Клуб авторетро и его начальник
На главной площади Хабаровска проходит военный парад в честь 79-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Завершает проход механизированной военной техники колонна из двадцати ретро автомобилей и пяти мотоциклов прошлого столетия. Все они принадлежат хабаровскому клубу «Авторетро-100».
На трибуне наблюдает за парадом и снимает всё на камеру телефона президент клуба Анатолий Аблемитович Насыров. Почётный гражданин города Хабаровска, Заслуженный работник транспорта России и Хабаровского края, Заслуженный ветеран Хабаровского края, Анатолий Аблемитович является и инициатором создания клуба.
Возглавляет колонну автомобиль Победа М-72. За ней следуют знаменитые ГАЗ-М1, ГАЗ-67, легендарные полуторки ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, трёхтонка ЗИС-5, прошедшие через всю Великую Отечественную войну. Все ретро-машины принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке и освобождали северо-восток Китайской народной республики от милитаристской Японии.
Сопровождают легендарную ЭМ-КУ, которой в этом году исполнилось 84 года, знаменитые мотоциклы времён Великой Отечественной М-72 и его модернизированные потомки – тяжелые К-750. Управляют автомобилями активные участники клуба в форме военнослужащих времен военных лет – резервисты ВВО. Пассажиры – тоже активные участники Авторетро-100.
В прежние годы пассажирами были ветераны ВОВ. Но, с каждым годом их становится все меньше, здоровье оставшихся оставляет желать лучшего. На парад практически никто из них не ходит.
Знакомство с замечательным человеком
Наше знакомство с Анатолием Аблемитовичем произошло в 2000 году. Я тогда работала в газете «Хабаровские известия» и пришла к Анатолию Аблемитовичу за репортажем о клубе ретро автомобилей, который в ту пору был еще молод и насчитывал несколько единиц автотранспорта.
Анатолий Аблемитович возглавлял не только клуб «Авторетро-100», но, прежде всего, Хабаровский краевой учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта. Там получали профессиональную подготовку водители всех категорий.
Услышав мою фамилию, он оживился и поинтересовался имею ли я какое-то отношение к Алексею Романовичу Пивневу. Конечно, ведь это мой свёкор. Оказалось, что они хорошо знакомы, работали вместе в таксопарке. Много добрых слов услышала я от него в адрес свекра.
Меня поразило, что прошло немало лет, свёкор давно на пенсии, а он помнит его, хоть тот был рядовым водителем. А когда передала свёкру привет от Анатолия Аблемитовича, то услышала хвалебные слова и от отца мужа. И это при том, что работали они в разных колоннах.
Любовь автомобильная
Судьба связала Анатолия Насырова с автомобилями ещё в детстве. Он, смеясь, рассказывал, как в восемь лет от роду угнал у дяди ГАЗ-67. Уехать удалось только до ближайшего забора. Но первый опыт «вождения» запомнился на всю жизнь. Так родилась любовь к автомобилям, которая продолжается и по сей день. Однако связать свою жизнь с автотранспортом удалось не сразу.
Родом Анатолий Аблемитович из Приморья. В п. Тавричанка родился, там же окончил 8 классов, горнопромышленную школу и отправился в шахту подземным электрослесарем. Но мечту стать водителем не оставлял. И с радостью пошел перед призывом в армию в школу ДОСААФ на курсы шофёров, стал водителем 3 класса. Это пригодилось после призыва. Ему доверили автомобиль ЗИЛ-157.
Служить он попал в Уссурийск в полк правительственной связи. А когда начались события на острове Даманский, принял непосредственное участие там, обеспечивая связь. Анатолий Аблемитович входит в состав совета ветеранов боевых действий на о. Даманском – «Даманцы». По его предложению в 2011 году группа ветеранов организации приняла участие в автопробеге, посвящённом 66-й годовщине со дня окончания Второй мировой войны.
После службы в армии Насыров работал водителем автобуса во Владивостоке, трудился в таксопарке Хабаровска. Машины новичкам-таксистам тогда давали «проблемные», как правило, «не на ходу». Но с техникой Анатолий Аблемитович всегда был на «ты», да и упорства ему не занимать. Своего «железного друга» тех лет — ГАЗ-21 с памятным номером 65-70 ХБГ — он поставил на колёса собственными руками. Был бригадиром комсомольско-молодёжной бригады, начальником колонны пассажирского автотранспортного предприятия, избирался председателем профсоюзного комитета автотранспортного предприятия.
С 1989 года А.А. Насыров более 10 лет возглавлял крайком профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. С 1993 по 2016;г. возглавлял ФАУ «Хабаровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства». По итогам 2014 года центр занял;I место в рейтинге среди учебных центров «Росавтодора».
Российскому автопрому не изменю
О чём только мы не беседовали с Насыровым во время подготовки материала. И все разговоры крутились вокруг автомобилей. Однажды я спросила на каком автомобиле предпочитает ездить сам он.
— На «Волге-3110», — ответил Анатолий Аблемитович.
— Ну, сейчас говорят, что против японок это просто ведро с болтами, — парировала я.
— Пусть что угодно говорят. Я российскому автопрому не изменю. Крепче этих машин нет, — прозвучал ответ.
И как бы в доказательство этих слов он жестом указал на один из шкафов, стоящих в его кабинете. Там расположилась внушительная по объёму коллекция моделей автомобилей, которые производились ещё в Советском Союзе. В другом шкафу на полках красовались модели авто разных стран Мира.
Позже, конечно, он сменил авто на японское. Ничто в этом мире не вечно.
Коллекция в дар
В ту пору, когда Анатолий Аблемитович возглавлял учебно-курсовой комбинат, коллекция автомобилей занимала часть полок в шкафах кабинета. Мерседесы и форды, полуторки и седаны… Все модели автомобилей Волга, Москвич и Чайка. Макет знаменитой Победы, например, которая была выпущена в мае 45-го, он собрал своими руками.
— Я привозил модели машин из разных стран и городов, когда бывал там в командировках: из Финляндии, Германии, Японии, Кореи, Москвы… Люди коробками какие-то подарки везут, а я модели машин.
Коллекция собралась не маленькая. В кабинете просто уже не осталось места на полках. И тогда он принял решение: теперь часть её хранится в Музее истории Хабаровска. Экспозиция из 501 модели ретро автомобилей стали экспонатами.
— Прятать модели по ящикам, складывать в коробки считаю неправильно. Пусть видят люди. Городской музей — один из лучших в стране. Поэтому и решил туда отдать коллекцию.
Как заметил Анатолий Насыров, за свою коллекцию он спокоен и даже доволен, что теперь она станет доступна посетителям, но интересоваться дальнейшей судьбой коллекции будет. В музее его всегда рады видеть, считают почётным дарителем.
Рождение клуба «Авторетро-100»
Сегодня автоклуб известен не только на Дальнем Востоке, но и в других районах страны. Зародился он в 1996 году при Хабаровском краевом учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта, которым руководил Анатолий Насыров. А начиналось все с автопробега.
Тогда еще директор краевого учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Анатолий Насыров предложил горожанам, владеющим старинными машинами, объединиться и принять участие в пробеге по улицам города. Приурочен он был к 100-летию Российского автотранспорта. На призыв откликнулись 14 автолюбителей. Так и возникла идея клуба. А 100 в его названии отражает 100-летие. С тех пор автопробеги на ретро автомобилях стали визитной карточкой клуба.
— За время руководства крупнейшим государственным учебным центром автомобильного транспорта Хабаровского края я более 20 лет работал над созданием уникальной коллекции ретро автомобилей, — рассказал Насыров. — Собирал, восстанавливал, реставрировал старые автомобили.
В 2000 году машин было не много. И небольшой коллектив учебного комбината в свободное от работы время трудился над восстановлением техники. Я с интересом не раз наблюдала за их работой и поражалась любовью энтузиастов к автомобилям. Настолько увлеченно они вели восстановление, что за работой ничего вокруг больше не замечали в это время. Поистине, было, как нынче принято говорить, «залипательное видео».
В ноябре 2015 года неожиданно возникла проблема — все ретроэкспонаты, находившиеся под крышей учебного центра, руководство Росавтодора попросило убрать с территории, а в случае неисполнения команды пригрозило вывезти на металлолом. Клуб «Авторетро-100» мог прекратить свое существование…
На помощь пришла городская администрация. Клубу были предоставлены два гаража и территория, куда смогли перевезти все экспонаты. Какие-то машины поставили в тёплые гаражи, а большую часть пришлось оставить на улице. Пять лет так хранили автомобили, мечтая все эти годы создать выставочный крытый зал и разместить там все машины. Жители и гости города могли бы приходить и смотреть на коллекцию автомобилей прошлых лет.
В сентябре 2020 года мечта сбылась. Решением администрации города была выделена парковка под площадью «Город воинской славы», где поместились все автомобили Клуба, даже те, которым необходим ремонт. Сегодня туда можно прийти всем желающим. Есть и свой экскурсовод. В его роли выступает главный механик клуба «Авторетро-100» Сергей Николаевич Могильный.
Осенью этого года я тоже побывала в выставочном зале. Расположен он в историческом центре Хабаровска, в районе трех площадей – Комсомольской, где установлен памятник борцам за власть советов, Соборной – там расположен Успенский собор, и Воинской славы с памятной стелой в честь присвоения Хабаровску звания города воинской славы.
Место многолюдное, сюда погулять приходят не только жители города, но и туристы. Ведь рядом центральный парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского с выходом на набережную Амура им. Г.И. Невельского и стадион им. В.И. Ленина, Краеведческий музей имени Н.И. Гродекова, художественный и военный музеи. Поэтому и желающих заглянуть в выставочный зал бывает не мало.
Мой визит был символичен ещё и тем, что это было 3 сентября, в день, когда празднуется окончание Второй мировой войны, завершившейся победой над милитаристской Японией здесь, на Дальнем Востоке. А, как я упоминала ранее, в коллекции клуба немало техники, принимавшей участие в разгроме Японии.
Главный механик был на своем боевом посту. Встретил меня радушно и с удовольствием отвечал на мои вопросы. А мне было интересно посмотреть всё, что есть в числе экспонатов, а не только то, что видим на парадах.
Например, автоклуб собрал полную коллекцию советских автомобилей «Москвич», есть здесь даже «Москвич ОРУД-ГАИ (400)». Именно на таких машинах сотрудники автоинспекции несли постовую службу. В клубе «Москвич» отреставрировали, и он получил необычную «вторую жизнь» — стал памятником. Клуб «Авторетро» подарил его краевому ГИБДД на 75-летие со дня образования службы "ОРУД-ГАИ-ГИБДД". Сегодня «Москвич» стоит на высоком пьедестале возле краевой ГИБДД на Воронежской улице. Но машина и сейчас способна передвигаться самостоятельно. Говорят, сотрудники ГИБДД, иногда выезжают на нём на агитационные задания, и мигалка у него в рабочем состоянии.
Второй такой же автомобиль находится в составе клуба "Авторетро-100" и принимает участие в автопробегах, напоминая своим синим цветом милицию СССР.
Но не только синие москвичи, но и желтые милицейские «Волги» здесь имеются. А ещё есть самая настоящая телега. Это не авто, но ведь тоже транспорт. Есть велосипеды, мотороллеры…
Впрочем, здесь не отказываются не только от старых авто, но и предметов быта. Ведь это тоже ретро. И интересно людям.
Я всегда восторгалась увлечёнными людьми. Которые не просто собирают какие-то предметы коллекции, но ещё и приводят их в рабочее состояние, берегут традиции прошлого, не прячут их от посторонних глаз, а наоборот, показывают всем желающим, сохраняя историю страны. На таких энтузиастах и сохраняется прошлое.
На фото А.А.Насыров на Параде в честь дня Победы. 2024 год.
Свидетельство о публикации №224120900538