Октавио Эскеда. Христианский подход к образованию

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
Октавио Хавьер Эскеда

Введение

В североамериканской культуре существует тенденция сводить христианскую веру в основном к религиозным действиям и практикам. Возникающие в результате пробелы в более полном понимании христианской веры имеют непосредственное значение для христианского высшего образования. Например, в более широкой сфере высшего
образования принято считать, что вера и обучение должны быть разделены; они представляют собой разные сферы знаний и практики. Некоторые учебные заведения рассматривают веру и обучение как отдельные, но одинаково важные области, в то время как другие пытаются дополнить их, просто призывая преподавателей учитывать этические ценности в своей учебной деятельности (Ван Зантен, 2011). В последние десятилетия термин «интеграция» стал популярным для описания взаимодействия веры и обучения. На самом деле, интеграция веры и обучения считается основой миссии христианского высшего образования (Докери, 2007; Холмс, 1987).
Хотя интеграция веры и обучения занимает центральное место в христианском высшем образовании, другие пробелы также привели к фрагментации христианской веры. Ноугл (2004), профессор философии в Далласском баптистском университете, выделил 15 основных дуализмов в западном христианстве: четыре метафизических дуализма (священное / секулярное, вечное / временное, дух / материя, небо / земля), два антропологических дуализма (душа / тело, дух / плоть), четыре эпистемологических дуализма (вера / разум, факт / ценность, голова / сердце, свобода / авторитет) и пять этико-политических дуализмов (частное / общественное, вера / поведение, индивидуальное сообщество, церковь / государство, Христос / культура). (стр. 12).
Как следствие этого дуализма, многие люди могут жить фрагментированной жизнью с разными областями, сосуществующими независимо друг от друга и без какой-либо видимой взаимосвязи. Эта дезинтеграция по-разному влияет на людей из всех культур. В западных обществах, где индивидуализм является основной ценностью, наблюдается тенденция сводить религию к личной, частной и индивидуальной вере
(Ра, 2010). В таких культурных контекстах христианство может восприниматься как вера, не имеющая прямого отношения к обучению или высшему образованию в целом.
Более того, западный индивидуализм способствует изоляции от других и отсоединению от многих социальных структур (Путман, 2000). В своей основополагающей книге "Американские культурные паттерны: межкультурная перспектива" Стюард и Беннетт (1991) утверждали, что социальной жизни большинства
 американцев не хватает ни постоянства, ни глубины. Поэтому люди стремятся получить эмоциональную выгоду от своих личных отношений, в то же время пытаясь сохранить
свою независимость и избежать обязательств (с. 89). Стюард и Беннетт также признавали, что американская модель отношений склонна к обезличиванию, и такое поведение, «наряду с ценностями достижения и равенства, поощряет конкуренцию как способ социального взаимодействия» (с. 105). Примечательно, что эта модель индивидуализма и изоляции ярко выражена в академической среде, где преподаватели разных школ и факультетов обычно работают независимо друг от друга с минимальным междисциплинарным взаимодействием. Отсутствие интеграции и взаимодействия
между коллегами и дисциплинами является симптомом разделения веры и обучения в целом.
Описанная выше социальная и религиозная разобщённость пагубно влияет на
христианскую веру многих людей и, следовательно, на христианское высшее образование. Духовная разобщённость может свести христианскую веру к участию в церковной жизни без влияния на мир и общественное мнение. По мнению Ноугла (2004), вполне возможно, что многие набожные христиане, работающие в сфере высшего образования в качестве преподавателей или администраторов, хотя и активны в
вере в своей «частной» жизни, по большей части в своей академической деятельности выступают как «практикующие агностики или атеисты» (ср. 2).
Существуют также исторические причины для разделения веры и обучения в колледжах и университетах. В колониальную эпоху истории США большинство высших учебных заведений в стране  были основаны на христианских принципах, и многие готовили священнослужителей в качестве своей основной миссии (Рингенберг, 2006). Однако со временем христианская вера постепенно отошла к религиозным факультетам и семинариям (Адриан, 2003).Многие колледжи и университеты в Соединенных Штатах, которые были созданы конфессиями с намерением провозглашать христианские ценности, утратили свою христианскую идентичность по целому ряду причин, как описал Бертчел (1998) в книге «Угасание света».
Разделение жизни на части приводит к различию между  верой и светской профессией, а также между личной верой и общественной наукой. Таким образом, некоторые преподаватели и администраторы в христианских высших учебных заведениях потенциально могли бы заниматься своей академической деятельностью без каких-либо практических различий с теми, кто работает в нерелигиозных учреждениях. В этой
статье библейское мировоззрение рассматривается как основа для интеграции веры и обучения и объединяющий фактор в борьбе с религиозной разобщённостью.

Библейское мировоззрение как модель интеграции

Библейское мировоззрение необходимо для полного понимания и жизни в соответствии с христианской верой (Докери, 2007; Хаффман, 2011; Сайр, 2009). Мировоззрение - это концептуальная основа нашего взгляда на мир, система убеждений, которая определяет поведение человека (Нельсон, 2011). Христианское
мировоззрение особенно важно для христианских преподавателей высших учебных заведений, потому что все образовательные предприятия передают свои ценности и идеи своим студентам и, следовательно, направляют их поведение (Романовски и Маккарти, 2009). Все мы живем и учим в соответствии со своими основными убеждениями, отметил Асвиллард (1998): “Мы всегда живем в соответствии со своими убеждениями — или принижаем их, в зависимости от обстоятельств . Ничто другое невозможно. Такова природа веры» (стр. 307). Профессора, которые верят во Христа и позволяют Ему стать центром своей жизни, естественным образом выражают свою веру в преподавании и научной деятельности. Как лаконично выразился Паркер Палмер (1998): «Мы учим
тому, кто мы есть» (с. 1).
Существуют различные подходы или школы мысли относительно библейского богословия, и один из них заключается в том, чтобы читать Священные Писания как мировоззренческую историю (Клинк и Локетт, 2012). История мировоззрения
сочетает в себе то, что Ван Зантен (2011) считает различными способами решения проблемы интеграции веры и обучения как мировоззрения, с одной стороны, и повествования - с другой. С этой точки зрения библейское повествование дает ответы на самые насущные вопросы жизни: кто такие мы? Где мы находимся? Что не так? В чём решение? (Райт, 1992). Библейское повествование обеспечивает прочную основу для целостного мировоззрения, которое отвечает на эти вопросы и помогает преодолеть потенциальную разобщённость в нашей жизни.
Библия рассказывает о Триедином Боге, Который личностно связан со Своим творением и служит объединяющим фактором для всего сущего. Бог - Создатель и Хранитель мира. Библейское повествование начинается с истории творения, характеризующейся тем, что все объединено в Боге-Творце, продолжается грехопадением человечества, которое приводит к происходящему распаду, продолжается историей искупления, в которой Христос объединяет в Себе все, и завершается установлением нового неба и новой земли.

Создание (полная интеграция)

Бог существует и открывает Себя всему творению многими способами, но особенно через свое слово, как воплощенное Слово (Иисус Христос), так и написанное слово (Библия). Библейская история начинается с сотворения Богом всего сущего. Основной метафизический вопрос, волнующий человечество: почему существует что-то, а не ничего? Библия сразу же отвечает на этот основной вопрос своими первыми словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1, NASB). Вся Вселенная существует, потому что Бог сотворил её из ничего (ex nihilo; Грэм Райкен, 2013).
Бог - Творец, и поэтому творение носит имя Бога и отражает Его характер. Когда
Бог увидел все, что было создано, было объявлено, что это “весьма хорошо” (Быт. 1:31). Поскольку все, что существует, пришло от Бога, на самом деле нет различия между священным и мирским; все священно. Жизнь не была разделена на части, но имела Бога-Творца в качестве основы для своего полного единства (Ис. 45:18). Таким образом, то, что некоторые рассматривают как дихотомию между священным и мирским, не имеет места в последовательной философии образования (Габелейн, 1968).  Новый Завет также провозглашает, что Христос, воплощённое Слово Божье и Второе лицо Троицы, является Создателем и Хранителем мира. Евангелие от Иоанна начинается со слов: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Он был в начале с Богом. Все сущее возникло через Него, и без Него не возникло ничего из того, что возникло. (Иоан. 1:1-3).
Если признавать это основополагающее послание, разделенность в жизни и академии противоречит общему происхождению и цели всего в воплощенном Слове Божьем, Христе. В Послании к Колоссянам содержится еще одно описание Христа как творца мира. Христос отождествляется как основа для полной интеграции веры и учения; в Нем преодолеваются все религиозные дуализмы, потому что все указывает на Него. Христос - Господь мира и объединяющий фактор для всего творения: "Он - образ невидимого Бога, первенец всего творения. Ибо Им было сотворено все, как на небесах, так и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или правители, или власти - все было сотворено через Него и для Него. Он прежде всего, и всё
держится на Нём" (Кол. 1:15–17).
Христос является источником и опорой мира. Полное понимание жизни и творения
обязательно начинается с Бога-Творца. Этот отрывок из Послания к Колоссянам напоминает нам, что не существует разделения между христианской верой и попытками исследователей лучше понять мир. Триединый Бог занимает центральное место во всех вопросах, связанных с жизнью, поскольку люди созданы по образу Божьему. Бог, явленный в Писании, - это Тот же Бог, Который явил Себя через своё творение. Всё
существует для Него и благодаря Ему. Всё в жизни и в христианском высшем образовании должно стать священным, потому что оно указывает на Создателя вселенной. Следовательно, все христиане, в общем смысле, являются теологами, которые сознательно думают о Боге; наше богословие напрямую влияет на то, как мы
живем и мыслим (Эскеда, 2008).
Как резюмировал Тозер (1978), Бог действительно важен в нашей жизни: "Тто, что приходит нам в голову, когда мы думаем о Боге, является самой важной вещью в нас. История человечества, вероятно, покажет, что ни один народ никогда не возвышался над своей религией, а духовная история человека однозначно продемонстрирует, что ни одна религия никогда не была выше своего представления о Боге. Поклонение может быть чистым или низменным в зависимости от того, какие мысли о Боге возникают у поклоняющегося. По этой причине самым серьезным вопросом, стоящим перед Церковью, всегда является Сам Бог, и самым знаменательным фактом о любом человеке является не то, что он в данный момент может сказать или сделать, а то, каким он в глубине своего сердца представляет себе Бога. По тайному закону души мы склонны стремиться к нашему умственному образу Бога. Это верно не только для отдельного христианина, но и для общества христиан, составляющего Церковь. Всегда самое показательное в Церкви - это ее представление о Боге. (с. 1).
Наше понимание Бога обязательно влияет на наше поведение и наше служение Христу. Таким образом, наше мировоззрение должно ставить Бога в центр всего сущего.
Джонатан Эдвардс (1703-1758) является хорошим примером того, как тщательная ученость вытекает из точного понимания Бога как Творца мира. Эдвардс, пуританский священник, считается самым выдающимся мыслителем и одним из величайших умов в истории христианского евангелизма (Нолл, 1994; Суини, 2009). Эдвардс занимал видные должности пастора, теолога, миссионера, а в течение короткого периода был президентом Принстонского университета. Он подчёркивал, что, поскольку Бог сотворил мир из ничего, всё творение отражает Его.Божьи "отпечатки пальцев" повсюду, и природа провозглашает и отражает Бога. Эдвардс (1993) стремился, как и все, кто занимается христианским высшим образованием, видеть Бога во всём творении: «Я не стыжусь
признаться, что верю в то, что вся Вселенная, небо и земля, воздух и моря, а также Божественное устройство и история Священного Писания полны образов Божественных вещей, так же полны, как язык полон слов» (с. 153).
Эдвардс подчёркивал, что история сотворения мира возвращает нас к Создателю Вселенной как источнику реальности. Докери (2012) соответственно подчёркивает важность того, чтобы те, кто служит в сфере христианского высшего образования,
размышляли о единстве знаний как о неразрывном целом, потому что все истинные знания исходят от единого Творца к Его единому творению. Таким образом, отдельные области знаний связаны друг с другом... потому что вся истина имеет свой источник в Боге, составляя единую вселенную знаний. (с. 4–5)
Основой христианского мировоззрения является не просто идея, а существование и характер Триединого Бога (Грэм Райкен, 2013). Бог-Творец является объединяющим фактором для нашей жизни в целом и для интеграции веры и обучения в христианском высшем образовании.

Грехопадение (полная деградация)

В Бытии 3 библейское повествование представляет грех как главную проблему человечества. История грехопадения - это трагедия человечества, пытающегося жить вопреки Творцу и Божьей воле. Грех полностью влияет на нашу жизнь и негативно влияет на наше мышление и поведение. В Еф.2:1–3 Павел рисует мрачную картину греха и его последствий и подчёркивает, что эта проблема является как личной, так и всеобщей (Hoehner, 2002). В истории о сотворении мира Бог является центром всего сущего; в истории о грехопадении грех негативно влияет на всё, в результате чего мир становится не таким, каким должен быть (Plantinga, 1995)
Грех противоречит Богу и подразумевает, что «что-то или кто-то занимает место Бога или возвышается над Ним» (Эриксон, 2000, с. 579). Естественная интеграция жизни, основанная на Творце Вселенной, была нарушена, искажена и отчуждена грехом. Грех разрушил отношения человека с Богом, самим собой, другими людьми и творением (Морган, 2013). Бог по-прежнему находится в центре всего, но грех затуманивает наше понимание и во многом заставляет нас жить обособленной жизнью, отодвигая Бога на второй план. Грех и духовная борьба признаются элементами библейского мировоззрения. Дьявол и его силы играют важную роль в космической борьбе между добром и злом в этом мире (Пейдж, 2013). Ногл (2002) утверждал, что: "целостное христианское мировоззрение) подразумевает катастрофические последствия греха для человеческого сердца и разума, что приводит к созданию идолопоклоннических систем верований вместо Бога и вовлечению человечества в космическую духовную войну, в которой на карту поставлена истина о реальности и смысле жизни" (с. 274). Историческое разделение веры и знания - это действительно духовная проблема и следствие греха. Влияние греха противоречит Божьему стремлению к процветанию, целостности и радости человека. Плантинга (1995) блестяще описал последствия греха как вандализм по отношению к шалому. Он  также подчёркивает, что грех побуждает нас падать, уклоняться от своего Божественного призвания или пренебрегать им (с. 10).
Однако современная американская культура склонна преуменьшать роль греха и его последствий; то же самое можно сказать и о христианском высшем образовании. Наша греховность и потребность в Божьей благодати и руководстве во всех сферах жизни редко признаются, в том числе в контексте преподавания и обучения в христианских высших учебных заведениях. Божьи планы по процветанию человека, или шалом, часто упускаются из виду, когда мы сосредотачиваемся на собственных желаниях, а не признаём свою зависимость от Божественной благодати.
Хотя все люди грешны, образ Божий остаётся в нас, и мы должны стремиться жить
в соответствии со своим призванием, которое является даром от Бога, который нужно принять, а не целью, которую нужно достичь (Палмер, 2000). Бог желает, чтобы мы жили для Него и почитали Его, стремясь исполнить своё Божественное призвание. Как утверждал Холмс (1987), преподаватели и студенты в сфере христианского высшего
образования должны понимать, что «образование - это христианское призвание... акт любви, поклонения, служения, искренняя реакция на Бога» (с. 49).

Искупление (полная реинтеграция)

Библия - это прежде всего история искупления. После грехопадения в  Бытии 3 иблейское повествование вплоть до 22-й главы Откровения сосредоточено на Божественном искуплении человечества. Ветхий Завет описывает Божьи обещания искупления в Его заветах с избранным народом. Эти заветы составляют основу истории искупления, которая в конечном итоге завершается в Иисусе Христе, исполнившем Божьи обещания. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти нас от греха Своей благодатью (Ин. 3:16). Хотя грех - великий разрушитель, Христос обладает силой искупить все (Еф. 2:4–10).
Таким образом, у христиан есть возможность провозглашать Благую весть: несмотря на то, что грех затронул все сферы нашей жизни и разрушил наши самые драгоценные отношения с нашим Создателем, с ближними, с самими собой и с миром, Христос восстанавливает все эти отношения Своей благодатью. Во Христе мы можем наслаждаться «шаломом», который Бог предназначил для нас. Если грех порождает разрушение, то Божья благодать изливается в шалом. Поэтому христианские учителя - глашатаи шалома. (Эскведа, 2011, с. 173). Иисус Христос не только сотворил мир, но и искупил его от ужасных последствий греха. Христос - это ответ на все очевидные противоречия, связанные с верой и обучением. Христос - это основа, центр и конец всего, «ибо от Него и через Него и к Нему всё сотворено. Ему слава во веки! Аминь» (Рим. 11:36).
Таким образом, основная цель христианского высшего образования - воссоединить веру и учёность, основанные на библейских истинах и сосредоточенные на Иисусе Христе. Он - Господь всего, как провозгласил Кайпер во время своих лекций в Принстонском университете в 1898 году: «Нет ни одного квадратного дюйма
во всём творении, о котором Иисус Христос не воскликнул бы: «Это Моё! Это принадлежит Мне!» (Докери, 2007, с. 47).
Господство и искупление Христа закладывают основу для христианского высшего образования. Однако историк Марк Нолл (1994) в своей известной книге «Скандал евангелического разума» выразил обеспокоенность тем, что «евангелического разума не так уж и много» (стр. 3). Напротив, Нолл (2011) недавно подчеркнул в книге «Иисус Христос и жизнь разума», что жизнь разума должна быть во Христе. Иисус Христос - центр всего, и христиане-евангелисты должны быть в авангарде образования и
науки: "Если то, что мы утверждаем об Иисусе Христе, верно, то евангелисты должны быть одними из самых активных, самых серьёзных и самых непредвзятых сторонников всеобщего образования. Евангельское сомнение в отношении учёности в целом или в отношении искреннего стремления к обучению, другими словами, противоречит
евангельскому мировоззрению, ориентированному на Христа. (стр. x).
Согласно Писанию, Иисус Христос является одновременно Богом творения и Богом спасения. Искупительная работа Христа распространяется на все сферы человеческого существования. Смерть и воскресение Христа принесли примирение всему, на что повлиял грех; поистине, Христос - Создатель и Искупитель мира. Хотя культурный индивидуализм отдаляет нас друг от друга, окончательное восстановление сообщества и междисциплинарных усилий происходит во Христе. Христос положил начало полной
реинтеграции мира, но его работа ещё не завершена и будет завершена в будущем.

Завершение (окончательная реинтеграция)

Библейское повествование завершается окончательным восстановлением и обновлением вселенной в виде новых небес и новой земли после Второго Пришествия Иисуса Христа. По словам Ногла (2004), эта окончательная интеграция «свидетельствует о безграничных возможностях Бога в созидании и искуплении, а также о безграничной природе библейской веры и её влиянии» (с. 24). Библейское повествование начинается с
истории сотворения мира и завершается описанием нового творения, когда Бог наконец уничтожает последствия греха и примиряет новое творение с Самим Собой.
Таким образом, надежда - это христианская добродетель, которая должна направлять жизнь верующих, а также предлагать убедительную перспективу для христианских высших учебных заведений и стремлений к ним. Христианская надежда
не является пессимистичной, полагающей, что наши усилия тщетны; скорее, надежда оптимистична и напоминает нам о том, что Владыке, управляющему вселенной, можно полностью доверять. Надежда даёт нам воодушевление и полное представление о нашей вере; согласно Мольтману (1993), «надежда - это не что иное, как ожидание того, что, по вере, было действительно обещано Богом» (с. 20).
Иисус Христос, пообещавший вернуться в этот мир, является благословенной надеждой верующих. Эта эсхатологическая надежда была сформулирована Дейли (1991) как «надежда верующих людей на то, что неполнота их нынешнего опыта общения с Богом будет устранена, их нынешняя жажда Бога будет удовлетворена, их нынешняя потребность в освобождении и спасении будет реализована» (стр. 1). Следует признать, что даже наши лучшие усилия по объединению веры и знаний несовершенны и представляют собой незавершённую работу. Тем не менее, это признание служит напоминанием о том, что нужно с нетерпением ждать тех же слов, которыми заканчивается библейское повествование: «Аминь. Приди, Господи Иисусе» (Откр. 22:20).

Заключение

Вопреки распространённому в высшем образовании мнению, христианская вера основана на рациональных знаниях, потому что Бог - Центр всего творения. Не должно быть никакого различия между христианской верой и академической деятельностью, потому что, когда и то, и другое правильно понимается и практикуется, знание Бога и послушание Ему являются их смыслом. Поскольку вера основана на знании Бога, её не следует рассматривать как просто личное и субъективное предпочтение, которое невозможно понять объективно.
Уиллард (2009) утверждал: «Только когда «вера» понимается как отношение к тому, что также может быть познано, только когда вера находится в гармонии со знанием,
проект интеграции «веры и обучения» обретает смысл» (с. 208). Аналогичным образом, Клербо (2004) предположил, что христианское высшее образование должно делать Бога
независимой, а не зависимой переменной во всех областях исследований (с. 98). Клербо также утверждал, что все аспекты веры и обучения должны начинаться с Бога и, следовательно, христианские убеждения должны формировать «структуру, контекст и перспективу, в которых мы исследуем наши области знаний» (с. 102).
Для того чтобы христианские высшие учебные заведения оставались верны своей миссии по интеграции веры и обучения, как в рамках учебной программы, так и вне её, образование должно основываться на библейском мировоззрении. Кроме того, критерии приёма на работу должны включать требование, чтобы преподаватели были готовы думать и жить ради Христа, поскольку без христианских преподавателей не может быть христианского образования (Габелейн, 1968). Чтобы настоящая интеграция была успешной, «нам нужны не христиане, которые также являются учёными, а учёные-христиане, не христианство наряду с образованием, а христианское образование» (Холмс, 1975, с. 7).
Таким образом, преподавательский состав является ключевым элементом и оказывает наибольшее влияние на подлинное христианское высшее образование. Учебное заведение настолько же сильно в академическом плане, насколько силён его преподавательский состав, и настолько же христианское, насколько таков его преподавательский состав (Бенн, 2001). Ногл (2004) подчёркивал важность библейского мировоззрения для христианских преподавателей: «Если христианские преподаватели хотят избежать разделения на части и восстановить личную и профессиональную целостность, то мировоззрение, лежащее в основе их академической работы, должно
быть твёрдо библейским и глубоко христианским» (с. 22).
Основой для интеграции веры и обучения в христианском высшем образовании является Бог и образец Его истины во всём творении (Гебелейн, 1968). Жизнь и преподавание на основе библейского мировоззрения имеют жизненно важное значение для преподавателей всех дисциплин, как утверждают Романовски и Маккарти (2009):
"Христианские преподаватели должны сочетать принципы библейского мировоззрения со своей академической дисциплиной независимо от того, какая это дисциплина. Физика, история, политология, гуманитарные науки, бизнес и юриспруденция - всё это находится под властью Иисуса Христа. Если вся истина - Божья истина, то все дисциплины принадлежат Ему. (с. 46). Следовательно, для тех, кто работает в христианских высших учебных заведениях, важно, чтобы преподаватели жили и преподавали в соответствии с библейским мировоззрением. Многие профессора приходят работать в христианские колледжи и университеты, не имея формального богословского образования. Эти учебные заведения будут лучше выполнять свою христианскую миссию, поскольку они инвестируют в теологическую подготовку своих преподавателей.
Наконец, руководители образовательных учреждений и ученые христианских высших учебных заведений должны поощрять два важных направления сотрудничества, вытекающих из библейского мировоззрения. Во-первых, междисциплинарное преподавание и исследования важны для лучшего взаимодействия со сложностями Божьего творения. Этот междисциплинарный контакт поможет преподавателям и студентам воспринимать мир более целостно, что указывает на его Создателя. Во-вторых, более целенаправленное сотрудничество с другими христианскими институтами по всему миру помогут преподавателям понять, какие аспекты их христианской веры являются лишь культурными, а не по-настоящему соответствуют христианскому мировоззрению. Именно благодаря такому взаимодействию возникают культурные модели, которые заставляют людей более критически относиться к своим предположениям и убеждениям.
Преподаватели и администраторы в христианских высших учебных заведениях имеют великую честь представлять Господа Вселенной своей работой и научными исследованиями. Эта честь также сопряжена с важной ответственностью. Библейское мировоззрение помогает преподавателям лучше понять Божий замысел для человечества, когда они служат в соответствии со своими дарами и призваниями.

Adrian, W. (2003). Christian universities in historical perspective. Christian Higher Education, 2(1), 15–33.
Benne, R. (2001). Quality with soul: How six premiere colleges and universities keep faith with their religious traditions. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Burtchaell, J. T. (1998). The dying of the light: The disengagement of colleges and universities from their Christian churches. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Claerbaut, D. (2004). Faith and learning on the edge: A bold new look at religion in higher education. Grand Rapids, MI: Zondervan.
Daley, B. (1991). The hope of the early church: A handbook of Patristic eschatology. Grand Rapids, MI: Baker Academic.
Dockery, D. S. (2007). Renewing minds: Serving church and society through Christian higher education. Nashville, TN:B&H Academic.
Dockery, D. S. (Ed.). (2012). Faith and learning: A handbook for Christian higher education. Nashville, TN: B&H Academic.
Edwards, J. (1993). The works of Jonathan Edwards: Typological writings. New Haven, CT: Yale University Press.
Erickson, M. J. (2000). Christian theology. Grand Rapids, MI: Baker Books.
Esqueda, O. J. (2008). God as teacher. In W. R. Yount (Ed.), The teaching ministry of the church (2nd ed., pp. 31–44). Nashville: B&H Academic.
Esqueda, O. J. (2011). Sin and Christian teaching. [Series 3]. Christian Education Journal, 8(1), 164–176.
Gaebelein, Frank E. (1968). The pattern of God’s truth: Problems of integration in Christian education. Winona Lake, IN: BMH Books.
Graham Ryken, P. (2013). Christian worldview: A student’s guide. Wheaton, IL: Crossway.
Hoehner, H. W. (2002). Ephesians: An exegetical commentary. Grand Rapids, MI: Baker Academic.
Holmes, A. F. (1987). The idea of a Christian college (rev. ed.). Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Huffman, D. (Ed.). (2011). Christian contours: How a biblical worldview shapes the mind and heart (pp. 25–35). Grand Rapids, MI: Kregel.
Klink, E. W., III, & Lockett, D. (2012). Understanding biblical theology: A comparison of theology and practice. Grand Rapids, MI: Zondervan.
Moltmann, J. (1993). Theology of hope. Minneapolis, MN: Fortress Press.
Morgan, C. W. (2013). Sin in the biblical story. In C. W. Morgan & R. A. Peterson (Eds.), Fallen: A theology of sin (pp. 131–162). Wheaton, IL: Crossway.
Naugle, D. K. (2002). Worldview: The history of a concept. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Naugle, D. K. (2004, June). Renewing integrity: A Christian worldview and educational practice. Paper presented at the meeting of the National Faculty Leadership Conference, Washington, DC.
Nelson, R. W. (2011). What is a worldview? In D. Huffman (Ed.), Christian contours: How a biblical worldview shape  the mind and heart (pp. 25–35). Grand Rapids, MI: Kregel.
Noll, M. (1994). The scandal of the evangelical mind. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Noll, M. (2011). Jesus Christ and the life of the mind. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Page, S. H. T. (2013). Satan, sin, and evil. In C. W. Morgan & R. A. Peterson (Eds.), Fallen: A theology of sin (pp.219–242). Wheaton, IL: Crossway.
Palmer, P. J. (1998). The courage to teach: Exploring the inner landscape of a teacher’s life. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Palmer, P. J. (2000). Let your life speak: Listening for the voice of vocation. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Plantinga, C. J. (1995). Not the way it’s supposed to be: A breviary of sin. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Putman, R. D. (2000). Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York, NY: Simon & Schuster Paperbacks.
Rah, S.-C. (2010). The next evangelicalism: Freeing the church from western cultural captivity. Downers Grove, IL: IVP Academic.
Ringenberg, W. C. (2006). The Christian college: A history of Protestant higher education in America. Grand Rapids, MI: Baker Academic.
Romanowski,M. H.,&McCarthy, T. (2009). Teaching in a distant classroom: Crossing borders for global transformation. Downers Grove, IL: IVP Academic.
Sire, J. W. (2009). The universe next door: A basic worldview catalog (4th ed.). Downers Grove, IL: IVP Academic.
Stewart, E. C., & Bennett, M. J. (1991). American cultural patterns: A cross-cultural perspective. Yarmouth, ME: Intercultural Press.
Sweeney, D. A. (2009). Jonathan Edwards and the ministry of the Word. Downers Grove, IL: IVP Academic.
Tozer, A. W. (1978). The knowledge of the Holy. New York: HarperCollins.
VanZanten, S. (2011). Joining the mission: A guide for (mainly) new college faculty. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Willard, D. (1998). The divine conspiracy. New York, NY: HarperOne.
Willard, D. (2009). Knowing Christ today: Why we can trust spiritual knowledge. New York, NY: HarperOne.
Wright, N. T. (1992). The New Testament and the people of God. Minneapolis, MN: Fortress Press.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии