Глава 6. Отцы-командиры

Продолжение. Начало – http://proza.ru/2024/06/14/1175

***
На фото. Справа – мой первый комбат – полковник В.О. Овакян и зам начальника училища полковник Клочко О.И. А вокруг часть нас, - ДЕТЕЙ-КОМАНДИРОВ…
 
***

Наивно было бы считать, что учеба в военном училище заканчивается по окончании самих учебных занятий.
Да не же!
Учеба идет ежедневно, и даже, ежечасно!
От подъема до отбоя с нами отцы-командиры. Даже когда мы спим, где-то прохаживается по казарме дежурный ответственный офицер.
Он с нами и на подъеме, и на зарядке, и во время приема пищи, и во время самостоятельной (какая уж там самостоятельность под постоянным надзором!) подготовки, и во время спортивно-массовых мероприятий вечером…

Никуда от него не спрячешься!?.. Нет!..
На самом деле умудрялись и прятаться, и в самоволки убегать. Но это потом… Когда взрослее, мудрее и хитрее на курс или два становились. Да и они, вместе с нашим военным «взрослением», становились более демократичными. И уже не так ощущалась разница в наших статусах… Но это потом!
А на первом курсе, - под бдительным контролем, присмотром и добрым матюгом!

На самом деле, - общая задача воспитания и становления будущих командиров, лежала именно на крепких плечах, заботливых навязчивых словах и делах именно командиров учебных подразделений.
 
Именно командиры «впихнули» нас, - полу-гражданских охламонов, в сложный и кропотливый ритм военной службы. Вот о них я хочу сейчас немного вспомнить.

На первом курсе нас набралось с лишком…
Эти лишки были обусловлены конечно «естественно-учебным» отбором, который подразумевал отсев всех лишних, не способных учиться, или просто недисциплинированных.
Конечно, отсев потом проходил и дальше, на старших курсах. Но он не был таким массовым, как в первый год учебы.

Например, мой друг по училищу Кеша. Я написал о нем целую главу в моем большом рассказе об учебе в училище (http://proza.ru/2024/07/30/1324), был отчислен на четвертом курсе, в канун самого выпуска.

Так вот. Эти «излишки» были сформированы в два взвода.
Нет!.. Это не значило, что все, кто в них попал будут выгнаны из училища. Просто на втором курсе эти два взвода влились в общий курс, – 2-й дивизион.
А на первом курсе я и мои, еще примерно, 60 курсантов, попали служить в 3-й, выпускной дивизион, к четверокурсникам. Отдельными первокурсными взводами.
Наши два взвода сразу попали в казарму, а остальные наши сокурсники, начали учебу на учебном центре и даже в спортивном зале училища, а потом уже, по мере готовности казармы нашего дивизиона, переехали в нее. 
Запутанно! Но распутывать дальше не буду!

И тут мы познакомились с Вачеком.
Вачек, - майор Вачаган Овакович Овакян, - командир 9-й батареи, майор.
Маленький ростом, быстрый как Суворов, суровый как гора. Он многому нас научил, как командир подразделения.

… В 2011-м мы встретились с ним на юбилейной для нас встрече выпускников училища. У меня есть и фото с ним. Он и в ресторане с нами, - окончившими училище в 81-м был…
Маленький, добрый, в те годы уже пенсионер.
Мы произносили тосты в честь него, как и прочих командиров, будучи уже навеселе, обнимали его… Огромные дядьки! А он, казалось, утонет в наших объятьях.
Вачек потом был и командиром дивизиона, затем ушел преподавателем на кафедру боевой работы.
Но тот дух, и тот толчок, который он дал в воспитании нас, как будущих командиров-артиллеристов, наверное, стал главной заслугой всей его жизни. А сам полковник В.О. Овакян стал легендой нашего училища.

Я не буду здесь повторять эпизод, связанный с Вачеком во время инструктажа караула.
Если интересно, почитайте его в моем рассказе «Устав от караульной службы. Самый первый раз» - http://proza.ru/2024/02/17/1215.

После первого курса остатки наших двух взводов влились уже в 3-й дивизион.
Немного грустно было оттого, что нас расформировали по разным батареям и взводам.
Но основная масса моих друзей попала в 3-й взвод 5-й батареи.
Тут уже совсем другой подход и другие командиры.

Командир 5-й батареи, - Леня Т.
Маленький, крикливый. Запомнился мне своими дугообразными короткими ножками и огромной шитой офицерской фуражкой, напоминавшей палубу авианосца.
Ближе всех командиров был конечно мой взводный Витя О., и командир 4-го взвода Костя М.
Эти два высоченных парня опекали, ругали и «школили» нас ежедневно.
Но уже к третьему курсу мы стали ближе к ним. Наверное, у них было понимание, что через каких-то пару лет, мы тоже уже станем «ваньками-взводными». Такими же как они!.. А мы этого еще тогда не понимали и не ценили!
А пока… Пока они вместе с комбатом Леней Т., терпеливо и настойчиво учили нас простой науке «ваньки-взводного». Суть этой науки: «Делай как я!».
Это уже потом, когда дорастёшь до вышестоящей должности комбата или командира дивизиона, твоим лозунгом может стать: «Делай как я сказал!».

Но суть нашей командирской науки в том и заключалась на данном этапе, чтобы научиться все делать своими руками, ногами и головой.

Копать и стрелять, быть наводчиком, заряжающим или командиром орудия. Таскать на себе тяжеленный дальномер и прочую экипировку и вооружение… Чистить туалеты, убирать снег и мусор. Мыть посуду, чистить картошку. Стоять по два часа по команде «Смирно» на посту у знамени, или нести караульную службу в любую погоду.
… В общем, все то, чему приходилось потом, уже будучи состоявшимся «ванькой-взводным», обучать своих подчиненных, - солдат и сержантов.

Только в процессе такой рутинной, и на первый взгляд не нужной повседневной учебы, мы и учились становиться командирами.

… Как-то, будучи дневальным по батарее, я выполнял очередной «подвиг» по чистке… туалета.

Драю, мою, убираю… А у самого мысль:
«Ни фига себе!.. Учусь в КОМАНДНОМ училище, а приходится не учиться командовать, а туалет драить!»
До слез обидно!
Заходит комбат Леня Т… по своим делам…
 - Товарищ капитан! Разрешите обратиться! – обращаюсь я к нему после выполнения им своих дел, - А почему мы, курсанты, должны чистить туалеты? Ведь мы будущие командиры!
 Леня ехидно улыбнулся:
 - А как ты солдата будешь заставлять туалет драить, если сам этого не делал?
Молчу, надув губы…
 - А чтобы командирскую науку лучше понимал… Тебе три наряда вне очереди! – и Леня ушел, хлопнув дверью.
… На фига я спросил?

Спустя годы и должности, вспоминается та командирская наука, которая была нам дана нашими отцами-командирами…

Понимать солдата. Беречь его! Уважать и быть близким к его чаяниям и заботам. Направляя его в бой или на рисковое задание, понимать свою ответственность за его жизнь и за то, что, если ты его не научил и не воспитал, сама его жизнь будет на Твоей совести.
Вот этому нас и учили наши отцы-командиры в училище.
Правда, таких слов конкретно они никогда и не говорили…
Наверное, может быть поэтому, некоторые из моих сослуживцев-офицеров, не всегда и действовали, и поступали неверно по отношению к своим подчиненным.
 Да, наверное, и сам я не «сахар» был…

Но… «Не боги горшки обжигают!»
А солдат… Он такой! Он любую промашку или несправедливость, исходящую от ОТЦА-КОМАНДИРА, сразу видит. Его не обманешь!


Рецензии