Возникновение христианства и христианство в России
Конфессия как фундаментальный фактор определяет тип цивилизации. Начиная с осевого времени, т.е. с эпохи становления мировых религий (VIII-V вв. до н.э.), конфессиональная идея задает природу культуры. Ещё в Римской империи (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.), когда представители еврейской общины пришли к правителям империи и сказали: «среди нас появилась секта…». То есть Христианство первоначально было сектой. У них не было храмов, они прятались в катакомбах. Символом изначального Христианства является рыбка (начало эпохи Рыб). По гречески, Иисус Христос – Спаситель Мира. Этот символ (рыбка) и изображён на стенах Римских катакомб, а не крест. (Крест – это наш символ, заимствованный христианами позже. Однако, крест был перечеркнут косой перекладиной — так появился другой символ, который сейчас венчает купола христианских церквей на Руси). Первые последователи Христа называли себя «назареяне», или «назареи», т.е. последователи Иисуса из Назарета. Древняя языческая культура Рима столкнулась с христианством, которое, будучи приз-нано Константином Великим в начале IV века, было объявлено в конце того же века Феодосием Великим религией господствующей, религией государственной. Это произошло с разделением Римской империи на Западную и Восточную части. Византийская империя (Восточная Римская или Ромейская империя) - существовала с 395 г. по 29 мая 1453 г. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. После царствования Константина образовалось три важных центра христианства - ранний христианский Рим в Италии, хотя языческие симпатии и продолжали существовать некоторое время; христианский Константинополь, который очень скоро стал вторым Римом в глазах христиан востока; и христианский Иерусалим. После разрушения Иерусалима Титом в 70 г. н.э. и основания на его месте римской колонии Элии Капитолины, во время царствования Адриана во II веке н. э., старый Иерусалим потерял свое значение, хотя и оставался церковью-матерью христианства, и центром первой апостольской проповеди. Христианский Иерусалим возродился к новой жизни во времена Константина. В политическом смысле город Цезарея, а не Элия, был столицей провинции. церкви, построенные во время данного периода в этих трех центрах, стали символами триумфа Христианской церкви на земле. Эта церковь скоро стала государственной. Новая идея царства земного была прямо противоположной первичной христианской концепции "царства небесного" и скорого приближения конца света. Первый Вселенский собор в 325 году в вифинском городе Никее принял, что Иисус Христос признавался сыном Божьим, несотворенным, единосущным Отцу. Однако, как известно, Константин до последнего года своей жизни оставался официально язычником, а своих сыновей Константин сделал христианами.(Л1) Константинополь, который, слившись с христианством, видоизменившись, дал в результате христианско-греко-восточную культуру, получившую название византийской культуры. Символом государства стал двуглавый орёл. Одна голова – государственная власть, другая – церковная. В последствии Российская империя заимствовала этот символ власти. «Церковь» состояла как бы из двух частей: внутренней «духовной», руководимой «старцами» и внешней - отправляющей религиозный ритуал. Необходима связь двух этих частей, императоры, кажется, это понимают и предлагают себя в качестве таковой. Они перестают именоваться как прежде и
подобно святителям титулуются без указания отчества (Пётр I, Екатерина II). Возможно, поэтому монархическая идея доходит в своих пределах до понимания
- 2 -
императора как помазанника Божия. Однако, о помазанности царей Священное Предание и Священное Писание Нового Завета ничего не знает. Ведь помазанник Божий - это Христос. Утверждение, что император (царь) является помазанником Божиим, является еретическим. Христианство, как и Ислам первоначально являлись Правоверными. Но чтобы его не путали с Исламом, христиане-старообрядцы называли себя ещё «праведные христиане». Христианство и Ислам – две ветви одной из самых древних религий – Иудаизма. После завоевания западных земель Христианство начало надвигаться на Русь. В 988 г. н.э. христианизацию Киевской Руси провёл огнём и мечем ценой жизни двух третей её 12-ти миллионного населения князь Владимир - сын князя Святослава, захвативший престол вероломством и обманом после убийства своих братьев. До княжения в Киеве Владимир был хазарским каганом (это титул верховного Владыки Каганата). Хазарский каганат – средневековое государство на территории нынешнего Дагестана (650 – 969 г. н.э.) Каганат держал в политической зависимости некоторые восточнославянские племенные союзы, в том числе и киевское княжество.(Л2)
; 944 году преемник Олега Игорь тоже заключил договор с греками. В этом договоре Русь разделяется уже на крещёную и некрещёную; первая клялась в соблюдении договора при киевской церкви святого Ильи. Вдова Игоря Ольга уговаривала к принятию христианства своего сына Святослава, но он не хотел и слушать о крещении. Владимир, севший в Киеве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой Ведической Веры своих предков. От этого занятие им киевского престола было вместе с тем торжеством языческой стороны в Киеве над христианской. Однако, в 988 г. он потребовал у тогдашних византийских императоров Василия и Константина руки их сестры Анны, и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились, уговорили согласиться и сестру. После крещения совершен был брак его с Анной. ; Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр; потом велел истреблять идолов. Так начиналась Христианская вера на Руси.
; продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на юге, около своего киевского центра, при господствующим влиянием Греческой церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданская жизнь России с юга переместилась на север, в пределы Великороссии, и стала развивать здесь более устойчивый государственный строй. Вместе с нею туда же, в новую обстановку великорусского племени, переносится и главный центр жизни церковной Русская митрополии. Русская церковь, получив здесь тоже большую внешнюю устойчивость и облегчившись от своей первоначальной борьбы с язычеством. Этот период истории церкви завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины, Московскую и Киевско-Литовскую, после чего наступает новый период раздельной жизни этих двух ее половин, - внешнего и внутреннего преуспеяния Московской церкви и бедствий церкви Киевской среди иноверного государства. Для Московской церкви период этот заканчивается достижением ей полной автономии и возвышением ее на степень самостоятельного патриархата, для Киевской же - присоединением ее к Московскому патриаршеству в общий состав единой Русской церкви. Свою автокефалию (самостоятельность) Русская православная церковь обрела в 1448 г., когда стала возглавляться митрополитом Московским и всея Руси, не назначенным констан-
тинопольским патриархом, а избираемым поместным собором Русской православной церкви. Первым главой самостоятельной церкви стал митрополит Иона. В 1589 г. главе Русской православной церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси и в списке первоиерархов поместных
- 3 -
православных церквей ему отвели почётное пятое место, после патриархов константинопольского, александрийского антиохийского и иерусалимского. Первым патриархом был Иов. В 1721 г. патриаршество в России было заменено святейшим правительствующим синодом, который через два года был признан восточными патриархами как “своим во Христе братом”. При Петре I Патриарх стал претендовать не только на духовную власть в стране, но и на светскую, а этого нельзя было допустить.
В 1652 г. московским патриархом стал Никон, новый патриарх заявил о необходимости исправления по греческим образцам в Русской церкви. В 1653 г. в исторические богослужебные тексты по его указанию было внесено множество новаций, например, в слово «Iсус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус». Традиционные земные поклоны заменены поясными, крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды.(Л3) В самом названии христианской веры заменил слово “правоверное” на “православное”. «Большой московский собор» (1666—1667 г.) подтвердил новые формы крестного знамения, и наложил соборную клятву, «вечное отлучение от церкви» на тех, кто впредь стал бы держаться старого исповедания. Государство, возглавляемое царём Алексеем Михайловичем Романовым, поддерживало никоновские новшества. Всё это привело к расколу христианской веры. Ограждая себя троеперстным крестом, нынешние православные не чувствовали себя причастным святости исповедуемой таким образом веры. Прежде крестясь двуперстно, каждый знал, что это искони идущее святое предание. Так крестился святой князь Владимир, который крестил Киевскую Русь. По существу никонианству попросту недоставало собственного положительного содержания, так как прежнее содержание отрицалось, а новую традицию ещё предстояло сформировать. Таким формированием было заполнено всё XVIII столетие. Традиционных русских христиан (староверов) стали называть раскольниками и преследовать. (Л4) Традиция греческой церкви являлась нормативной, поэтому Реформа сводилась к приведению богослужения русской церкви в согласие с существовавшей на тот момент греческой традицией. До реформы русская вера была правоверной по византийской традиции. И только в XX веке слово “правоверные” было полностью заменено на “православные”, несмотря на никоновские запреты. Как трактуют словари эти слова? Правоверие – истинная вера. Православие – славянский эквивалент ортодоксии (греч. правильное значение). В 1054 г. произошёл раскол в христианской вере и образовалось западное направление –катализм во главе с Римским Папой и восточное, которое стало называться ортодоксальной, т.е. правоверной, исповедующее христианство по греко-византийскому обряду. (Л5) Московским Поместным Собором 31 января 1945 г. слово “Российская” в названии церкви было заменено но слово “Русская”.
Литература:
1. Материалы из Наследия Славяно-Арийских Народов. Том 14 РАСА.
2. Материал Internet – сайта: http://avega.net.ua
3. Материалы Internet-сайта http://yar46.livejournal.com
4. Независимый старообрядческий интернет-форум:
http://starover.forumtwilight.com/t12-topic
5. Материалы сайта http://abbreviator.ru/?p=5497
Материал подготовил Львов Ю.М. 05.03.2013
Свидетельство о публикации №224120801530