С Эпроном в глубины

                С   ЭПРОНОМ   В   ГЛУБИНЫ


«Открой  мне, кипучее  бурное  море
  Тайник  заповеданный  дай  мне  понять,
  Что  дивное  скрыто  в  твоём  разговоре,
  Что  бурные  волны  твои  говорят.»
                Н. Некрасов  Непонятная  песня




ЭПРОН. Многие  воспримут  эту  аббревиатуру, как  нечто  непонятное  и  загадочное. Загадочное, да… Так  прочитаем  её  полностью: Экспедиция  подводных  работ  особого  назначения. Глубины  морей  таили  и  таят  в  себе  много  загадок, а их  разгадка – одна  из  целей  созданного  в  1923  году  ЭПРОНа  и, конечно, подъём  затонувших  в  разное  время  кораблей.

Для  человека, о  котором  пойдёт  рассказ  ниже, ЭПРОН  стал  основным  местом  службы  и  конструкторской  деятельности. Инженер – капитан 1  ранга  Анатолий  Захарович  Каплановский  ( 1895 – 1961 )  начал  свою  работу  в  нём  почти  со  дня  основания. Корабельный  инженер, закончивший Морское  инженерное  училище, возглавил  техническую  часть  экспедиции, принимая  участие  в  сложном  деле  подъёма  затонувших  судов.

В  1926  году  по  проекту  А. Каплановского  при  помощи  двух  400 – тонных  понтонов  с  глубины  31  м  была  поднята  подводная  лодка  «Орлан», затопленная  англичанами  под  Севастополем  в  1919  году. Её  восстановили  и  впоследствии  передали  Черноморскому  флоту.
Когда  поиски  затонувших  кораблей  столкнулись  с  проблемой  проникновения  исследователей  на  большие  глубины  А. Каплановский  в  том  же  году  предложил  свой  лёгкий  одноместный  глубоководный  аппарат  «ЭПРОН – 2», пришедший  на  смену  тяжёлому  «ЭПРОН – 1». Аппарат  мог  погружаться  на  глубины  до  100  м  и  длительное  время  использовался  для  работ  ЭПРОНа  в  Чёрном  и  Баренцевом  морях.

В  начале  Великой  Отечественной  войны  ЭПРОН  переименовали  в  АСС  ВМФ  ( Аварийно – спасательную  службу ). Для  её  целей  конструктор  создал  гидростат  ГКС – В, позже  его  передали  в  ПИНРО  - ( Полярный  научно – исследовательский  институт  рыбного  хозяйства  и  океанографии )  под  названием  ГКВ – 6, рассчитанный  на  погружение  до  400  м. Из  него  осуществлялось  руководство  водолазными  работами. С  помощью  ГКВ -6 изучались  косяки  рыб. На  аппарате  совершено  более  200  погружений, он  служил  долгое  время – до  1965  года.

Хроника  славных  дел  замечательного  инженера – конструктора  А. Каплановского  не  завершилась  созданием  этих подводных  аппаратов. К  сожалению, мало  известно  о  самом  изобретателе, труженике  освоения  морских  глубин. Общение  с  морем  отразилось  на  жизненном  пути  А. Каплановского, этот  путь  несомненно  был  тернист  и  сложен.
Его  имя, также, как  и  имена  первых  эпроновцев  Л. Захарова, Ф. Шпаковича  и  других  всегда  будет  примером  для  всех  тех, кто  покоряет  гидрокосмос.

7  декабря  2024  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии