Исследование навыков чтения младших школьников
Федюкович З. П.
С 2004 по 2005 год в школах Санкт-Петербурга в конце учебного года были исследованы навыки чтения у 588 младших школьников. (190 первоклассников (8 классов), 176 второклассников (8 классов), 134 третьеклассника (6 классов), 88 учеников четвертых классов (4 класса).
При анализе результатов чтения было установлено, что 14% (27 чел) первоклассников читают с достаточно высоким уровнем усвоения содержания прочитанного (от 55% до 78%), при этом показания скорости чтения (СЧ) колеблются от 39 сл/мин до 147 сл/мин. При СЧ=39 сл/мин, качество чтения (КЧ) (усвоения прочитанного) составило 60%, при СЧ=147 сл/мин – КЧ=70% . Это высокий уровень сформированности продуктивного чтения. Распределение высокого уровня чтения по классам – от 0% до 41%
.
Приведем распределение по классам процентного соотношения высокого уровня сформированности продуктивного чтения: 0; 0; 5,5; 8,6; 10; 19; 20; 41.
Анализ данных показывает, что, когда скорость чтения в первом классе превышает качество усвоения в два и более раз, то это выявляет тенденцию к формированию «механического» чтения (чтения без понимания).
В первых классах таких детей наблюдается в среднем 42%. По классам распределение детей с «механическим» чтением (в процентах) следующее: 0; 9,5; 22; 26; 29; 34; 37; 66. Следовательно, при обучении на таких детей следует обращать особое внимание.
Во вторых классах с достаточно высоким уровнем усвоения содержания прочитанного (от 55% до 78%) читают 13,6% (24 чел.) учеников. При этом СЧ колеблется от 46 сл/мин до 164 сл/мин. При СЧ=46 сл/мин, КЧ составило 55%, при СЧ=164 сл/мин – КЧ=65%. Распределение высокого уровня чтения по классам – от 5% до 33%.
Процентное соотношение высокого уровня сформированности продуктивного чтения по классам составило: 4,7; 8; 9; 11; 13; 15; 18; 33.
Процент «механического» чтения во вторых классах составил в среднем 39%. По сравнению с первыми классами – это меньше всего на 3%. По классам процент детей с «механическим» чтением распределился так: 8; 26; 29; 30; 45; 50; 54; 57. В большинстве классов количество детей, читающих без понимания, увеличилось. Это может свидетельствовать о том, что не все учителя достаточно хорошо владеют технологиями обучения чтению, не все владеют умением грамотно анализировать результаты чтения учеников.
В третьих классах 22% (30 чел) показали чтение с высоким уровнем качества. Показания СЧ колеблются от 44 сл/мин до 300 сл/мин. При СЧ=44 сл/мин, КЧ составило 90%, при СЧ=300 сл/мин – КЧ=90%. Распределение высокого уровня чтения в классах – от 8,6% до 44%.
Процентное соотношение высокого уровня сформированности продуктивного чтения по классам составило: 9; 9; 14; 19; 38; 44. В третьих классах процент детей с «механическим» чтением распределился так: 9, 14, 21, 25, 34, 39.
В четвертых классах высокий уровень качества чтения показали 23 чел (26%). СЧ колеблется от 75 сл/мин до 257 сл/мин. При СЧ=75 сл/мин, КЧ составило 69%, при СЧ=257 сл/мин - КЧ=60%. Распределение высокого уровня чтения в классах колеблется от 8,6% до 44%.
Процентное соотношение высокого уровня сформированности продуктивного чтения по классам составило: 4; 19; 45; 73. В четвертых классах процент детей с «механическим» чтением распределился так: 9, 15, 23, 38.
С 2009 года по настоящее время в школах Василеостровского района проходит постоянно действующий семинар «Новые технологии обучения начальной грамотности в реализации ФГОС НОО». Семинар был организован таким образом, что учителя имели возможность не только изучить новые технологии, но и применить их на своих классах, а также показать другим учителям.
В рамках этого семинара в 2011 году было проведено аналогичное исследование навыков чтения на базе нескольких школ. В исследовании приняло участие 102 ученика начальной школы. Сравнительный анализ показал, что в школах произошли положительные изменения в формировании навыков продуктивного чтения.
Первые классы: 2004\05 гг – 14% (27 чел), 2011 год – 64% (17 чел), вторые классы: 2004\05 гг – 13,6% (24 чел.), 2011 год – 45% (20 чел), третьи классы: 2004\05 гг – 22% (30 чел.), 2011 год - 52% (44 чел).
Использование квалиметрического мониторинга уровня качества, скорости и продуктивности чтения, регулярно проводимого учителями, помогает своевременно предупреждать возникновение семантической дислексии.
Сокращения:
НГУР – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ
ИПП – Институт Практической Психологии «Иматон»
РОЭП ГБОУ – Районная опытно-экспериментальная площадка Государственного бюджетного образовательного учреждения
ЦПКС ДППО ГБОУ ИМЦ – Центр повышения квалификации специалистов Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования «Информационно-методический центр»
2012 год
Свидетельство о публикации №224120800882