Чертог святых
(Цитаты из его статьи «Наше жительство на небесах...» взяты в кавычки и выделены жирным шрифтом. Все библейские стихи приведены курсивом. Подчёркивания сделаны мною. Комментируемая статья — в приложении )
Логические рассуждения...
Начнём со вступления к вышеназванной статье: «Есть в библейском учении один довольно труднообъяснимый, но важный аспект, объяснение которого не даётся в прямом слове библейского Писания, и оно может быть достигнуто только через логические рассуждения, конечно же с привлечением библейских текстовых выкладок. Речь идет о святых Божиих, которые, согласно Писанию, после восхищения будут жить на небесах, но по другим текстам Писания, они в то же самое время будут со Христом царствовать на земле».
Так где же всё-таки в конечном итоге будут обитать спасённые христиане? Я допускаю оба варианта, но преимущество всё же отдаю второй версии. Она имеет больше библейских подтверждений, более вероятна, более понятна и, на мой взгляд, наиболее правдоподобна.
А теперь рассмотрим доводы и доказательства брата Павла в пользу небесной перспективы Экклесии.
Поскольку автор анализируемой статьи сам не совсем уверен в том, что утверждает и подспудно осознаёт, что насобирал маловато аргументов для убедительного обоснования небесной версии, он ссылается на логику: «объяснение может быть достигнуто только через логические рассуждения».
Стоит, однако, отметить, что далеко не все сложные и трудно доступные для нашего понимания библейские тексты можно растолковать, прибегнув к формальной логике. Логика, как сугубо человеческий инструмент познавания мира и как наука о правильном (рациональном) мышлении, иногда даже мешает докопаться до духовных истин. Кстати, чудеса, совершённые Иисусом из Назарета, вообще никакой логике и никакому разумению не поддаются. Весь опыт смертных говорит о том, что, например, оживить мёртвого - просто невозможно. Но в том-то и дело, что у Бога ничего невозможного нет и быть не может: «Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27). Это говорит и о том, что Господь может дать нам ответ на любой вопрос. Просите — и будет дано вам, говорит Библия (Мф. 7:7-12).
Цари и священники
Цитата: «Среди христиан... отрицается то, что избранники Божии будут жить на небесах».
Ну, на то, значит, есть у христиан веские основания. Может быть, некоторые избранные чада Божьи (например, 144000 святых, у которых имя Отца написано на челах и которые искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Откр. 14:1-4), и будут вечно жить на небесах. Иные праведники, не исключено, смогут находиться как на планете Земля, так и на таинственном и неведомом пока для человеческого восприятия и понимания Небе. А большинство искупленных и спасённых, для начала, наверняка, будут во главе с Мессией устраивать на земле Тысячелетнее Царство. Сказано ведь, что святые будут царствовать на Земле: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Отк. 5:10). «И Господь будет Царём над всею землею» (Зах 14:9). И это целых тысячу лет (Откр. 20:2-3).
Что касается неба, то о нём Всевышний так отозвался: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). К слову, в своей книге о последнем времени «Ибо время близко» автор анализируемой статьи, брат Пётр, тоже множество раз повторяет, что будем восхищены «на небеса». Такого прямого утверждения в Библии я не нашёл. Зато вот о Царстве на земле сказано эксплицитно, то есть, открыто, однозначно, понятно и не однажды. Некоторые из этих мест приведены ниже.
В целом Писание не разъясняет нам где различные категории избавленных от вечной погибели людей проведут своё неизбывное бытие после физической смерти. Ясно только одно: «Праведник спасается от беды» (Пр. 11:8). Искренне покаявшиеся и возрождённые чада Божьи, святые, прощённые и избранные - минуют ад. А кого куда в будущем поместить - это уже дело Отца нашего Небесного. Условия нашего пребывания в вечности, как подсказывает Слово Бога живого, будут от того, как жили, что делали, ибо судимы и оценены будем «по написанному в книгах» (Откр. 20:12). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (святой Иерусалим, - П.Б.) воротами» (Откр. 22:14). А соблюсти Законы и вытекающие из них Заповеди трижды святого Бога, мы сможем только при условии, что будем любить не столько себя, сколько Творца нашего и ближних своих (1Кор 2:9; Мф. 22:39). Любовь - предвкушение вечности, причём, независимо от того, где эта вечность будет иметь место: на небе ли, или же всё-таки на земле. Слово Божье может нам помочь стать такими, какими нас видеть хочет Творец. Потому пытливые, истинные христиане и иследуют Писание. Правда, с переменным успехом.
Нерукотворный Дом
Да, в Книге всех книг написано, что «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). Даже согласно этого неудачного перевода (верный перевод — ниже) наше место проживания не небо, как таковое, а только отдельное прибежище, «жилище» в необъятном пространстве, называемом нами «Вселенной». Жилище, которое станет явным, когда всесильный Владыка опустит его на Землю. Это и есть уже упомянутый вверху Новый Святой Город Божий - Иерусалим.
Великий Израильский пророк Иезекииль и апостол Иоанн очень подробно описывают этот спустившийся с неба чудесный град, чтобы засвидетельствовать нам о его абсолютной реальности и материальности (Иез. 40; 42:15-20; 43; 48 и Ин. 21): «Ибо вот, я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем (Ис.65:17-25). О том же сообщает нам и апостол Пётр: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет 3:13). И для кого же эта правда будет на земле узаконена? Надо полагать, для собранных там праведников. Правда есть истина. А истина есть Христос (Ин. 14:6), первоначальное имя Которого Еммануил, что означает «Бог с нами» (Быт.17:7); Иез. 37:27; Мф. 1:23; Откр. 21:3). Выходит, Бог будет с нами не где-нибудь в третьем или другом небе, а здесь. На планете Земля.
Небеса небес, безусловно, прекрасное, исполненное славы и благодати, место. Но, на основании приведённых мною здесь и далее многочисленных стихов, неизбежно приходишь к выводу, что небо не было создано для людей, а люди не были созданы для неба.
И да, апостол Павел называет Иерусалим - этот удивительный иудейский Царский град - «небесным» (Евр. 12:22), но место его назначения, исходя опять же из библейского повествования, не небо, а именно Новая Земля. Израильский пророк Захария тоже недвусмысленно даёт знать, что мы со Спасителем нашим будем обитать не где-нибудь, а на земле: «И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придёт Господь Бог мой и все святые с Ним» (14:5). Этот факт подтверждает и апостол Павел: «...чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь» (1Фес. 3:13). Выражение «со всеми святыми», по-видимому, применено потому, что Мессию будут сопровождать как святые Ангелы (Мф. 25:31; 2Фес. 1:7) так и вознесённые Ему навстречу (при Втором пришествии, 1Фес. 4:17) святые праведники, описанные в Рим. 1:7; 1Кор. 1:2-3; Еф.1:1-2; Кол.3:12-14; Отк.19:14 и т.д. Все они ступят на Новую Землю — дом вечного их обитания: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл 1:4).
Все те христиане, которые были верны своему Спасителю и страдали за имя Его, будут править с Ним (2-Тим. 2:11-12; Лк. 19:11-27) на Новой Земле.
Новая Земля
Новая Земля – физическое место, где мы будем жить с обновленными физическими телами (1 Кор. 15:35-58). Утверждение о том, что Рай находится на небесах и что мы будем там витать в духе – совершенно не библейское. Раем для верующих, согласно авторам Писания, станет, повторюсь, новая, чистая и безупречная планета Земля. Она будет лишена греха, зла, болезней, страданий и смерти. Возможно, она будет похожа на обновленную для 1000-летнего Царства землю, но непременно без проклятия греха. Что касается слов Иисуса в адрес страдающего рядом с Ним «разбойника» (фактически, повстанца против римской оккупации), то ему Иисус вовсе не обещал сегодня же быть с ним в Раю, а только то, что бедняга попадёт в Рай. Здесь мы снова имеем дело с неточным переводом, точнее, ошибочной расстановкой знаков препинания (Лк. 23:43).
В оригинале стоит: «Аминь тебе говорю сегодня со мной будешь в раю» (Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык). Если запятую поставить перед словом «сегодня», то получается, что нынче же «разбойник» вместе с Иисусом окажутся в раю. А если запятую поставить после слова «сегодня», то вырисовывается совсем другой смысл.
В те времена никакие письменные договора и заверения при сделках бедные, неграмотные люди между собой не заключали. Они просто громко, чтобы окружающие слышали и, при случае, могли подтвердить следующее: «Сегодня говорю тебе, что то и то обещаю выполнить». Да и как Иисус мог в тот же день появиться в раю, если он лежал мёртвым в пещере, а духом проповедовал в это время мертвецам в преисподней: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив Духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным...» (1Пет. 3:18-20). И потом, нигде ведь не сказано в Библии, что рай будет восстановлен на небе.
Итак, по замыслу Бога, новая планета Земля будет существовать всегда (Пс. 194:5). В Писании сказано: «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим». 115:16). Живущих на обновлённой (2 Пар. 7:14) и, в последующем, на Новой Земле (Отк. 21:1), Бог благословит вечной жизнью, миром и гармонией. Люди в полной мере смогут наслаждаться чудесами Божьего творения (Ис. 65:21). Что именно так и будет, подтверждают следующие пророческие стихи: «Я сотворю новый мир, новые небеса и новую землю, которая будет вечной, и ваши имена и ваши дети всегда будут со Мной. (Ис. 66:22). «Я сотворю новую землю и новое небо, ничего из прошлого люди не будут помнить» (Ис. 65:17). Наши сомнения и поиски правды — тоже все останутся позади. С нами будет Христос, который и есть правда и истина (Ин. 4:16).
Путь Спасителя
Чтобы убедить нас в том, что по восхищению устремимся на небо, автор, как и большинство библейских учителей и теологов, приводит следующий стих из Евангелия от Иоанна: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я...» (14:2-3).
«Возьму вас к себе», по всей видимости, означает «в своё Царство». Но Владычество это Царь всех царей устроит, как мы уже выяснили, на Земле - обители человеков, которых Отец небесный спешит избавить от смертельных объятий лукавого. Недаром ведь Иисус сказал, что «куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Ин.14:4). Так знаем или до сих пор не знаем?
И далее: «куда Я иду, (на небо, точнее, на Трон Отца, Мк. 16:19) вы не можете прийти» (Ин. 13:33). Патриарх еврейского народа Авраам знал, где наше место вечного обитания: «ибо он ожидал города (Иерусалим, - П.Б.), имеющего основание, которого художник и строитель - Бог» (Евр. 11:10). Широко известный в протестантских кругах богослов И.В. Каргель считал, что восхищение святых «заключает в себе самое высшее торжество, в которое войдет Церковь здесь на земле, то есть, торжественная победа над смертью и могилой, вход с Ним - Превознесенной Главой Церкви - в славу Его, которую Он имел прежде создания мира».
Если нам, благодаря Священному Писанию, известно куда воскресший Сын Человеческий вознёсся, куда прибудет по завершению неизбежной на земле Великой скорби (Мф. 24:15-41; Дан.12:1,7, 11-13), и если знаем, что останемся не просто с Ним, а именно там, где Он царствовать будет тысячу лет (Ин. 14:3), то, на мой взгляд, не следует путь искупленных своевольно менять в иное, пусть даже и очень желанное нами направление, а именно: на небо...
Думаю, что земное Божье Царство называется в Библии «небесным» не потому, что оно будет находиться на небесах, а потому что оно, сам Царь его и святой город Божий - Иерусалим - придут с небес. Кстати, «Царство Небесное» - семитское выражение. Оно встречается только в Евангелии от Матфея, написанное в основном для иудеев, для которых понятие это имело очень большое значение и с ним связаны были большие надежды. После Вавилонского пленения иудеи, из страха перед Богом, избегали упоминания Его имени. Не исключено, что именно поэтому заменили прилагательное «Божье» (Царство) на «Небесное».
Правление Всевышнего
В этом месте следует отметить, что идея Божьего Царства имеет в богословии несколько вариантов истолкования и многообразие в деталях. Большинство религиозных ученых и теологов различных христианских течений, конфессий и деноминаций сошлось на том, что в каком-то смысле Царство является и настоящим, и будущим. (Как видим, логика и здесь не помогла выбрать что-то одно). Сошлись на том, что Царство - это не что иное, как царское правление Бога. Оно предполагает два момента: исполнение ветхозаветных обетований через миссию Иисуса и свое окончательное свершение в конце последнего времени.
Интересно, что Библия свидетельствует также и о том, что Бог есть Царь Израиля (Исх. 15:18; Чис. 23:21; Втор. 33:5; Ис. 43:15) и всей земли (4 Цар. 19:15; Ис. 6:5; Иер. 46:18; Пс. 28:10; 98:1-4), и... что Он только ещё станет таковым и лишь потом начнет править Своим народом (Ис. 24:23; 33:22; 52:7; Соф. 3:15; Зах. 14:9-11). Предполагаю, что никто из нас не осмелится положиться на одно из этих обетований, отрицая другое. Великий византийский богослов святой Григорий Палама считал, что: "Пресущественная природа Божия не может быть ни выражена словом, ни охвачена мыслью или зрением, ибо удалена от всех вещей и более чем непознаваема».
Дом Отца
Цитата: «под фразой „дом Отца Моего“ подразумевается небо» (Ин. 14:2).
Для ясности приведём оба стиха, в которых говорится об этом «Доме»: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2-3). Уверен, что «Дом», в данном случае, выражение образное. И многозначное. У Бога, наверняка, нет никаких дворцов, подобных великолепным домам и дворцам царским, нет многих комнат для слуг, приближённых и родственников царя. У Творца есть нечто совершенно другое, потрясающее: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9).
Если нам сложно постичь сущность и тайны (например, гравитацию) построенного людям «Дома» - планету Земля, - то как представить себе собственный «Дом» Вечного? Что касается неба, то оно - не только Дом, но ещё и Трон (престол) Отца Небесного, поясняет великий Израильский пророк Исаия (66:1). Старый Завет к тому же даёт ещё и знать, что Трон и Жилище - Владыку не вмещают... (2Пар. 6:18). Бог живёт в измерении, которое нам не то что не измерить, но даже не понять.
С небом связаны многие образы и темы. Тот же Исаия пишет, что края риз Бога наполняют всё пространство (Ис.6:1). Небо в Старом Завете - это место «святыни и славы» Бога (Ис. 63:15). Воззрев перед смертью на небо, Стефан увидел славу Божью и Иисуса (Деян. 7:55-56). Не вознёсся на небо, а только посмотрел на небо, на место, с которого Бог взирает вниз, на землю (Пс. 13:2), а люди — наоботот: смотрят с земли на невидимого Бога (Втор. 30:12; Ин. 1:18). Автор Екклесиаста провозглашает неизменный принцип: «Бог на небе, а ты на земле» (Екк. 5:1). Небо находится на ином уровне реальности. В притче о богаче и Лазаре говорится о «великой пропасти», через которую «оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). На небе записаны имена праведников (Лк. 10:20), там находятся их драгоценные сокровища (Мф. 6:20) и награда (Мф. 5:12). На небе обитают Бог, Сын, Ангелы и таинственные духовные существа (Иез. 1:6-7; 1:15-18; Отк. 4:6-8). Небо, конечно же, есть объект человеческих желаний и мечтаний. Но, как бы там ни было, оно, небо, в Судный день прекратит своё существование, будет свёрнуто Богом, «как свиток» (Ис. 34:4; Отк. 6:13).
Упокоение праведников
Да, мы знаем, что после физической нашей смерти, мёртвыми становятся только тело и душа человека (Мф. 26:38; Лук. 23:46; Иак. 5:20). «Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть» (Ис. 53:12). А что же с духом? «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екк. 12:7). Но вот вопрос: куда именно к Богу, если учесть, что небес и миров у Него столько, что нам не подсчитать?
В Евангелии от Луки упоминается о незримом и непостижимом для нас «лоне Авраамовом» (16:19-31). В еврейских манускриптах, точнее, в иудаизме эта фраза используется для обозначения обители мертвых. А в христианстве это «лоно» обычно воспринимается как «рай», хотя уже сразу после грехопадения Бог лишил людей этого рая. Так где же всё-таки находится сегодня Израильский патриарх и все остальные усопшие мужи Божии? На небе? Библия эту версию не подтверждает.
Ясно одно: не мы решаем где нам, человекам, по уходу в мир иной, ожидать воскресения из мёртвых. Мы не знаем где нам будет выделено место для продолжения жизни после захоронения тела. Это - прерогатива Владыки Вселенной (Мф. 20:20-23). И только Его.
Любопытная деталь: если небо, кроме всего прочего, ещё и Трон Всевшнего и если миллиард христиан (столько их сегодня по статистике) будет восхищён на Небо, то, исходя из слов Исайи, все окажутся на... Троне Самого Бога. Но ведь такого быть не может! Зато: «...как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис.66:22). Заметьте: здесь дано знать, что перед лицом Его будем, а не на небе. Лицо Его — везде! Поэтому Иоанну были сказаны следующие слова: «Вот, скиния Бога — с людьми, и Он будет обитать в скинии с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними и будет их Богом» (Отк. 21:3). Речь здесь идёт об избранных, помещённых Вечным в Новый Святой город Божий — Иерусалим, расположенный на Новой Земле. И благословит нас (привитых к Израилю, Рим. 11:17) Всевышний не откуда-нибудь, а именно с Сиона, на котором «увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей» (Пс. 127:5). Город этот враги Израиля не однажды разрушали. И если в цитируемом псалме говорится о всей нашей жизни, то, наверняка, имеется ввиду вечность.
Кроме, как в стихах Ин. 14:2-3 нигде более в Писании не упоминается о вознесении Иисуса с целью подготовки на небесах «жительства» для Церкви. Слова «дом Отца Моего» в других местах Писания вовсе не означают небеса. Библейские авторы, причём, как в Ветхом Завете, так и в Новом, называли «домом Бога» место пребывания Его, и чаще всего связывали это место со Скинией или же с Иерусалимским Храмом: «дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин 2:16-17).
Жительство или гражданство?
Ученики ожидали Царства Божьего в Израиле для Израиля (Мф. 15:24). В послании к Филиппийцам, однако, читаем: «Наше же жительство (греч. ;;;;;;;;; - государство, гражданство) - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20). В этом стихе речь идет о принадлежности святых Богу и Его Царству. Это хорошо видно из переводов Нового Завета такими лингвистами и библеистами, как епископ Константинопольский Кассиан, профессор РАН Андрей Десницкий, известный немецкий филолог и переводчик Священного Писания Герман Менге, переводчики Российского Библейского Общества (РБО), а также Библий Die Gute Nachricht, Das Buch и т. д. Вот он, правильный перевод: «А наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа». «Гражданство» - означает не место жительства гражданина, а всего лишь правовая связь его с тем или иным государством (в данном случае с Царством Небесным). Связь эта выражается в совокупности прав, обязанностей и ответственности. Они изложены для нас в Законах и Заветах Всевышнего.
В Откровении Иисус Христос утешает своих последователей следующими словами:
«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Рай, согласно Библии, был и будет на Земле, а не на небе.
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни... побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». О небе, как видим, ни слова.
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». Небо ни здесь, ни далее не упоминается.
«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Манну люди в своё время вкушали на земле, а не на небе.
«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками... и дам ему звезду утреннюю». На небе язычноков быть не может! А «звезда утренняя» напоминает нам о Сыне Божьем, Который будет обитать с чадами своими в Новом Иерусалиме на Новой Земле (Отк. 22:16). «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое». Здесь даётся обещание с неба, а не на небо.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем». Престол Его будет в Иерусалимском Храме. А небо, как мы уже выяснили, есть, в первую очередь, Трон Всемогущего Владыки всех Миров, трижды святого Бога ЯХВЕ. Так говорит Библия.
Белый камень
Для наглядности сравним наше гражданство с тем, что упоминается в Писании. Если, к примеру, у меня нет российского гражданства, то поехать в РФ могу только по визе. Вовсе не исключено, что все те избранные Бога, которые получат белый камень с новым именем своим, и на которых начертано будет святое Имя Всевышнего — будут обладать правом посещать какие-либо из множества наличествующих у Творца небес.
В первом послании апостола Павла говорится о том, что мы как бы пришельцы и странники (2:11). Это, однако, говорит не о том, что мы прибыли на Землю с неба, а о том, что мы не от мира этого, порченного, хотя и живём в нём: «Будь вы из этого мира, он бы вас полюбил — как своих. Но так как вы не из мира (Я, избрав, отделил вас от мира), за это вас мир ненавидит» (Ин 15:19, перевод Российского Библейского Общества - РБО).
Но вернёмся ещё раз к наиболее спорному и чаще всего цитируемого в церквях стиху из письма Павла Филлипийцам (3:20). Правильный перевод этого стиха сделан в очень ценной вспомогательной для исследования Писания книге под названием «Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский». Ищущим истину и пытающимся расшифорвать трудные, непонятые места Библии следовало бы также обрести «Новый лингвистический и экзегетически ключ к греческому тексту Нового Завета». Там имеется подробный перевод и все значения буквально каждого библейского слова. Интересующее нас слово из названного вверху стиха, к примеру, так переводится и комментируется: «;;;;;;;;; (G4175) гражданство. Это слово обозначает либо государство и конституцию, которую должны соблюдать граждане; либо гражданские функции (Lightfoot; Vincent; TDNT; ;, 127;34; см. 1:27)». Значение и переводы этого греческого слова можно найти ещё и в книге «Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам». Всю эту подсобную литературу, как и большинство распространённых переводов Библии, можно скачать в интернете или пользоваться ими online.
«Дом же Его - мы»
Под «домом Отца», быть может, подразумевается ещё и всё видимое и невидимое, всё, что премудрый и всесильный Создатель сотворил. Но, если Иисус «домом Отца» называет Храм (Ин. 2:16), то, в переносном смысле и мы, дети Божии, есть дом Отца, поскольку тоже являемся Храмом Бога живого (2Кор. 6:16). Об этом же говорится и в Письме евреям: «Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы» (Евр.3:6). И третий, на мой взгляд наиболее подходящий вариант обозначения признаков и сущности «дома Отца», это рассматривать его, как Царство Божье (Небесное), куда и Сам Он, по приходу Нового Иерусалима, поселится (Зах. 14:9).
Первый раз дом Божий упоминается в Библии в 28-й главе Бытия. Однажды ночью, когда Иаков спасался бегством от своего брата, он увидел сон, а когда проснулся, сказал: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий» (16-17). Затем Иаков «взял камень, который он положил себе в изголовье, и поставил его столпом, и вылил масло на его верх. И он назвал это место Вефиль» (18-19) ,что означает «дом Божий».
Некоторые богословы, библейские учителя, комментаторы и переводчики считают, что во всеобъемлющем значении «Дом Божий» - это избранный Божий народ (Чис. 12:7; Евр. 3:2,5) и христианская Церковь (1Тим. 3:15; 1Пет. 4:17; Евр. 3:3-6), которая названа также Храмом Божьим (1Кор. 3:16; 6:19). И тем не менее, суд начнётся именно с Дома Божьего, с нас, то есть (1 Пет. 4:17).
Кстати, логика нам и здесь не помогла понять глубину изложенного в коротеньком стихе14:2 Евангелия от Иоанна.
На обновлённой Земле
Цитата: «именно там, на небе, по словам Иисуса, находятся обители».
Извините, но по словам Иисуса обители находятся «в Доме», а не на небе: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2). Иисус также не сказал, что мы будем жить там, где Он сейчас находится, в небесных обителях, то есть.
По пришествию Своему на Землю, Христос, согласно пророческим текстам, будет целых тысячу лет пребывать на обновлённой Земле (Отк. 20: 4-6). «И Господь будет Царём над всею землею» (Зах 14:9). Овцы пастуха - искупленные грешники - удостоятся чести участвовать в исполнении первоначального замысла Бога, согласно которому люди вновь станут совершенными и будут жить в раю... на земле! (Пс. 115:16; Ис. 45:18). Святые, соделанные, если хотите, назначенные царями и священниками, будут вместе с Мессией, повторюсь, выстраивать это Царство - на Земле (Отк. 5:9-10). А потом святой город Божий Иерусалим спустится с небес для святых вечного Владыки (Отк. 21:2). Псалмист знал об этом и потому написал: «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» (Пс. 124:1).
Итак, мы выяснили, что не святые поднимутся на небо, а небо, в образе святого города Божьего Иерусалима, спустится к ним. На Землю. Поэтому апостол Лука советует нам: «...покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:19-21).
Доктрину о том, что Церковь после восхищения и до начала 1000-летнего Царства будет спрятана где-то на небесах, разработали в 17-ом веке американские пуритане. Более детально эта теория была сформирована католическими священниками, а также основателем диспенсационалистского учения так называемой братской общины - Нельсоном Дарби. Ясно одно: Царство Небесное (или Божье), согласно Священному Писанию, это полновластное правление Бога на Земле. Когда оно наступит? Наверное, с приходом Царя, хотя Библия относит это Царство как к будущему, так и к настоящему:
«...благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего…» (Кол. 1:12-13). То есть, в нас уже действует это Царство Сына Божьего.
И, наконец, Писание подсказывает нам, что под правлением Божьего Царства «смерти уже не будет» (Откр. 21:3-4). Очевидно, что это обещание относится именно к земным обитателям, поскольку на небе - в духовном мире - смерти никогда не было и быть не может, ибо там обитают духи (Евр.1:14; Ин.4:24).
Царство внутри нас?
В Ветхом Завете и в раввинском иудаизме понятие «Царство Божье» (то есть, владычество Вечного, Его властвование) имеет несколько значений: Сын Божий уже сейчас является Царем ("Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божье" (Мф. 12:28), но в то же время Он ещё должен стать Царём царства вечного (Откр. 11:15). Но как же тогда понять следующее выражение: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21)?
В этой дилемме, быть может, и заключается ключ к разгадке эсхатологических тайн, содержащихся в Евангелиях и Откроввении Иисуса Христа? Но греческое наречие «;;;;;», которое переведено как «внутрь», вполне может означать и «среди». Вся фраза тогда будет выглядеть так «Царство Божие посреди вас есть». С этим заявлением Сын человеческий обратился, как известно, к фарисеям. Но мы знаем, что с точки зрения Христа, внутри фарисеев было совсем другое «царство»: «Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11:39). Для обозначения внутреннего мира человека Лука использует здесь греческое слово: ;;;;;; (Лк. 11:40). А фраза «не придёт Царствие Божие приметным образом», наверное, означает, что приход истинного Царствия фарисеями останется незамеченным. Да и как могут они в сыне плотника Иосифа узнать Царя... Так или иначе, но будущее Пришествие Мессии ни от кого не будет скрыто: «И узрит Его всякое око» (Отк. 1:7); «И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30).
Божьих вам благословений, дорогие читатели.
Петер Браун
Свидетельство о публикации №224121001477
Что касается толкований тех или иных выражений и терминов, надо понимать, что они множественные. Так, слово "небо" употребляется в нескольких значениях в Писании, как и многое другое, то есть, нельзя и неправильно одно толкование "натягивать" на слова и фразы с разным смыслом.
Отмечу некоторые. "Наше жительство на небесах" - означает пребывание души умершего христианина с Иисусом Христом на небесах до воскресения святых и схождения Христа (с собранной к Нему в небо церковью) на Землю перед Судом над живыми и мертвыми.
Вы употребляете выражение, что душа умирает с телом, а к Богу идет только дух. Это неверно. Бог спасает душу и дух, они живы, а умирает только ветхое тело, которое, к тому же, будет в свое время воскрешено, подобно Христу. Мы достигаем спасения души, о чем говорит евангелие: "достигая верою вашею спасения душ" 1 Петра 1:8. Душа и дух соединены в целое, как сознание с подсознанием, в единую личность.
"Небо свернётся, как свиток" - это физические небеса, атмосфера, которая видимым образом в результате космического катаклизма покажется свернувшейся в свиток.
И так далее.
В слове "Яхве", которое Вы употребляете, я вижу отголоски иудаистских сект. Однако, слово Яхве в переводе означает "ЖИвущий". По-русски - Сущий. Написано об Отце Небесном - Сущий на Небесах. Также, и о Сыне - Сын человеческий, Сущий на Небесах. Поэтому, лучше употреблять русские слова, а не еврейские, для понимания сути слова и самому, и читателям.
Что касается будущих событий, то у меня есть работа "Се, грядёт с облаками". Толкование книги Откровение.
Наталия Кобилева 2 07.02.2025 12:35 Заявить о нарушении
Мы уже знакомы, поэтому сразу к делу. Вы пишите " "Наше жительство на небесах" - означает пребывание души умершего христианина с Иисусом Христом на небесах...". Как Вы могли бы доказать это своё утверждение? Покажите мне место в Библии, которое бы подтвердило Ваше мнение по поводу небесного нахождения души человеческой после смерти? Приведённый Вами стих 1Пет. 1:8 не доказательство по той простой причине, что под "душой", подразумеваются "жизнь", а не отдельно взятая душа.
Имя Бога? У Него много имён. Но вот Яхве первое и главное имя Бога Израилева, народа, который Вы, к сожалению, недооцениваете и не любите. (Вспомните, что будет с тем, кто не благословит Авраама...).
Имя Всевышнего "Яхве" (или Иегова) появляется первый раз в Быт. 2:4. Да, в некоторых переводах заменено словом Господь. "Яхве" встречается в Библии 6823 раз. Разве Вам это ни о чём не говорит?
Божьих Вам благословений. И мудрости.
Петер
Петер Браун 07.02.2025 23:09 Заявить о нарушении