Вклад немец. специалистов в строит. трамвая в СПб

             Вклад немецких специалистов в строительство
                трамвая в С. Петербурге.
               

         С. Петербург всегда был многонациональным городом. Как и во многие отрасли промышленности, так и в развитие в городе транспортной сети активное участие принимали  и специалисты немецкого происхождения. Никто не делил специалистов по национальному принципу. Строительство трамвая началось в начале ХХ века, и специалисты немецкого происхождения были в городе уже не “первой волны”, а уже второго и третьего поколения, приехавших из Германии по приглашению Русского правительства. Это были уже несколько обрусевшие немцы, получившие гражданство и образование в Росси, сменив на православное вероисповедание, но сохранившие природную аккуратность и преданность своему делу. Вклад их в строительство трамвая в городе значителен.
С 1896 г. Городская Дума принимает решение о переводе всей городской сети КЖД от частных предпринимателей в городское ведение, однако,  оказалось не так всё просто. Акционеры с доходным делом расставаться не спешили и согласия своего на это не давали. В 1898 г. три линии КЖД в соответствии с договором перешли в ведение города, а для перевода остальных линий пришлось с владельцами вести длительный судебный процесс и только в 1902 г. всё решилось положительно для города. Дума создала подготовительную комиссию для перевода КЖД города на элек-трическую тягу под председательством гласного Кедрина Е.И., но этой комиссии не удалось реализовать проект перевода КЖД на электрическую тягу, авторами которого были Коган А.Г., Графтио Г.О. и Шателен М.А. В 1905 г. Дума создаёт новую комиссию под председательством гласного Сокова А.М., состоящего из двух управлений : по заведованию и эксплуатации городских железных дорог (ГЖД) и строительное, а в самой Думе образован трамвайный отдел, заведующим этим отделом стал немец по происхождению Тейх Н.Э. Вот именно эти городские структуры и строили электрический трамвай в нашем городе. Много усилий применял отдел, возглавляемый Тейхом Н.Э. по организации конкуренции среди фирм принявших участие в строительных работах, в обеспечении финансирования, в систематическом контроле за ходом проведения работ. И благодаря и их усилиям 29 сентября 1907 г. в городе был пущен электрический трамвай, хотя, в это время в 20 городах России уже ходил такой трамвай ( 1 ).
1 ноября 1905 г. Городской Думой был объявлен второй конкурс на строительство в городе электрического трамвая, в котором приняли участие 22 фирмы, из них 12 по залогу, а по переустройству всей сети только 3 фирмы. Всеобщая компания электричества за 11,68 млн. руб., Общество Сименс и Гальске за 11,35 млн. руб., Акционерное Общество Вестингауз за 9,39 млн. руб. По поставке вагонов свои услуги предложили 4 фирмы: Все-общая компания электричества, Общество Сименс и Гальске, Общество Фельтен-Гильом-Ламейер, АО «Вестингауз». Конкурс по переустройству и по вагонам выиграло АО “Вестингауз”, и в этот же день с обществом был заключен первый договор на трамвайную кабельную сеть на 195 тыс. руб. Несколько позже, в процессе обсуждения работы, обществу добавили 2 но-вые линии: Бассейную и Гаванскую и вместо 190 вагонов - 500, а также 100 конных вагонов - в переделку. Итак, основным контрагентом в строительстве С-Петербургского трамвая стало АО «Вестингауз» по 1 очереди на 54,37 версты трамвайных линий (58 км.) на общую сумму 18 млн. руб. АО «Вестингауз» начало свою деятельность в С. Петербурге после Высочайшего

                - 2 -

утверждения 3 июля 1898 г. Учредителями его стали нидерландский под-данный, немец по происхождению, Каптейн А.Г. и временный учредитель - купец 1 гильдии Ольшевский С.А.  Основной капитал - 2 млн. руб., раз-деленный на 4 тыс. акций по 500 руб.  каждая. Цель работы общества в России была - эксплуатация заводов для производства пневматических тормозов Вестингауза, аппаратов для электрической сигнализации, электрических машин, моторов и механизмов по конструкции Вестингауза.  Президентом АО был сам Г. Вестингауз, являющийся одновременно и президентом Компании воздушных тормозов Вестингауза в Питсбурге, в Пенсильвании, в США, где он и сам проживал. Управлялось АО в С. Петербурге тремя исполнительными директорами. С 1903 по 1905 г. были избраны директорами А.Г. Каптейн, В.С. Смит и И.Х. Мейер, а с 1905 по 1908 г. Ч. Крен, Д. Клауд и сэр Г. Тейлор, а кандидатами М.А. Люфур и Н.И. Каменецкий. В период строительства трамвая АО создает отдел постройки С.-Петербургского трамвая, который размещается на Гороховой ул., 61. В уставе АО впрямую не говорилось о возможности строить трамвай, в основном АО занималось изготовлением и внедрением тормозных систем на железной дороге, поэтому Дума рекомендовала изменить § 1 Устава, куда и была внесена поправка: «а равно для устройства и эксплуатации всякого рода механических и электрических сооружений». В этот период в АО было 252 акционера. К работам по постройке трамвая было привлечено много субподрядчиков, которые заключали договора либо с АО «Вестингауз», либо со строительным управлением Исполнительной комиссии по переустройству КЖД на электрическую тягу. В 1905 году первоначально начались работы по переустройству  мостов, которые велись до 1909 г. Построено 6 временных деревянных мостов, переустроено 3 деревянных и 12 каменных мостов. А собственно работы по переустройству КЖД начались только в 1906 году, пути, в основном, прокладывались в 1907 г. Большая заслуга этого общества в строительстве в городе электрического трамвая и им Дума платила деньги за работу, но они только начали эту большую работу. Но они, в принципе, не были готовы к такого вида деятельности. Пришлось обратиться за помощью к президенту Г. Вестингаузу и он образовал в Париже другое общество “Русское электрическое общество Вестингауз”, которое, фактически, и построило трамвай в городе (Л1,2 ).
Большой вклад в строительство трамвая в нашем городе внёс
Графтио Генрих Осипович Римско-католического вероисповедания немецкого происхождения. Родился Генрих Осипович 14 декабря 1869 г. В 1892 г. окончил  Императорский Новороссийский Университет в Одессе по физико-математическому факультету, а 1896 г. заканчивает обучение в С. Петербургском Институте путей сообщения  им. Александра 1, получает диплом инженера путей сообщения с правом составления всякого рода проектов и проведения строительных работ. В том же 1896 г. был зачислен коллежским секретарём в Министерство путей сообщения и сразу же был командирован в Швецию, Бельгию, Италию и Америку для изучения применения электричества в инженерном деле и электрической тяги на железнодорожном транспорте до 12 октября 1899 г. С 1 мая 1901 г. назначается  на должность помощником Главного инженера строительства Гербы-Ченстоховской железной дороги до окончания строительства в 1904 г. 2 декабря 1903 г. направляется на международную промышленную выставку в Сан-Луи официальным представителем. Он в совершенстве владел немецким, английским и французским языками и мог свободно вести пере-говоры и заключать договора с иностранными фирмами. В июне 1905 г его уже переводят в титулярные советники ( Л3 ).


                - 3 -

С 1903 г. Генрих Осипович принимает участие в разработке проекта электрического трамвая в городе в качестве помощника Главного инженера подготовительной комиссии строительного управления ГЖД. По поручению этой же комиссии проводил изыскания  и составлял проект использования водопадов реки Вуоксы для строительства электростанции, а также составлял проект электрификации участка Санвид – Караклис Карской линии Закавказской железной дороги. В октябре 1906 г. был приглашён в качестве помощника Главного инженера общества “Вестингауз”, которое
уже приступило к строительству трамвая в городе. Самое активное участие
принимал Генрих Осипович в подготовке к пуску первых линий электрического трамвая и по воспоминанию его супруги, Антонины Адамовны Малечинской, первые вагон по первой линии от Адмиралтейского проспекта до 8 – 9 линии Васильевского острова 29 сентября 1907 г. с руководством
города, духовенством и журналистами вёл именно он. Судьба связала его со строительством трамвая до 1910 г., а затем он несколько меняет на-правление своей деятельности, углубляясь в проектирование и строительство гидроэлектростанций. В июле 1910 г. был командирован в качестве делегата от Екатерининской железной дороги на 8 железнодорожный конгресс в Бёрне. С 1912 г. ему поручается наблюдение за строительством электрической части Ораниенбаумской железной дороги. В этом же году
даже в отпуск за свой счёт он уезжает в Италию посмотреть на опытную
эксплуатацию электрической железной дороги. За заслуги пред Министерством путей сообщения в конце 1913 г его переводят в коллежские
асессоры, а в апреле 1914 г. награждают орденом Святой Анны 3 степени. В 1915 г. уже присваивают новый чин – надворный советник и назначают
наблюдающим за строительством линии Севастополь – Алушта  Крымской
железной дороги. С февраля 1917 г. Генрих Осипович член Инженерного
совета МПС и одновременно заведует электротехнической частью этого же
совета. Кстати, технический отдел Управление Министерства путей сообщения тогда находилось на набережной Фонтанки дом 117, там же располагался и инженерный совет, а сам Графтио проживал по адресу  Забалканский пр.(ныне Московский пр.) дом 22. В январе 1916 г. в Киеве при выкупе у Правления Бельтовского акционерного общества трамвая в ведение города возникла конфликтная ситуация. Экспертом для решения этого
вопроса от Министерства был направлен Графтио, который успешно справился с этой задачей.( Л4 ) В 1914 г. Генрих Осипович заканчивает проект строительства Волховской ГЭС. На этот проект ушло 5 лет. В 1918 г. по личному поручению В.И. Ленина он приступает к строительству этой гидроэлектростанции, которая дала электрический ток городу в 1926 г. В 1920 г. он становится членом ГОЭЛРО. С 1928 г. по 1934 г. Графтио Г.О. проектирует и строит новую Нижне – Свирскую ГЭС, носящую его имя. В 1938 г. уже академик Графтио назначается инспектором по строительству гидроэлектростанций в стране. Свою производственную деятельность он всегда совмещал с преподаванием в двух институтах Электротехническом и Железнодорожного транспорта, в котором с1921 г. был профессором. В 1938 г. за большой вклад в развитие  отечественного энергостроения ему присваивается звание академика. Этот выдающийся учёный внёс громадный вклад в дело развития не только транспортной инфраструктуры города, но и всей энергетики страны. Скончался Генрих Осипович  в 1949 г. и похоронен на Большеохтинском кладбище на Тверской дороге. ( Л5 )



 

                - 4 –


                Источники:

     1. ЦГИА СПб, ф. 513,  оп. 55,  д. 106    “По докладу ревизионной комиссии
        о постройке электрического трамвая”.  стр. 3 – 17.
     2. ЦГИА СПб, ф. 513, оп. 55, д. 274   “О выкупе сети КЖД АО”. стр. 2 – 5.
     3. РГИА, ф. 273, оп. 1, д. 3987  “О службе инженера Графтио Г.О.” стр. 8.
     4. ЦГИА СПб, ф. 513, оп. 1, д. 325 В    “О службе инженера  Графтио Г.О.
        стр.1 – 15.
     5. ЦМЖТ, фонд 5104 – 10\4 – 5    “Мемориальный альбом учёных
        ЛИЖТА”   1977 г. стр. 3 – 4.


                Материал подготовил Львов Ю.М. 14.03.05


Рецензии