Таинственные животные в Камчатской области

Таинственные животные в Камчатской области. 

Лешие у Ительменов
Леших, или лесных духов, они называют «ушахчу». Такой дух имеет внешний вид человека, а у его жены к спине прирос постоянно плачущий ребенок. Его обязанность сводится к тому, чтобы заводить людей в глубь чащи и поражать их там безумием.
Горных богов они называют «камулы», или «малые души». «Душонка» именуется на ительменском языке - «камулеч». Эти духи обитают на высоких, особенно же на огнедышащих и дымящихся горах. Поэтому ительмены никогда к ним не обращаются, и особенно избегают взбираться на такие горы. Они утверждают, что эти горные духи живут внутри огнедышащих гор и топят их совершенно так же, как люди - свои жилища.
Питаются они от китобойного промысла. С этой целью они по ночам прилетают по воздуху на море и вытаскивают из него китов, причем существует поверье, будто каждый из духов приносит их домой по десяти штук, на каждом пальце по одному. Дома они жарят и варят этих китов. Ительмены утверждают как достоверное, что на вершинах гор можно найти целые кучи китовых костей. Каждый раз, когда туземцы проходят мимо такой горы или горячего ключа, они бросают в том месте, в качестве жертвоприношения, кусок мяса или какую-нибудь тряпку. (Георг Вильгельм Стеллер).


Снежный человек в Камчатке
Учитель и краевед из посёлка Мильково, расположенного в центре Камчатского полуострова в своём письме рассказал: «…Собирая фольклор коряков и камчадалов, я не раз слышал легенды и сказания, в которых фигурировали человекоподобные существа: то маленькие, напоминающие западно-европейских гномов, то сказочные великаны, живущие в недрах вулканов.
Правда, я тогда специально не интересовался проблемой «диких волосатых людей». После Вашего обращения я расспрашивал некоторых из своих информаторов, не знают ли они чего-нибудь о «диких людях». Далеко я не ездил, а близко живущие каких-либо конкретных случаев мне не рассказали, но порекомендовали поинтересоваться не знают ли чего-нибудь пограничники. Когда я к ним обратился, мне рассказали следующий случай:
В 1980 году наряд пограничников осматривал контрольно-следовую полосу, идущую вдоль берега океана на мысе Лопатка (так называется южная оконечность полуострова Камчатка). Неожиданно они увидели впереди себя две рослые человекоподобные фигуры, покрытые светло-серыми волосами, которые не торопясь бродили по отмели, обнажившейся после отлива, и что-то собирали среди оставшихся на ней водорослей.
Пограничники наблюдали за этими «волосатыми людьми» довольно долго. По внешнему виду, размерам и поведению это не могли быть диверсанты, и поэтому они решили об этом случае не докладывать – чтобы не волновать начальство (рассказал об этом случае один из членов наряда уже после окончания службы, вернувшись домой, но фамилию он просил не называть).
Рассказывает Борисов Алексей Васильевич: «1967 год. Работал я тогда в экспедиции вулканологов под руководством доктора наук О.В.Волынца. Нас было 6 человек. Работали мы на вулкане Децензур. Один из участников экспедиции В.Ермоленко стал потом директором Геологического института в Москве. Вот он как-то уже в Москве спрашивает меня, видел ли я фумаролы. Я ответил, что, конечно, видел. Но тут я вспомнил, что однажды рядом с фумаролой я видел какую-то тёмную фигуру. В тот момент я подумал, что это медведь, и даже выстрелил в него из ружья, но промахнулся и он убежал. Но бежал он совсем как человек и быстро скрылся в скалах, рост у него был около трех метров». (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»). 


Легенды об огромных щуках-людоедах
Каждый рыбак мечтает поймать большую, а еще лучше – гигантскую рыбу. А некоторые рыбы мечтают поймать рыбака. Такие хищники обитают не только в морских глубинах и тропических реках, но и у нас на севере. Огромные пространства Сибири очень удобно рассматривать на карте. Это сплошное зеленое пятно, которое пересекают тоненькие ниточки рек. Оно упирается в камчатские горы, Северный Ледовитый океан и казахские степи. Все компактно и понятно.
На самом деле трудно даже представить огромную тайгу и тундру – десятки тысяч километров глуши, где не ступала нога человека. Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры. Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.
Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.
Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу.
«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.
В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».
Якутов и селькупов разделяют многие километры непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о людоедах. Еще труднее поверить, что такие истории от них узнали чукчи. Однако и те рассказывают про огромных щук. В великолепной монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками.
У чукчей есть история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько человек, чтобы вытащить рыбу на берег.
Юкагирам, живущим рядом с чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поехал осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам челнока – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.
Похожие истории слышал от якутов Окладников: «На озере раньше щуку видали: глаза ее по обе стороны берестяной лодки видны были».
Переместимся на шесть тысяч километров с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове. Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере в дельте Енисея громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Акулы в этих местах – редкость. Акул-людоедов нет вовсе, тем более в пресных озерах. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.
Теперь спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку.
Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.
Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед. Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.
Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом  истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.
В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.
В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле. Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.
Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам? Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук.
Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.
Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.Мой прадед, живший на Дону, во время большого паводка увидел на заливном лугу возле стога сена огромную щуку, похожую на старое замшелое бревно. Он убил ее вилами и скормил свиньям.
А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров. Кроме того, Панков привел еще одну любопытную историю.
«Работник совхоза «Силянняхский», центр которого расположен на притоке Индигирки, молодой эрудированный специалист, узнав о моем пристрастии к водным путешествиям, предложил себя в качестве спутника.
– По Силянняху поплывем? – полушутя спросил я.
– По Силянняху?! На брезентовой байдарке? Там такие щуки водятся, что или байдарку пропорят, или самого вытащат из лодки. Сколько было случаев, когда щуки за ноги хватали. Такой они величины – страшно подумать…».
Биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, на что они готовы, это признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что может помешать щуке вырасти еще больше –  ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни! Записи этнографов о челюстях, выходящих за рамки признанных размеров щук, предания самых разных народов, посвященные щукам, свидетельствуют, что те действительно могут достигать огромной величины.
Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки, и они просто не могут достичь огромного размера в старости. В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна.
Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались. Просто за ненадобностью. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет. Сомнительно, чтобы в одном водоеме обитало сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста.
Поэтому вряд ли редкий зверь скоро попадет к ученым. Но если вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, будьте внимательны. Может быть, увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки. Правда, я бы на вашем месте поскорее выбрался на берег. Возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом. («Криптозоология»).
 



Монстр по прозвищу Кракен
Эти обитатели морских глубин настолько неуловимы и скрытны, что встречи людей с ними происходили до недавнего времени довольно редко. В средневековых легендах они предстают в образе чудовищ, нападающих на мореплавателей и топящих корабли. Иногда их выбрасывает на берег, еще реже они попадают в рыбацкие сети. В литературных произведениях гигантские кальмары увековечены под именем «кракены».
Размерами кальмар может достигать среднего кашалота и довольно часто вступает с ним в смертельную схватку, выходя из нее победителем. Так, в январе 2011 года одиннадцатиметровую тушу кашалота весом около 15 тонн выбросило волнами на берег острова Беринга, находящегося в 200 км от Камчатки. По словам специалистов, кит погиб от смертельных ранений, нанесенных ему не менее гигантским кракеном.
Большинство кальмаров обладают органами свечения. Свет образуется в результате химической реакции, подобной той, что создает «холодное» свечение светлячков. Клюв кальмара очень силен, а глаза похожи на человеческие. У него десять щупалец: восемь обычных и два, которые значительно длиннее остальных, на концах имеют нечто вроде присосок.
Однако не только размеры, но и огромная скорость делает этих головоногих моллюсков довольно опасными морскими хищниками. Втянув воду в полость тела, кальмар с силой выбрасывает струю через воронкообразный канал и устремляется вперед, как ракета. Такой «реактивный» двигатель позволяет кальмару развивать скорость до 70 км в час. Кроме этого он способен выпрыгивать из воды на высоту до 10 метров!
До второй половины XIX века ученые вообще сомневались в существовании гигантских кальмаров, а рассказы моряков о встречах с этим моллюском считали плодом их безудержной фантазии. Перелом в научном сознании наступил 26 октября 1873 года. В этот день рыбаки забросили сети в одной из бухт Ньюфаундленда. Увидев какую-то огромную массу, плавающую на поверхности, они решили, что, возможно, это обломки корабля после кораблекрушения.
Один из рыбаков, приблизившись к неизвестному предмету, ударил по нему багром. Внезапно «предмет» ожил, вздыбился, и люди увидели, что наткнулись на кракена. Длинные щупальца чудовища обвили лодку. Одновременно кальмар стал по¬гружаться под воду. Один из рыбаков не растерялся и ножом отсек щупальце чудовища. Кракен выпустил чернила, окрасив вокруг воду, и исчез в глубине.
Рыбаки передали щупальце местному натуралисту Харвею. Так впервые в руки ученых попала часть тела доселе мифического кракена, о существовании которого все это время велись бесплодные споры. Через месяц в этом же районе рыбакам удалось поймать сетью другого гигантского кальмара. Этот экземпляр также был передан Харвею. Длина чудовища составляла 10 метров.
Почти 30 сантиметров в диаметре имели глаза еще одного кальмара, который был найден мертвым на мелководье у новозеландского острова Айленд-Бэй. Разрезав его брюхо, рыбаки обнаружили, что моллюск имеет три сердца: одно большое и два поменьше. При жизни кальмара они гнали кровь в двенадцатиметровые щупальца, с помощью которых морское чудовище хватало добычу и затем челюстями рвало ее на куски.

 


Рецензии