В. Головачев и М. Петровых. Доклад 7 декабря 2024

7 декабря 2024 года.
Доклад Анастасии Головкиной о работе над книгой «Виталий Головачев и Мария Петровых: неоплаканная боль».

***

В последние годы параллельно с художественным творчеством я занимаюсь изучением личного архива моей бабушки, Марии Сергеевны Петровых. И книга, которую я хочу сегодня представить, стала результатом этой работы.
Мария Петровых – поэт, переводчик, Заслуженный деятель культуры Армении. Современные исследователи относят ее к лагерю поэтических наследников Серебряного века. Родом Мария Петровых из Ярославля. И сейчас имя ее носит одна из ярославских библиотек.
Интерес к ее творчеству постоянно растет, но по-прежнему слабоизученной остается биография Марии Сергеевны.
Она была человеком очень закрытым. О себе рассказывала мало. И меньше всего именно о тех событиях, которые затронули ее особенно глубоко. А близкий круг Марии Петровых – люди сплошь деликатные. Даже после ее смерти они не стали углубляться в темы, которые сама она считала глубоко личными. В итоге биография так и осталась недописанной. И когда я начала заниматься архивом Марии Сергеевны, в качестве основной своей задачи я поставила именно восполнение пробелов в ее биографии.
И вот в этом году появился первый результат моей работы – книга о судьбе Виталия Головачева, второго мужа Марии Петровых, который был репрессирован в конце 1930-х годов и погиб в лагере. Тема – одна из самых болезненных для Марии Сергеевны и потому одна из самых замалчиваемых. Гибель Виталия вызвала у нее эмоциональный шок, после которого она потеряла способность плакать. Об этом она написала стихи и отсюда название книги «Неоплаканная боль». Пережитый трагический опыт сильно преобразил художественный мир Марии Петровых. Фигуру Виталия можно считать в ее жизни знаковой. Поэтому я постаралась собрать как можно больше сведений об этом человеке и о том, что с ним случилось в те годы.
Несколько слов хотелось бы сказать об источниках, которые я использовала для реконструкции прошлого. Наиболее ценным материалом я считаю личную переписку. Мемуары люди пишут по прошествии длительного времени, когда многие детали неизбежно стираются из памяти. Дневниковые записи нередко бывают слишком субъективны и отражают скорее отношение автора к событиям, нежели сами события. А вот в письмах, обращенных к близким людям, которые находятся на расстоянии, человек невольно старается избегать лишних эмоций и сообщать только факты. К счастью, личная переписка Марии Петровых в значительной степени сохранилась. А переписку, связанную с Виталием, она сама под конец жизни собрала в отдельную папку и откомментировала.
И другой плодотворный источник – это материалы уголовных дел, по которым проходил Виталий Головачев. В чем ценность этого источника? Ну, поскольку следственные органы все-таки собирали какую-то информацию, из дела можно узнать не только о том, что вменялось подследственному, но и о тех событиях, которые реально предшествовали аресту и послужили истинной его причиной.  Я думаю, что в этой части моя работа будет интересна всем, кто изучает историю «Большого террора».
В заключение хотелось бы поблагодарить коллектив издательства Российского союза писателей. Как вы уже понимаете, материал у меня довольно специфический. Вопросов у сотрудников было много, начиная от авторских прав и кончая визуальным оформлением разделов. Но к общему решению мы всегда приходили, так сказать, в режиме конструктивного диалога. Отдельная благодарность – моему редактору, Марии Шафранской, за чуткое отношение к моему тексту, который получился многожанровым и очень непростым по содержанию.

Москва, Старый Гостиный двор.
Книжная ярмарка “non/fictioN26”. Павильон Российского союза писателей.


Рецензии