За рамками одного портрета

   «На заказ не рисую, только для себя, – пояснял новосильский художник Иван Фролович Жарких  орловским журналистам, заставшим его в момент, когда он заканчивал писать портрет Саввы Мамонтова. – Знаменитейший меценат русский, интереснейший человек. Побольше бы таких!» Портрет  Мамонтова  работы  Репина, с которого Жарких писал копию, находится  в Абрамцево, доме - музее С.И. Мамонтова.

    Савва Иванович Мамонтов (1841, Ялуторовск - 1918, Абрамцево) – русский предприниматель и меценат, продолжатель купеческой династии Мамонтовых. Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина.  У  Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых было пятеро детей: их  специально называли так, чтобы из первых букв их имён получалось имя Савва — Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.     В 1869 году получил по наследству от отца акции принадлежавшей ему железнодорожной компании. Начал активно заниматься железнодорожным строительством. В 1876 году получил концессию на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Но … в 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег на строительство Ярославской железной дороги и заключили в Таганскую тюрьму. Через два года Савву Ивановича оправдали, но всё его имущество распродали для погашения долгов. С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», где и умер.

       В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России.

Здесь подолгу жили  и работали русские художники (И. E. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и др.)  и музыканты . Здесь в  1887 году В.  Серов написал портрет  Веры Мамонтовой — картину «Девочка с персиками»…

      Но я хочу рассказать  о связи Мамонтовых  с Новосильским краем.   По данным «Памятных книжек Тульской губернии» средний  сын С.И. Мамонтова –  Всеволод Саввич(1870;1951)  в начале прошлого века имел звание Почётного гражданина и являлся непременным членом Новосильского уездного Земского собрания.  Всеволод Саввич был математиком  по образованию, кинологом  по призванию, тонким ценителем музыки и искусствоведом – по  жизни. В послереволюционные годы В.С. Мамонтов, превосходно разбиравшийся в лошадях и охотничьих собаках, работал управляющим конезаводства Тульской области, директором конного завода, судьей-кинологом Всесоюзной категории.
Именно он стал автором мемуарной книги «Воспоминания о русских художниках», которая представляет собой бесценное свидетельство о жизни Абрамцевского кружка.

      Всеволод, страстный охотник, не раз охотился в Новосильском уезде.  Увлечение охотой переросло в страсть позже, когда Всеволод Саввич женился на первой красавице Москвы и Санкт-Петербурга тульской дворянке Елене Свербеевой. Ей принадлежала часть имения «Головинка», (ныне Мценский район), совладельцем которого был Михаил Сухотин – зять Толстого, неизменный товарищ Льва Николаевича по походам с ружьецом и поклонник псовой охоты; «заразившись» от него этим делом, Мамонтов вместе с несколькими родственниками и друзьями завел здесь, в четырех десятках километров от Спасского-Лутовинова, на землях Новосильского уезда Тульской губернии, комплексную псовую охоту из десятка свор и стаи гончих. Увлекшись охотой, Всеволод даже получил медаль за истребление в изобилии водившихся здесь волков. Мамонтовы использовали усадьбу как летнюю дачу, превратив ее в центр притяжения для интеллектуалов той эпохи. Хозяева плотно общались со своими соседями и родственниками, среди которых известны востоковед Матвеев, просветитель Горбов, дочь декабриста Зинаида Трубецкая, дочь Л.Н. Толстого Татьяна Сухотина, у которой в рядом расположенном имении Кочеты часто гостил ее знаменитый отец. Из записок личного доктора писателя Маковецкого достоверно известно о том, что чета Мамонтовых регулярно общалась со Львом Николаевичем, бывала у него в Кочетах, одалживала ему лошадей, а 26 июня 1909 года Головинку посетил и сам писатель с ответным визитом.               
     Но самый большой след в истории поместья оставил художник Сергей Арсеньевич  Виноградов, регулярно проводивший здесь лето на протяжении 10 лет.  Вот как вспоминал это имение художник :   «С конца сентября начиналось «отъезжее поле». Собирались охотники – помещики с округи, часто и издалека, все, конечно, друзья, жили со своими собаками, псарями, лошадьми в усадьбе, брали зверя в округе, к ночи возвращались с охоты, веселый ужин, конечно, а затем игра в покер по крупной; ночи-то ведь уже длинные стали и наиграться и выспаться успеешь. А утром опять в поле… Брали охотники соседние поместья: Кочеты, Ржавец, Ломцы, Сетуху, Кирики, Алябьево… Перекатывалась охота из уезда в уезд и даже в другие губернии. Брали выводки волков, травили лисиц, в поездку за зайчишками-русаками скакали….

      Как воодушевляла Головинка милая! Как хотел я передать в картинах ее поэзию, ее радостность. Работал я настойчиво с большим волнением. Написал много, много вещей там… И как же не любить мне ее, родную мою красавицу. И как не вспоминать с трепетом в сердце о былом счастье!»      

    … «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства. Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин – хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк с длинными липовыми и еловыми аллеями….»

      Посмотрите на эту прекрасную усадьбу хотя бы на картине художника…Увы, теперь она почти разрушена.

      Не могу не упомянуть ещё об одной работе художника: «Бабы Тульские».(1889 г). Мы-то сразу скажем, что написана картина  с наших новосильских крестьянок, возможно, в той же Головинке. На ней он изобразил двух деревенских женщин, занятых разговором около сарая. Художник почти с этнографической точностью запечатлел на героинях национальные костюмы, характерные для южных деревень России. Обе одеты в понёвы –  традиционные  домотканые шерстяные юбки.

                …….

      Мамонтов как меценат долгое время оставался  мало исследованным – это  было связано с тем, что после 1917 года сама тема благотворительности находилась за рамками актуальных проблем советского общества. С конца 1980-х годов интерес к меценатам и коллекционерам стал возрастать –   в итоге появился большой ряд работ и статей, в которых показывалась роль российского купечества, в том числе Саввы Мамонтова, в развитии благотворительного движения. В XXI веке при анализе деятельности Мамонтова упоминается, что его представление о будущем России частично перекликалось со взглядами Петра Столыпина.


Рецензии