Про экономику нао
Уважаемые читатели, позвольте от спорта и воспоминаний о несостоявшихся свадьбах, перейти к проблемам экономики в НАО.
В 2017 году, чтобы донести свои горестные размышления о предкризисном состоянии экономки НАО, за свой счет издал в Нарьян-Маре очередную книжку под названием: «ЛЕТОПИСЬ МОЯ. ГОД 2017». В этой книжке, среди прочего, опубликовал статью под названием «Про губернаторскую чехарду в НАО». Приведу всего лишь одну цитату из этой главы: На врио губернатора А. Цыбульского многие возлагают надежды. И очень хочется, чтобы их надежды оправдались. Тем более, что наш президент Владимир Владимирович Путин за какие то 10-15 лет не в регионе численностью менее 45 тыс. человек, а в громадной России многое сделал, в том числе в наведении порядка и диверсификации экономики.
Так что же мешало предшественникам Цыбульского сделать то же самое в НАО? Ответ на этот вопрос, по моему мнению, дал своей сентенцией Игорь Кошин: « НАО напоминает золотую неповоротливую баржу.»
НАО, действительно, сегодня баржа, наполненная черным золотом – нефтью. А губернатор - шкипер на ней. Она не поворотлива, так как не имеет собственного двигателя. Она может стать поворотливой в двух случаях:
1. Если оснастить её достаточно мощным двигателем.
2. Или передвигать эту баржу с помощью буксира.
Двигателем баржи под названием НАО по определению должно быть трудоспособное населения его. Но по моим прикидкам из 44 тыс. человек населения НАО более половины (дети, учащиеся, пенсионеры и целая армия чиновников в столице НАО Нарьян - Маре), грубо выражаясь, являются балластом, а не двигателем экономики НАО. Двигателя мощностью менее остальных 20 тыс. человеческих сил явно недостаточно, чтобы не только двигать вперед, но даже поддерживать на месте баржу под названием НАО. Вот и выбросило её на мель волнами экономического кризиса. И снять её с этих мелей без помощи мощных буксиров никакому шкиперу не получится. При губернаторе Бутове такими буксирами послужили Лукойл и Тоталь. Остается надеяться, что сегодня этим буксиром для баржи под названием НАО, в связи с уходом иностранных нефтегазовых компаний из России и потерей (для НАО) значительной части мощностей буксира под названием «Лукойл», станет компания «Роснефть».
Но даже она, если снимет баржу под названием НАО с мели, заткнув огромную дыру в бюджете его, то не решит другие злободневные проблемы НАО, в частности, проблему занятости сверхизбыточной численности чиновников в Нарьян – Маре ( по числу чиновников на одного жителя Н-Мара - он рекордсмен мира) и сельского населения округа.
Так может быть команде молодого губернатора заняться не только многомиллиардными нефте-газовыми проектами, но попытаться возродить с привлечением малого бизнеса и сельского населения, хоть какие то из забытых на сегодня промыслов.
Тем более, что первые шаги в этом направлении ( возрождение мясо- молочного животноводства, чтобы не возить творог и сметану из Брестской обл. Беларуси) его предшественник уже сделал. В небольших деревеньках, где экономически не оправдано и не хватает людских ресурсов для обслуживания молочно-товарных ферм. Вместо коров можно попробовать завести овец, которых по несколько голов держали чуть ли не в каждой деревенской семье с целью получения не только шерсти для вязания рукавиц, носок и свитеров, но и мяса – для пропитания. Тем более, что сегодня его можно продавать, расфасованным в герметично упакованные наборы для рагу и шашлыков из баранины. Так как баранина во все времена считалась и считается сегодня лучшим мясом для приготовления этих блюд.
Свидетельство о публикации №224120801824