Шашечные переговорчики...

Смелые мысли играют роль
передовых шашек в игре:
они гибнут, но обеспечивают победу.
Иоганн Вольфганг Гёте

А.
Адванс – игра, в которой разрешается использовать
помощь компьютера.
Армагеддон - заключительная, решающая партия матча в случае
ничейного исхода, как основной части матча, так и тай-брейка.
Атакёр - шашист, играющий в остро-атакующем стиле.

Б.
Баранка (бублик) – поражение, ноль в таблице турнира.
Белоцветчик - игрок, который сильно играет белыми шашками
и заметно слабее - чёрными.
Блицор - игрок, который умеет и любит играть блиц.
Буллит (или пуля) - игра с ультра-коротким контролем времени,
от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном
на интернет-серверах. От английского bullet - «пуля».
Быстрые шашки (быструшки) - игра с контролем времени
от 1до 3 минут на партию.

В.
Вынести в одну калитку - уверенно обыграть.

Г.
Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик) -
плохая, безнадёжная позиция.

Д.
Дармовой заезд - атака без жертв или удобная позиция без риска.
Доплывать - cознательно играть на ничью во всех оставшихся
партиях турнира, имея хороший запас очков -
чтобы не упустить синицу из рук.
Дыра - слабое поле.
Дрова (дровишки) - слабые пешки.

З.
Забор - шашечная цепь.
Заснуть - надолго задуматься.
Звон - болтовня во время блица.
Зевок - грубая ошибка, результатом которой становится
потеря той или иной шашки или дамки.

И.
Играть руками - играть автоматически, без раздумий, делая
напрашивающиеся ходы.
Изолятор - изолированная шашка.

К.
Катать - играть на победу абсолютно любую позицию,
играть много и поверхностно.
Китайская ничья - прекратить игру, размашистым движением
руки смахнув шашки с доски.
Клиент - удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать
всегда и всюду.
Комбинат - эффектная комбинация.
Комбинатор (великий к.), комбайнёр - игрок,
умеющий красиво комбинировать за доской.
Концовка - шашечное произведение с количеством шашек у каждой
из сторон не менее пяти. Выполнение задания обычно носит
форсированный характер. Если к цели приводит
ряд последовательных ходов, связанных с жертвами шашек,
то концовка называется комбинационной.
Кооператив -.шутливое обозначение для слабой игры, помогающей
противнику выиграть "на ровном месте".
Контра - контригра, встречная инициатива.
Круговик - турнир по круговой системе, которая
предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников.
Все они должны сыграть друг с другом - в один или в два круга.
Крайне редко - в четыре.

Л.
Лoвушка - ход в шашках, за которым стоит угроза.

М.
Меpтвяк – ничейная позиция

Н.
Навес - удар.
Насиловать позицию - играть вопреки требованиям позиции.
Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться
и бороться за ничью.
Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию.
Ничья в кармане - возможность играть (в том числе на выигрыш)
без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью
при необходимости.

О.
Обдёрнуться - сделать не тот ход, что задумал.
Огребание люлей - действие, во всех смыслах
противоположное их раздаче.
Окучить (шашку или слабость) - методично, постепенно
атаковать, окружить и уничтожить.
Отжарить или отпарить - обыграть. Убедительно обыграть!
Отравленная шашка - незащищённая явным образом боевая
единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям.

П.
Пластуны - пешки, «ползущие» в дамки на разных флангах
одновременно
Плюс раз (два и т.д.) или "+1" ("+2"и т.д.) -
текущий результат игрока в турнире, означающий разницу
между количеством побед и поражений. Например,
6 из 10-ти - это плюс два ("+2").
А 3,5 из 10-ти - это минус три ("-3"). Соответственно,
быть в плюсе (или идти в плюсе) - иметь положительный
баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе)
- отрицательный. Минус бывает глубоким. А плюс - большим.
Подкрутить (или замутить) позицию - осложнить игру неочевидным
и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или
в серьёзной партии в цейтноте соперника.
Полтинник - 50% набранных очков из возможных.
Например, 3,5 очка в 7-ми турах.
Поднять ход (идею) - найти в позиции неочевидное,
нетривиальное решение.
Поза - позиция.
Поплыть - растеряться, потерять нить игры.
Прихватить соперника в дебюте - добиться значительного
преимущества в начальной стадии партии.
Превращение - изменение статуса шашки при достижении 8 или 1
горизонтали.
Прога – игровая шашечная программа
Провисать (шашка) - оказываться без защиты.
Промежуток - промежуточный ход - неожиданная вставка
в вариант, который изначально казался форсированным.
Проходимец - проходная шашка.

Р.
Работа по дереву - анализ на доске с шашками,
без использования компьютера.
Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом.
Расписать (ничью) - Исполнить короткую, быструю ничью.
Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью
происходит еще до партии.
Рассыпаться – проиграть неплохую позицию в несколько ходов.
Рубить флаг - играть исключительно с целью заставить
соперника просрочить время.
Рыба - ничья.

С.
Самоходки - связанные и далеко продвинутые шашки,
остановить которые соперник не в состоянии.
Сбор урожая - реализация позиционного перевеса:
серия ходов, в результате которой атакующая сторона
добивается значительного материального преимущества.
Скинуть (шашку и т.д.) - пожертвовать или вернуть материал.
Слепой - что-то вроде затмения, когда
игрок не видит очевидный ход.
Соскок - спасение в трудной позиции.
Сплав - умышленный проигрыш партии.
Стучать – играть блиц или во взаимном цейтноте.

Т.
Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) - повторение
позиции вновь и вновь.
Туристы - слабые шашисты, не претендующие
на победу в турнире.

У.
Уконтрапупить - обыграть, разгромить.

Ф.
Фейерверк - комбинация с каскадом жертв.
Форсаж - форсированный, то есть вынужденный вариант.
Фраер, лох, пижон - слабый игрок
Фук – снятие с доски шашки противника, которою он не взял
подставленной чужой или не докончил сложного удара;
за ход не считается и по снятии, фукающий делает очередной ход.
Хорошие игроки фука не признают, и ещё в 1895 г.
участники Всероссийского турнира исключили его из игры.

Х.
Хвост - аутсайдеры в турнире.
Последние доски в командных соревнованиях.

Ч.
Читер - происходит от англ. cheater «мошенник, плут».
Игрок, нарушающий правила, используя запрещённое
программное обеспечение или чит-коды (читы),
которые дают ему преимущество перед другими игроками.

Ш.
Швейцарка - турнир по швейцарской системе, которая
предусматривает произвольное большое число участников
и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип -
между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.
Швиндель - неожиданный комбинационный удар.
От немецкого Schwindel (головокружение).
Шлёпать - играть бездумно и быстро. И как правило - слабо.
Шпилер - игрок, делающий ставки на ловушки и
использование ошибок партнера.
Штаны - ситуация, когда дамка не может удержать
две проходные шашки на разных флангах.

Э. Ю. Я.

Москва, декабрь 2024 года.

Картина: Чичиков и Ноздрев играют в шашки.
Иллюстрация к «Мертвым душам» Гоголя.
Художник – Далькевич М.М.


Рецензии