Анализ метафор в алтайской сказке Санаа-Мерген Вои
На песчаном берегу родника у горы жил Караты-Каан с 7 сыновьями.
Однажды семеро его сыновей охотились,проголодалисьи увидели домишко. Вошли увидели в доме старуху на женской половине, она масло-творог сбивала. Выхватили у нее семеро братьев лохань с маслом, стали есть и отбирать друг у друга: ничего вкуснее еще не едали!
- Дети мои, это последнее, — ответила старушка, поглаживая свои седые косы и кланяясь им, как добрым гостям.
— Ах, не даешь! Так вот тебе! — сказали они и ударили плеткой старуху по спине, кулаками ее били.
Домой вернулись, отцу Караты-Каану так рассказали:
— В желтой степи, где только сороки летают, в бледно-желтой степи, где только вороны летают, на берегу желтой реки живет старуха Санаа-Мерген, у дома ее резвая рыжая коза ходит. Доит та карга сорок, чтобы масло сбить, доит она ворон, чтобы творог сделать, сына у нее нет, которого растила бы; нижняя губа у нее отвисла, разум у нее помутился, масло-творог у нее в изобилии. Мы, съев ее масло, пальцы свои жевали, съев ее творог, руки свои облизывали. Очень вкусная еда была, не заметили даже, как проглотили.
От жадности велел схватить старуху и сделать служанкой, написав письмо с приказом.
- Лучше я сражусь с Караты-Кааном, — сказала старуха, из осоки сделала стрелу, из камыша - лук. Съела свое масло-творог, испила из своей желтой реки, вышла в желтую степь проститься, на солнце глядя, погладила свои седые косы. Сев на резвую рыжую козу, направилась к черной горе. Отбрасывая копытами желтый песок, резвая рыжая коза напрямик быстро помчалась.
Мчится в одну сторону — по шестьдесят тысяч, обратно мчится — по пятьдесят тысяч воинов нанизывает на свои рога.
Разгневался Караты-Каани закричал:
— Старуха беззубая, ты уничтожила мое войско! — крикнув, он натянул железный лук и пустил живую стрелу в старуху.
Земля содрогнулась, гром громыхнул — живая стрела Караты-Каана прямо в старуху попала. Как будто о камень ударилась, отскочила и переломилась.
— У матери одна рожденная, у отца одна я осталась; лук мой из осоки, стрела моя из камыша, пронзи грудь алчного Караты-Каана, поработившего народы, не сделавшего ничего доброго для людей, не жалеющего слуг своих, пронзи его грудь, коричневую кровь его пролей, — так заклиная, мудрая воительница Санаа-Мерген выпустила свою стрелу. Стрела из камыша, сердце Караты-Каана насквозь пронзив, его семерых сыновей наповал убила.
Старуха, победив злодея, села на свою резвую рыжую козу и направилась в желтую степь. Долгие века страдавший в рабстве люд Караты-Каана ее провожает, много красивых песен слагает. Угощает яствами, сладостями кормит.
— Спокойно вам доехать, уважаемая, — так благословляют.
Но как ехала Санаа-Мерген, через дорогу мышь пробежала. Резвая рыжая коза, испугавшись, с дороги в сторону шарахнулась. Оба ее уха вздрогнули. Упала Санаа-Мерген посреди широкой дороги. Упала так, что не смогла подняться, и там же скончалась. Красивые цветы выросли на ее могиле. Резвая рыжая коза, став животным желтой степи, ушла от людей.
Долго еще она водила диких животных к желтой реке и паслась в желтой степи.
2. Анализ сказки
Разделение мира на 2 цвета (желтый и черный) говорит о противостоянии в мире. Желтый и его оттенки (бледно-желтый и рыжий) несут в себе солнечный свет и его животворящую силу. Черный цвет (имя и название горы) и связанные с ним атрибуты: коричневая кровь, цвет кольчуги и железа, даже его звон – представляют смертоносную силу, которая ни одного человека не сделала счастливым. Безмерная и злая власть не приносит счастья и добра.
Но не бывает в сказке, как и в жизни, такого четкого разделения. Черная гора рассыпается темным песком у желтой реки - таков мир, в котором побеждает солнечное тепло и добро в отношениях людей. Вот и старуха, устрашающая своим видом, борется за добро и побеждает многочисленных врагов, которые настолько глупы, что хотели сделать рабыней саму Санаа-Мерген. Так золотая рыбка в сказке Пушкина, рассердилась на предложение глупой жены старика, и ушла в синее море, махнув хвостом на прощанье. Только глупые люди не понимают, что перед ними волшебница, которой птицы небесные молоко свое дают, а она творожит его и тем питается. Они же, попробовав птичьего молока, небесного угощенья, не испытали благодарности, а побили старуху плеткой и кулаками. За это расплатились сами своей жизнью и всего войска.
За что сказка наказала волшебницу, прислав на её дорогу мышь? И так странно она умирает: уши вздрагивают. Они словно встрепенулись ото сна, в который впали, заслушавшись красивых песен, прославляющих подвиг волшебницы. Странная причина для наказания, разве нельзя получить награду за подвиг?
Оказывается, нельзя. Это какое-то нарушение… По-моему, подвиг старуха совершает не потому что она сама по себе такова, а потому что она наделена Силой. Она только выполняет то, что нужно сделать по Закону Добра и Порядка. Она только проводник и орудие Небесной Воли, которая посылает к ней сорок и ворон и дает ей Силу решать вопросы жизни/смерти.
Так может случиться и в жизни женщины, которая умудрилась дожить до преклонных годов. Она не очень красива от старости, но получает мудрость и возможность предвидеть. Если правильно управлять полученной силой, много можно пользы принести и себе, и другим. Но начинать надо с других. Но и тогда, когда начнется период благодарности (если начнется), не надо присваивать заслуги только себе. Мудрая старуха знает, что её природа не из воздуха возникла. Старуха из сказки вспоминает свои истоки: «У матери одна рожденная, у отца одна я осталась; лук мой из осоки, стрела моя из камыша». Мать и отец не только как живые люди, но и как силы рода всегда с ней. Осока и камыш как силы природы, земли-матушки дают оружие, такое же природное «оружие». Кроме молчаливого участия, доброты и эмпатии, ей дается и сила человеческого слова. Слово, которое стало делом. Только очень важно, чтобы дело служило людям, иначе… мышь очень незаметное животное…
Свидетельство о публикации №224120900654