Три Руси Салавия, Арса, Куйаба

Поговорим о центрах Руси, упомянутых в арабских источниках. В своих трактатах древние авторы рассказывают о трёх таковых. Арабский географ Ал-Истархи в середине Х века в «Книге путей государств» («Китаб масалик аль-мамалик»), оказавшей влияние на труды многих последующих арабских и персидских географов, представил ситуацию следующим образом: «Русов три вида. [Один] вид их — ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, а он — больше, чем Булгар. А вид их самый отдалённый называется Салавийа. А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арса, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в неё из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну. Привозят из Арса чёрных соболей и олово».

Вспомним и ранее приведённый в «Худуд ал-‘Алам…» факт, что земли русов окаймляет река Рус, т. е. локализация интересующих нас центров привязана к верхней Волге. В этом контексте странным выглядят утверждения исследователей о соответствии городов Куяба Киеву, Славы — Новгороду, а Арсы — различным местам от Поднепровья, Подонья до Поволжья и Прикамья. К тому же в древних текстах содержатся указания-подсказки, которые не позволяют связать, например, Куйабу с Киевом. В частности, Ал-Истархи так отмечает положение первого русского города — «ближайший к Булгару» и дополнительно указывает, что «от Булгара до Куйаба — около 20 переходов». С учётом того, что Булгар находился в районе устья Камы, а расстояние между городами составляет около 600 километров, то искомый центр можно отождествить с районом современного Мурома. Арабское название Куйаба произошло, вероятно, от гидронима — географических объектов, довольно часто выступающих в качестве основного источника топонимов — и обозначало «город на Оке». А путаница с Киевом вызвана, скорее всего, созвучием современного названия с обозначением, приведённым на карте арабского географа аль-Идриси, на которой отмечены по Днепру — kia;, второй топоним в середине земли русов – ki;a.

Взаимосвязь с гидронимией мы встречаем и в самом «отдалённом» уголке руского мира — Салавии (С.лаба, Сла.а). Потенциальным ориентиром для него послужили реки Лобь и Лама. Можно предположить, что арабские географы вели речь о купцах с важного транспортного перевалочного центра (с Лоби или с Ламы), объединяющего водные пути Западной Двины, Днепра, Волги, Оки. В этом контексте можно вспомнить о Волоколамске (Ламский Волок), который, как отмечает Е. Н. Мачульский, был ключевым пунктом на Волго-Балтийском торговом пути, существовавшем с VIII века. При этом, первоначально город располагался «на брезе Ламы реки и той ныне нарицается Старый Волок», что позволяет прислушаться к версии А. А. Зимина, который высказался о существовании на данной территории поселения с VIII–IX веков.

Выяснив местоположение «ближней» и «отдалённой» руси, можно определить и «срединную» землю. Ориентиром для локализации которой может выступать район Ростова. Арсания/Артания, река Сара, река Которосль, Сарское городище, Ростов, Ярославль… Именно недалеко от Сарского городища был обнаружен клад 40-х гг. IX века, в составе которого хранились 15 стандартных слитков (14 целых и 1 обрубленный) оловянисто-свинцового сплава и подготовленный к переплавке браслет из аналогичного сплава. В числе восточноевропейских памятников известны лишь единичные фрагментированные экземпляры подобных слитков. Находка слитков олова является одним из основных аргументов в пользу версии об отождествлении Арсы и Сарского городища, отмечает в своей работе Д. Смокотина. Вероятно, арабская Арса стала огласовкой ЯРоСлавля, который был центром этой Руси. Также земли Арсы охватывали бассейн рек Шексна, Суда до Белоозера, куда чужаков не пускали.

Тогда примерные границы Руси, выделив на Волжском пути три её области с условными центрами
Салавии (С.лаба, Сла.а) – регион Волока Ламского, важный логистический центр, объединяющий Западную Двину, Днепр, Волгу;
Арса – регион Ростов – Ярославль – Белоозеро;
Куяба – регион Муроом – устье Оки.

Рассмотрим ещё два славянских города, упоминаемые арабскими учёными той поры. Их названия отличается у разных авторов: встречаем написание Дж.рбад (Дж.р.ваб, Дж.равт, Х.рдаб, Х.зан, Хурдаб, Хордаб) и Ва.и. (Вантит, Вабнит). Относительно каждого из них имеются некоторые ориентиры. Город Хурдаб представлен следующим образом: «Река Рута входит в предел русов и течёт к саклабам. Затем она достигает города Хурдаб, относящегося к саклабам…», «…горный массив пересекает (область) саклабов и окаймляет тот город саклабов, который называется Хурдаб, после которого она достигает конца саклабов и там прекращается/кончается…». Или: «Город, в котором он (глава глав) живёт, называется Дж.рваб; три дня в месяц там бывает торг, там продают и покупают…»; «Хордаб — большой город и место пребывания царя».

Кроме вариативности дж/х встречается чередование звуков дж/ч (например, у В. Ф. Минорского есть и вышеупомянутые Джубин/Чубин, и хыфджахи/хифчах). Это позволяет предположить, что арабскими географами таким образом передаётся славянский корень чер- (чор-) и, соответственно, название города Чернигова. В то же время, созвучная ретрасляция этого названия в Хордаб (Хурдаб) обусловлена его маркированием по-арабски как «большого города». Чернигов находится в славянских землях северян на берегу Десны ниже устья Сейма (Рута) и «окаймляется» Среднерусской возвышенностью.

Городу Вантит в источниках даётся следующая характеристика: «Между страной печенежской и страной славянской 10 дней (пути). В начале пределов славян — город, называемый Ва.а.»; «Вабнит — первый город на востоке (страны славян), и некоторые из его жителей похожи на русов». К самым восточным славянским городам того времени можно отнести летописный Воино. Поселение располагалось на правом берегу Оки, предположительно выше по течению от современного населённого пункта Шилово. Не исключено, что он входил в систему оборонительных сооружений Старой Рязани (наподобие крепостей Вышгород/Самбатас и Витичев по отношению к Киеву). Находившиеся недалеко Муром и Булгар, позволяли арабским географам говорить о славянском соседстве «на востоке с некоторыми из русов и булгарами». С другой стороны, водный путь Ока – Волга делал Воино известным на Поволжье. Как предполагает Д. Смокотина, для арабов Воино играл роль первого славянского города на пути «из араб в варяги».

Как видим, название видов (областей) руси произошло от гидронимов и было донесено до арабских авторов местными купцами, торговавшими на Востоке. Названия славянских топонимов были услышаны географами, вероятно, от восточных купцов, бывавших в тех городах. То есть независимо от объекта использован единый принцип географической номинации.

Очевидно, что арабские авторы описывали состояние дел в «восточной» (волжско-окской) Руси, в то время, как мало представляли Русь «северную» (Новгородскую) и «южную» (Киевскую). А в этом регионе вдоль Волжского торгового пути располагаются три области руси. На Каспий из Новгорода можно было попасть через верховье Волги, Ламу, Волошну, Рузу, Москву и по Оке через Муром в Волгу к булгарам [3, с. 98]. То есть выделяются три ключевые района: Салавия объединяет водные пути Западной Двины, Днепра, Волги, Оки; Арсания контролирует «северное» направление Белоозеро–Шексна–Волга; Куйаба перекрывает Окский бассейн. При этом, очевидно, славянские земли доходят до Рязани, что соответствует территории расселению вятичей. Также можно предположить наличие водного пути из Булгар в Киев: Волга–Ока–Сейм–Десна–Днепр, проходящего через славянские города Воино и Чернигов, упомянутые в арабских источниках как Вантит и Хордаб.

Вместе с тем многие территории казались географам с Востока «переплетением» руси и славян, к которым относили в том числе и новгородские и киевские земли. Похожая картина описана и в «Повести временных лет»: «…и по т;мь городомъ суть находниц;. Вар;зи. п;рвии насл;дници в Нов;город; Словен;. и в Пол;о;тьск; Кривичи. Ростов; Мер;не. Б;л;;зер; Весь. Муром; Мурома. и т;ми вс;ми ;бладаше Рюрикъ…». Тогда как районы озера Ильмень, Днепровский и Окский бассейны занимали славянские племена, постепенно попадающие в зависимость от Руси. Аналогичную ситуацию встречаем и у Константина Багрянородного (Порфирогенета) в трактате «De administrando imperio» («Об управлении империей»). Византийский император показал, что Русь в те времена строилась на принципе «центр—пактионы», имея, по сути, два ядра: Новгород — внешняя (дальняя) Русь и Киев — внутренняя (ближняя), остальные — Славинии – пактионы.
 
Таким образом, если у Порфирогенета описана Русь с позиции пути «из варяг в греки», то у восточных авторов мы видим Русь в направлении «из варяг в персы».


Рецензии