Толстовщина и достоевщина
Многим людям очень трудно адаптироваться в чрезвычайно сложном человеческом обществе.
Потому они, как и их давние дремучие предки, вопреки очевидному, события, происходящие в мире представляют, как борьбу двух выдуманных субъектов Бога и Дьявола.
Верующие во Всемогущего Бога, себя называют рабами его, и одновременно считают себя любимыми его созданиями.
Верующие в этого фантастического субъекта, возносят себя в своём самомнении, отрицая какую-нибудь общность с другими животными.
Фактически, однако, наш вид, всего лишь лишь один из тысяч других видов животных, обитающих на планете.
Доминирующее положение человека связано с особенностями, присущими всем приматам, к которым принадлежим и мы люди, а также с тем, что наши предки посредством коммуникации совместно смогли создать цивилизации.
А будучи членами цивилизованных обществ, совершили научные открытия и научились использовать эти открытия и изобретения в своих целях.
2. Вера и сомнения Льва Толстого
Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910 тт.), как и большинство его современников, верил в Бога.
При его жизни к вере в Бога детей приучали с раннего возраста.
Ничего не понимавших малышей крестили, а позже заставляли заучивать молитвы.
Каждый человек в течение всей своей жизни должен был ходить в церковь и вместе со всеми молиться Всевышнему.
Тех, кто избегал посещения церковных служб, не соблюдали церковных обрядов и не отмечали религиозные праздники, соседи подозревали в злых намерениях.
И Л.Н. Толстой с детства верил, что там где-то (непонятно где) есть какой-то Бог, который следит за его поведением и за делами каждого человека.
Однако в отличие от своих мужиков, писатель обладал немалым богатством,
К тому же, у Л.Н. Толстого было прекрасное здоровье, а к пятидесяти годам он стал известным всей стране писателем.
Изначально, как и положено христианину, он строго соблюдал посты, постоянно причащался, исповедовался и молился.
Однако популярный писатель не мог понять, как Всевышний узнаёт о его поведении?
Чтобы найти ответы на мучившие его вопросы, он даже поехал в Оптину пустынь. Там он задавал мучавшие его вопросы монастырским старцам,
Но и после общения со старцами, его не покидало ощущение фальши, укоренившейся в ритуалах и догматах православия.
В результате своих мучительных размышлений он стал отрицать Воскрешение Христа, отрицать — Троицу (и тем самым — божественность Христа),
непогрешимый авторитет Вселенских соборов,
поклонение святым,
обещание адских мук для грешников
и все церковные таинства, которые считал бессмысленным колдовством.
Графа, кроме того, мучил вопрос о том, для чего он стремился к богатству и славе, если впереди его ждёт неизбежная смерть?
Тяжкие раздумья у него появились после личной трагедии. В детстве маленький Лёва тяжело пережил смерть матери и бабушки,
и смерть бабушки поразила его экзистенциальным ощущением гибели и разложения.
Терзаемый тяжелыми мыслями, в конце 1870-х годов литератор пережил мучительный духовный кризис и пытался найти понятный и уверенный путь к Богу.
В результате с 1880 года он прекратил соблюдение постов и участие в церковных таинствах.
Суть христианства он видел в «единой заповеди» любви.
«Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга»
3. Толстовство
Толстой излагал свои взгляды в многочисленных публикациях, с целью поиска своих сторонников.
И таким образом, он стал основателем религиозного движения толстовцев.
Толстовцы, как и сам Л.Н. Толстой, отвергали догматы организованной церкви,
общественные богослужения,
не признавали церковную иерархию.
Однако они высоко ставили моральные принципы христианства.
Толстовцы не только критиковали православную церковь и вообще официальную религию. Они осуждали государственное насилие и общественное неравенство.
Главными их принципами были: всепрощение,
непротивление злу насилием,
отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашённые Христом в Нагорной проповеди,
а также «любовь к ближнему»,
нравственное самоусовершенствование
и опрощение.
Толстовцы объединялись в колонии. Их колонии появились в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье.
Толстовство распространилось в Западной Европе, Японии, Индии.
Верующие-духоборы стали отказываться от военной службы и уничтожали имевшееся у них оружие.
За это они были сурово репрессированы.
Кроме того, толстовцы отказывались от употребления мяса, алкоголя и табака.
В наши дни колонии толстовцев сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах.
4. Православная церковь не могла смириться с толстовской ересью.
В 1901 году появилось постановление Святейшего правительствующего синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его (публично высказываемые) убеждения несовместимы с таким членством.
5. Догматизм Достоевского
Известный русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, произведения которого также изучают в школе, не способен был отказаться от догматов церкви.
Реальность Ф.М. Достоевскому заменяла параноидальная церковная доктрина.
Фёдор Михайлович простодушно верил, что «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся»????
Писатель принял на веру утверждение церкви о бессмертии души.
Он писал:
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной нее вытекают».
«…Без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо»???
«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»???
«Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…»???
«Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?»
Попросту говоря, Достоевский не верил в существовании светской морали.
По его мнению, людям необходим некий вездесущий надсмотрщик, который отслеживает поведение каждого, а после смерти совершил бы над каждым жестокий и справедливый суд.
Достоевский бездоказательно принимал на веру все церковные догмы.
Хотя учение о душе недостоверно и противоречит научным знаниям.
Но А.М. Достоевский был напуган грядущей смертью и мнимой после смерти расплатой за грехи и сам убеждал всех в неотвратимости наказания за неблаговидные поступки каждого после смерти.
Таким образом, Ф.М. Достоевский был убеждённым догматиком.
Л.Н. Толстой, хоть и усомнился в церковной доктрине, но, тем не менее, он не отрицал существования Бога.
Просто граф предложил искать к Всевышнему другой путь.
Свидетельство о публикации №224121001816