Вечерний киносеанс 5

В младшей школе меня мучили сны с продолжением. Кошмарные сны про маньяка. Они преследовали меня каждую ночь, давая пищу для жутко интересных рассказов. Моя лучшая подруга с упоением слушала их часами по телефону, пока бабушка сердито не прерывала наш разговор, напоминая, что пора наконец садится за уроки.
Некоторые эпизоды живы в памяти до сих пор.
Вот выхожу я зимой во двор в белой шубке, иду по свежей протоптанной тропинке. И вдруг из за знакомой яблони навстречу мне выбегает «он» в вилами в руках. Я петляю как заяц, прячусь в сугробы. А преследователь тычет в снег вилами, пытаясь окрасить его в алый.
Или вхожу в темную гостиную, привычно щелкаю включателем. Лампы мерцаю, затем свет медленно затухает и вновь разгорается. В центре потолка, на месте хрустальной люстры люстры, вспыхивает огненная рожа моего преследователя.
Самым же ужасающим казался такой эпизод. Возвращаюсь из школы с ранцем за плечами; вхожу в подъезд. Стою у лифта на первом этаже, и ко мне подходит маньяк. Лифт открывается, и он приглашает меня внутрь. Сцену прерывают соседи, вошедшие в подъезд. Я бегом поднимаюсь на второй этаж; залетаю в квартиру. Жалуюсь бабушке и дедушке, описываю им своего преследователя. Они мягко увещевают: «Да ты не обращай внимания! Мы его знаем, это Ковальчук! Он — сослуживец твой мамы. Так вот, недавно он из её кабинета все шариковые ручки украл и закопал!» Утешили, ничего не скажешь!
Сны мои остались далеко в детстве. Соня же своих кошмаров не рассказывает: она их то ли не видит, то ли не запоминает. Зато посмотреть страшненькое перед сном — её любимое развлечение. Сегодня она приготовила документальный сериал про серийных убийц девяностых. В ту пору расследовалось множество громких дел о маньяках. И я из любопытства присоединяюсь к просмотру…

Серийных убийц в ту пору ловили годами.  Как рассказывают «ветераны» следственной службы,  они были страшно перегружены работой. Поэтому часто допускали процессуальные ошибки, из-за которых многократно отпускали маньяков, попавших к ним в руки. Одной из частых причин была недостаточность улик.  Нескольким преступникам удавалось бежать, так как их отпускали под подписку о невыезде на время следствия.  А иногда вещдоки и вовсе утрачивались по случайности или халатности. Так, в одном из громких дел,  доблестные сотрудники правоохранительных органов про&ли “штанишки потерпевшего”.
В итоге, практически все маньяки попались случайно!

Один «серийник» так устал преодолевать сопротивление очередной жертвы, что в изнеможении уснул подле убитой. Утром его обнаружили и задержали на месте преступления — пятидесятого по счету!  Убийца явно перетрудился на пути к «юбилею», облегчив тем самым работу следствию.
Другой преступник, замучив до полусмерти восьмого за год школьника, попался с его портфельчиком, который прихватил с собой с места преступления по неведомым причинам. Он пришел с трофеем в кофейню.  Заказав чашечку кофе, монстр извлек из пенала шариковую ручку, а далее в истечение часа дико смеялся и остервенело рисовал каракули в школьной тетради, чем привлек всеобщее внимание. Сотрудники кофейни вызвали «психбригаду». И уже из психиатрической клиники маньяк был доставлен в спецприемник.
Версий относительно диагноза мучителя и убийцы в фильме приводилось несколько.
По словам опера, он был шизофреником, который прикидывался дурачком.
«Стопроцентная дебильность у него присутствовала, но он не был шизофреником,так как понимал, что происходит на улицах», —  комментировала следователь. По данным журналистского расследования, «серийный маньяк» в детстве получил черепно-мозговую травму и стал олигофреном. Истинный диагноз, по словам комментатора, удивил следствие. Однако нам он не известен, так как в фильме не обнародован.
Интервью опера, в чьем ведении находилось дело, произвело на нас с Соней странное впечатление. Дефект дикции в сочетании с запутанной речью был совершенно невыносимым, буквально сводил с ума. В беседе с журналистом опер рассказал, как ему удалось «расколоть» садиста: «Я даже не знал, о чем с ним говорить, поэтому просто с ним разговаривал».  Следователь уверена, что помог особый способ работы с подозреваемым — человечное отношение. Она призналась, что сама оказалась не способной на такое, поэтому отношения с садистом-убийцей у нее сложились «прохладные». Опер же проявил необыкновенную эмпатию к подследственному. Он не только задушевно беседовал с «чудовищем» ни о чем, но и носил ему шоколадки.
В итоге, по словам опера, все эти разговоры маньяку надоели, а шоколад стал вызывать приступы тошноты.
Войдя в кабинет следователя на очередной допрос, «крепкий орешек» кокетливо дернул веревочку на поясе брюк. Возможно, в попытке растопить сердце «холодной» следовательницы. Штаны упали, правда вышла наружу. Следователь оторопела от ужаса; выдержав выразительную паузу и ухмыльнувшись, маньяк чистосердечно признался ей во всех эпизодах. Сколько веревочке не виться, все равно конец будет… Преступника приговорили к высшей мере.
В тюрьме в ожидании расстрела осужденный писал письма Ельцину и Деду Морозу, прося помилования, так как не осознавал всего ужаса содеянного. Его просьба была услышана «небесной канцелярией». 26 февраля 1997 года президент РФ наложил мораторий на смертную казнь, и расстрел заменили пожизненным заключением.

Четвертый маньяк выбирал в жертвы женщин-инвалидов с дефектами нижних конечностей — чтобы не убежали. Он не догадывался, что у таких дам очень сильные руки. Именно поэтому несколько раз ему не удавалось полностью задушить несчастных. Фоторобот, составленный со слов пострадавших, поимке не помогал. Последней жертвой «серийника» оказалась безногая «колясочница». По словам убийцы, она была на все согласна, и когда маньяк начал её душить, равнодушно объявила, что ей все равно жить надоело. Испытав головокружение от долгожданного успеха, убийца на радостях выронил в прихожей потерпевшей свои документы, и был наконец задержан на следующий день.

По их собственным признаниям, работа следователей в девяностые была направлена на то, чтобы разделить повторяющиеся эпизоды кровавых преступлений и не связывать их в серию, которая всегда представляла для них «головняк». Поэтому, когда в маленьком городке с населением менее тридцати тысяч человек в течение месяца пропало несколько десятков женщин разного типажа и возраста, они выдвигали самые невероятные версии. В круг подозреваемых были включены: инопланетяне; чеченские бандиты, которые похищают женщин из далекого северного селения и увозят их в сексуальное рабство, и даже мифические банда головорезов, у членов которой разные вкусы, поэтому и женщин они подбирают разномастных.
Истинный преступник, напротив, не вызывал ни у кого подозрений. Убийцей оказался заключенный колонии, расположенной поблизости от городка. Ежедневно он выезжал на работу на автомобиле-ассенизаторе. Заключенный был настолько прилежным и послушным, что отпускали его без сопровождения. К концу рабочего дня маньяк подбирал на автобусных остановках женщин, предлагал «подвезти», а затем и «выпить». Удивительно, что именно его «служебный автомобиль» вызывал у жертв особое доверие. За городом маньяк насильственно напаивал своих жертв водкой и запросто душил. Его никто не ловил, и преступник, осознавая в моменты просветления, что с ним «что-то не то» и мучаясь чувством вины, решил покончить жизнь самоубийством. Неудачно. Веревка разошлась на его шее, и повеситься уроду  не удалось. После обследования в психиатрической клинике, он, в попытке понять природу своей болезни, начал охотно сотрудничать со следствием и активно признаваться в содеянном. Его осудили за множественные убийства и переместили в  «Черный дельфин» — одну из самых страшных колоний, где содержат серийных маньяков. Отбыв в ней несколько лет, заключенный взял себя вину еще за два, как потом признавался, не совершенных им преступления. Следователи уговорили его помочь им сделать «план по раскрываемости преступлений», пообещав убийце досрочное освобождение. Разумеется его «надули» — суд дал ему дополнительный срок. Маньяк и по сей день «мотает» его в колонии и выплачивает денежные компенсации семьям тех, кого в действительности не убивал.

Просмотр сериала закончился. Выйдя из транса и обретя дар речи, Соня озвучила важный вывод: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Она отметила, что многие жертвы серийных убийц были довольно наивными и доверчивыми. Они садились в автомобили к незнакомцам, легко соглашались на их предложения о совместном досуге. Благо, многие серийные убийцы имели привлекательную внешность, отличались мягкой манерой, особой харизмой и обаянием. Пострадавшие школьники заходили в лифт, один на один с убийцами и садистами. Некоторые жертвы в одиночестве бродили по лесам и проселочным дорогам, где их и настигали маньяки.
Попадались и исключения: отдельным людям удалось спастись благодаря оказанному сопротивлению или хитрости. Кому-то помог счастливый случай: нечаянный свидетель, неожиданно заглохший двигатель автомобиля, который вез жертву к неминуемой гибели. Одну женщину спасло столкновение на светофоре со знакомым, проезжающим мимо. К нему в машину она и пересела из автомобиля маньяка. Однако полагаться на удачу не стоит. Лучше иметь в запасе несколько приемов самообороны. София — фиолетовый пояс по каратэ, может за себя постоять. И все де ее копилка после просмотра сериала пополнилась несколькими эффективными приемами самообороны: ткнуть преступнику пальцем в глаз или заехать каблуком в лоб, и тут же бежать или прятаться — реальные способы, спасшие многих.
Самый же главный вывод, сделанный дочерью: зло рано или поздно бывает наказано, но сперва оно совершается, и зачастую многократно…

P.S. В последние годы дела о «серийных убийцах» не гремят. То ли маньяки перевелись, то ли в эру цифровых технологий стало легче ловить их после уже первых совершенных ими преступлений…Или все просто позабыли о них, так как у правоохранительных органов и СМИ есть дела и информационные поводы поважнее? Как бы то ни было, дорогие читатели, будьте бдительны, берегите себя! Береженого Бог бережет.


Рецензии
"Серийных убийц в ту пору ловили годами."
"В последние годы дела о «серийных убийцах» не гремят."

Тогда это была редкость. Да и старались не сеять страх и панику. Сообщения были краткими и сухими.
Потом парадигма перестройки коммерциализировала криминал.

А сейчас с серийными убийцами заминочка вышла, гражданское население в растерянности от череды помилований и от внезапного перемещения фотографий персон со стенда "Их разыскивает полиция" на стенд "Наши герои".

Берта-Мария Бендер   08.12.2024 22:54     Заявить о нарушении