М. Ю. Лермонтов Бородино

    Лекция учителя литературы Ф.К.Новикова - 1966 г.

      Когда страна отмечала 25-летие со дня Бородинской годовщины, Лермонтов, как истинный патриот, откликнулся на это величайшее событие русской истории стихотворением "Бородино". Значение его в литературной жизни страны было огромно.
Л.Н.Толстой назвал его зерном своей эпопеи "Война и мир".
      С детства Михаил Юрьевич слушал рассказы своих дядей Столыпиных и крестьян бабушки Арсеньевой, участников войны 1812 года, о подвиге народа на поле Бородина. Вдохновлённый героизмом народа, поэт и создал стихотворение, где героем выступает сама история, написанная кровью и страданиями народа, отстоявшего честь и независимость своей родины и спасшего всю Европу от тирании Наполеона.
       Народно-освободительный характер Отечественной войны поэт подчеркнул тем, что вложил рассказ о Бородине в уста простого солдата-артиллериста, участника героических событий, поэтому речь стихотворения невзыскательно народная, но и в высшей степени поэтически организованная.
       Характерно отметить, что не по прихоти или случайности поэт избрал размером четырёхстопный ямб, а потому, что именно этот размер больше всех других передавал ритм разговорной речи и соответствовал ритму солдатской песни или ритму марша.
       Вот почему это произведение стало излюбленной песней русских солдат и было взято на вооружение Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Бородино взято как основной стержень стиха, потому что в истории Отечественной войны 1812 года эта историческая битва имела решающее значение, после чего наступил перелом, ибо в этом бою была нанесена смертельная рана интервентам, а затем последовало позорное отступление, завершившееся окончательным разгромом, так что Кутузов мог донести: "Война закончена за полным истреблением неприятеля".
       Мастерство Лермонтова прежде всего сказалось в точности передачи событий, в лирическом задушевном описании подвига народа, в раскрытии героического характера эпопеи 1812 года, в чётком определении духовного облика простых русских солдат и офицеров, от которых, в конечном счёте, и зависела победа. Готовность сразиться с врагом и недовольство тактикой отступления, разумно предпринятого Барклаем де Толли, в стихотворении выразилось словами: "Досадно было, боя ждали...".
       Молниеносный приезд Кутузова в армию и его назначение против воли царя главнокомандующим, сразу изменило ход событий, так что под давлением общественного мнения солдат и офицеров, осторожный полководец решил дать бой, выбрав удобную позицию на Бородинском поле. "Построили редут", - в этой лаконичной фразе таится глубокий смысл. Речь идёт о Шевардинском редуте, который защищал русские позиции и дал возможность укрепить левый и правый фланги, достроить батарею Раевского и Багратионовы флеши.
        Солдаты готовились к смертельной схватке, но были сосредоточенно спокойны. 36 русских орудий Шевардинского редута картечью встретили наступающие колонны врага, который бросил против 12-ти тысяч Шевардинского гарнизона 36 тысяч своих войск и сосредоточил огонь 178 орудий.
        Но Лермонтов называет это "безделкой". Артиллеристы были наготове. "Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!..".
Наполеон вынужден был, бесполезно штурмуя Бородино, отойти на прежние позиции, потеряв 6 тысяч штыков и сабель и не взяв редута. Только ранним утром следующего дня "французы двинулись, как тучи", и автор пишет о решительности генерального сражения, участь которого решала русская артиллерия (против 600 французских орудий действовало 100 русских).
        Вовсе не гиперболой звучат строчки стихотворения: "...ядрам пролетать мешала гора кровавых тел". Втрое меньшая русская армия нанесла смертельную рану французским интервентам: на 30 тысяч погибших русских солдат и 26 генералов пришлось 57 тысяч убитых французов и 47 генералов. А главное сражение происходило на узком пространстве 3-4-х вёрст по фронту, так что ядрам действительно негде было пролетать, учитывая низкую их траекторию. Об этом же свидетельствует картина художника Верещагина.
        Но когда войска сходились на штык и артиллерия умолкала, то рукопашная схватка решала исход того или иного эпизода боя. "Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой...".
        Даётся обобщённый образ офицера-командира, в котором можно отыскать черты будущего декабриста, отца солдатам, погибшего в бою, пламенного патриота, воскликнувшего: "Ребята, не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали... - И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
        Углубившись в воспоминания, старый ветеран вспоминает о боевой дружбе и передаёт скорбь живых, вызванную гибелью боевых товарищей: "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать".
        Свою речь старый ветеран обращает к молодым солдатам, которым рассказывает о причинах сдачи Москвы.
        Гордясь своим героическим поколением, старый солдат с презрением говорит о молодёжи времён реакции, потому что люди этого поколения "перед опасностью позорно малодушны и перед властию презренные рабы" ("Дума").
Действительно, героическое племя бойцов 1812 года, вдохновившись подвигом народа, породило и бунт Семёновского полка, и восстания в военных поселениях, и выступления московцев и гренадер на Сенатской площади, и мужество Черниговского полка, и славную плеяду декабристов, - этих, по словам Герцена, - рыцарей революции, кованных из чистой стали.
        Вот почему ветеран-солдат с гордостью говорит о своём поколении: "...могучее, лихое племя, богатыри..." - и тут же добавляет с презрением: "не вы!".
        Следовательно, Лермонтов не просто вспоминал героику прошлого, а противопоставлял его реакционному настоящему, тоскуя о новом историческом подвиге, о новой борьбе, но уже не с внешними, а с внутренними врагами страны и народа.


Рецензии