История Учения Будды. Глава 2. Просветление
Как повествует нам Пасараси сутта, после того, как Будда прошёл обучение сосредоточению ума у Алары Каламы и Уддаки Рамапутры, он занялся практикой истязания тела, держа последнее на волосок от смерти. Таким образом Будда расчитывал достичь полной свободы ума от влияния телесных состояний. Однако этот рассчёт не оправдался, и вместе с ослаблением телесных сил начало меркнуть и сознание аскета. Он обнаружил, что его ум становится запутанным и тёмным от истощения.
Обдумав свой опыт, Будда пришёл к заключению о необходимости восстановления телесных сил. Прервав аскетическую практику, он нашёл удобное и приятное для омовений тела место возле реки. Принимая подаяние пищи, он ел до тех пор, пока не проходил голод, останавливаясь перед тем, как возникало состояние переедания, и решил устремить свой сосредоточенный ум к пробуждению. Сидя под деревом ашваттха, отшельник уделял продолжительное время для созерцания и в дневные, и в ночные часы. В перерывах между занятиями медитацией он прогуливался, разминая тело, чтобы его конечности не теряли живость и гибкость, а ум сохранял открытость к внешним восприятиям и покой. Ложась спать, он намечал, когда желает проснуться, чтобы продолжить свою практику.
Дерево ашваттха, что означает «конское дерево» растёт удивительным образом. С его раскидистых ветвей спускаются воздушные корни, которые, достигая земли, проникают в неё, становясь подземными корнями, и постепенно они пускают новые побеги, так что когда-то тонкий, напоминающий волос конской гривы воздушный корень, обрастая со всех сторон, становится новым, самостоятельным стволом,. Таким образом одно дерево ашваттха способно разрастись в целую рощу, в тени которой образуются настоящие хижины. Так, в нерукотворной отшельнической обители Будда усердно устремлял свой ум к прозрению, преодолевая дурные, ведущие к страданию качества ума, и развивая благие, ведущие к освобождению от страданий качества.
В ночь, когда Будда пережил пробуждение от сна неведения, он, как это описано в Бхаддекарата сутте, познал, что три вида восприятия времени явлются иллюзией. Прошлое, настоящее и будущее касаются лишь мира повторящихся рождений и смертей. Чистое сознание же не рождается, не захватывается событиями жизни и не умирает. Полное пробуждение Будды превратило его прежде ограниченное восприятие прошлого в безграничное и сверхъестественное знание прошлых рождений. Знание будущего, прежде скрытое неопределённостью, превратилось в ясное и точное видение закона кармы – просветлённым оком Будда стал видеть, к какому перерождению существ ведут те или иные поступки. Наконец, само Пробуждение стало для Будды подлинным настоящим, в котором его мир и жизненные силы проявились как Брахмавихары, обители Брахмы: дружественность, сострадание, радость и бесстрастие.
Цель, которую ставил перед собой отшельник Готама, была достигнута, и он обрёл полную уверенность в том, что его Пробуждение является высшим и окончательным. Будда описал эту уверенность следующим образом: «Уничтожена склонность к повторным рождениям. Святой долг выполнен. Нет ничего вслед за этим состоянием». Каким же образом в нём возникла эта уверенность? О каком святом долге говорил Блаженный? Что означает выражение «нет ничего вслед за этим состоянием»?
Уверенность Будды в том, что уничтожена склонность к повторным рождениям возникла на основе того, что в его сердце угасла страсть, влечение к обладанию миром. В Махасудассана сутте, ДН 17, Будда, перед смертью, сказал Ананде: «Когда я окидываю взором этот мир и мир богов, я не вижу места, которое влекло бы меня к новому рождению». Это означает, что воплощение Будды является последним, костёр его страстей прогорел и исчез без следа, а сознание Блаженного нашло драгоценную нирвану (ниббану), которая приятнее мира тем, что в ней познаётся состояние без страданий. Будда говорил также, что если бы не было этого освобождённого состояния, нирваны, то на основании чего бы тогда он проповедовал путь освобождения от страданий?
Святой долг в учении, изложенном Буддой, - это очищение ума от пятен злости, страсти и самодовольства. Очистившись от них, существа выполняют свой долг и перед миром, и перед богами, и перед людьми.
Выражение «нет ничего вслед за этим состоянием» означает, что состояние, познанное Буддой, неизменно. Он утвердился в нерождённом уме, пустом от крайностей существования и несуществования, уменьшения или увеличения, приближения или удаления. Это состояние также называется окончательным.
Благие качества освобождённого ума выражаются в трёх сверхзнаниях (знание прошлых рождений, знание кармы и знание чистого ума, свободного от пятен злобы, страсти и самодовольства). Эти три сверхзнания сделали уверенность Будды в совершенстве постигнутого им освобождения непоколебимой.
Рекомендуемая литература: Пасараси сутта, МН 26, Бхаддекарата Сутта МН 131
Свидетельство о публикации №224120801062