С Эпроном в глубины
«Открой мне, кипучее бурное море
Тайник заповеданный дай мне понять,
Что дивное скрыто в твоём разговоре,
Что бурные волны твои говорят.»
Н. Некрасов Непонятная песня
ЭПРОН. Многие воспримут эту аббревиатуру, как нечто непонятное и загадочное. Загадочное, да… Так прочитаем её полностью: Экспедиция подводных работ особого назначения. Глубины морей таили и таят в себе много загадок, а их разгадка – одна из целей созданного в 1923 году ЭПРОНа и, конечно, подъём затонувших в разное время кораблей.
Для человека, о котором пойдёт рассказ ниже, ЭПРОН стал основным местом службы и конструкторской деятельности. Инженер – капитан 1 ранга Анатолий Захарович Каплановский ( 1895 – 1961 ) начал свою работу в нём почти со дня основания. Корабельный инженер, закончивший Морское инженерное училище, возглавил техническую часть экспедиции, принимая участие в сложном деле подъёма затонувших судов.
В 1926 году по проекту А. Каплановского при помощи двух 400 – тонных понтонов с глубины 31 м была поднята подводная лодка «Орлан», затопленная англичанами под Севастополем в 1919 году. Её восстановили и впоследствии передали Черноморскому флоту.
Когда поиски затонувших кораблей столкнулись с проблемой проникновения исследователей на большие глубины А. Каплановский в том же году предложил свой лёгкий одноместный глубоководный аппарат «ЭПРОН – 2», пришедший на смену тяжёлому «ЭПРОН – 1». Аппарат мог погружаться на глубины до 100 м и длительное время использовался для работ ЭПРОНа в Чёрном и Баренцевом морях.
В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН переименовали в АСС ВМФ ( Аварийно – спасательную службу ). Для её целей конструктор создал гидростат ГКС – В, позже его передали в ПИНРО - ( Полярный научно – исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии ) под названием ГКВ – 6, рассчитанный на погружение до 400 м. Из него осуществлялось руководство водолазными работами. С помощью ГКВ -6 изучались косяки рыб. На аппарате совершено более 200 погружений, он служил долгое время – до 1965 года.
Хроника славных дел замечательного инженера – конструктора А. Каплановского не завершилась созданием этих подводных аппаратов. К сожалению, мало известно о самом изобретателе, труженике освоения морских глубин. Общение с морем отразилось на жизненном пути А. Каплановского, этот путь несомненно был тернист и сложен.
Его имя, также, как и имена первых эпроновцев Л. Захарова, Ф. Шпаковича и других всегда будет примером для всех тех, кто покоряет гидрокосмос.
7 декабря 2024 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №224120800839