Сладкий город

    Попал я в него случайно, женившись на прекрасной девушке, как сказал герой в известном фильме «Кавказская пленница»: «Студентка, комсомолка, спортсменка и наконец, она – просто красавица». Её отец хоть и был родом из Москвы, но, проработав более двадцати пяти лет на шахте в Воркуте, решил не возвращаться к себе на родину, а выйдя на пенсию, поселиться где-нибудь южнее, ведь многие воркутяне уже облюбовали этот уютный и небольшой город, располагавшийся по обеим берегам Северского Донца. Поэтому, он захотел на старости лет, как говорится, - здесь кинуть якорь, построив хороший и просторный дом в два этажа…
   А город не абы-какой! А с большим историческим прошлым. Помните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию, Федька говорит: «Крымский хан бесчинствует на Изюмском Шляхе», и примерно за четыреста лет до него, здесь князь Владимир Мономах разбил половцев, а через пол века на берегах реки стояла уже дружина Новгород-Сиверского князя Игоря, описанная в летописях Нестора и других исторических документах.
  Вот с тех ещё незапамятных времён здесь и существовало сначала поселение, а потом – во второй половине XVII веке полковником Донец-Захаржевским была построена крепость, где квотировались сначала казаки, а потом гусары, которые даже участвовали в войне с Наполеоном.
 Районный центр занимает довольно-таки большую территорию с, почти, шестидесяти тысячным населением, уютно расположившись, у излучины реки Донец у подножия горы Кремянец. Её высота достигает 235 метров, являясь самой большой в Харьковской области. Название – «Изюм», происходит от тюркского: «Узун Курган», что означало – «Длинная гора», в дальнейшем дало имя и городу, дошедшее до наших времён. Правда, при Императрице Екатерин Великой, скорее всего, не стали, выяснять происхождение названия, а присвоили герб в виде трех гроздей винограда, намекая на то, что из него делают изюм.
   И, как оказалось, не зря. Ведь виноград здесь действительно произрастал в большом количестве, а у некоторых умельцев, таких, как у моего знакомого Владимира Дубинского, он был ещё и разных сортов, не уступающих по сочности и сладости даже – молдавскому.  И конечно жители изготавливали вино.
   Кроме этой южной культуры, здесь местные широко выращивали клубнику, черешню, не хуже Мелитопольской, не говоря уже про другие фрукты и овощи и, благодаря этому, неплохо жили, продавая на рынках вдоль трассы, проезжающим на Юг и Донбасс.
  С самой вершины Кремянца открывалась величественная панорама города и доли¬ны реки Северский Донец, по берегам которой практически через каждые двадцать-тридцать метров стояли в воде, привязанные с ржавыми цепями и замками, плоскодонки, с которых местная ребятня с удовольствием удила рыбу.
 А в каких-нибудь пятнад-цати километрах находи-лось Красно-Осколькое водохранилище с мно-жеством пляжей и домов отдыха, которое дополняло прекрасное впечатление об этой местности.
И сюда приезжали, чуть ли не со всей Слобожанщины.
  Кроме того, в городе были разные предприятия: от кирпичного и тепловозоремонтного, до мясоком-бината, пекарни, молочного и пивного завода, не говоря уже, про множество всяких мастерских. А Приборостроительный завод и второй в Союзе после ЛОМО, - Изюмский оптико-механический, довершали картину индустриального центра. Они изготавливали и отправляли во все концы СССР, а также и за рубеж: морские маяки, геодезические приборы, заготовки очковых линз и многие прочие изделия высочайшего качества. Город Изюм при таком небольшом количестве населения, полностью обеспечивал себя и даже другие районы всем необходимым.
И в культурном плане он (по тем временам) был на высоком уровне. Имелась музыкальная и художественная   школа имени Н.И. Васильковского, и несколько домов культуры со своими танцевальными и музыкальными ансамблями, а в ДК им. Кирова даже была театральна труппа. Народные, заслуженные артисты: Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Сергей Захаров, Борис Рунге, Ольга Аросева, Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель) и другие, выступавшие в былые времена на сцене  Дворца культуры, тепло отзывались о нашем городе, отмечая  его    красоту     и   привлекательность. Многие певцы, такие, как Софии Ротару и Лев Лещенко с вокально-инструментальным ансамблем «Червона рута», приезжали с концертами в наш город, где проходили многотысячные фестивали художественной самодеятельности, и массовые театрализованные представления к политическим и другим праздникам,которые проводились при участии различных коллективов.
Но самое большое впечатление на меня произвели три храма: Свято-Преображенский в стиле Украинского барокко, Свято-Вознесенский – в   Византийском и Николаевский или ещё, как его называли – Кресто-Воздвиженский, получивший своё название, потому что он находился недалеко от реки, и на Крещение там всегда, прорубив полынью, где прихожане  окунались, рядом возводили крест изо льда.
   А немного позже на территории называемой местными – Пески, возле Святого Источника – Криница, была построена купальня, а через пару лет и деревянный храм, примерно, такой же, какие строили в старые времена на Руси несколько веков назад. И я даже запечатлел их на картине вместе с озером, на котором жили лебеди, подкармливаемые местными жителями.
Увидев такое великолепие, я, (понятное дело) захотел остаться жить в нём с молодой женой, да ещё в большом доме, потому, как там можно было на первом этаже оборудовать мастерскую и писать картины, заниматься творчеством, и делал витражи, Первый из них я изготовил для нашей редакции газеты «Обрии Изюмщины». А, кроме того, мне, как художнику-оформителю – было, где развернуться. И я, мягко говоря, – «развернувшись», оформил почти с десяток магазинов баров и всяких кафешек, внеся небольшую лепту в преображение теперь уже моего города.
   Это я пишу не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы читатель представил, какой был прекрасный и уютный – «сладкий» город Изюм.


Рецензии