Легенда о Пересвете. Глава 10

Глава десятая: Игумен Сергий

"Гордость в себе — смиряй!
Покой в душе — сохраняй!
Все обиды — беззлобно прощай!
Милосердие в делах — проявляй!"
(Игумен Сергий)


То, что игумен Сергий воспринимает и понимает Бога по опыту его особому личному, что ведает он Божью Волю и стремится так жить всегда, в каждое мгновение, — о том Пересвет догадывался или, вернее сказать, ясно это ощущал. Но сам Сергий почти не рассказывал ни ему, ни другим об этом.

Сергий обычно был молчалив и учил тому же всю братию. Он учил не только тишине внешней, повседневной привычке к немногословию, но и особой внутренней тишине, обретаемой в раскрытом духовном сердце. Такая тишина называется в христианской традиции греческим словом исихия. Сергий объяснял, что это слово вмещает больше, чем просто практику аскетического молчания, и что обретение сей тишины значимо весьма на Пути духовном. И что в этой тишине возрастает и расцветает Любовь Божия в душе подвижника, и Бог делается так близок, что ближе — никого нет!

То состояние любви, покоя и мира душевного, в котором Сергий сам всегда жил, было особенным, обширным. Он словно обнимал собой-душой весь монастырь. Это было дивное спокойное и ясное пространство всеобъемлющей тишины.

Словно прозрачный с чуть золотистым оттенком Свет Безбрежный был разлит везде в пространстве монастыря и вокруг него! Именно так воспринимал Пересвет Сергия — как душу особенную, Великую!

Игумен помогал всем в обители обретать духовные достижения этим своим состоянием. Он помогал уже даже просто тем, что в этом пространстве его любви и покоя — монахи жили. А также он объяснял способы обретения чистоты душевной и тишины внутренней.

Это пространство Света-Любви, естественное для Сергия, было видимо лишь развитой до необходимого уровня душой. Обычно казалось, что весь этот Свет словно улыбается и искрится нежной радостью. Правда, мог Сергий стать и весьма строгим, вопрошающим об ответе пред Богом. Но даже его строгость состояла из доброты великой и понимания Глубинного.

Пересвет никогда не пытался скрывать от Сергия свой духовный опыт. Он понимал, что Сергий и так знает многое напрямую от Бога. Но, всё равно, Пересвет рассказывал обо всём и на исповедях, и просто в приватных беседах. Так и теперь он собирался поведать игумену о встрече своей с Иисусом.

* * *

Сергий встретил Пересвета с радостью великой! Икону и книги принял.

После Пересвет сказал Сергию:

— Есть важное, о чём поведать я должен: Иисуса я видел и слышал…

… Игумен внимательно выслушал Пересвета. Светом внутренним лицо его озарено было.

После спросил:

— Хочешь ли, чтобы о том событии всем стало ведомо? Чтобы чины от духовенства высшие сделали дознание: действительно ли чудо явлено тебе было — или только соблазн есть сие? Хочешь ли прославлен быть за видение чуда Божия?

— Нет, не хочу и не ищу в том славы! Как ты решишь — так пусть и будет!

— Тогда не сказывай пока про это без нужды! Верующих искренне ныне — мало, а завистников — много! Лишь для хорошо знающих тебя и глубоко любящих Бога исключение можешь сделать, чтобы понимание о великих возможностях души и о Любви Божией приоткрывалось для них.

И ещё — смирению продолжай учиться! Знаю, что ты познал уже многое, видишь и слышишь Послания Небесные. Оттого — особо строго смотреть за гордостью в себе тебе теперь следует: чтобы избранным себя не посчитать, чтобы выше других себя не поставить!

Просто помнить об этом — это одно, а воистину смиряться — на то большее внимание о себе-душе потребуется!

— А если на исповеди кто из высших меня спросит — молчать?

— Так то же не грех — Иисуса увидеть! Что же в сим тебе каяться? — со спокойной улыбкой сказал Сергий.

И после продолжил:

— Ты помни о том, Александр, что даже правду говорить следует с осмотрительностью! Не всегда полезно рассказывать человеку то, что пока не вместить его пониманию, как ни старайся! Бывает, что молчание — лучше будет! Такое молчание — не грех, а мудрость!

Ты — сердцем всегда Волю Божию старайся ощущать и следовать сей Воле стремись!

… После молчания недолгого Сергий произнёс:

— Теперь ужо про разбойников мне сказывай! Как дело было, откуда сих лихих людей взял, зачем в монастырь привёл? Тут вот — всю правду говори!

… Сергий смотрел с мягкой улыбкой на смутившегося слегка Пересвета.

— Так ты же сам говоришь: разбойники они были! Что тут сказывать, что скрывать?

— И что? Напали со спины, ты их одной правой и одной левой за шиворот, как котят слепых?

— Ну — вроде того… Они с голоду разбойничали, думали, что у меня в котомке еда и деньги, а у меня только хлеба немного было. Я им икону показал. А после, ну, мы потрапезничали, поговорили... Они долго каялись в жизни своей и со мной в монастырь очень просились.

— И что, думаешь, они вправду к Богу захотели? Или просто в тепле да сытости жить за чужой счёт надумали?

— Думаю, что искренне устремились к покаянию и очищению душ…

— Ладно, зови, выслушаю и решу! Непростые задачи Бог перед братией нашей ставит ныне через этих людей. Скоро увидишь и понимать начнёшь, как через тебя промысел Божий реализуется для многих.

Важно это! Начинай это примечать! Безо всякой гордости, со смирением великим принимай то, что Бог через тебя в этом мире Волю Свою совершать намерен!

Через каждого человека Воля Божия вершится! Но тех, кто это понимают, — тех совсем не много!

* * *

После оба бывших разбойника предстали перед настоятелем. Старший из них заговорил, оправдываясь:

— Мы не от хорошей жизни грабить пошли. У князя нашего прежнего в дружине были в наёмниках… Только вот сожжены были дома наши при вражьем набеге. Семьи наши погибли! Не защитил их князь, не оборонил! Другие у него были тактика да выгода…

И вот — как дальше жить? Князю тому служить уж не захотели, озлобились. До;ма нет, денег нет, а силушка — вот она! Стали по дорогам разбоем промышлять, боль и горе своё на других вымещали… Словно, если нам самим плохо, так чтоб и другим ещё хуже стало — так делали. Пять лет разбоем жили…

Мы отпо;ра-то от тех, кого в жертвы себе избирали, не знали прежде, всё с рук сходило!

А инок ваш, Александр Пересвет, — в нём сила дюжая, богатырская! Он нас не просто остановил, а словно нутро гнилое повытряхнул, словно всё перевернул в жизни нашей! Прежнее — помыслить теперь даже не можно!

А после Лик Иисуса на иконе он нам показал.

И сказывал он нам об Иисусе…

… Голос говорившего задрожал:

— Оказалось, что у него в котомке заплечной — икона. А на ней — Сам Господь Иисус!

У него — прям за спиной — Небеса разверзлись! И мы, выходит, словно на Самого Господа — с разбоем! Это — Господь остановил нас, вразумил!

Каялись мы, и до конца дней своих каяться будем и благодарить, что остановил Бог беззаконие наше!

Вот инок ваш нам и рассказал после, что сам дружинником был, что жену схоронил, что теперь с Богом живёт в радости тихой.

И что не просто в иконе этой защита от бед, а в полнопреданности Богу, в любви сердечной ко всем и всему! И тогда Сам Господь и всё воинство Небесное — с тобой всегда! И даже если смерть подошла — то смиренно её до;лжно принять!

И, если чист, то отворят тебе Небеса!

Вот — мы теперь очиститься хотим! Прими нас в обитель, наложи наказание за жизнь нашу грешную — хоть до конца дней!

… Сергий, конечно, в монахи бывших разбойников не постриг. Но, принял в послушники с испытанием на время долгое.

И ведь прочь не прогнал!

* * *

Новые обитатели монастыря были встречены братией монастырской недоброжелательно, с большой настороженностью. Оказалось, что это — те самые разбойники, которые на подводы монастырские год назад напали, отчего нужду и голод братия испытывала весьма долго. Один из монахов, в той истории пострадавший, — их узнал, не смолчал, всем рассказал.

Да они и сами не отрекались от своих грехов…

Много возмущения среди братии было от этого! Простить тех, из-за кого сами страдания претерпели, очень сложно бывает людям…

… Сергий на следующий день в проповеди — о прощении говорил:

— Умеем ли мы прощать? Как нам сей добродетели научиться?

Иисус о распинающих Его произнёс: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!».* Через то учит нас Иисус великому прощению…

Вот ещё — в Евангелии от Матфея рассказано, как Пётр спросил Иисуса: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?». Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».*

Учит нас Иисус прощать!

А ещё — учит Он видеть в каждом человеке то светлое, что его к Богу влечёт…

Важно обрести умение за собой-душой со вниманием смотреть — в себе злобу не попускать, гневу волю не давать, а осуждение заменить пониманием глубоким…

Попробуем и мы то, братья мои, не на словах, а на деле сие явить!

Попробуем с любовью — к ближним своим всегда относиться и в мире меж собой жить!

* * *

Вечером того дня Егорка спросил Пересвета:

— А это правда, что сии разбойники — наши телеги с провизией в прошлом году захватили? Тебе они о том сказывали?

— Не знаю, Егорушка. Может, и наши телеги то были, а может и нет… Есть ли разница: к нам от них беда пришла или к другим людям? Покаяние ныне они принесли… Были они злонамеренными людьми, а теперь — к добру повернуться пробуют. Думаю, что мы помочь им в этом можем.

— А как?

— Думаю, что добротой… Ты попробуй чудо Божие в том увидеть, что ныне два человека, которые пять лет разбойничали, от зла к добру перемениться захотели — по Божьему произволению!

— Какое же это чудо? Это ведь ты их в веру обратил!

— Нет, Егорушка, не я, а Бог! Это и есть самое главное чудо — когда Прикосновение Божие к душе совершается! Тогда делает человек выбор важный: как дальше жить, чтобы стараться больше не грешить и к Богу устремиться!

Ради этого и творятся все чудеса внешние: исцеления и спасения, умножения пищи необыкновенные или что иное ещё. Может быть, совсем простое действие происходит, на первый взгляд даже не похожее на чудо, а от него в душах человечьих преображение начинается, потому что через то — Бог Свою Любовь являет!

Сейчас нашим братьям новым сильно помочь можно. Увидеть надо самое светлое, что есть в них, и закрепить появившуюся надежду на путь спасения.

— Да, понял я это.

Игумен Сергий о том сегодня очень хорошо говорил.

Думал я и про прощение. Наших новых послушников мне легко простить. Но как прощать тех, кто на самом деле великое зло лично мне и моей родне, моим друзьям сотворили? Даже если представлю, что кто-то братьев и сестрёнок моих убил, — то такой гнев во мне сразу закипает! Нет во мне такой любви, чтобы простить эдакое злодейство!…

— Да, очень трудно это. Не всегда — даже с годами — залечиваются подобные раны душевные от потерь горьких! Только вот местью, всё сильнее возрастающей, и ненавистью, никогда не прекращающейся, — войны в нашем мире всё множатся и множатся. И нет конца-краю кровопролитию!

Много я о том думал: как в этот мир доброту и справедливость привнести можно было бы.

Вот, к примеру, люди одного князя, по его приказу, идут в поход на поселения другого соседнего князя, разоряют дома в ответ за обиду какую-то меж соседями, когда-то бывшую… Другие, спустя время, нападают в ответ… И ведь так уже давно продолжается…

Вроде бы, все они — люди эти — как бы христиане. А жестокость и насилие они по приказу творят, страдания и гибель невинным несут. Страшно, стыдно всё это!

И горько сказать, Егорушка, я ведь тоже таким был: одним из тех, кто — по велению князя — деяния, порою совсем не праведные, совершал! Даже не задумывался тогда: где настоящая правда? Где — предписанная для нас Богом доброта? Угодно ли такое Богу?…

А ныне понимаю только то, что каждый именно в себе гнев и злобу не попускать должен! А любовь, прощение — надо преумножать и в сердце, и во всех деяниях своих. Если каждый так станет поступать, то и будет это исполнением Заповедей Божиих!

Может, через это осознают люди постепенно Учение Христа Иисуса?

Поймут они тогда Истину, которая есть — Любовь Божия?

Поймут они недопустимость злодейств всяческих, включая убийства и насилие?

Может быть, наступят такие времена?

Мне теперь сны часто снятся — про жизнь мирную и прекрасную. Там — словно другая страна, но на нашу очень похожа… Красота природная — такая дивная! Поля, луга, рощицы берёзовые, реки и озёра чистые! И живут там люди — мирно, счастливо! Семьи — любящие, детки — радостные! Звонкий смех раздаётся, песни раздольные льются! Лица у всех — светлые! Веселье и покой — в каждом сердце! Войн и раздоров там нет…

Может, то Господь мне райские миры показывает? А может, мы сами — таким этот мир сделать должны?

(Легенда записана Анной Зубковой. Под редакцией Владимира Антонова.)
Читать полностью можно тут: https://swami-center.org/ru/text/skazanie-o-peresvete/

Картина художника Сергея Ефошкина.


Рецензии