Православие от католичества отделилось в XVI в.?

В.Т.Поляковский
Занятная гипотеза о разделении христианства на
католичество и православие около 1562 г.
или: а если григорианская реформа в роли последней капли,
обусловившей окончательное оформление православия?
Везде по тексту аббревиатуры:
ВО – вероятный оригинал
ВР – версия реконструкции
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ – традиционная история

А если суть статьи сразу же, за две-три-четыре страницы?
Почему суть статьи хочется передать как можно более быстро? Да очень просто: ее автор очень ценит время своих читателей. Поэтому возникает желание сразу же изложить суть гипотезы о разгадке хронологической компоненты появления православия, или вполне себе очевидной причины хронологической природы разделения христианства на католичество и православие.
Общефилософская цепочка продвижения от общего к частному, от глобального к локальному здесь весьма несложна. Задача материалистической исторической науки – максимально достоверная реконструкция истории человечества. На период наличия источников нарративных и отсутствия массовых актовых архивов, т.е. эпох, лежащих до рубежа хронологической достоверности, одним из немногих мало-мальски надежных  приемов решения этой задачи является логический формализм реконструкции истории человечества ([1]). На одном из этапов он отрабатывает задачу построения вероятных оригиналов (ВО) тех или иных событий и даже их последовательностей, т.е. целых эпох. Более подробно – в ряде работ автора этих строк, прежде всего в науч-поп версии его диссертации «Как возникла глобальная хронология» ([2]).
Одним из весьма полезных проявлений этого формализма при выполнении задачи реконструкции истории человечества: он помогает найти события, переместившиеся благодаря стараниям представителей ТИ в глубину веков, и вернуть их в свои законные более поздние эпохи.
Что касается задачи максимально достоверной реконструкции истории т.н. древней Руси, то в свете принятой традиции датировки событий в византийской эре от СМ, отстоящей от традиции счета лет от РХ на 5508 лет, для эпохи становления хронологии, приходящий на период XIII-XV веков (новой эры, разумеется - ВП), наиболее вероятный разнобой в прочтении возникал из-за того, что в к номеру года, записанному в позиционной системе, слева мог быть пририсован знак, означающий шесть тысяч, и тогда получалось нечто, напоминающее датировку от СМ, и ложащееся во временные промежутки, приписанные т.н. древней Руси, а мог быть пририсован знак, означающий одну тысячу, и тогда получалось нечто, напоминающее датировку от РХ, ложащееся во временные промежутки, приписанные т.н. среднем векам, т.е. периоду XIII-XV веков*.
* - один тонкий момент: могло быть слева от номера года не пририсовано вообще ничего, такое тоже бывало, и это по смыслу было тем же самым, что приписывание знака, означающего единицу – такое тоже бывало

Тем самым, как это несложно показать математически, мог возникнуть временной сдвиг между мало-мальски реальными событиями и их ТИ-шным отражением на временной шкале на 508 лет. Сейчас давайте посмотрим, на что бы могло пролить свет традиционный блок событий по разделению христианства на католичество и православие (вики-статья: [3]), приписываемый ТИ 1054 году.
В свете известной разницы между византийской эрой от СМ и эрой от РХ в 5508 лет записываем год 1054 н.э. в этой византийской  традиции:
5508 + 1054 = 6562
и просто вычитаем из него 5 000 лет, так как это есть число, кратное тысячелетиям. А о роли такого понятия, как тысячелетие, в истории становления хронологии писал не только автор этих строк.  И мы получим:
6562 – 5000 = 1562
Вот так ! И мы переносимся в эпоху Ивана Грозного. Как персонажи булгаковской пьесы и гайдаевского фильма. И нам принципиален взгляд на эту эпоху с точки зрения инфо-блоков, имеющих максимальное отношение к становлению хронологии, а также жизни духовенства и сопряженных с ними политических событий.
В работах автора по становлению хронологии, прежде всего в уже упомянутой «Как возникла глобальная хронология» ([2]), а также в «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([4]) показывается, какую роль в становлении хронологии играли временные величины, кратные метоновым циклам*. И поэтому было бы весьма полезно дать временной размах примерно по два метоновых цикла в ту и другую сторону относительно вышедшего на поверхность 1562 года, в результате чего в поле нашего внимания попадет временной промежуток с 1524 по 1600 годы.
* - впрочем, эта тема отражена не только в них, но и в статьях более традиционных, к примеру, об иудейском лунно-солнечном календаре ([5])
В эти годы происходило много интересного. Но нас, позвольте повториться, интересовали бы прежде всего события, имеющие максимальное отношение к становлению хронологии, жизни духовной и историографии. И, видимо, лучше всего поступить вот как: в следующей части статьи дать мало-мальски подробный хронограф, а здесь просто ограничиться выписками наиболее существенного из него.
Из событий мировой историографии мы здесь видим публикацию Иеронимом Вольфом в 1557 году работы под названием Corpus Historiae Byzantinae, где были изданы «Хроника» Иоанна Зонары и «История» Никиты Хониата, с последующей публикацией  в 1561 сочинений Никифора Григоры и в 1566 сочинений Лаоника Халкокондила, от сочинения которого остался лишь перевод на латынь ([6]). Из жизни духовной мы видим учреждение в Москве патриаршества в 1589 году, оформление греко-католичества на Брестском соборе 1596 г., а к хронологии самое большое отношение здесь имела бы григорианская реформа календаря 1582 года.
Последнее событие выглядит весьма занятным. Особенно в свете того, что в ряде работ автора этих строк, прежде всего в уже упомянутой «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([4]),  а также в «О вполне возможных хронологических аллегориях Евангелия, и что за ними могло бы стоять» ([7]), четко показано, что всякого рода духовные дискуссии между представителями различных религиозных объединений были своего рода отражением дискуссий по теме хронологии в доступных для читателя с тогдашним мировоззрением и менталитетом формах.
Теперь. Если чуть пристальней взглянуть на логический формализм реконструкции истории человечества ([1]). Там действия прямые, то есть креативные. Их совершает сам хронист, летописец или компилятор хроник. Перед ним есть пустая временная ось. И он берет некий материал, идеальный вариант – или недатированный, или датированный неоднозначно, и… начинает его датировать, разбрасывать по эпохам, заполнять лакуны. Главное, чтобы получилось поинтересней, поувлекательней, пополезней, и чтобы это по достоинству оценил заказчик. Или просто власть имущий. Или просто тот, кто выделяет средства для его существования.
Это – прямая связь.  А обратная связь – это когда берется хроника за хроникой, инфо-блок за инфо-блоком, описание за описанием, и при этом имеется четко убеждение, что хронология точно не верна. Особенно когда в результате некоего креативного процесса инфо-блоки попали куда-то за предел хронологического рубежа достоверности*… И начинается процесс их извлечения из глубоких глубин времен темно-древних и переноса на более поздние эпохи… То есть построения их вероятных оригиналов (ВО). Путем анализа, примерки, состыковки… Называется весь такой описанный процесс – построение версии реконструкции (ВР) . Есть такое понятие в логическом формализме реконструкции истории человечества ([1]).
* - Это понятие мало-мальски описано в «Как возникла глобальная хронология» ([2])
В нашем случае мы имеем инфо-блок из 1054 года и его окрестностей, и мы строим для него весьма вероятные оригиналы. И с учетом наиболее вероятной величины сдвига в 508 лет получаем 1562 год. А это означает, что вся дискуссия, что была приписана со стороны середина XI века, должна быть перенесена в середину XVI века и заново переосмыслена.
Теперь вернемся к теме календаря. Более-менее понятно, что упорядочение дней в календаре в свете полученных результатов астрономических наблюдений и их осмысления требует многочисленных совещаний и согласований, причем в международном масштабе.  Хочется напомнить, что на тот момент папский Рим был и ООН и ЮНЕСКО в одном  лице, т.е. он был чуть ли не единственной серьезной международной организацией.
Вполне себе возможно, что далеко не все с предлагаемым изменением календаря были согласны. Что в итоге вышло на поверхность в виде закрепления отдельно стран с григорианским, а отдельно – с предшествующим ему юлианским календарем. И принципиально здесь то, что у нас по итогам такой реформы образуются два мира: мир григорианского и мир юлианского календарей. И для каждого из этих миров должна быть собственная служба времени. А поскольку окончательного разделения между наукой и религией как разными формами общественного сознания на тот момент еще не произошло*, то в итоге это привело к оформлению двух духовных независимых иерархий. Что в итоге и закрепилось как отдельное и независимое друг от друга функционирование православия от католичества как независимых ветвей христианства.
* - наука и религия долгое время были единой формой общественного сознания. Как следует, в частности из произведения Джованни Фиданца, более известного как Св.Бонавентура «О приближении человека к богу» ([8]).
Но дело здесь не ограничивается всего лишь реформой календаря, ибо календарь – это лишь форма записи распределения дней по солнечному году, в частности, по месяцам. Здесь мог выплыть еще весьма старый, гарантированно более древний, чем реформа календаря вопрос – вопрос эры летосчисления. Вопрос глобальной хронологии. Всего-таки от РХ или все-таки от СМ? Было сломано немало копий, и вопрос мало-мальски освещен у автора этих строк, и в «Как возникла глобальная хронология» ([2]), и в «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([4]). Могли на поверхность выплыть и другие вопросы, к примеру, вопросы возможности или невозможности вступления в брак для духовных лиц.
И, в общем и целом: все вполне себе вырисовывается таким образом, что григорианская календарная реформа предстает перед нами как своего рода последняя капля для накопления критической массы. Можно ли так считать? С точки зрения автора этих строк, вполне. Ведь хронология вполне себе относима к базису. К чему едва ли можно пристыковать церковное учение. И церковную догматику как его элемент. Ибо это явно не базис. Ибо это явно надстройка.
И вот, год 1582, сама календарная реформа, с углублением раскола между Востоком и Запалом как одним из проявлений… И через семнадцать лет после него – появление патриаршества в Москве, или Третьем Риме, как кому угодно, как вершины иерархии тех христианских общин и тех стран, которые считают юлианский календарь не менее совершенным и григорианскую реформу не приемлют. А еще через семь лет сторонники компромисса акцентируют внимание на этот самый компромисс, провозглашая церковь униатскую.
А что касается 1562 года, то, давайте подумаем, как могли бы выглядеть события в этом году. Своего рода провозглашения курса на реформу календаря с изложением совокупности исходных данных на одном их консилиумов (в русской традиции - соборов) и бурные дискуссии в этой связи? Вполне себе вероятно.
Взаимосвязь между упомянутыми событиями прослеживается? И, возвращаясь к подзаголовку нашей статьи: «а если григорианская реформа в роли последней капли, обусловившей окончательное оформление православия?». Тема раскрыта?
Ваше мнение, дорогие читатели?
На этом существенную часть страницы, о чем и шла речь в ее самом начале, или, как выражаются дипломаты, ядро, можно считать завершенным. Остались лишь отдельные  обещанные автором дополнения.

* * *
Обещанный в первой части статьи хронограф событий истории XVI века, имеющих максимальное отношение к становлению хронологии, жизни духовной и историографии.
1547 – венчание Ивана Грозного на царя всея Руси с его роскошным титулом
1556 – победоносный поход Ивана Грозного на Астрахань
1557 – публикация Иеронимом Вольфом работы под названием Corpus Historiae Byzantinae, где были изданы «Хроника» Иоанна Зонары и «История» Никиты Хониата.
1561 – публикация Иеронимом Вольфом сочинения Никифора Григоры
1561  –  начало краткосрочной войны между государством Российским (или государством Московским, как кому угодно) и Литвой. Полоцк кратковременно переходит в руки московитов.
1562 – вероятный оригинал неких событий, которые в итоге в ТИ закрепились как «разделение христианства на католичество и православие»
1562 – В титуле Ивана Грозного появляется слово «Сибирский»
1565 – введение т.н. опричины в царстве московском
1566 – уход из жизни Сулеймана Великолепного. Фактически одной из его жен была Роксолана, родом из Западной Руси
1566 – публикация Иеронимом Вольфом сочинения Лаоника Халкокондила, от сочинения которого остался лишь перевод на латынь.
1569 –  люблинская уния между Польшей и Литвой о создании Речи Посполитой
1570 – поход турецкого султана Селима II на Астрахань. Ответные меры Ивана Грозного и заключение мира
1582 – григорианская реформа календаря
1589 – в Москве учреждается патриаршество
1596 – оформление греко-католичества на Брестском соборе

* * *
Если вернуться к упоминанию того, что в 1562 г. в титуле Ивана Грозного появляется слово «Сибирский». Тема сибирская.
В связи с ней можно упомянуть идейно близкую к содержанию религиозной литературы работу автора этих строк «Тобольск и Тувалу. Сибирь и Океания. Тайна одной из последних книг Библии. По мотивам одной из глав "Рыцарей Гипербореи"» ([9]). Там самое примечательное: показывается взаимосвязь одного из первых плаваний в водах Арктики и того, чем оно завершилось, с Библией. Один из факторов осознания того, что для жителей гигантских просторов была бы неплоха религиозная система, отличная от европейской?

* * *
Можно ли еще совсем немного можно вспомнить о т.н. греко-католичестве, или униатстве? Традиционно его оформление датируется концом XVI века, 1596 годом. Тем самым оно предстает как естественный компромисс между католичеством и православием.  Причем в этой оценке автор этих строк не оригинален.
У Николая Александровича Морозова в восьмом томе «Христа» ([10]) при упоминании униатства вспоминается тот факт, что, согласно ТИ, персоны, которым приписывается и первое проповедничество христианства у славян, и разработка славянской грамматики ; Кирилл и Мефодий, ездили для неких объяснений к папе Адриану в Рим. На этом основании он делает вывод, что они были католиками. И он высказывает мысль о том, что они ездили не к понтифику Адриану II (годы пребывания в этом сане ; 867;873), а к папе Адриану IV (годы пребывания в сане наивысшего мостостроителя (pontificus maximus) ;   1154 ; 1159). На этом основании он делает вывод, что они были католиками.
Разумеется, сразу же бросается в глаза, что годы понтификата вышеупомянутого папы Адриана IV согласно ТИ (1154 ; 1159) лежат значительно раньше рубежа хронологической достоверности, приходящегося примерно на XIV век (о последнем, позвольте повториться, в книге автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([2])). Может быть, было бы интересно поискать его коллег с таким же именем в хронологически более достоверные эпохи?
Поиски его тезок увенчиваются успехом: среди таковых оказывается папа Адриан VI, в миру Адриан Флоренсзоон Буйенс ван Утрехт (2 марта 1459 ; 14 сентября 1523, пребывание в сане понтифика от 9 января 1522), голландец из Утрехта. Единственный папа-голландец, и последний папа-неитальянец перед Иоанном Павлом II. Первый папа римский после Льва X, которому выпало переварить зарождение протестантства.
Согласно статье о нем из википедии «… Известно, что он «Боролся с обмирщением Римской курии и против реформации в Германии. Призывал европейских государей к крестовому походу против турок… дал согласие на своё избрание Папой, всё время откладывал приезд в Вечный город, поскольку получил известие о том, что римляне возмущены избранием «чужеземца», к тому же происходившего из «самой низкой фландрской нации»».
А если пару мыслей смелых в этой связи? Кирилл и Мефодий, принадлежащие к объединение моравских братьев, разработав алфавит, который был для славянских народов несколько  более удобным по сравнению с латынью, поехали утверждать его к папе неитальянского происхождения, имевшего не лучшие отношения с итальянцами как этносом? Проливается свет на весьма занятные события, не так ли? На тот момент ведь книгопечатных проектов на кириллице были единицы.
Итак, ВО, т.е. вероятный оригинал утверждения кириллицы откуда-то свыше – это начало XVI века.
* * *
Почти эпилог…
Смотрим на название статьи… Весьма занятно: его словесная часть та же самая, что и в предыдущих версиях, а от версии к версии разнится лишь ее номер… в данном случае он седьмой.
И, в чем парадокс, изначально почему-то показалось, что можно вполне себе ограничиться построением вероятного оригинала разделения церквей в 1562 г. и дать некое пояснение в стиле восьмого тома Морозова и со ссылками на него. Как вообще изначально задумывалось, и как вообще начала проходить первая рассылочная пиар-акция с указанием на публикование четвертой или пятой версии…
Но вот факт за фактом, итоги осмыслений получающихся результатов за самим процессом осмысления, акт моделирования за актом моделирования, и… наша статья обрела нынешний вид. И слово для вопросов, оценок и комментариев представляется вам, дорогие читатели !
Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055 Мир

Литература
1. Поляковский В.Т. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала. http://www.wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm, https://www.academia.edu/35598244, https://dzen.ru/a/ZFjdP7x1EVvgaXJm, https://youtu.be/lUyS3nELIv4 - Видеоверсия
2. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
3. Разделение Католической и Православной церквей. 4. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
5. Еврейский календарь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
6. Hieronymus Wolf. https://fr.wikipedia.org/wiki/Hieronymus_Wolf
7. Поляковский В.Т. О вполне возможных хронологических аллегориях Евангелия, и что за ними могло бы стоять. https://www.academia.edu/112884711 , https://dzen.ru/a/ZXWIU4mVT1P7B727
8. Св.Бонавентура. О приближении человека к богу. Sancti Bonaventurae itinerarium mentis  in Deum.  Перевод с латинского, вступительная статья и комментарии В.Л.Задворного. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шинчалова. 1993.
9. В.Т.Поляковский. Тобольск и Тувалу. Сибирь и Океания. Тайна одной из последних книг Библии. По мотивам одной из глав "Рыцарей Гипербореи". https://dzen.ru/a/ZlSF1zBBSlv50vQ5, https://youtu.be/NBnua88B-N8
10. Морозов Н.А. Христос. Том 8. Новый взгляд на историю русского государства. М. Крафт+Леан, 2001.

г.Москва
декабрь 2024 – январь 2025


Рецензии