Мини зарисовки

***
На момент начала боевых действий на Донбассе я с Владыкой Илларионом Донецкой и Мариупольской епархии проработал более 10 лет. В качестве бригадира по лепному декору. Вышел на пенсию в 2009 году, открыл строительную фирму «Темис+» и спортивный клуб «Донбасс-Экстрим».

Но так как любая война подразумевает не процветание, а несет лишь разрушения, Владыке предложил свои услуги как водителя со своим транспортом и на общественных началах, как говорится, т. е. в это тяжелое для нас время вывозить беженцев, церковную утварь из разрушенных войной храмов и всякие мелкие просьбы, где требовался риск, как я уже несколько раз где-то в рассказах упоминал, это мое второе имя.

Как говорится, без адреналина, как без пряников. Для беспрепятственного проезда в любые зоны боевых действий как для наших военных, так и для украинских, Владыка составил типа пропуска, что я являюсь штатным водителем Донецкой епархии. Один документ был на формате А4 с мокрыми печатями, второй — уменьшенной копией, заламинировали, чтобы в документы помещался. «Пропуск от всех», как я его называл. Этот пропуск помогал и в России, и на Украине до 2016 года, потом выезд на Украину был небезопасен лично для меня.

Раз 10, а то и больше, ездил в Софрино за церковной утварью, в основном связанных с погребением. Процедура простая, благословение в дорогу от Владыки, где-то 1300-1400 км в одну сторону, поэтому брал себе еще водителя-напарника.

В Софрино на завод приезжали, оформляли документы, грузились примерно 1-1,5 тонн и в обратную дорогу. В Таганроге на груз оформляли таможенные документы и на границу. Как и положено, всё законно, прозрачно.

И вот в один прекрасный день таможенники решили нажиться. Чем только? Груз по декларации, я уже упоминал какой. То ли мзду какую-то захотели за груз, то ли еще чего. Владыки тогда в области не было. Лицо, замещающее, вопрос этот не могло решить.

И так я сутки простоял, пока эта смена не сменилась, а это была зима, сколько ни грей машину, а все равно выдувает. Опять анекдот про колобка и лесных зверей. И уговоры таможенников выдержал, и их пугалки, покрутили, покрутили и бросили это грязное дело. Пришла другая смена, что предыдущая смена наговорила, не знаю, но еще часа четыре чего-то от меня хотели. С документами все в порядке, не подкопаешься, да так несолоно нахлебавшись и отпустили. Нервов, конечно, помотали.

Еще один случай, но уже после пересечения границы. На границу приехали вроде бы и не поздно, около 15 часов, но контрольно-пропускной пункт перешли только после 22 часов. Очереди раньше были просто огромные, я думаю, местные это помнят, как на границе можно было и 30 часов отстоять, и это всё в жару, или в холод, в зависимости от времени года. 15–20 часов — это считалось нормально.
 
Поначалу было даже такое: таможню проезжаешь, километров через 5–10 блокпост, укропы останавливают. Нормально поговорили, передают пару пачек сигарет: «На другом блокпосту отдашь», еще через несколько километров наш блокпост, передаю сигареты, спрашивают: «От того-то, того-то?», говорим: «Да». «Спасибо».

И так всю дорогу вплоть до Донецка, где наши, где не наши, сами путались. Все на одном языке разговаривали. Это потом, когда «щири украинци» пришли, тогда стало тяжковато ездить.

Еще один случай: возвращаемся из Софрино, груженые. Проходим таможню. И опять комендантский час. Едем по территории ДНР. Где-то не доезжая Шахтерска, останавливает нас группа, человек 15. «Махновцы», по-другому и не скажешь. Кто это, свои, чужие, в общем, давайте назову всё своими именами, мародеры, белые, красные — значения не имеет. По началу это в наших краях процветало, и товар отбирали, и машины, и всё подряд.

Если безропотно всё, что требуют, отдавали, могли и пожалеть, а могли и убить из-за куска железа или тряпки. Останавливают, документы не спрашивают ни на машину, ни на груз. С ходу: «Что везешь?».
- Да, ребятки, оно вам еще не надо.
- Больно разговорчивый, открывай машину.

Выхожу из-за руля, иду открывать багажное отделение. «Махновцы» начинают потирать руки.
- Ребята, вам это еще рано.
- Открывай.

Открываю одну половину, пока не понятно, бусик набит под потолок. Открываю вторую, и мои ночные нарушители спокойствия стали шарахаться, как черт от ладана, от увиденного. Чуть друг друга не потоптали.

На них посыпались погребальные одеяла, крестики пластиковые, которые в руки покойникам вставляют, ленточки налобные с молитвой, но и естественно, в машине пахло свечами и ладаном. Вся эта махновская бригада растворилась в темноте, исчезла так же внезапно, как и появилась. До дома добрались без приключений, хотя и был комендантский час.

***
Звонит как-то мой друг, парашютист, и говорит: «Убери свой «Фольксваген Крафтер» куда-нибудь в другое место. Сейчас возле тебя будет война. Немного будут стрелять, чтобы не попортили на машине шкурку». А живу я возле главной дороги в Буденновском районе. Место такое удобное и хорошее, и главное — дорога рядом, и вдоль дороги посадка, зелень участок закрывает от шума и пыли. Между посадкой и забором еще метров десять, и весь участок по периметру засажен березами, красотища. Чтобы не загонять машину во двор, она большая, полдвора занимает, я ее часто оставлял между двором и посадкой, как и в этот раз.

Выхожу, а уже поздно, в посадке огневые точки наши поставили. Суета какая-то, еще дорогу перегородили, что бусиком выехать невозможно, да еще кто-то кричит: «Калитку закрой, сейчас здесь такое будет…». Короче, возле дома сделали засаду на ДРГ (диверсионно-разведывательная группа).

Зашел домой, всех распределил под стенами, подальше от окон. Это оказалась кухня у входной двери (дверь железная) не магазинная, да и стена глухая из шлакоблока. В это время дома была мама, инвалид-колясочник, и няня, женщина, которая за ней ухаживала. Только умостились, и тут началось.

Такой грохот, все свистит, взрывается, но в основном стрелковый бой, который продолжался где-то около 5 часов. Думаю, что там за ДРГ такая, уж больно долго держались. Началось где-то около 18 и стихло около 23 часов. Около 24 часов взял фонарик и пошел первым делом смотреть машинку, ведь в самом эпицентре была.

Обхожу вокруг — целая, обхожу второй раз — ни царапины, зато в округе гильз стреляных немерено. Завел, загнал во двор. По двору прошел — вроде бы всё цело. До утра сна, конечно, не было. Утром пошел еще раз осмотрел машину на предмет ранений — целая, даже царапины нет.

Я уже где-то писал, что во всех машинах, на которых я ездил, везде была елеем помазанная иконка Матери Божьей Донецкой «Умягчение злых сердец», да и в документах еще такая была постоянно со мной. Осматриваю дом — тоже целый, и только в гараже в углу участка нашел пулевое отверстие.

***
Еще один случай с «Фольксвагеном Крафтером». Захотел как-то я его продать, помыл, надраил. Блестит, как новый. А автосалон был большой и красивый на «Мотеле», он и сейчас там находится. Приезжаю, подхожу к мастеру по приему автомобилей, показываю бусик. Говорит, что места особо нет, ставь вдоль дороги, которая идет из Макеевки на Донецк, бусик поставил ближе к кольцевому движению. Получилось как бы прямая, кольцо, бусик, салон. Салон большой, стеклянный, потом дальше поймете, почему так подробно описываю место парковки бусика.

Зашел, конечно же, и во внутрь салона. Красота, машины все «горят», как новые, только что с конвейера, даже была «Волга ГАЗ 21», но цена, как у хорошего «Мерседеса». Посмотрел салон и машины, всё красиво, достойно, попрощавшись с мастером, да и с бусиком, поехал домой.

Прошло несколько дней. Вечером после баньки дышим свежим воздухом, и тут такой взрыв, аж стекла зазвенели. Подумали: «О, опять точка «У» куда-то прилетела». К тому времени Донецк уже к таким прилетам привык. Взорвалось, да взорвалось. Еще посидели, да пошли спать.

Может сейчас параллель приведу неуместную, сравню людей с тараканами. Начиная с четырнадцатого года проводил параллель  с началом 90-х, когда на кухне ночью включаешь свет, то тараканы со стола в рассыпную, и кого прихватишь тапкам или полотенцем, то есть чем под руку попадется, тому и не повезло. Так и сейчас, все бегаем, шевелимся, пока куда-нибудь да не прилетит. Опять же я в случайности не верю, а верю в промысел Божий, да и в поступки человеческие.

Всегда также привожу пример из детского мультфильма про «волшебный мешочек» или как медвежонок добрые дела делал, также мультфильм «Крошка Енот», не пожалейте своего времени, пересмотрите, а потом детям и внукам покажите. Наше поколение на таких мультиках выросло, поэтому оно и добрее, отзывчивее. Дальше эту тему развивать не хочу. Она для меня в последнее время стала болезненная.

Утром, как всегда, проснулся, а просыпаюсь рано, в 5 часов. Пошел собачку выгулял, накормил курочек, перепелок, рыбок, с последними поговорил. Кто ранее что-то мое читал про рыбок, не удивился.

Машинку помыл. Часов в восемь, начале девятого выхожу на улицу. Идет сосед и говорит: «Ты знаешь, куда вчера точка «У» прилетела?». Спрашиваю: «Куда?». Он говорит: «Прям в Мотелевское кольцо». У меня все и похолодало внутри: «Так у меня же там в салоне на продаже бусик стоит».

Сажусь в машину, поехал. Напрямую где-то километра три, а добрался я туда к 12 часам. Все перекрыто, с какой стороны не подъедь, центральное основное кольцо при въезде в Донецк. Наконец добираюсь до кольца. Военторг на кольце стоял, его нет, один фундамент остался. В здании общежития ни одного стекла.
Подъезжаю к автосалону, стоит один каркас из металла и без стекл, все стекла высыпались на дорогие и красивые машины, сильно их повредив. Подхожу к бусику, опять же, ни единой царапины.

Эпицентр взрыва был именно «Мотелевское кольцо», взрывная волна прошла через стоящий на пути бусик, и потом только этой волной, да и осколками повыбивало стекла в салоне. Нахожу мастера, кто принимал на продажу бусик, показываю документы на автомобиль, спрашиваю: «Сколько я должен за три дня стоянки в салоне?». На что последний сказал, сразу переведу на нормальный русский язык: «Какие деньги! Видишь, что творится здесь. Забирай свою машину и освобождай скорее территорию». Поблагодарив, сел в машину и выехал со стоянки. По поводу этого взрыва было две версии. Одна, которую я уже озвучил, точка «У», вторая — это «Урал», груженый боеприпасами. Но для людей, кто был на тот момент в эпицентре, от этого не легче. А по поводу моих машин и меня, другого объяснения, как Божий промысел, у меня просто нет.

***
Этими маленькими эпизодами, наверное, военную тематику  за 10 лет войны на Донбассе буду заканчивать. Описал самые яркие и запоминающиеся эпизоды своей десятилетней войны и это маленькая толика всего того, что было. Все остальные рейсы проходили в более спокойной обстановке и без какого-то большого риска.
Хотя всплыл сейчас один из эпизодов, когда обстреливали крытый рынок. Таксисты туда ни за какие деньги ехать не хотели. Звонят знакомые с крытого рынка что-то и кого-то забрать. Какие вопросы, поехали. По приезду, рынок пустой, начинаем грузить машину. Прилет чуть выше крытого рынка, второй и третий в районе областной прокуратуры и областного суда. Таких эпизодов еще не один десяток наберется.

***
Ну, наверное, в конце опишу еще одну маленькую интересную историю. В центральный Спасо-Преображенский собор Донецка неоднократно был ранен снарядами с противоположной воюющей стороны. Осколки собирали на крыше, да и по двору сторожа их немало собирали. Весной 2024 года как-то посреди службы из купола посыпался строительный мусор, это следствие прилетов в сам купол, их два или три было.

Вызывает Владыка Илларион и просит, мол, в купол нужно забраться, посмотреть, что же там вообще после обстрелов происходит. А то так кого-то в храме и зашибить может. Хорошо. Заезжаю домой, беру веревки, беседку, да не ту, в которой летом чай пьют, а снаряжение альпинистское так называется.

Приезжаю в храм, нахожу старосту. Он открывает все чердачные помещения, попадаем на крышу, потом через окно в купол. По всему радиусу купола имеется технологическая площадка шириной где-то полметра с перилами. И это всё пространство завалено битым кирпичом и стеклами. После прилетов стекла частично вставили, где фанерой забили, а некоторые так и остались без стекла.

И там пара голубей вывела свое потомство. Вот она, причина строительного мусора вблизи алтаря. С помощью веревок и ведер этот мусор был за пару часов убран, а что с маленькими голубятами делать? Ведь они еще даже самостоятельно не то что есть, они пить не могли.

Забрал домой, выделили на кухне им коробочку и начали их поить и кормить. Сначала со шприца, и где-то через две недели они стали всё это делать самостоятельно. Чуть позже стали сами выгуливаться по кухне. Весь процесс долгий, но интересный. В итоге пришлось их и летать учить, боялись. Сажал на руки и просто сначала резко убирал, потом подбрасывал.

И через неделю уже летали самостоятельно. Когда подросли, очевидно стало, что это голубь и голубка. Несколько дней возвращались во двор, потом просто улетели, как повзрослевшие дети.

Вот вкратце несколько историй одного жителя Донецка за 10 долгих военных лет.

Миф 120


Рецензии