Про экономику нао

   
Уважаемые читатели, позвольте от спорта  и  воспоминаний о несостоявшихся свадьбах, перейти к проблемам экономики в НАО. 
В 2017 году, чтобы донести свои горестные размышления о предкризисном состоянии экономки НАО,   за свой счет издал в Нарьян-Маре очередную книжку под названием: «ЛЕТОПИСЬ МОЯ. ГОД 2017». В этой книжке, среди прочего, опубликовал статью под названием «Про губернаторскую чехарду в НАО». Приведу  всего лишь одну цитату из этой главы:   На врио губернатора А. Цыбульского многие возлагают надежды.  И очень хочется, чтобы их надежды оправдались. Тем более, что наш президент Владимир Владимирович Путин за какие то 10-15 лет не  в  регионе численностью менее 45 тыс. человек, а в громадной России многое сделал, в том числе в наведении порядка и диверсификации экономики. 
    Так что же мешало предшественникам Цыбульского сделать то же самое в НАО?  Ответ на этот вопрос, по моему мнению,  дал своей сентенцией Игорь Кошин: « НАО напоминает  золотую неповоротливую баржу.»
  НАО, действительно, сегодня баржа, наполненная черным золотом – нефтью. А губернатор - шкипер на ней. Она не поворотлива, так как не имеет собственного двигателя.  Она  может стать поворотливой в двух случаях:
1. Если   оснастить её  достаточно мощным двигателем.
2. Или передвигать эту баржу с помощью буксира.
Двигателем баржи под названием НАО  по определению должно быть трудоспособное населения его. Но по моим прикидкам из 44 тыс. человек населения НАО более половины (дети,  учащиеся, пенсионеры и целая армия чиновников в столице НАО  Нарьян - Маре), грубо выражаясь, являются балластом, а не двигателем экономики НАО. Двигателя мощностью менее  остальных 20 тыс. человеческих сил явно недостаточно, чтобы не только двигать вперед, но даже поддерживать на месте  баржу под названием НАО. Вот и выбросило её на мель волнами экономического кризиса.  И снять её с этих мелей без помощи  мощных буксиров никакому  шкиперу не получится.  При губернаторе Бутове такими буксирами послужили  Лукойл и Тоталь. Остается надеяться, что сегодня этим  буксиром для баржи под названием НАО, в связи с уходом иностранных нефтегазовых компаний из России и потерей (для НАО) значительной части  мощностей буксира под названием «Лукойл»,  станет компания «Роснефть».
Но даже она, если снимет баржу под названием НАО с мели, заткнув  огромную дыру в бюджете его, то  не решит другие злободневные проблемы НАО,  в частности, проблему занятости сверхизбыточной  численности чиновников в Нарьян – Маре ( по числу чиновников на одного жителя Н-Мара - он рекордсмен мира)  и сельского населения округа. 
    Так может быть   команде  молодого губернатора  заняться  не только многомиллиардными  нефте-газовыми проектами, но  попытаться возродить  с привлечением малого бизнеса  и сельского населения,  хоть  какие то из забытых на сегодня  промыслов. 
Тем более, что первые шаги в этом направлении  ( возрождение  мясо- молочного животноводства, чтобы не возить творог и сметану из Брестской обл. Беларуси)  его предшественник уже сделал. В  небольших деревеньках, где экономически не оправдано и  не хватает людских ресурсов для обслуживания молочно-товарных ферм.  Вместо коров можно попробовать завести  овец, которых  по несколько голов держали чуть ли не в каждой деревенской семье с целью получения не  только  шерсти для вязания рукавиц, носок и свитеров, но и мяса – для пропитания.  Тем более, что сегодня его можно продавать, расфасованным  в герметично упакованные наборы для рагу и шашлыков из баранины.   Так как баранина во все времена считалась  и считается  сегодня лучшим мясом для приготовления этих блюд.


Рецензии