Историки, писавшие историю России
Среди первых работ по русской истории можно отнести следующих историков: Мартин Вельский (1495–1575 г.), автор «Хроники всего света» в 10-ти книгах (1551г.). Г.З. Байер (1693–1738 г.), который выдвинул норманнскую версию русской истории. Прожил он в России около десяти лет (1726–1736 г.), не знал русского языка. А. И. Манкиев, русский дипломат, историк, который написал во время пребывания в шведском плену «Ядро Российской истории» (1770 г.). (Л1) В 1724 г. была основана Петром I Петербургская академия наук. На историческом отделении за 120 лет было 33 академика-историка, из них только 3 русских, включая Ломоносова М.В., остальные – немцы, которые писали историю Руси, причём некоторые из них даже не знали русского языка.
1. Ломоносов М.В. «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 г.» (издана после его смерти с предисловием А.Л. Шлёцера). Противник нормандской версии. Шлёцер А.Л. (1735 – 1809 г.) - один из авторов так называемой «норманнской теории».
2. Г. Миллера (1705-1783г.) «О происхождении имени и народа российского». Теория о монголо-татарском иге на Руси была создана в XVIII веке немецкими историками Г.-З. Байер, Г. Миллером и А. Шлёцером, под влиянием идей о якобы рабском происхождении русского народа. Но так и не написал «Историю России».
3. Князь М. М. Щербатов (1733–1790 г.) был назначен Екатериной II российским историографом. Написал «Историю Российскую от древнейших времен» в 15 томах, но тяжеловесный стиль изложения мешал популярности книг М. Щербатова. Таким образом, царице нужно было, чтобы написанная история России «пошла в массы». Она хотела дать народу знания о его прошлом. Она не смогла найти нужного ей историка, но это удастся Александру I.
4. Граф А. И. Мусин-Пушкин (1741–1817 г.). Собиратель древностей. Обер-прокурор синода. Президент Академии художеств. По его совету Екатерина II издала указ об извлечении из монастырских архивов старинных документов и посылке их в распоряжении синода. Он нашел в Ярославле «Слово о полку Игореве». Менее известна другая его знаменитая находка - Тмутараканский камень. Знаменитый камень был найден в 1792 г. в городке Тамань. Благодаря этому выяснялось местонахождение легендарного Тмутараканского княжества - Тамань.
Историю России написали, в основном, семь великих русских историков - от В. Татищева и Н. Карамзина до С. Соловьева и В. Ключевского. (Л2)
1. В.Н. Татищев (1686-1750 г.) Написал «Историю Российскую». Первые
два тома вышли через восемнадцать лет после его смерти под
редакцией Г. Миллера.
2. Н. М. Карамзин (1766-1826 г.). «История государства Российского» в
12 томах.
3. М. П. Погодин (1800-1875 г.). «О происхождении Руси».
4. К.А. Аксаков (1817-1860 г.). «Об основных началах русской истории».
5. Н.И. Костомаров (1817-1885 г.). “Русская история в жизнеописаниях
её главнейших деятелей”.
6. С. М. Соловьев (1820-1879 г.). «История России» 29 томов.
7. В. О. Ключевский (1841-1911 г.). «Курс русской истории».
-2 -
Татищев Василий Никитич - известный русский историк, родился 16 апреля 1686 г. в поместье отца его, Никиты Алексеевича, в Псковском уезде. Учился в московской артиллерийской инженерной школе под руководством Я. Брюса, участвовал во взятии Нарвы (1705 г.), в Полтавской битве и в прусской кампании. В 1713 - 1714 г. был за границей, в Берлине, Бреславле и Дрездене, для усовершенствования в науках. Он также является географом, экономистом и государственным деятелем, автор первого капитального труда по русской истории - «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. В. Татищев обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Яковом Брюсом и выполнял его поручения. В перерывах между заграничными поездками Татищев занимался делами имения. Летом 1714 г. он женился на молодой вдове Авдотье Андреевской. 16 мая 1716 г. В. Татищев выдержал экзамен и был произведён в инженер-поручики артиллерии. В 1720 г. В. Татищев получил назначение на Урал и с этого времени практически не имел возможности заниматься географией. Кроме того, уже на подготовительном этапе к составлению географии В. Татищев увидел необходимость в исторических сведениях, быстро увлёкся новой темой и в дальнейшем собирал материалы уже не для географии, а для истории. В начале 1724 г. представлялся Петру I, был произведён в советники Берг-коллегии. В 1727 г. он был назначен членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы. Вторично направлен на Урал осенью 1734 г. в должности начальника горных казённых заводов в чине генералбергмейстера. С 1737 г. по 1739 г. возглавлял Оренбургскую экспедицию. В 1727 г. он был назначен членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы. Вторично направлен на Урал осенью 1734 года в должности начальника горных казённых заводов. С июля 1737 г. по март 1739 г. возглавлял Оренбургскую экспедицию. В. Татищев занимался также и религиозными делами. 20 апреля 1738 г. был казнён Тойгильда Жуляков за то, что, перейдя в христианство, вернулся затем обратно в ислам. В январе 1739 г. В. Татищев приехал в Петербург, где устроена была целая комиссия для рассмотрения жалоб на него. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т. п. Есть возможность допустить, что в этих нападках была доля истины. Комиссия подвергла В. Татищева аресту в Петропавловской крепости и в сентябре 1740 г. приговорила его к лишению чинов. Приговор, однако, не был исполнен. В этот тяжёлый для В. Татищева год он написал своё наставление сыну - известную «Духовную». Падение Бирона вновь выдвинуло В. Татищева. Он был освобождён от наказания и в 1741 г. назначен в Астрахань управлять Астраханской губернией в чине тайного советника. Однако, в 1745 г. его освободили от должности. Он уезжает в подмосковную деревню Болдино и уже не оставлял её до смерти. Здесь он заканчивал свою историю, которую в 1732 г. привозил в Петербург, но к которой не встретил сочувствия. Сохранилась обширная переписка, которую вёл В. Татищев из деревни. Умер В.Н. Татищев в 1750 г. и похоронен на Рождественском погосте (ныне Солнечногорский район). Вторая редакция “Истории Российской”, являющаяся главным сочинением В. Татищева, была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II в 1768 г.. Первая редакция “Истории Российской”, написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 г. При этом сегодня нам известны под именем В. Татищева лишь татищевские «черновики», изданные его злейшими врагами — немцами-историками при дворе. Подлинность их сомнительна. В. Татищев был противником мифа о «монголо-татарском иге», называя все совсем иначе — именно он ввел термин «романо-германское иго». (Л3)
- 3 -
Карамзин Николай Михайлович родился в декабре 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Ф.Ф. Шандена. Окончив его в 1783 г., приехал в Преображенский полк в Петербург, Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784 г., переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", далее работал журналистом в ежемесячнике "Московский журнал". В 1802 – 1803 г. Н. Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. Ключ самобытности русской культуры Н. Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Н. Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения. Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811 г.), вызвав его раздражение. В 1819 г. подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако, Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. В 1804 г. он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца своих дней, но не завершил. В 1818 г. были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Н. Карамзина. В 1821 г. вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 г. - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом в 1826 г. в Петербурге. Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 г. Даже далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для каждого жителя России, что оно у него есть Отечество и есть его история. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин. (Л4)
Погодин Михаил Петрович - русский историк, коллекционер, журналист, публицист, писатель-беллетрист, издатель. Родился он 11 ноября 1800 г. Сын крепостного, получившего вольную в 1806 г. До десятилетнего возраста мальчик обучался дома. С 1810 по 1814 г. Погодин воспитывался у приятеля своего отца, московского типографа А. Г. Решетникова. здесь учение пошло систематичное и успешнее. Глубокое впечатление на мальчика произвёл 1812 г., когда дом отца М. Погодина погиб в пламени московского пожара, а его семья должна была искать спасенья в Суздале. С 1814 по 1818 г. М. Погодин обучался в Московской губернской гимназии, а с 1818 по 1821 г. в Московском университете, по словесному отделению. Начиная с 1820-х г. М. Погодин активно занимался литературной деятельностью. По окончании университета до 1825 г. преподавал географию в университетском благородном пансионе и одновременно давал частные уроки в семействе князя И. Д. Трубецкого. В Погодинском доме у Девичьего Поля (ул. Погодинская, дом 12а) на протяжении многих лет проходили литературные вечера. У М. Погодина живали Николай Гоголь и Афанасий Фет, которого Михаил Петрович готовил к поступлению в университет. В гимназии и в университете М. Погодин стал усердно изучать русскую историю, главным образом под влиянием появившихся в год его поступления в университет, первых восьми томов «Истории государства Российского» Н. Карамзина и за девять лет до этого изданного начала русского перевода шлецеровского «Нестора». М. Погодин является самым ярым из этнически русских историков последователем исторической критики А. Шлёцера и его «норманской теории» происхождения Руси. Суть этой теории в том, что народ Руси происходит из Скандинавии (тристраны) Швеция, Норвегия и Дания) периода экспансии викингов, которых в ЗападноЕвропе называл норманами (варягами скандинавского проис-
- 4 -
хождения). К ним относятся и основатели первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Это следование концепции “Повести временных лет” (начало XII века). В отличии от этой теории противопоставляется антинорманизм, который не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния, а считают, что происхождение руссов происходит от роксолан (ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II века до н. э. по первую половину первого тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона), которые вместе с готами (древнегерманский союз племен, сформировались в Скандинавии, они разграбили в 455 г. Рим), пришли к Балтийскому побережью, где язык их испытал германо-скандинав-ское влияние, которое сказалось также на отдельных варяжских именах. Активным сторонником этой теории был М.В. Ломоносов. В 1823 г. он сдал магистерский экзамен, а в 1824 г. напечатал магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятил её Н. Карамзину и защитил её публично в Москве в январе 1825 г. После защиты М. Погодин поехал в Петербург, где лично «представился» Н. Карамзину. По его собственному выражению, «получил как бы его благословение». Диссертация М. Погодина составляет свод всех мнений о происхождении Руси, начиная с Г. Байера, и, на основании большой и малой критики А. Шлёцера, доказывает непреложность “норманской теории” происхождения Руси. На этом этапе его основным оппонентом выступал представитель скептической школы профессор М. Т. Каченовский, высказывавшийся за хазарское происхождение первых русских князей. Но, в отличие от большинства других норматистов, подобно М. Каченовскому, М. Погодин отстаивал республиканский (в трактовке И. Канта) дух русского народа. С 1825 по 1828 г. он преподавал всеобщую историю на первом курсе словесного отделения, а в 1828 г. был утверждён адъюнктом на этикополитическом отделении, где читал новую историю (XVI—XVIII веков). С 1835 г. М. Погодин в звании ординарного профессора занял кафедру российской истории. В 1841 г. он был избран академиком Петербургской академии наук. В 1844 г. М. Погодин оставил службу в Московском университете. С 1844 г. до самой смерти М. Погодин занимается изучением древней русской и славянской истории, а также публицистической деятельностью в качестве редактора основанного им в 1841 г. журнала «Москвитянин» и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр. М. Погодин открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности, как-то: «Псковская летопись» (1837 г.), 5-й том «Истории Российской» В. Н. Татищева, «Казацкая летопись» Самуила Величко, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. М. Погодин отрицал общность путей России и Запада, ибо у каждого народа свой путь - самобытность. М. Погодин сформулировал три основных отличия России от Запада: 1. Для славян государь, князь - это гость и защитник, в то время как на Западе – враг. 2. Вассалы в русском обществе: это промежуточный слой между государем и народом, находящийся у трона, а на Западе же действует принцип «вассал моего вассала - не мой вассал». 3. В России - общинная земля находилась у народа, но под властью князя и его вассалов, а на Западе - земельные угодья принадлежали только вассалу. Вассал – слуга, в феодальном обществе – землевладелец, зависящий от своего сюзерена, т.е. более крупного феодального руководителя. Этот принцип обозначает, что каждый несёт ответственность за “своих“ людей. Огромная территория страны не позволяла завоевателям осесть на ней, завоевать полностью. К реформам Б. Годунова и Петра I М. Погодин относился положительно, считая, что эти преобразования позволили стране уйти от социального взрыва. М. Погодиным было собрано значительная коллекция
- 5 -
предметов старины: около 200 икон, оружие, посуда, около 400 литых образов, около 600 медных и серебряных крестов, около 30 древних вислых печатей, до 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг, около 2000 рукописей, включая древние грамоты. В 1852 г. Николай I приобрёл собрание М. Погодина для государства, заплатив за него 150 тыс. руб. серебром. Пожилой М. Погодин имел такой вес в обществе, что во время Крымской войны не раз подавал аналитические записки императору Николаю I, на которых тот делал многочисленные пометки. Бывший крепостной не стеснялся критиковать деятельность императора предлагал ему возглавить борьбу славянской Европы против Европы западной. По итогам полемики с Н. Костомаровым составил в 1872 г. обобщающий труд «Древняя русская история до монгольского ига». М.П. Погодин умер в возрасте 75 лет в 1986 г. и был похоронен рядом с Буслаевым, Бодянским, Дювернуа и другими коллегами по университету в Новодевичьем монастыре.(Л5)
Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817-7.12.1860 г.), русский писатель, историк, сын писателя С. Т. Аксакова. Один из основоположников славянофильского движения. Это направление русской общественной мысли, представители которой протестовали подражанию Западу. Окончил Московский университет в 1835 г. В 1846 г. публикует свою магистерскую диссертацию “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка”. Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах – “Об основных началах русской истории” 1861 г.), “Несколько слов о русской истории, возбужденных историю г. С. Соловьева. По поводу I тома” 1851 г.), “Замечания на статью г. Соловьева.”(1857 г.). Свою историческую концеп-цию К. Аксаков противопоставлял западническим взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению К. Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - -ведущая мысль К. Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй. В России же народ и государство мирно сосуществовали (“сила власти - царю, сила мнения - народу”) вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить “землю”. Народ, земля отождествлялись К. Аксаковым с общиной основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю. “Русский народ” - писал он – “есть народ не государственный”. Именно этим, по его мнению, объясняется “многовековая тишина внутри России”. Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. К. Аксаков представил Александру II “Записку о внутреннем состоянии России”, в которой упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации. (Л6)
Костомаров Николай Иванович родился в мая 1817 г., в Юрасовке Воронежской губернии, русский общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины. Н. Костомаров после окончания Воронежской гимназии в 1833 г. стал студентом Харьковского университета историко-филологического факультета.
- 6 -
Мысль об истории народа и его духовной жизни, в противоположность истории государства, стала с этой поры основной идеей в кругу исторических воззрений Н. Костомарова. Видоизменяя понятие о содержании истории, он раздвигал и круг её источников. До 16 лет Н. Костомаров не имел понятия об Украине и украинском языке. Что такое Украина и украинский язык, он узнал в Харьковском университете и стал кое-что писать по-украински. В 1842 г. он выдержал магистерский экзамен и напечатал диссертацию «О значении унии в западной России». Министерства народного просвещения разбиравший труд Н. Костомарова, дал о нём такой отзыв, что книгу велено было сжечь. 1843 г. он представил на факультет работу под названием «Об историческом значении русской народной поэзии», которую и защитил в начале следующего года. В 1861 г. Н. Костомаров читал лекции по древней русской истории в петербургском университете, когда профессор Платон Васильевич Павлов (1823-1895 г.) после публичного чтения о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга, комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Н. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции в марте 1862 г. поднятый публикой шум принудил его прекратить чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией. Далее он публикует материалы посвященные крупным вопросам по истории Украины (Малороссии), Русского государства и Польши. В 1863 г. были напечатаны «Северорусские народоправства», представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым в петербургском университете курсов. В 1866 г. в «Вестнике Европы» появилось статьи «Смутное время московского государства», затем «Последние годы Речи Посполитой». В 1872 г. Н. Костомарову составляет «Русской истории в жизнеописаниях главнейших её деятелей». В феврале 1875 г. Н. Костомаров перенес сыпной тиф, что сильно подорвало его здоровье. Умер Н. Костомаров в апреля 1885 г., после долгой болезни. Николай Иванович похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волховского кладбища. (Л7)
Соловьев Сергей Михайлович (05.05.1820 г. – 04.10.1879 г.) – историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. Родился в семье протоиерея, учителя слова Божьего, преподававшего в Московском коммерческом училище. В 8 лет мальчик был отдан в духовное училище, но учился неохотно, просиживая все время над книгами, далекими от училищной программы и плохо отвечал на экзаменах. Наконец, отец решил перевести его в 1-ю Московскую гимназию, но и здесь в силу беспорядочной подготовки его едва смогли принять в третий класс. Однако, начиная с четвертого класса, Соловьев постоянно пребывает в числе первых учеников и оканчивает гимназию с серебряной медалью в 1838 г. Осенью того же года юный С. Соловьев стал студентом историко-филологического отделения философского факультета Московского университета. В это время здесь вели преподавание такие известные профессора, как Т.Н. Грановский, М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, С.П. Шевырев. С. Соловьев стал работать под руководством М.П. Погодина. Маститый профессор вскоре увидел в молодом студенте большие научные способности, разрешил ему пользоваться своей богатой библиотекой и собранием древних рукописей, представил его университетскому начальству как своего лучшего ученика. Но за успехами С. Соловьева внимательно следил сам попечитель – граф С.Г. Строганов, который, не имея формального права отправить за границу исследователя, специализирующегося по русской истории, рекомендовал его по окончании университета в 1842 г. в качестве домашнего учителя своему брату, А.Г.Стро-ганову, семья которого собралась в длительную поездку за рубеж. В 1842-1844 г. С. Соловьев слушал лекции выдающихся ученых Берлина, Парижа и
- 7 -
Гейдельберга, посещал торжественные заседания Французской академии. Вернувшись в Москву, приступил к сдаче магистерских экзаменов. В 1845 г. в издательстве Московского университета вышла книга С. Соловьева "Об отношениях Новгорода к великим князьям”, которая была защищена им как магистерская диссертация. В том же году был утвержден экстраординарным профессором. В Российской истории он установил 4 периода: 1. От Рюрика до А. Боголюбского (родовой строй 1170 г.). 2. От А. Боголюбского до началаXVII века. 3. Вступление России в систему европейских государств – от первых Романовых до XVIII века. 4. Новый период истории России – от середины XVIII веков до реформ 1860-х г. В 1851 г. вышел первый том его труда под названием "История России с древнейших времен”, принесшего историку в дальнейшем всероссийскую и европейскую известность. Всего им было написано 29 томов (каждый год выходило по одному тому), охватывавших историю Отечества до правления Екатерины II (до 1774 г.). Последний, 29-й том, вышел посмертно в 1879 г. Как историку, Соловьеву свойственна, с одной стороны, глубина источникового анализа и тщательной разработки материала. Как лектор С. Соловьёв не обладал особым красноречием. Однако, речь его, что на университетских лекциях для студентов, как и в публичных выступлениях была деловой, сжатой и точной. С 1864 г. Соловьев избран членом-корреспондентом по разряду историко-политических наук историко-филологического отделения, а с 1872 г. – ординарным академиком по отделению русского языка и словесности (русская история) Петербургской академии наук. Учёный пользовался авторитетом в царской семье: он занимался историей с цесаревичами Николаем и Александром Александровичами, читал лекции великому князю Сергею Александровичу. С 1855 г. по 1869 г. он был деканом историко-филологического факультета, а затем избирается ректором Московского университета и получает чин тайного советника. Умер С. Соловьёв на 60-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ценное книжное собрание ученого по русской и всеобщей истории после его смерти было передано в библиотеку Московского университета. В семье Соловьева было двенадцать детей (четверо умерли в раннем возрасте), из которых наиболее знаменит Владимир Сергеевич – русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. (Л8)
Ключевский Василий Осипович - знаменитый историк родился 16 января 1841 г., сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева. Под влиянием их лекций определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Б. Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях С. Соловьева чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет. Его кандидатская диссертация написана на тему "Сказания иностранцев о Московском государстве". Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый работал над ним больше трех десятилетий, но решился издать его только в начале 1900-х годов. В. Ключевский поделил русскую историю на четыре периода. Первый отрезок времени длится приблизительно с VIII до XIII века, когда русский народ сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притокам. Русь была тогда политически разбита на обособленные города. Второй период c XIII века до середина XV века. Главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Третий отрезок времени продолжается с половины XV века до второго десятилетия XVII века, когда русское
- 8 -
население распространилось на юго-восточные донские области. Последний, четвертый отрезок времени до середины XIX века. Более позднее время Курс не охватывал – это время, когда «российский население распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного. Привлекался в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II. Неудачно баллотировался весной 1906 г. в депутаты I Государственную Думу по кадетскому списку. Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911 г. Похоронен на кладбище Донского монастыря. (Л9)
Известный историк Покровский Михаил Николаевич (августа 1868 г. - апрель 1932 г.) был одним из создателей советской школы и новой “пролетарской педагогики”. Он стал одним из создателей марксистской исторической школы в Советской России. В 1887 г. окончил с золотой медалью Московскую гимназию. В том же году поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, который окончил в 1891 г. с дипломом первой степени. В годы учёбы в университете являлся учеником В. Ключевского и П. Виноградова. М. Покровский активно занимался научными изысканиями в сфере истории. Становление М. Покровского как историка-марксиста состоялось ещё до Октябрьской революции, когда молодой профессор вступил в ряды российской социал-демократии и принял активное участие в политической борьбе в годы первой русской революции. С 1896 г. изучал творчество основоположников и интерпретаторов марксизма. Его работу „Русская история в самом сжатом очерке“ положительно оценивал В. И. Ленин. Она была выпущена в качестве учебного пособия. Пособие выдержало 10 изданий при жизни автора и 5 после его смерти, каждый раз издаваясь многотысячными тиражами. В нём были воплощены методологические и методические взгляды М. Покровского на русскую историю и её преподавание в школе. В 1913 г. выходит его исторический труд - “Русская история с древнейших времен”. М.Н. Покровского, при участии Н.М. Никольского и В.Н. Сторожева. В 5 томах. Издание издаёт товарищество «Мир». Однако, при всем значении его трудов М. Покровский не был до конца последовательным марксистом, допускал серьезные ошибки в освещении исторического процесса. Он никогда не был строгим исследователем: начав как популяризатор, он сразу перешёл к созданию концепций, широких обобщений. В 1920-е г. он считался признанным авторитетом в области методики преподавания истории. Наряду с педагогической деятельностью М. Покровский фактически являлся главным администратором советской системы образования и научных исследований. С 1918 г. М. Покровский - председатель СНК Московской области и заместитель наркома просвещения РСФСР. Под формальным руководством А.В. Луначарского он ведёт работу по перестройке высшей и средней школы, переориентирует научно-исследовательскую работу в стране на службу новой власти. Как писал Кобрин В. Б. в статье: “Кому ты опасен, историк?” - “Он очень много прочёл, очень много знал, но его эрудиция была эрудицией знатока, а не исследователя. Когда знакомишься с его трудами, возникает впечатление, что М. Покровский искал в трудах своих предшественников и в источниках факты, подтверждающие уже сложившиеся у историка концепции”. Социализм с точки зрения М. Покровского - «это переход земли и всех её произведений, а также всех орудий производства, фабрик, заводов и т. д. в руки тех, кто работает». “История - это политика, опрокинутая в прошлое”. Он внедрял новаторские идеи в школьное историческое образование. Его критиковали и обвиняли в искажении марксистского учения. Тем не менее, до смерти учёного в 1932 г. ощутимых последствий эта критика не имела. (Л10)
“История России. XX век” - двухтомное издание, освещающее проблемы истории России с конца XIX по начало XXI века. Подготовлено группой из
- 9 -
более чем сорока российских и зарубежных авторов под общим руководством д.и.н. профессора Андрея Зубова. Летом 2016 г. появилось второе, уже трёхтомное издание. Среди авторов значатся 42 эксперта. При создании этого труда было заложено два принципа: 1. Высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот. 2. государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным, ибо ставило общее как главное, а человека как второстепенное. Это издание подверглось критики не только в части его принципов, но и в рассмотрении исторических событий с позиций политики сегодняшнего времени. Историк, пишущий историю государства, должен забыть о вере, отечестве и своей партии. Один из известных современных историков, занимающиеся историей Росси на всём периоде его развития – это Л.Н Гумилёв.
- 10 -
идеологией, а образом мысли. Он пытался доказать, что Русь - это продолжение Орды, а многие русские люди — потомки крещёных татар, на что потратил пятнадцать последних лет жизни. Эти взгляды были изложены в его поздних работах. Это очерками «Эхо Куликовской битвы», «Чёрная легенда», популярной книге «От Руси до России», монографии «Древняя Русь и Великая степь». Кратко их содержание сводится к следующему: Александр Невский помог хану Батыю удержаться у власти и взамен «потребовал и получил помощь против немцев и германофилов». Татаро-монгольское иго, собственно, не было игом, а являлось союзом с Ордой, то есть русско-татарским «симбиозом» (в частности, Сартак был побратимом Александра Невского). Монголо-татары являются защитниками Руси от немецкой и литовской угроз, а Куликовская битва была выиграна крещёными татарами, перешедшими на службу московскому князю. Великий князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле сражался с «агрессией Запада и союзной с ней ордой Мамая». Две последние недели своей жизни Л. Гумилёв провёл в коме и с 28 мая был подключён к аппаратуре жизнеобеспечения. 15 июня 1992 г. было решено аппаратуру отключить и сообщить о его кончине. (Л11)
Кроме этих историков, писавших историю России, конечно, много и других историков, филологов, журналистов, которые прикасались к этой теме, работали с первоисточниками, древними летописями. Изучениям древних рукописей, древней литературы, позволяющие более детально изучить ход исторических событий в истории России занимались многие крупные советские учёные академик Д.С. Лихачёв, профессор А. А. Шахматов, академик В. В. Виноградов и другие. Это “Повесть времен-ных лет,” “Слово о полку Игореве,” “Житие Александра Невского,” “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича” и многие другие. Совсем недавно вышла в свет новая книга М.И. Веллера “Наш князь и хан”. Эта книга отражает часть Российской истории, связанная с Золотой Ордой, российскими княжествами периода XII–XIV веков, Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Веллер М.И. 1948 г. рождения, в Могилёве с золотой медалью окончил среднюю школу в 1966 г. и поступил на филологический факультет Ленинградского Университета, в 1972 г. его окончил, далее работал на разных должностях, написал несколько книг, ведет авторские передачи на радио и телевидении, писатель, политолог, философ. Исследование истории России продолжается. Зачем нужно непрерывно заниматься этой историей? Видимо, надо, чтобы от общей истории, изучаемой в школе, интересующие этой историей могли узнать правду тех далёких событий, а это в свою очередь необходимо, чтобы разобраться в современной истории, иметь своё мнение на события, происходящие сегодня.
Материал подготовил Львов Ю.М. 08.12.2016
Литература:
1. “Историки и история: первые книги по истории России до XIX
Podlinnaya_istoriya_Rossii._Zapiski_diletanta.html/)
2. “7 русских, написавших историю России.” (http://russian7.ru/ 2012/08/7-
russkix-napisavshix-istoriyu-rossii/2-34/
3. Википедия. Татищев В.Н. (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
4. История - историки России. (http://www.1salamandra1.ru/index/
istoriki_ossii/0-8) Википедия. Погодин М.П.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/).
6. АксаковК.А. Биография.(http://hrono.ru/biograf/bioa/aksakovks. php
- 11 -
7. Википедия. Карамзин Н.М. (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
8. Википедия. Соловьёв С.М. (http://go.mail.ru/,
9. Википедия. Костомаров Н.И. (http://go.mail.ru/).
10. Википедия. Покровский М.Н. (https://ru.wikipedia.org/wiki).
11. Википедия. Гумилёв Л.Н. (http://go.mail.ru/).
Свидетельство о публикации №224120801488