Черная дыра гордости и спасительная боль смирения

Какое интересное, если хорошенько призадуматься, какое бездонное суждение прп. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО!

"Как будешь кого осуждать, то скажи себе: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего (Мф.7:5). Бревно в глазу - это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше".

За каждой фразой великого старца - глубина смысла. Во-первых, бревно в глазу, запрещающее по Слову Христа кого-то осуждать, - это ГОРДОСТЬ.
"Все добродетели", якобы наличествующие у фарисея, - это, правда, вызывает сначала недоумение: ведь простого милосердия, сочувствия и снисхождения к немощам бедного  собрата-мытаря он не имел? Да и видел ли он в другом индивидууме собрата-человека? Какие же тогда тут "все добродетели"?

Однако может ли в принципе быть милующее сердце у гордеца? По  прп. Амвросию - не может. Так мы подходим к глобальному объему понятия "гордость" у преподобного Амвросия. По смысловому полю старческого суждения - гордость -  однозначно - есть ЧЕРНАЯ ДЫРА, которая поглащает все доброе в человеке и там его уничтожает, аннигилирует в прах.

Смирение мытаря в чем оно? -  В искреннейшем (а не холодно-умовом) осознании и остром переживании своего  греховного ничтожества, своей нищеты духовной.  Молитва мытаря - есть плач, а не просто констатация этого ничтожества.
Здесь, в этом смысловом узле - все основание христианской этики, понимания сути ИСТИННОГО ДОСТОИНСТВА человека; отправная точка всей последующей жизни во Христе. Нет этой отправной точки - нет ничего. Такой человек - духовный мертвец, у которого в коме совесть, стыд, ум, сердечная деятельность и полное отсутствие страха Божия. А какая же без сего спасительного СТРАХА вера?!
Значит такой человек на самом деле - неверующий  и Бога не знающий.
 
Именно полное и глубокое СЕРДЕЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ своей нищеты духовной и свт. Игнатий  (Брянчанинов) кладет в основание лествицы евангельских  блаженств (добродетелей человека). Это мытарево состояние в человеке - есть ощущение острейшей боли, боли, которая только и оживляет его совесть, стыд, ум, сердце и рождает страх Божий.

С этого момента человек выходит из комы. Боль его так сильна, что порождает ПЛАЧ, надрывающий  и сокрушающий сердце, а следом за плачем наступает и кротость по отношению к людям, и потом все последующие, вытекающие из этого родника, вызвышающие дух человека добродетели.

Таково истинное святоотеческое слово, в котором должен купаться, по слову Серафима Саровского человеческий ум - в духовном смысле этого понятия.

..............................

P. S. Да отвергнемся, да убоимся брать в душу словеса духовной графомании, коими заполонили  сети и весь воздух жизни неоправославные "умники". Нам, -  слава Богу! -  есть чем питать наши души.


Рецензии