З. К. Пряхина. - Рядом с другими
Многое из написанного, как никогда, актуально и сегодня, дает повод современникам задуматься о вечных ценностях жизни.
-1-
Замечательно, что мои ученики пробуют писать стихи, у многих даже что-то получается. Они вдохновлены поэзией, радуются и огорчаются успехам и неудачам. Конечно же, стать профессиональным поэтом - заоблачная мечта, но, что самое важное, ребята полюбят поэзию обязательно, начнут в ней разбираться как тонкие ценители прекрасного. Иногда приходится слышать: «А мы поэзию не понимаем!» Я обычно отвечаю: «Пока не понимаете! Вспомните, перешагнув порог школы, вы же не умели читать. Учитель показал буквы, научил складывать их в слова. У поэзии тоже есть свои буквы, отличающиеся, правда, от алфавитных. Вы же их еще не выучили.
Для приобщения к красоте слова, образа, ритма необходимо внутреннее совершенствование. Когда вы познаете язык чувств поэзии, кто сможет остановить вас от полета? И тогда обязательно появятся крылья, будет тесно от повседневного созерцания. Ну, вперед же, в небо, откуда так виден огромный мир!»
Обязательно нужна атмосфера творчества, литературная «богемная» школьная среда. Как был бы полезен свой периодически издаваемый альманах. Возможно, его сделать и районным, приобщая сюда всех пишущих. Просто необходимы публичные вечера, на которых звучали бы стихи всех начинающих.
Век поэзии и поэтов не прошел. Именно поэты говорят, кто мы и в каком мире живем. Разве можно с этим спорить?
(Из письма поэту Бойко Владимиру Федоровичу. г. Саратов,1973 г.).
-2-
В классе провели диспут о смысле жизни. Не была уверенна, что получится. На свой риск попробовала. Удивительно, как тонко чувствуют многие ученики обсуждаемый вопрос. В какой-то мере прослеживалась параллель с темой сочинения о счастье из фильма «Доживем до понедельника». Как бы ответила сама? Смысл в развитии заложенных талантов и способностей, в служении своему делу.
На диспуте прочитала выдержку из письма А.П.Чехова к Л.А.Авиловой от 14 февраля 1904 года: «Главное, будьте веселы, смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще! Да заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, на которых изнашиваются наши рассеянные умы, - это еще вопрос».
В нашей дискуссии и не могло быть однообразных мнений. Но глубина мыслей Чехова многих заставила задуматься.
(Из письма к Смирновой Ольге Ивановне, заслуженному учителю СССР. г Волгоград,1977 г.).
-3-
Однажды мой восьмиклассник в полемическом задоре стал утверждать: «Можно и без художественной литературы обойтись. Главное - иметь навык производственный, надо научиться хорошо делать что-то руками. Художественные книги отвлекают от развития ремесла».
А, правда, зачем люди читают книги, что хотят в них узнать? Изменился ли окружающий мир, если бы не было Л.Толстого или А.Пушкина и произведений, ими созданных? Оглянитесь, в окружающем нас мире столько всего серого и убогого. У человека, чтобы он жил гармонично, должно быть здоровье не только тела, необходима и постоянная духовная работа. Не от нее ли, казалось бы, на невыразительном лице вдруг засверкают глаза, полные счастья и обаяния? Не в этом ли мощь человеческой энергетики. Где ее взять в повседневности, да еще живя вдали от больших городов?
Именно книги дают прямой выход к диалогу с писателями и поэтами. Перемещаясь во времени, разделяющем эпохи, ты можешь опосредованно задать любой вопрос, получив достаточно полный ответ.
(Из письма Леденцову Николаю Ивановичу, писателю. г.Саратов, 1981 г.).
-4-
Фронтовая проза весьма многоликое и сложное явление в литературе. Это слишком святое для нашего народа. Из многообразия прочитанного остановилась 6ы на именах К.Воробьева, В.Некрасова, В.Быкова. Пройти сквозь всевозможные испытания, выжить и рассказать правду не только о жестокости войны, но и силе человеческого духа без глянцевых эпатажей официальной героики - поступок не только военный, но и нравственный.
(Из личного дневника. 1986 г.).
-5-
Вполне допускаю, что Чехов и «писатели-деревенщики» - звенья одной цепи в русской литературе. Деревня была и остается оплотом национального духа, и связано это с тем, что труд сельского жителя - наиважнейший из всех форм деятельности. Видимо, не случайно обращение к данной теме в литературе появилось в эпоху рассвета научно-технической революции. Где наш путь? В глобальной цивилизации со свойственной ей системой мышления и образа жизни или в осознании своих национальных корней и бережном отношении к собственной культуре? Еще за долгие годы до перестройки писатели-деревенщики в своих произведениях предупреждали общество об опасности.
Не об этом ли во всеуслышание стал говорить и Чингиз Айтматов (хотя формально он не принадлежал ни к какому литературному направлению) в романе «Плаха»: мы все можем стать «манкуртами». Часто перечитываю его же «Буранный полустанок». Это некий прообраз и "мокроусского мироощущения": мимо идут поезда в большие города, где много огней, бульваров, красиво одетых людей, улыбок и веселья. И есть надежда на стабильную и благополучную жизнь. Сельский человек живет без всего этого, находясь практически ежедневно один на один с силой природы. Не в этом ли очищение от скверны урбанизированного общества? Лишите деревню культурного первоисточника, привезите блестящие бусы и огненной воды, и она превратится в буйствующее хамоватое создание, безразличное к труду и целостности своего предназначения.
Половина страны - это «Буранный полустанок», где живут очень добрые люди. Не на них ли держится все наше общество?
В чем же противоречие современного города и деревни? Урбанизация разрушительна для молодого человека - теряется человеческая индивидуальность. С одной стороны - театры, высокие стандарты образования и рядом же - отсутствие внутренней чистоты. Город многолик. Ему не нужна помощь. Он живет, но по своим жестоким законам, Возможна ли гармония этих различных цивилизаций? Вряд ли. С разрушением деревни уйдет в небытие не только целый пласт общества, но и его культура. И это не частные умозаключения. Вспомните произведения В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева. Они, маститые художники слова, видят «пожар», идущий по просторам страны.
Писатели не дают рецепта, как поступить, стараясь тонко подвести к грани понимания: какими мы не должны быть и какими стали? Как набат колокола слышится: с «разрушением природы», обезличиванием селянина не станет хорошо и городскому жителю. Не рубите источник духовности. Деревня всегда была полем различных экспериментов и проигрывала, побеждали другие. В ней видится отражение образа огромной страны с картинками взорванных церквей, отравленных рек, спивающегося населения. И вечная судьба - стоять на распутье. Знаменитое фурмановское: «Куда ж теперь крестьянину податься?» - наверное, со временем будет звучать еще актуальнее.
Честное слово писателя - голос совести среди буйствующего моря конъюнктурной литературы.
(Из переписки со студентами педагогического института. г.Саратов. 1987 г.).
-6-
Самый спорный писатель из последнего, что читала, наверное, Солженицын. С одной стороны, потрясающее художественное слово, раскрывающее талант творца («Матренин двор» и др.), с другой - романы, граничащие с публицистикой. Солженицын не «популяризаторствует», он ведет нас вглубь событий и докапывается до истины последней инстанции, самостоятельно вынося приговор. Какое обилие фактов, поднятых с архивных полок, свидетельств очевидцев: все это располагает к доверию, если бы не постоянно присутствующая идеологическая подоплека.
Чувствуется, как писатель идет рядом с событием, явственно занимая определенное место среди противоборствующих на «баррикадах» сил. Его заинтересованность связана, прежде всего, с победой разума. На странницах романа он, кажется, готов закричать: «Ну что вы делаете, дальше же пропасть!» Но, «красное колесо» катится своим чередом, давая нам возможность самостоятельно сопереживать и домысливать об альтернативах судьбы России.
По Солженицыну вполне возможно изучать историю страны. Во всяком случае, многие «темные пятна» истории после прочтения его романов уже не кажутся такими загадочными.
(Из переписки со студентами педагогического института. г. Саратов. 1988 г.).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.- Фото 80-х гг. Личный архив.
2.- Полностью статья впервые опубликована в газете "Вперед"(Мокроус) - №97 от 07.12.2004г.
Свидетельство о публикации №224121001722