходит таинственная сущность = пророчица «душительница» Сфинг: у нее было лицо женщины, грудь, лапы и хвост льва, а крылья птицы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим, двуногим и трехногим?». Когда Эдип отгадал эту загадку (человек в разных возрастах), Сфинг покончила собой: с вершины горы бросилась в пропасть…Покончила собой и мать Эдипа.
«Загадка Сфинги оказывается «загадкой в загадке», особого рода скрытой профетической конструкцией, которая представляет собой обратную метафору всех важнейших событий в жизни Эдипа.  Знание, с помощью которого Эдип разгадал загадку Сфинги, не позволило ему постигнуть тайну собственной судьбы. «Третья нога», означавшая в судьбе абстрактного человека старческий посох, приобрела после самоослепления пророческий смысл посоха слепца в судьбе самого Эдипа. Сфинга загадывает Эдипу его собственную судьбу, разгадать которую — значит «познать самого себя».»

Основной источник = Владимир Пимонов, Евгений Славутин  Загадка мифа об Эдипе
Вестник Европы, номер 31, 2011

***

Кто-то переделал полуженщину-полульвицу прорицательницу Сфинг (душегубку) в мужика Сфинкса

Ну, да бог с ними …   

Важнее понять отчего улыбается (или ухмыляется)  этот  Сфинкс?

Говорят от того, что он смотрит на утреннюю зарю – восход отца-Солнца и знает что с ним уже вскоре будет

А может от того, что загадка таит в себе иную загадку и ее герой как Эдип, только временно умрет, чтобы воскреснуть в  индивидуальном бессознательном

И еще вопрос, кто ужаснее в бессознательности = Эдип, Сфинкс или Каин

А может  главврач

***

Отношения Пушкина с его  отцом Сергеем и матерью «прекрасной креолкой» Надеждой вполне вписываются в конструкцию «эдипова комплекса»


Рецензии