Легенда о героях Галактики

"Легенда о героях Галактики": Прошлое через призму будущего, будущее через призму прошлого

Герои – это люди, преисполненные великих устремлений и прекрасных планов. Они обладают секретом, как объять всю Вселенную, и ненасытной волей, способной поглотить и небо, и землю.
Ло Гуаньчжун "Троецарствие", китайский исторический роман XIV века

Есть вещи, которые я совершенно определенно хочу, чтобы наши литература, игровое кино и анимация не скопировали, а создали равными, если не лучшими, чем зарубежный оригинал. И чтобы это было точно так же, как московское метро, - цельно, узнаваемо, самобытно и с огромными перспективами для собственного и внешнего развития. К таким вещам, без сомнения, относится "Легенда о героях Галактики", сокращенно - ЛОГГ/LOGH.

"Легенда" - серия романов (которые у нас не переведены) японского фантаста Ёсики Танаки. Танака-сэнсэй за эту работу в 1988 году получил национальную литературную премию для авторов научной фантастики "Сэйун". Помимо того "ЛОГГ" - большой анимационный проект, реализованный в 80-е и 90-е, а сейчас переснимаемый частями. И вот эти работы у нас благодаря энтузиастам получили хоть какой-то, пусть порой любительский, перевод.
Не только романы из "ЛОГГ" экранизированы как аниме-сериал, японские аниматоры успешно работают и с другими эпическими, но не космическими, произведениями писателя.
Но "Легенда" и в аниме-мире занимает особое место. Это - несколько самостоятельных фильмов и небольших сериалов, часть из них собрана в один (основной) - огромный. Действительно огромный - 110 серий. И пропуск в просмотре хотя бы одной-двух серий существенно сказывается на понимании взаимосвязей в повествовании, так называемых арок в развитии сюжета и характеров.
По принадлежности к будущему и теме освоения космоса романы относят к научной фантастике, что требует некоторого пояснения, полагаю. Дело в том, что сюжет этих фантастических романов и их экранизаций лишь опирается на "фантастические" достижения науки и техники, но не строится вокруг них. Отдалённое будущее, галактическая космическая война с армадами кораблей всех классов, битвы с сотнями тысяч и даже миллионами погибших, бластеры и взрывоопасные зефир-частицы - это всего лишь необходимый для действий героев вещный мир, это - оболочка для глубоких философских размышлений историка.

Да, Танака-сэнсэй увлечён историей, прежде всего - китайской, и философией китайской науки о войне. Это - сфера его профессионального научного и писательского интереса. И потому в его романах множество скрытых или явных отсылок к военным трактатам и хроникам сражающихся царств и империй. Наблюдаешь за происходящим, и то "Троецарствие", то "Вёсны и Осени", то "Искусство войны", то "36 стратагем" постоянно приходят на ум. Не только историческими событийными и личностными параллелями, но самим подходом: в противостоянии трёх (спойлер - четырёх) сил добро не отделяемо от зла, и никакая из сторон не является злом абсолютным.
Один из главных героев саги, Ян Вэньли, мечтавший стать историком, а ставший волей обстоятельств адмиралом космического флота демократического Союза Свободных планет, сражающегося с диктатурой Галактического Рейха, вполне закономерно заключает об этой и всякой другой диктатуре: «Сама по себе диктатура не является абсолютно злом, это просто еще одна форма правления. Дело в том, как вы можете управлять им на благо общества».

"Китайский" исторический эпос в "Легенде" дополняется аллюзиями на военную японскую, корейскую, европейскую античную историю и историю XIX-XX веков. И вместе с этим перед ошеломлённым зрителем (и, наверняка, читателем) озвучивается непрекращающееся размышление о диалектичности событий, о роли личности и обстоятельств, случайностей и закономерностей в ходе всего того, что составляет сегодня кипящий день, а назавтра становится увлекательным и трагичным повествованием об эпохе, героях, их победах и поражениях - становится легендой.

Не один безликий голос-хронист за гранью событий комментирует происходящее в каждой серии-главе: о своей судьбе, судьбе своих врагов и единомышленников, предшественников и потомков часто размышляют главные и даже второстепенные герои этого содрогающегося в титанической борьбе мира. Герои Танаки-сэнсэя - думающие, осознающие, порой сомневающиеся, чаще - решительные, совершающие ошибки и поступающие так, как велят им долг, характер, принципы - даже с чётким пониманием всех драматичных последствий своего выбора. Автор создал всех своих героев живыми и "историчными" - даже в условиях собирательности образов и фантастичности выбранного жанра.
И вот, один человек, с юности видящий всю неприглядность войны, мечтающий уйти в отставку, принимает добровольное решение воевать - по крайней мере до того дня, когда можно будет заключить с Рейхом перемирие на своих условиях: неприкосновенность демократии как строя, независимого от единственной (пусть даже высоко ценимой и старающейся изо всех сил для процветания общества) личности. Тем более, от её менее даровитых потомков. А другой - дерзкий мечтатель, новый Александр Македонский, решивший очистить армию и общество от застоя и гниения, видит для этого только один путь - покорить Вселенную. И этот путь для него - не мечта, а цель и средство одновременно. И он прекрасно осознаёт, что его собственное падение начнётся в тот миг, когда он перестанет завоёвывать, а начнёт удерживать завоёванное, осознаёт, что его потомки могут оказаться неспособными к управлению создаваемой им империей, но... Но, как летящая птица, не в силах отказаться от неба?... И не может не принести миллионов людей, и самых немногих близких, и себя самого в жертву этой пассионарной идее...

Истории свойственно повторяться. Об этом рассуждают герои "ЛОГГ," изучают или игнорируют её уроки, готовясь к очередной битве, этого не скрывает и повествователь-летописец, за спиной которого расположился автор, и аудитория, конечно, вполне себе философски воспринимает эти мудрые мысли в обёртке занимательной космооперы.
Но мне, жительнице приграничья и свидетельнице событий с февраля 2022 года, в силу опять же обстоятельств, острее приходится воспринимать повествование, которое приобретает характер фатального предопределения с момента встречи и противостояния на поле боя двух талантливых молодых командиров, коммодора Ян Вэньли из Союза и вице-адмирала Райнхарда фон Лоэнграмма из Рейха.

Вступивший в сражение флот Союза численно превосходит своего противника, флот Рейха, однако человеческий фактор (стратегический ум Райнхарда - и полководческие слепота и самомнение высшего комсостава флота Союза) играет свою роль: и вот уже положение флота Сюза близко к тотальному разгрому.
Коммодор Ян, в значительной степени просчитавший ход битвы ещё до её начала, своим руководством услышан не был, и в силу военной субординации вынужден мрачно смотреть на гибель операции в целом и конкретно на смерть своих боевых товарищей, в том числе друга юности. И лишь меткий вражеский выстрел, "выводящий" начальство из строя, неожиданно позволяет молодому офицеру взять управление флотом в свои руки и свести неминуемое поражение к ничьей.

Обе стороны расходятся и празднуют победу. Вэньли посещает кладбище и с трудом подбирает слова, чтобы утешить невесту друга, Джессику (и по совместительству - свою благородно уступленную другу любовь). А потом молодой человек наблюдает по ТВ патриотически организованную, но насквозь лицемерную церемонию в поддержку дальнейших боевых действий, организованную властями. Торжество политического пиара срывает в прямом эфире хрупкая Джессика - своими неудобными вопросами, - и сразу же попадает в чёрный список ультрапатриотов, руками которых ведётся борьба с инакомыслием. А Ян получает повышение до командующего отдельным (13-м!) флотом и задание, похожее на последнее: взять неприступную вражескую космическую цитадель, крепость Изерлон...

"ЛОГГ" - не военно-историческая сказка, она до краёв полна цинизмом войны; всё, что в тылу и в армии обеих сторон, Союза и Рейха, можно назвать прогнившей системой, коррупцией, саботажем, разгильдяйством, шапкозакидательством, пренебрежением человеческой жизнью, карьеризмом, лживостью и подлостью - всё, в виде каскада узнаваемых, веками повторяемых ситуаций - с жертвами, наказанием невиновных и награждением непричастных, - можно видеть в этой саге. Но можно, вернее, нельзя не увидеть и другое: несгибаемую волю, ответственность и чувство долга, верность, жертвенность, честь, благородство, в том числе проявленные к врагу.
И потому для меня "ЛОГГ" - это не только о прошлом или будущем, это - о нашем настоящем...


Рецензии