М. Ю. Лермонтов Смерть поэта
Имя Лермонтова как поэта стало известно широкой публике после создания стихотворения "Смерть поэта". Когда огромная толпа стояла у квартиры Пушкина, ожидая очередного бюллетеня о состоянии здоровья Пушкина, среди этой толпы стоял и невысокого роста, несколько сутулый, в офицерской гусарской шинели офицер. Он жадными глазами смотрел на очередной бюллетень, который вывешивал Жуковский, и надежда у него сменялась отчаянием. Это был Лермонтов.
Узнав о причинах гибели своего великого учителя, возмущённый подлостью светской камарильи, Лермонтов решил отомстить за своего великого учителя и создал полную гражданской скорби и эстетической страсти поэму о смерти Пушкина. К стихотворению предпослал эпиграф "Отмщенья, государь! Паду к ногам твоим. Будь справедлив и накажи убийцу...".
Глубоким философским размышлением проникнуты первые строки этой небольшой поэмы. Здесь неоднократно повторяются выражения: "Погиб, убит, взят могилой", - чем поэт хочет подчеркнуть трагедию судьбы Пушкина и преднамеренное убийство, которое совершается по злой воле светских преступников.
Лермонтов объясняет смерть Пушкина не злой волей рока, а подлостью аристократического общества, которое решило свести счёты с непокорным поэтом.
Лермонтов не рассматривал смерть Пушкина как результат светской дуэли, а как поединок человека передовых идей со всей российской реакцией. Вот почему он сравнивает смерть Пушкина с гибелью одного из его героев.
Здесь идёт спор о том, кто же является прототипом строк:
"И он убит и взят могилой,
как тот певец, неведомый, но милый,
добыча ревности глухой...".
Некоторые полагают, что Лермонтов имел в виду Ленского, убитого на дуэли Онегиным. Но другие исследователи считают, что более по смыслу стиха подходит образ Моцарта из одноактной драмы Пушкина "Моцарт и Сальери". Именно Моцарт погиб, как "добыча ревности глухой". Силой своего гения именно он был равен Пушкину, а не провинциальный помещик Ленский.
Однако оставим исследователям решать этот специфический вопрос, а сами обратимся к тексту стихотворения.
С какой ненавистью и с каким революционным негодованием Михаил Юрьевич обрушивается на механического убийцу Дантеса, который не мог понять "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". Образ Дантеса обрисован с беспощадной ясностью как образ наёмного убийцы, как образ реакционера, пригревшегося под крылом царского самодержавия. Путчист, пытавшийся совершить монархический переворот во Франции, он вынужден был бежать и стал кавалергардом, превратившись в приёмного сына голландского посланника. Именно его избрал император средством расправы с непокорным поэтом, и Пушкин погиб, сражённый "безжалостной рукой" наёмного убийцы.
Кстати, дальнейшая судьба Дантеса вполне соответствовала его преступности.
Он был сослан во Францию, где стал другом душителя Парижской коммуны Тьера, был секундантом парламентских дуэлей и личным другом Папы Римского, от которого получил газовый завод и 50 000 франков за то, что вотировал закон о передаче воспитания молодёжи в руки иезуитов. Это он предал Виктора Гюго за 30 000 франков, почему великий французский писатель должен был эмигрировать с родины.
Но Дантес - лишь механический убийца, ибо настоящие виновники смерти Пушкина - это "Свободы, Гения и Славы палачи". Они нашли приют "под сению закона". И возмущённый поэт становится в позу народного прокурора, вершителя судеб истории, который от имени человечества произносит обвинительный вердикт всем убийцам, начиная с царя.
Лермонтов уверен, что народ отомстит за гибель любимого поэта, что наступит новый "чёрный год" пугачёвщины - и тогда убийцы "не смоют чёрной кровью поэта праведную кровь".
Это стихотворение Лермонтова перекликается со стихотворением Багрицкого "Пушкину", где поэт, рождённый революцией, пишет: "За Пушкина я мстил под Перекопом". И эта великая месть за Пушкина продолжается до нашего времени, ибо имя великого поэта стало синонимом благородного, прекрасного и поэтического.
Но в наши дни имя Пушкина и имя Лермонтова, запечатлевшего на века героизм последних дней поэта, останется блестящим образцом того, как надо служить Родине, человечеству и сохранять жар поэтической души даже в самых, казалось бы, трагических условиях жизни.
А это замечательное стихотворение Евгения Евтушенко посвящено судьбе Лермонтова после того, как поэт написал свои знаменитые стихи на смерть Пушкина.
"Баллада о шефе жандармов и о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта»
Я представляю страх и обалденье,
когда попало в Третье отделенье
«На смерть Поэта»...
Представляю я,
как начали все эти гады бегать,
на вицмундиры осыпая перхоть,
в носы табак спасительный суя.
И шеф жандармов — главный идеолог,
ругая подчиненных идиотов,
надел очки... Дойдя до строк: «Но есть,
есть божий суд, наперсники разврата...» —
он, вздрогнув, огляделся воровато
и побоялся еще раз прочесть.
Уже давно докладец был состряпан,
и на Кавказ М. Лермонтов запрятан,
но Бенкендорф с тех пор утратил сон.
Во время всей бодяги царедворской —
приёмов, заседаний, церемоний:
«Есть божий суд...» — в смятенье слышал он.
«Есть божий суд...» — метель ревела в окна.
«Есть божий суд...» — весной стонала Волга
в раздольях исстрадавшихся степных.
«Есть божий суд...» — кандальники бренчали.
«Есть божий суд...» — безмолвствуя, кричали
глаза скидавших шапки крепостных.
И шеф, трясясь от страха водянисто,
украдкой превратился в атеиста.
Шеф посещал молебны, как всегда,
с приятцей размышляя в кабинете,
что всё же бога нет на этом свете,
а значит, нет и божьего суда.
Но вечно
надо всеми подлецами —
жандармами, придворными льстецами,
которые бесчинствуют и лгут -
звучит с неумолимостью набата:
«Есть божий суд, наперсники разврата...".
И суд поэта - это божий суд!
Свидетельство о публикации №224120901617