Миней и Минеи. Историко-легендарная родословная

---
В сотворчестве с Минеевым Александром Павловичем из Ростова. Он подтолкнул меня на собирание материалов, постоянно корректировал идеи во время формирования проекта, предлагал новые истории из своей семейно-родовой биографии. 
======
Первая часть.
     Имя Миней имеет различные значения и интерпретации в разных культурах и языках. Это редкое имя, оно идёт из самой древности, связано с силой, мудростью, удачей. Обладатель этого имени может рассчитывать на историческую значимость своих предков.
     В Русо-славянском культурном обиходе Миней, чаще всего мужское имя. Из женских есть имя Мина, но так бывало звали и мужчину. И то и другое имена очень редкие.
     В латинице это тоже мужчина. В греческом мен, это по-русски месяц, и то и другое связано с мифологическими персонажами.
     Согласно восточной легенде, имя Миней символизирует счастье, благополучие, удачу и радость.
     В греческом и русо-славянском мифологическом образе, это воин Добра, в отличие от полноликой Луны, ждущей жениха своего, вечно в отлучке, Мена, Минея, Месяца.
     Русо-славянская сказительность интерпретирует всех Минеев, Миниев и Минаев как мыслителей, интеллигентов, это символы ума и мудрости.
     В древнерусском и старославянском есть слово миния, которое означает помесячный, как и у греков миниэос. Помесячный святец, миния, это икона такая, в которой вся святые этого месяца нарисованы в соответствии с порядком церковного календаря. Там не только лики святых, но и контуры праздников. Соответственно и святых этих звали Минеями январскими, Минеями февральскими, и так далее. По месяцам могли звать и священнослужителей, коим родители присвоили имя Миней.
     У греков был свой Миней, он был сыном Александра и третьего правителя древнего города Филиппа и Персеи. Миней был отцом Пердикка, названного в честь его деда.
     Греческие легенды водили Минея на Трою. Миней в этих легендах вызывал штормы, чтобы греки не смогли на своих кораблях отплыть с острова Лимнос. Миней также участвует в сражении с Амазонками.
     В греческой мифологии есть и другой Персонаж, его звали Миней Локрийский, сын Молосса и Арехтия, локрийского правителя.
     Согласно древнегреческой легендарике Миней, считается сыном Посейдона. Он основал город Мин. У греков тех времён это имя восходило к значению «мощный», «сильный», наделяя носителя этого имени символом силы и власти.
     В греческой мифологии был Царь Миней. Он был основатель Орхомена в Беотии, это центральная часть Греции. У него было несколько дочерей, потомками которых являлись аргонавты и сам Ясон. Аргонавтов во многих историях называли минейцами, поскольку мать Ясона происходила родом из них, кроме того, в путешествии участвовали несколько его двоюродных братьев.
     Царство Минея было богатым, Миней там построил сокровищницу, откуда и после его смерти черпались средства для финансирования греческий торговых миссий в разные концы Средиземноморья и за его пределы. Греки-минеи плавали с финикийцами вокруг Африки, достигали Иудеи, были советниками по торговле у Соломона, торговали с Египтом, основывали свои фактории на юге Аравии, даже были там одними из основателями Минейского и Савского царств.
     Минейцы ходили вместе с финикийцами в Чёрное море, а оттуда через Азовское море на Дон, добираясь до самых его истоков. По берегам Дона есть несколько мест, где они основывали свои фактории, где смешивались с русо-славянами, которых поздние греки называли по-своему, минеи. До сих пор казачество оберегает эти места стоянок минеев, считая их одними из древнейших своих предков.
     Согласно легендам про бога веселья Дионисия, миниады, три дочери Минея, Алкифоя, Арсиппа и Левкиппа, однажды отказались участвовать в вакхических шествиях, за что были жестоко наказаны Дионисом. Четвертая его дочь, Климена, стала матерью знаменитой охотницы Аталанты, пятая, Элара, была матерью великана Тития, по другой версии Элара была внучкой Миния, был ещё вариант, что она была дочерью Орхомена, сына Минея.
     По ряду античных свидетельств похожее имя носили два царя, Минос Первый и его внук Минос Второй, по имени которого была названа Минойская цивилизация и геологическая линия Минос на спутнике Юпитера Европе, сыном которой был их отец Миной. Имена Миноя и Минея стали синонимом справедливого правителя, поскольку и тот и другой правили по законам, чего в соседних государствах и в помине не было.
     У армян тоже есть легендарный мифологический Персонаж Миней, основавший города Миний и Минопатиром. Об этом сообщается в Шахнаме. Армянская культурная традиция выводит Минея как потомка Ноя по линии Иафета.
     В христианстве Миней упоминается в связи с 45 мучениками Никопольскими. Имя Мина носили два наиболее почитаемых Православной церковью святых, это были святитель Мина Константинопольский, ему принадлежит 7 сентября, и великомученик Мина Котуанский, его день 24 ноября.
     В современной литературе часто используется история Минея. Его образы обыгрываются в среде Эльфов, где он прекрасен, благороден, где он блюститель законов, завоеватель доверия народов и девичьих сердец.
==========

Вторая часть. Этнологика.
…..
     Сведения о минейцах относят к 21-му веку до Рождества Христова. В середине 16-го века до Р.Х., с появлением греков, они исчезают со страниц летописцев. Минейцы являются автохтонной группой Эгейского региона. Жили они когда-то на острове Лемнос. Однако пришли пеласги и основную массу минейцев ассимилировали, кого-то потеснили и изгнали с острова. Затем центром минейцев был город Орхомен в Беотии. Греческая история в основном не отличает особо пеласгов от минейцев.
     Часть минейцев после изгнания пеласгами ушла к спартиатам. Выступая организованной этнической группой, имевшей в своей истории к тому времени немало побед, получая поддержку от пеласгов, минейцы стали за себя брать спартанок, а своих дочерей выдавать за спартанцев. К 14-му веку до Р.Х. минейцы стали требовать себе царской власти в Спарте. Спартанцы тогда призвали греков, которые во главе с Гераклом жестоко покарали минейцев. С тех пор эта ветвь минейская исчезла из исторических проспектов.
….
     Другая ветвь минеев была известна в связи с путешествиями финикийцев. Они были на триерах и биремах финикийских, когда те осваивали берега западные Средиземноморья, выходили в Атлантику и достигали экватора. Среди финикийцев был субэтнический элемент минейского происхождения, который присутствовал там даже после того, как минейцы перестали существовать как народ в Греции. Однажды, в 6-м веке до Христовой Веры они вместе с финикийцами и египтянами обогнули Африку. Ходили они в Чёрное море, ходили на Азов и по Дону проникали в самое чрево Русской цивилизационной платформы, где основали несколько факторий, где выращивали виноград, делали вино и поставляли его в Грецию.
     Здесь, по Донским прибрежьям можно найти имена, происхождение которых связано с греческими минеями, их немного, но, в основном, их носят казаки и священнослужители. У казаков имя Миней и производные от него идут от греческих минеев, у священников эти имена идут от греческих византийцев, принесших на Русь минейскую иконопись. Иконописцы и чтецы по ним часто и называли себя Минеями, а затем эти имена переходили на отчества и фамилии.
…..
     Минеи как этнос идут от богов. Первым минеем считается Этеокл, сын речного бога Кефиса. После него здесь жил род альмов от сына Сизифа Альмы. У Альмы было 10 дочерей, от самой младшей родился от бога Ареса сын по имени Флегий, такой же буйный, как и отец. Внучатым племянником Флегия от Сизифа был Миней, мало чем отличавшийся непокорностью от всего Сизифого рода.
     Миней не отличался особой разборчивостью в своих любовных приключениях, от него родилось не менее 500 сыновей, которые брали себе в жёны греческих сестёр и дочерей. Миней ещё при своей жизни назвал свой род народом и дал ему своё имя. Этот народ потом расселился от Олимпа до Пинда. Так что буйство минеев, что отличало их от греков, объясняется генетической связью с воинственным Богом войны Аресом.
     Главным городом Миинейского царства в уже человеческой истории был Орхомен, так звали сына Минея. Скорее всего его звали Хорит или Орхо, а прибавка «мен» была чем-то вроде отчеством. Позже к Орхомену добавили слово Минейский, чтобы отличить его от другого города Орхомена в Аркадии. Кстати, Генрих Шлиман нашёл в Орхомене Минейской гробницу самого Царя Минея. В начале 2-го тысячелетия это был один из самых красивых городов Беотии.
     Харитомен, или Орхомен, владел всей Западной Беотией. Гомер отмечал, что среди 30 кораблей с воинами минеями, отправленными на войну с Троей, был корабль Орхомен.
…..
     Город Орхомен в эпоху Минея славился своими богатствами. Это 14 век до Новой Эры. Чтобы хранить свои богатства Миней построил под землёй куполообразную сокровищницу, куда, в каменные клади, ссыпали золотые слитки, заливали серебро, складывали драгоценные камни, которым было несть числа. Через 6 веков после него такой же купол построил над своим Храмом Царь Соломон, наученный архитекторами греками минейскими.
     Сказание об аргонавтах первоначально принадлежало минейцам. Они были одними из самых отважных мореплавателей, купцов и воинов своего времени. В греческом мире очень популярны были рассказы о чудесах далёких морей и земель, которые затем вошли греческих эпос, в том числе Гомеровский. Поэтому аргонавтов называют часто минейцами.
     Среди минеев были также гиреи. Есть сказание о сокровищах богача Гирея, жившего в Орхомене. Его история и родословная идёт как от Минея, так и от Геракла. Считается, что Гирей был первым заказчиком покоев в Фивах для матери Геракла Алкмены, храмов Посейдона, Аполлона, сокровищницы Авгия и его конюшен. Он организовал вокруг себя и первою архитектурную гильдию, которая хранила секреты возведения храмовых куполов из камня.
============
………..
Третья часть. Минология
     Минология, принятая в Православии, идёт от греко-византийской традиции, связанная с развитием агиографии, то есть житийной литературы. Первыми были лицевые минеи, то есть иллюстрированные сборники житий святых по месяцам согласно календарным дням памяти. Первый такой сборник относят к 986 году по Рождеству Христову, сделанный специально для Императора Василия Второго восемью иконописцами, один из которых был Миней.
     На Руси первой такой Минеей была икона 16-го века, называемая Минея январская, писанная в Архангельской церкви. Сейчас она хранится в Государственном Русском музее.
     Её создателем считают митрополита Московского и всея Руси Макария, кою он собирал всю свою жизнь, закончил и издал в 1530-м году в 12-ти томах. Были просто Минеи, картинки, а были Четьи Минеи, читаемые Минеи, то есть смотрение Миней сопровождается чтением сюжетов о святых на этих минеях.
     Четьи не имеют установленного стандарта, их несколько вариантов. Бывает, что и поют. В Минеях прописывали также церковные уставы, грамоты, душеполезные повести. Четьи-Минеи стали собранием картинок и четий, которые связали Русь православную в нечто единое. Поскольку Четьи Минеи не были произведением канонического свойства, вокруг этого типа искусства стала возникать и развиваться особая культура устного творчества, народных преданий, произведений ремесленных и иконописных мастерских. Часть Четий минейских потом перешла в русский сказочный фольклор.
     Четьи Минеи получили широкое распространение в среде простого русского народа. Здесь житийная и минейная икона стали наиболее доступной формой для восприятия людьми всех сословий и возрастов. Эта словесно-изобразительная культура шла вровень с русской народной сказительностью. Минеи несли священники, часто отлучённые на время от церкви и шедшие в дальние края вместе с сибирскими первопроходцами искать там себе пристанища, а сказительность несли калики и люди перехожие, лишившиеся крова, также искавшие себе пристанище в дальних краях. Обе этих культуры намного раньше добрались до Сахалина и Аляски, чем представители власти.
    Четья Минея служила православным людям календарём, подсказывая, кому и о чём нужно молиться особо в этот день, чьим именем, назвать новорожденного, кому сказать спасибо за чудесное избавление от хвори. Минея и Четья Минея стала, как и русская сказка национальным кодом Руси, каноном правильной жизни, мерилом и эталоном моральных и нравственных ценностей. 
=================
…………
Минеи Сабейские. Южная Аравия.
     Минейский народ, царство Минейское и Цивилизация Минейская, Майн. 7-й век до Христовой Веры. Они входили в межэтнический состав из четырёх народов из греческих минеев, сабеев, хадрамаутов и катабанцев. Каждый из них формировался на своей территории, что указывает на неодинаковость их происхождения.
     Минеи изначальные были аравийскими семитами, светлокоричневыми, африканского, местного, инуитского и персидского происхождения. Начиная с 7-го века греки, финикийцы и египтяне начинают осваивать морские торговые пути в Индию. На юго-западной оконечности Аравии проживали племена, которые выращивали благовония, привлекавшие внимание и греко-финикийских торговцев.
    В начале 6-го века здесь появляются их фактории, которые начали культивировать разного рода благовонные растения, пряности, особенно ладан и мирру. Эти фактории населялись мужским населением, других среди торговцев не было, а женщин они себе брали из сабеек, они были наиболее благородными своим видом и светлыми по коже. Постепенно потомки минеев сабейских из торговых греков и из финкийцев стали называть минеями и майнами.
=============
     О минеях упоминал Эратосфен начале 2-го века до Рождества Христова. Глава Александрийской библиотеки, греческий историк, географ, математик.
     Изначально на территории минеев царями были сабеи. В историях греческих первым таким царём упоминается сабейский мукарриб Карибиль Ватар Первый, который торговал и с египтянами, и с греками, и с финикийцами. По всей видимости, он был финикийско-сабейского происхождения, поскольку умел строить города.
     Минеи греческие не претендовали на власть, их было немного, они не были в то время устоявшейся частью населения, приезжали, уезжали. Но, постепенно, с началом основания своих факторий, греки расширяют своё общественное влияние и к началу 4-го века до Христовой Веры они называют себя уже минеями сабейскими, основав свою царство, назвав его Минея.
     3-й век до Рождества Христова считается Золотым веком царства Минейского, Майна. Оно распространило свою власть практически над всем южным прибрежьем Аравийского полуострова. Мино-сабейские купцы, в основном греческого генокульта, торговали пряностями, особенно ладаном и миррой, в Египте, в Эгейском море, что подтверждает и генокультурную и социокультурную связь минеев и с сабеями, и с греками. Минево царство к концу 2-го века до Христовой Веры расширилось до Красного моря.
================
     Конец Минейскому царству наступил с началом эпохи римлян на севере и юге Аравии. В начале 1-го века Христовой Веры, когда римский полководец Элий Галл вёл военную кампанию на юге Аравии, римские историки сообщают, что эта территория находилась под властью Сабеев, о Минеях уже не упоминают.
     У минейцев была другая социальная структура, чем у остальных жителей Южной Аравии. Только они создавали законы, только у них были советы старейшин, духовенство, представлявшие семьи из высших слоёв общества. Нужно напомнить, что и Миней, и Миной, являлись ярыми защитнками законов, которые сами же и создавали.
     Минейцы делились на группы разного размера, во главе которых стоял очень высокопоставленный чиновник по имени кабир, назначаемый раз в два года и отвечавший за один или за все торговые посты. Причиной такого различия в социальной структуре заключалась в присутствии средиземноморского этноса, преимущественно греко-минейского.
===========
     Надо полагать, что контакты Иудеи и Сабы, начались за 2-3 века до установления Царства Минейско-Савейского в Южной Аравии. В эпоху Соломона, конец 10-го века до Рождества Христова, было ещё одно Савское царство, Северное. Оно было связано с южными родами Аравии и получало через берберов благовония. Купцами же здесь выступали Минеи, выходцы из центральной Греции. У Царства Иудейского, Царства Северной Савы и у греческих Минейских факторий был общий интерес в укреплении на прибрежьях Красного Моря. Отсюда общими усилиями можно было организовывать торговлю и с Месопотамией, и с Индийскими Раджами, а также через Нил со Средиземноморьем.
     Есть фольклорные параллели между Царицей Савской и Семирамидой, царицей Аккада и Вавилона, восточной самодержицей, много воевавшей. Жила она в конце 9-го века до Рождества Христова. В одной сирийской легенде Царица Савская была женой Царя Вавилонского Хаддада, а его дочерью была Семирамида. А иудейская легенда называет царицу Савскую матерью Навуходоносора, а Семирамиду назначает его женой.
     Обе легенды дошли до нас в греческом исполнении, что говорит об участии греческих торговцев во всех этих семейно-родовых делах. К тому же во всех легендах первым сыном Царицы Савской от Соломона был Минелик, Миньелик, то есть сын мудреца. Причём на таком именовании настояла сама царица.
==========
     Поздние греческие и римские летописания о Соломоне и Царице Савской выводят её уже как владычицу Минейско-Савского государства на юге Аравии, это был в 8-7 века до Р.Х. Причём о богатстве этого царства рассказывают греки-минеи, привозившие в Иудею товары, среди которых было много драгоценных самоцветов и благовоний.
     Информацию о богатой территории, необыкновенном царстве и о красивейших женщинах приносят торговые люди, греки-минейцы. Был у Соломона Удод, птица, которая летала туда и сюда, легенда называет его Минеей, а подарили эту птицу Соломону опять греки минейские.
     В 22 года Манелик стал искусен во всём военном деле и отправился посмотреть на отца своего Соломона. В дорогу Царица Савская дала ему отцов перстень, по которому он узнает сына своего. После смерти Соломона Менелик, будучи первенцем Соломона, его старшим сыном, по праву первородства увёз со собой Ковчег с благодатью, прежде пребывавшую над народом Израильским.
     После смерти отца будущей Царицы Савской часть народа отказалось признать женщину правительницей и выбрало государем мужчину из другого рода. Чтобы восстановить своё господство Царица Савская предложила обеим родословным ветвям объединиться и отправила к другому царю сватов. На брачном пиру Царица опоила жениха благовониями, в которых была искусницей, и отрубила ему голову. Согласно арабской легенде 12-го века Христовой Веры Царица Савская зовётся Билкис, а её мужем является Князь Савы Манхен, явно из рода Минейских греческих царей.
==============
     В греческой мифологии часто упоминается критский царь Миной, или Минос. В начале 3-го тысячелетия до Рождества Христова на Крите возникла цивилизация, названная впоследствии Минойской в честь мифологического царя Миноя, сына Зевса и Европы.
     Каких-то особых связей с Минесом в его истории не наблюдается, кроме схожести в именах. Есть, однако, предположение, что основы цивилизации не сами по себе возникли на Крите, а были постепенно привнесены с материковой Греции ахейцами, дорийцами и пеласгами. Причём, наибольший вклад в Раннедворцовый и Новодворцовый периоды Минойской цивилизации внесли именно пеласги, которых часто ассоциировали с минейцами. И минойцы, и минейцы были чрезвычайно искусны в архитектуре. Думается, что в основе этнического строения и тех и других был общий генокульт, пеласго-минейский.
=============
     Кроме того, и Миней и Минос были законотворцами, только они в начале 2-го тысячелетия до Христовой Веры вводили у себя законы устроительства государства и бытийной жизни, как это делал через 3 тысячи лет Ярослав на Руси, положив основу русской Правды.
     Так что люди, носящие имена, отчества и фамилии с корнем Миней, могут гордиться за своих предков, они являются потомками строителей выдающейся Минойской цивилизации, прославившейся своими строителями и архитекторами, ведь Минойскую цивилизацию историки называют Дворцовой.
=======
     В греческой легендарике много раз повторяется история про трёх дочерей полулегендарного Царя Минея. В те времена по Элладе болтался Дионисий, известный Бог выпивоха, правда, мастер по виноградарству, научивший греков делать вино. Он куда не прибудет, тут же зовёт к себе на свои шашлыки местных женщин из знатных домов. Местные Князки не могли воспротивиться просьбам Дионисия и отправляли своих женщин к нему на его мистерии. На самом деле, он умел и сам веселиться и веселить женщин, на то он и Бог, к тому, хоть и изредка, но допущенный на Олимп.
     И вот как-то занесло его в Беотию, в центральной Греции. Танцы-шманцы, вино, шашлыки. Но местный Царь Миней был сам из рода Божественных, он не разрешил своим дочерям идти на гульбу, мало ли что там будет, обрюхатятся, как потом породниться с соседними владыками. Да и девчонки его были честных правил. Постоянно подвыпивший мужик, за которым таскается куча таких же выпивох, ну что в них есть от верховных олимпийцев?
     Сидели они тихо, вышивали гобелены для Минойских дворцов, что на Крите строили их архитекторы. Время к ночи, и тут вваливается куча полупьяного народа, а с ними и вакханки, шлюшки такие при Дионисии. И разнесли эти мерзавки всё, что там было в цеху ткацком у трёх сестёр.
     Диффчонки спрятались, но в темноте их тела покрылись шерстью, и заместо рук объявились у них крылья, как у летучих мышей. Правда, потом, Зевс укорил Дионисия и заставил его вернуть дочкам Минея их прежний вид. Но Дионисий и тут перестарался, были они обычными, а сделались статными и красивейшими среди всех местных царств.
==========
     Миной, дальний родственник Минея был как-то опрокинут в бане в чан с кипятком, где ошпарился и к утру отправился в Подземное царство, где Миной и по сей день продолжает следовать закону, он там приставлен царить над умершими.
     Известно, что Миной построил флот, с помощью которого достигал всех Прибрежий Средиземноморья, плавал по Чёрному и Азовскому морям, выходил на Дон и достигал его двенадцати истоков в центре Русской цивилизационной платформы.
===================


Рецензии