Женский лыжный переход Ленинград - Москва
Много интересного хранит история советского, российского спорта. Что-то помнится очень долго, поражая спортивными результатами, что-то забывается из-за незначительности события, однако, все они, как выдающиеся, так и менее значительные - являются звеньями одной общей цепи - это история нашего русского спорта. Вот еще одна страница Ленинградского спорта, которую вписали молодые девушки-спортсменки в марте 1936 г., преодолев почти 800 км. на лыжах от Ленинграда до Москвы в противогазах.
Организатором этого перехода был Центральный комитет комсомола (отделение по работе среди женской молодёжи) и Центральной Совет «Осоавиахим» (общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству) или, как тогда кратко его называли ОАХ. ОАХ являлась массовой добровольной организацией граждан СССР. Существовавшая с 1927 г. по 1948 г., она ставила своей целью содействие армии в военном обучении граждан и воспитании их в духе патриотизма. Во время Великой Отечественной Войны члены ОАХ (бойцы ОАХ) вели ожесточённую борьбу в городе, дежуря по ночам на крышах домов, спасая дома от зажигательных бомб фашистов, людей при бомбёжках и обстрелах и многое другое. В 1948 г. ОАХ было реорганизовано в ДОСАВ, ДОСАРМ, ДОСФЛОТ, объединенные в 1951 г. в единое общество ДОСААФ, которое существует и поныне.
Целью и задачами лыжного перехода ЦК ВЛКСМ и ЦС ОАХ ставили показать населению, что не следует опасаться газовых атак противника, показать наши возможности, что в противогазах можно не только просто находиться, а и совершать многокилометровые переходы. Это были предвоенные годы, надо было поднимать патриотическое настроение населения.
23 февраля 1936 г., в воскресенье, в 11 часов от Московских ворот был дан старт женскому переходу Ленинград - Москва, При температуре воздуха - 11°С со старта ушли три звена девушек по 5 человек и командир отряда. Всем участникам было 20-25 лет, на них были обычные деревянные лыжи с полужестким креплением армейского образца, бамбуковые палки с металлическими кольцами, на каждой надет противогаз, противогазная сумка, один запасной противогаз на всех, и все. Никаких личных вещей и сопровождения. Все делали сами, включая заботу о питании и ночлеге. Командиру были выданы деньги, рассчитанные только на самое необходимое, и номера телефонов для экстренной связи. Никакого слежения за продвижением группы по трассе не пре досматривалось. Среди участников перехода была моя мать Вера Ивановна Межецкая, ей было 24 года. Трасса перехода проходила вдоль автомобильного шоссе Ленинград - Москва через Новгород, Вышний Волочек, Калинин, Клин. Переход не ставил чисто спортивной задачи прохождения дистанции за минимальное время, а имел скорее воспитательное значение: доказывал возможность приспособления в незнакомой обстановке и можно ли находиться так долго в противогазе. В процессе похода проверялась выносливость, а также предусматривалось проведение лекций по оборонительной тематике и политинформации. Походу предшествовали тренировки, подготовительные занятия по тематике ОАХ и по политическому положению СССР в мире. Предусматривалось проходить в день 30-50 км., включая ночные переходы в лесной местности по бездорожью. Планировалось и несколько выходных дней для осмотра местных достопримечательностей Новгорода, Вышнего Волочка, Калинина. Остановки для питания: чайные, столовые, ночлеги: гостиницы, дома колхозника, крестьянские дома, сельские клубы. Противогазы разрешалось снимать только для принятия
- 2 -
пищи, во время сна, в помещениях и в темное время дня. Первый пункт назначения - г. Пушкин 1, 30 км, мороз: замерзают выдыхательные клапаны противогаза, приход в 18-00 24 февраля. В 10 утра уходят двое на маршрут для проверки трассы: Слуцк (Гатчина), Глинки, Фёдорово, Новое Лисино сельхозтехникум, остальная группа подходит к часу ночи, даётся полчаса на ужин и сон, утром выход в 12-00, через 12 км. краткая остановка – чай и бутерброды, затем ещё 24 км. На следующий день подъём в 8-00, чай в деревне Дубовики, затем до деревни Рагавка, всего 51 км. в день, сон на полу в клубе без матрацев, утром кружка молока и кусок хлеба и 27 км. до деревни Татино по железнодорожным шпалам и гляди в оба, чтобы поезд не догнал. Краткий привал и ещё 18 км., на ночлег хозяйка приняла “по царски”: самовар, картошка, редко так принимали. 29 февраля Новгород, выходной день, осмотр достопримечательностей, размещение в гостинице, приехали представители местной ОХА, фотографировались с группой. С сорокаметровой Часовой башни новгородского Кремля прекрасно видны все 50 окрестных церквей, но впереди ещё большой долгий путь. Утром в 8 часов опять вышли на трассу, температура воздуха + 5 гр., кругом вода и лёд, группа движется по московскому шоссе, лыжи разъезжаются, тяжело дышать, за день прошли только 27 км., а утром 2 марта уже весна + 6 гр., продолжать движение можно только пешком, к часу ночи группа остановилась на ночлег в деревне Крестцы в «Доме крестьянина». Дорога к Валдаю гористая, для лыжника идти пешком в противогазах и лыжи нести на себе – совсем дело дрянь, да и медленно и не остаётся время для отдыха. Приход на ночлег ночью, ранний подъём, скромная пища, чувствуется усталость, не помогли и тренировки, ноги разъезжаются, лыжные ботинки разбухают от воды, но молодость берёт своё и на привале в Доме Культуры военного городка в Едрово пошли на танцы и забыв о всех невыгодах, протанцевали до часу ночи. 7 марта выход в полночь, ночной переход в противогазах на лыжах, мороз 3 гр., машин на шоссе нет и вдруг в лесу огоньки – волки, мелькнуло в голове, в руках только палки. Вдруг услышали шум попутной машины и в свете фар дорогу перебежали три зайца. В 10 утра остановка в Вышнем Волочке в гостинице, суббота, опять день отдыха и, наконец, первая баня почти за две недели, а впереди ещё неделя тяжёлой работы. 8 марта, женский день, в местном Доме Культуры провели беседу о международном женском дне и о походе, а в 14-00 опять в путь, правда, пешком, температура воздуха + 4 гр. и до ночлега 40 км. Затем скромный ужин – кусок хлеба и стакан молока и ночлег в грязной избе на полу. Подъём в 4 утра и скорей в путь, через 10 км. ломается лыжа, запасных нет, ремонтируем подручными средствами – гвоздями и бинтом и скорее дальше, днём остановка в деревне у колхозника, здесь же в хате телёнок, поросята и куры, но главное – вперёд, за день прошли 46 км. 10 марта на подходе к г. Калинину на шоссе встретили легковой автомобиль, оказалось, что руководители ОАХ г. Калинина приехали посмотреть всё ли в порядке, все ли на маршруте в противогазах, нет ли потерь. В г. Калинине ждал отдых, по приходу пошли в клуб и так лихо кадриль отплясали, как будто и не было позади сотен километров. Утром, в 10 часов, выходной, и 48 км. на лыжах и пешком, а вечером опять клуб в деревне Бубородово, и опять танцы. На следующий день г. Клин и срочный ремонт обуви, она не выдержи-вает такой дороги. В гостинице оставили двух больных, простудились, а группа пошла дальше, и с 15-00 до 24-00 прошли еще 30 км. 15 марта был последний полный день похода с 7 утра до 21-00 часа и последний ночлег в сельской избе, на голом полу в Химках.
16 марта, в понедельник, группу на походе встретили представители московского ОАХ, врач. Командир похода рапортует об окончании маршрута, врач измеряет пульс, беглый осмотр, и еще 6 км. до Завода Войкова,
- 3 -
торжественная встреча, оркестр, много народу. Краткий митинг, затем на машинах отправляют всех участников в гостиницу.
20 марта 1936 г. в Москве, во Дворце Труда, на Солянке 12, в зале профсоюзов состоялся вечер по итогам перехода, награждение участниц. Результат перехода: 773 км. в сложных погодных условиях за 15 дней, если не считать дни отдыха, в среднем 49 км. в день, а всего на переход ушло 23 дня. На вечере выступили также участники другого перехода - из Киева в Москву, украинцы-лыжники, их было 16 человек, из них 4 женщины, они, в среднем, проходили по 45 км в день.
Вот так и закончился первый переход девушек из Ленинграда в Москву, а через 2 дня их торжественно встречал Ленинград на Московском вокзале. Цветы, поздравления и радостные лица участниц перехода. Все трудности позади.
Лыжные переходы из С. Петербурга в Москву и обратно до 1936 г. совершались несколько раз. Первый переход из Москвы в Петроград совершили четверо москвичей Елизаров А., Захаров И., Гостев М., Немухин А. 20 декабря 1914 г. в пиджаках и белых вязаных шапочках с рюкзаками за 12 дней 6 часов и 20 мин. В 1915 г. из Петрограда в Москву отправляется на лыжах ещё одна группа : Мургин М., Кононов С., Максимов П. Трассу они одолевают за 12 дней. В 1939 г. четверо москвичей мужчин преодолели расстояние от Москвы до Ленинграда за 8 дней. Несколько раз по этой трассе
осуществлялся пробег. Первый из них был проведён в 1914 г. из Москвы и это была эстафета, 41 спортсмен разделили всё расстояние на отдельные участки, выступали исключительно мужчины любители бега. Пробег был непрерывный и всю трассу они преодолели за 53 часа 25 мин. И это был рекорд трассы. В 1930 г. трудовой рапорт ленинградцев 16 съезду партии в виде эстафетной палочки был доставлен в Москву спортсменами нашего города. И, наконец. в 1966 г. пробег Ленинград – Москва организовал Институт физической культу-ры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. 15 стайеров сменяя друг друга, несли рапорт комсомольцев города 15 съезду ВЛКСМ. Пробег проходил круглые сутки, без остановки, среди участников пробега был Ситников В., мастер спорта по бегу, а остальные – студенты института. Была очень скверная дождливая
погода и тем не менее, преодолели они её за 43 часа 51 мин. и 11 сек. Но это всё уже спортивные достижения, а уникальным и неповторимым до наших дней остаётся лыжный переход девушек в противогазах в 1936 г.
Что касается моей матери, Веры Ивановны, впереди у неё было моё рождение, война, блокада Ленинграда, эвакуация и смерть в 1947 г. от неудачного аборта при запрете абортов в те года. И я думаю, что может быть когда – ни будь, может быть, наступят времена, когда женщина сможет сама решать - рожать или не рожать, любить или не любить? А сам я потерял свою мать в 10 моих лет.
Материал подготовил Львов Ю.М. 11.11.2014
Свидетельство о публикации №224120900959