Русалка в Калужской области

Русалка в Калужской области.

Русалка - женский демонологический персонаж восточнославянской мифологии. Поверья и былички о нем бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России; по сравнению с северными, их отличали красочность описаний и разнообразие сюжетов. В календарной обрядности образ русалки встречался в весенне-летнем ритуале «проводы-похороны», с ним были связаны нормы поведения крестьян в весенне-летний период.
По народным воззрениям, русалками становились умершие до замужества девушки и некрещеные младенцы
К ним также причисляли женщин, особенно молодых, погибших без покаяния и отпевания - удавившихся, утопившихся, пропавших без вести, детей, проклятых родителями или рожденных от нечистой силы и подмененных на человеческих. Ряды русалок пополняли дочери девушек, решивших наложить на себя руки из-за несчастной любви и погибших в состоянии беременности, по поверью, они рожали уже после своей смерти.
В быличках говорится о возможности перехода таких русалок (реже утопленниц) в человеческий мир - для этого необходимо было набросить им на шею крест. Представление о том, что русалкой после смерти могут стать и мужчины, встречается редко. Но и в этом случае это непременно умершие, которым «заклятия не было, погребенья не служили…» (Виноградова Л.Н. 1986. С. 92). По народным поверьям, их «бесприкаянные» души не могут найти покоя и часто тревожат людей.
Связанные с библейской традицией легенды о происхождении русалок также были известны в народе. Одни считали, что их, вместе с другими представителями нечистой силы, сотворил дьявол (нижегородск.), другие - что Господь Бог. Некогда они жили на небе вместе с ангелами, но за проступки архангел Михаил сверг их во главе с сатаной на землю и долго преследовал огненными стрелами. От ужаса и страха они разбежались куда глаза глядят, расселившись повсюду в виде демонов.
У русских известны русалки двух видов. Для южнорусской традиции наиболее характерен образ молодой привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого цвета, появлявшейся обнаженной или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинчиков на голове. Она обладала необыкновенной красотой и вечной юностью. Орловские крестьяне говорили, что русалки «ходят голые без обуви и без покрова на голове. Тело у них белое, как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как пух…» (Зеленин Д.К. 1916. С. 128).
Одновременно в народном воображении существовала русалка, чей внешний облик описывается как страшный и даже безобразный. Она отличалась высоким ростом, крупным телосложением и толстотой или, наоборот, невероятной худобой, обрюзглостью, непомерно большими грудями, которые закидывала за плечи, косматыми зелеными волосами, распущенными по плечам. Их демонический облик дополняли огромные расчески в виде бороны.
Для обоих видов характерны признаки покойника-нечистика: они бледнолицы, руки у них холодные, волосы распущенные, глаза закрыты. Как и другие представители нечистой силы, русалки могли оборачиваться рыбами, земноводными, птицами. Согласно калужским поверьям, русалок возглавляет «наибольший черт», от него погибшие женщины получают красоту, перед которой не может устоять ни один мужчина, и вечную юность; с этой целью «главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле с разными снадобьями и зельями» (Зеленин Д.К. 1916. С. 131; АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. № 522).
Известный в некоторых уголках России образ девушки-русалки с рыбьим хвостом вместо ног возник под влиянием литературной традиции. По мнению исследователей, он связан с апокрифической легендой о фараонском войске, потонувшем при переходе через море; войско сопровождали женщины-египтянки, которых также считали дочерьми египетского царя - фараона; чаще их называли фараонками или берегинями.
Местом обитания русалок считались глубины рек, озер, запруд, болот, они жили на облаках, скрывались в «подземном царстве» (тамбовск.), в гробах на кладбищах (брянск.), или просто под землей (орловск.), где, по поверью, спали в течение почти всего года. Один раз в году они появлялись на земле. Выходили из вод за неделю до Троицы, в Семик, в Троицу, в Духов день и вскоре возвращались обратно. Время их пребывания ограничивалось неделей (см. Русальная неделя) или периодом цветения ржи. Они могли покинуть землю в Петров день или гулять до осени, безмолвно катаясь «на волнах нивы» (калужск., орловск.).
Существовало также представление, что русалки, кроме русальной недели, выходили из воды на Светлое Воскресенье, в момент, когда кругом храма обносят плащаницу. Поэтому необходимо было «запирать двери в храме как можно крепче из опасения как бы не набежали русалки» (Максимов С.В. 1994. С. 103-104). На русальной неделе русалки поселялись в лесах на деревьях: на старых дубах, березах, склонившихся над водой ивах, осинах, кленах; в полях, в коноплянике; жили на поверхности вод; посещали поселения и жилые дома.
Вода и растения выступали в традиционных представлениях как пути перехода из иного мира. В этот период русалки становились видимыми для человека. Любой крестьянин в полдень или в полночь, а также после захода солнца, мог увидеть как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!», скачут по деревьям, плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы, поют песни, бьют в ладоши, плещутся в воде, расчесывают на берегу рек свои волосы или играют свадьбы.
Появление русалок в полях в период цветения ржи было неслучайным. Считали, что там, «где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее» (Максимов С.В. 1994. С. 102). Они осмыслялись как хранительницы посевов, во власти которых находилась судьба будущего урожая. От них зависело и количество влаги, получаемое в течение лета полями. С другой стороны, в силах русалки было причинять посевам вред: они, как и другие умершие не своей смертью насылали сокрушительные бури, проливные дожди, град, помимо этого портили овощи, обтачивали зерна в загонах.
Благотворное или вредоносное действие русалок во многом было обусловлено поведением людей. В период разгула этой нечисти необходимо было выполнять ряд установленных традицией правил и обычаев. Они были основаны и на представлениях о взаимоотношениях русалок и человека. Особое внимание русалок к детям и мужчинам зачастую оборачивалось для них смертью. Представления об опасности встреч с русалками бытовали повсеместно. Русалки могли защекотать до смерти, напугать, утопить одинокого человека, если он не соблюдает в это время предосторожностей. В народе говорили, что русалки заманивают к себе прохожих красивым голосом.
Их пение «имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места» (Зеленин Д.К. 1916. С. 179). Русалочьи песни были похожи на песни девушек, но отличались от последних тем, что к ним примешивалось стрекотание сороки, это и служило предупреждением для человека. Своей красотой русалки заманивали в водоемы или в глубь леса парней или молодых вдовцов. В лесу она тихонько подкрадывалась к человеку сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока тот не задохнется от смеха.
На голову умершего русалки возлагали венок из осоки и кувшинчиков, его руки связывали березовой веткой, а затем каждую ночь водили вокруг него хороводы. В народе полагали, что все это время покойник не подвергается гниению и начинает разлагаться только после прикосновения к нему человеческой руки. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила.
Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: его заставляли чесать лен, а по ночам развлекать их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Часто описываемые в быличках любовные отношения мужчин с красавицами-русалками нередко вели к смерти человека. Говорили, что познавший любовь русалки или хоть раз поцелованный ею вскоре умирал от тоски или кончал жизнь самоубийством. Встреча с русалкой могла закончиться для человека продолжительной болезнью: у него начиналась лихорадка (воронежск.), судороги сотрясали его тело, а лицо перекашивала страшная гримаса.
Помимо этого русалки посещали дома крестьян с целью нарушить в семье родственные отношения (калужск., нижегородск.). Потерю скотины в это время крестьяне приписывали шуткам русалок; ее же обвиняли в том, что она по ночам садилась на борону и загоняла лошадей. Считали также, что именно русалки спутывают у рыбаков сети, а у мельников портят жернова и плотины (смоленск.).
По народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. Они пряли ночью в домах и в банях, где женщины оставляли пучки волокон на гребнях (владимирск.), похищали пряжу, нитки, холсты у тех, кто ложился спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что затем видели их сидящими на деревьях и разматывающими пряжу. Ворованные холсты русалки расстилали возле источников и мыли их ключевой водой.
Чтобы обезопасить человека от неблагоприятных последствий, вызванных встречей с русалкой существовала система оберегов и защитных действий, подобная приемам, традиционно используемым против нечистой силы. Увидев русалок, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его.
Советовали также отмахиваться от русалок вальком (рубелем), ударить палкой ее тень (брянск.), или быстро сказать сколько зубцов в бороне. Русалки не могли подойти к человеку, а значит и причинить ему вред, в том случае, если на шее у него висит два креста: один на груди, другой - на спине, т.к. русалка обычно подкрадывается сзади, или, если подъехать к ним, верхом на кочерге. По старинному поверью, русалки, как и ведьмы, бояться крапивы, полыни и осины.
Русалка относилась к той категории покойников, чей жизненный потенциал сохранялся после смерти, поэтому ей приписывали огромную магическую силу, которая могла проявляться как с отрицательным, так с положительным знаком. Как и «предки» -«родители», она была связана с идеей изобилия и плодородия, но будучи покойником ходячим, она безусловно определялась как нечистая сила. Исходя из представлений о неизжитом веке русалок и о их женской природе, связанной с материнством, современные исследователи прослеживают в образе русалок (Денисова И.М. 1995. С. 133) черты женских божеств судьбы, покровительниц рожениц, близких древнерусским берегиням и рожаницам.
Трансформация этих представлений со временем привела к появлению в мифологическом и обрядовом образе русалки эротических черт и травестических элементов. 2. В некоторых районах России русалками называли колдуний и ведьм, т.е. женщин, имевших отношения с нечистой силой; говорили, что они летают на помеле и делают заломы в поле. (Зимина Татьяна Александровна).
Таинственные животные в Калужской области. 3



На Руси издревле «водились» обезьяны
В село Сороки, что на юге Калужской области, мы приехали собирать «аномальный» фольклор. Интересовались лешими, домовыми, чертями - известными мифологическими персонажами. А услышали про... обезьян.
- Были! - уверенно и без тени улыбки сообщила 83-летняя местная жительница Мария Ивановна Минакова, уточнив: - Сама не видала, старые люди рассказывали. Кто в лесу жил.
- И как же они выглядели?
- Ну обезьянки и обезьянки. По деревам лазают... Ругаются, как мужчины. Они как люди, вот такие. - Бабушка показала на мою спутницу Розу Тенякову...
- То есть это женщины были? - спросила та.
- Да, только голые, лохматые. Все тело у них лохматое. Грудь у них, как у человека. Руки длинные...
Казалось бы, решила сельчанка подшутить над чудаками «городскими». Но я сразу припомнил: про обезьян в Калужской области я уже слышал. Тоже на юге области, но в Жиздринском районе, селе Коренево. В 1998 году в ответ на просьбу рассказать о необычных животных В. И. Аринина (в то время ей было почти 85 лет) бойко ответила:
- Вот обезьян две бабы видели, когда за орехами ходили! Давно, правда. Еще до войны. На орешинах, говорили, качались у реки.
Оба села находятся на одной широте и в одной зоне - знаменитых засечных лесах. Между ними по прямой - 80 километров, а по дорогам - вдвое больше. Возможно, практически одинаковые рассказы про невесть откуда взявшихся обезьян - простое совпадение. Но есть и другие предположения, более романтические.
Бежали на волю?
Зоопарков и в Калуге-то не было. Не говоря уже о южных уездах губернии, всегда считавшихся самыми архаичными и отсталыми. Хотя нельзя исключить, что какой-то помещик, любитель экзотики, обезьян завел и случайно или намеренно выпустил на волю. Теоретически по крайней мере летом они бы не пропали: корма много, особых врагов нет... В советские времена обезьян-павианов в виде эксперимента выпускали на изолированном острове посреди озера в Псковской области - летом чувствовали они себя просто замечательно. Зимой, конечно, заботу о них брали на себя ученые. А японские макаки и без помощи человека неплохо себя чувствуют почти в нашем климате. В Индии горные обезьяны-лангуры нередко забираются в зону снегов...
На юге области крупные и образованные землевладельцы - редкость. Но все же, например, усадьба князей Львовых собразцовым хозяйством и фабриками была. Под Брынью - район соответствует. Однако удравшие от любителя экзотики обезьяны вряд ли бы стали путешествовать 80 километров, да еще и не на юг. А как бы они переправились через две мощные реки - Жиздру и Рессету? Да и должны были сохраниться упоминания об усадебном зверинце в литературе и исторических документах - имейся таковой на юге области. Достать экзотическое животное сто лет назад было все же сложнее, чем ныне...
Маленькие «снежные люди»?
Эта версия, конечно, приходит на ум прежде всего. Думаю, сейчас уже все знают, что «снежный человек» - прозвище газетное. И получено ошибочно. «Обитает он не в снегах, а в труднодоступных лесах. Отчего исследователи-криптозоологи и предпочитают его называть теперь реликтовым гоминоидом. Ныне много сообщений о встрече с этим нашим родственником, по-видимому, проигравшим нашим предкам в конкурентной борьбе за лучшие места и вытесненным в глухомань, приходит из Якутии, Карелии, Чукотки, а в недавнем прошлом косматых человекоподобных, называемых чаще всего «болотными чертями», реже «лешими», нередко встречали и в лесах средней полосы России. Мало того, «имя» чувашского «лешего» такого рода - упате - на русский издавна переводили как обезьяна!» - пишет в своей книге криптозоолог Д. Баянов.
В прошлом году, путешествуя по соседней с ЧувашиейРеспублике Марий Эл, где волосатых человекоподобных именуют овда, я сам записал рассказ молодого парня: «Бабушка рассказывала: как-то лошадь из ночного пришла, и на спине ее огромная обезьяна сидела». «Это овда была», - прокомментировал быличку другой старожил...
Однако вся анатомия реликтового гоминоида показывает, что все же приспособлен он к передвижению по земле. Да, на деревья он забираться может, иногда и спит на них, о такой черте поведения «дивов» говорится еще в поэме азербайджанского поэта ХII века Искандер-намэ... Но во всех местах, где реликтовых гоминоидов замечали на деревьях, видели их, причем гораздо чаще, и ходящими по земле.
Простые русалки?
На первый взгляд версия эта тавтологическая: объясняет непонятных существ - «русских обезьян» - еще более непонятными русалками. Однако с точки зрения этнографии русалка - хорошо известный персонаж, пусть и относящийся к мифологическим. Так что вполне допустимо переосмыслить его в обезьян.
Русалка в славянской мифологии - это отнюдь не женщина с рыбьим хвостом, а красивая молодая девушка с распущенными волосами... Чаще всего встречали их (согласно верованиям) летом во ржи. Но любили русалки качаться и на деревьях. Помните, у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»? В отличие от наблюдений «обезьян» легенды о встречах с русалками рассказывают и в наши дни. В том числе и в тех же Сороках. Вот что поведала нам одна из молодых еще крестьянок:
- Про русалок мне мама рассказывала. Как выглядят? Как обычные женщины, молодые. На березках они сидят, качаются. Меня всегда это поражало - почему не на речке? «Нет, - говорила мама, - в лесу они».
Да и сама Мария Ивановна, сказав про обезьян на деревьях, тут же припомнила, что и русалки на них же встречаются:
- На березах. Вылезут из болота и качаются. После Троицы...
Некоторые исследователи, предпочитающие объяснять все загадки одной причиной, русалок тоже считают реликтовыми гоминоидами. Действительно, в Сибири, иногда в Карелии русалок описывают как уродливых огромных женщин, покрытых волосами. Но в наших местах русалки молодые и красивые. И отнюдь не похожи на обезьян.
Привычные обитатели?
Крошечный шанс, что у нас водились какие-то похожие на обезьян животные неизвестного вида, может быть, и в самом деле относящиеся к приматам, имеется. Да, ныне таких неизвестно - однако не будем забывать, что широкие, подлинно научные зоологические исследования были развернуты в России (да и в других странах) каких-нибудь сто - двести лет назад. Профессиональных биологов и сегодня можно пересчитать по пальцам (например, животный мир Калужской области изучают в основном сотрудники биофака педуниверситета, основная задача которых - готовить учителей биологии).
А в ХIХ веке полевая зоология только становилась на ноги. Особо стоит обратить внимание на место события: засечные леса. Со времен набегов половцев и прочих татар и печенегов здесь проходила, в современной военной терминологии, «полоса обеспечения» южных границ русских земель. Царскими и княжьими указами леса запрещалось сводить: они служили естественным барьером против конницы степняков. Именно здесь и сейчас сохранилось много редких видов растений и животных: классический пример - выхухоль, ценный пушной зверек, считающийся реликтом третичного периода.
Во время нашего похода вокруг нас буквально стаями летали краснокнижные бабочки: тополевый ленточник и мнемозина, столь редкие в других районах области... Для знающих людей нет ничего странного и в том, что «русские обезьяны» (если таковые и вправду обитали) неизвестны по ископаемым остаткам - для минерализации костей требуется сочетание многих редких факторов, начиная уже с того, что трупы павших животных в природе обычно быстро растаскиваются падальщиками.
Я двадцать лет серьезно увлекаюсь коллекционированием окаменелостей, каждое лето по нескольку раз бываю на вскрывающих отложения каменноугольного времени калужских карьерах и за все время нашел всего три зуба древних рыб. Ни единой их косточки, ни единого отпечатка! Но это не все. По крайней мере один зуб примата неизвестного вида на территории нашей страны был найден на дне кавказской пещеры одним из энтузиастов поиска «снежного человека» - Р. Дановым. По заключению специалистов Дарвиновского музея, в Москве зуб действительно принадлежал примату неизвестного вида.
Однако если «обезьяны» у нас водились, могли ли сведения о них не попасть в фольклор? Ведь крестьяне - не городские зоологи, бывающие в лесах наездами, уж они-то живущих в округе хотя бы крупных животных знать должны! В засечных лесах практически не велись земледелие и лесоразработки, а численность населения всегда была невелика. Вполне возможно, что именно здесь и сохранилась почти до наших дней популяция каких-то редких животных, вымерших в других краях сотни лет назад. С другой стороны, наверняка в народе «обезьяны» имели другое название, точно так же, как и газетных «снежных людей» аборигены называли совсем по-другому: йети, саскватчи, алмасы, авдошки...
Пока мне удалось найти лишь одно упоминание: «В лесах, кроме лешего, согласно верованиям, проживают болотники, моховики, которые внешним своим видом похожи на обезьян, некоторые на водяного, только хвостик имеют покороче, меньше ростом и не приносят людям слишком большого зла» (Э. М. Померанцева. «Мифологические персонажи в русском фольклоре»). Народ склонен связывать феномены с нечистой силой. Но я убежден: за многими легендами стоит пусть зашифрованная и искаженная, но реальность. («Комосомольская Правда»).

 


Рецензии