Основной закон художественной литературы
(Не совсем литературоведческое, но эссе)
Тема эссе родилась, как всегда, из кулуарных разговоров. Речь шла не о литературе, а о законах экономики и политики.
По мнению одних (они были в большинстве) законы экономики и политики объективны, и с этим ничего никакие субъекты поделать не смогут. Я был из числа тех, кто в меньшинстве, но тоже высказал робкое мнение: что ни фига, какая объективность, если дурак (по воле теневых дураков) возьмёт в руки колесо экономики и начнёт рулить им так, что любая экономика, прошу прощения, накроется медным тазом. Или наоборот, возьмётся за это колесо хитромудрый мужичок, и... богатые станут ещё богаче, а бедные останутся в одних трусах из секонд хэнда. В этих двух примерах заключена обычная субъективная технология: поменять шило на мыло. Ну, Бог с ней, этой экономикой (тем более, политикой). Для меня ценность кулуарного спора была в том, что вопрос об объективности законов Э и П породил вопрос другого рода и другого направления.
Поговорим о литературе.
В литературе, мой дорогой читатель, всё по-другому. Почему? Потому, что писатель, какой он ни есть талантливый и хитромудрый, всегда имеет дело с определённой категорией выборщиков (как при голосовании за президента, губернатора, мэра и т. п.). Эта категория выборщиков называется Читатель. И любой субъект из этой категории голосует... Как вы думаете, чем? Совершенно верно — кошельком. Это самый могучий бюллетень для голосования.
Скажем, вы на рынке художественной литературы. Перед вами — море всего и всякого. И что же? Вы берёте всё подряд? Нет. Это в политике, когда вам подсунут под нос очередного кандидата в лидеры страны, вы, скрепя сердце обручами и скрутив фигу в кармане, голосуете за него. Почему? А вдруг... ну, там, вставят что-нибудь остренькое в подъезде дома или наедут грузовиком во время безмятежной прогулки... Нет. Лучше проголосовать, как все, и — ни гу-гу. В политике, как в экономике — есть шило и мыло. Если хотите, можете поменять их местами. И совсем другое дело на рынке литературы. Вот, попробует кто-то всунуть вам в руки книжку, от которой вы воротите нос, да ещё и потребует заплатить за неё. Конечно же, вы будете очень сильно возражать, а то и дадите по физиономии этому совальщику.
Да, любой рынок товаров имеет свой основной закон. Причём, этот закон возносит на пьедестал не производителя, а потребителя. И закон этот — абсолютно объективный, одинаковый для всех, кто берёт на рынке какой-нибудь товар. Этот закон можно сформулировать так: «Беру и плачу за то, что мне нравится».
Как видите, мой дорогой читатель, ничего хитрого, ничего особенного. И в рыночной литературе — как в рыночной любви: кого и что хочу, за то и плачу.
Теперь можно предложить формулу уравнения для художественной литературы любой исторической эпохи и любых жанров: «литературный сюжет + литературный герой + литературный стиль = цена художественной литературы».
Формула выглядит не совсем поэтично, слишком экономично, но, если вы можете предложить что-то другое — пожалуйста. Голосовальщики кошельком из категории Читатель с удовольствием проголосуют за новое, интересное и познавательное.
Наступила пора прощаться.
Мой дорогой читатель, пожелаем друг другу удачи в литературном творчестве и побольше голосовальщиков в свою пользу.
В. Сандовский
10 декабря, 2024 г.
-------------------
Свидетельство о публикации №224121001838