Бус Белояр
(ст."Очищение дома.Как славяне готовились к праздникам",Эпоха Велеса,2024)
"Приближается Новый Год.Славяне в преддверии больших праздников обычно проводили генеральную уборку помещения и очищали пространство в доме.После уборки,как пра-вило,наши предки занимались энергетической чисткой пространства в своём жилище. Для этого требуются соль и свечи.Соль имеет кристаллическую структуру,поэтому хорошо вбирает в себя информацию и не возвращает её обратно.Даже при очень силь-ном энергетическом засорении квартиры или дома,когда жилплощадь не подвергалась обеззараживанию ауры и тонкого плана от нескольких лет до нескольких десятилетий ,воздействие соли на любую зону весьма результативно.Если в данном помещении кто-то умер,или долго жил тяжело больной человек,а вы сюда только что переехали, достаточно навести порядок,а после этого продезинфицировать жильё солью и свеча-ми.В более простых случаях довольно очистки только свечами.Покупаем пачку соли, которую используем исключительно для санобработки. На упаковке пишем: «В пищу не употреблять.Ритуальная соль» и использовать соль из этой пачки.Для зарядки соль следует лишь подержать у себя в руках примерно минут 20,и она готова к употреб-лению.А можно приготовить четверговую соль.Для этого в любой четверг на растущей Луне высыпать соль на сковородку или противень.При желании добавить к ней целеб-ные травы (ромашку, мелиссу,полынь,череду,зверобой,чертополох,крапиву,чистотел или любые другие- по вашему вкусу)и прокалить в духовке,пока трава не преврат-иться в угольки.Готовую четверговую соль(или белую,заряженную в руках)разложить по углам и оставить на 3 дня.Затем через 3 дня с этой же солью провести уборку.
Терем купца Кириллова.Во время обряда очищения пространства можно произносить заговор:«Чур-Чурила,стар-престар!Ты сиди-посиживай,ты гляди-поглядывай,ты ходи-похаживай,всякое зло от меня отваживай!»Чур– Бог,берегущий людей,их личное прос-транство,имущество и границы их владений.Из детства мы помним выражение: «Чур, моё!» Рубежи,охраняемые Богом Чуром,люди почитают священными и неприкосновен-ными.При земельном межевании,разделяя владения,наши предки обычно на засеке ста-вили фигурки Чура.Впоследствии стали окружать свою землю забором.Также Чур разд-еляет миры людей(Яви)и духов(Нави).Чур следит за порядком,общается с Лешими,Кик-иморами,Домовыми и другими служебными духами,которые могут своевременно предупр-едить владельцев дома о надвигающейся опасности.Для уборки лучше всего исполь-зовать красную половую тряпку,или разных оттенков красного(это уместно для отва-живания нежелательных посетителей и чересчур навязчивых гостей.Если же таковых нет,то подойдёт тряпка любого цвета).Берём 3 щепотки соли,которой сначала моем ведро.А затем бросаем в чистое ведро ещё 3 щепотки соли,наполняем его водой и теперь уже протираем полы(плюс используем соль,разложенную в углах за 3 дня до этого).Если вы живёте в частном доме,то очищать пространство рекомендуем сперва с чердака,потом второй этаж,потом первый,и,наконец,подпол/подвал.Бог Чур.Худож-ник Виктор Корольков.Идол,изображающий Бога Чура.Символика Бога Чура.Далее осу-ществляем чистку свечами.Берём свечу и 3 раза обходим жилище сначала против час-овой стрелки для устранения негатива,а потом 3 раза по часовой– заряжая прост-ранство позитивом.Цвет свечи имеет значение.Красный и терракотовый: активность, энергия,сила,мощь,волевой посыл,любовь(страсть).Алый: эротика,секс.Малиновый: семья,семейная жизнь.Бордовый: семейные отношения,семейная жизнь.Розовый: роман-тика,ухаживания.Оранжевый: творчество,радость жизни,жизнелюбие,напор,рывок,сила воли.Жёлтый: веселье,радость,экспансия.Зелёный: цвет самореализации,уверенности в себе и привлечения финансовых потоков.Голубой: радость,лёгкость бытия.Лиловый: идеализация,идиллия.Синий: спокойствие,умиротворение,удовлетворённость.Фиолет-овый: идеализм,мистика,горние миры.Золотой: духовность.Серебристый: земная жизнь ,смысл земного бытия.Белый: свобода,вольность,пространство,вольготная жизнь.Кор-ичневый: болезнь,усталость,желание побыть одному,восстановиться.Серый: безлично-сть,желание убежать,скрыться,спрятаться.Чёрный: цвет монахов,цвет отчуждения, отрешения от мира,страх,депрессия; цвет общения с потусторонним.Фимиам.Для очищ-ения помещения звуком также можно использовать било,колокольчик,гонг.Заряжают гармонией минералы,металлы.У разных камней и металлов имеются собственные функц-ии.Также можно окуривать дом/квартиру благовониями или травами.Каждая трава обл-адает специфическими,присущими только ей лечебными свойствами.При этом следует помнить,что при применении внутрь отваров и настоев у каждой травы есть свои ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ."Ромашка оказывает противовоспалительное действие,расширяет сосуды головного мозга,снимает боли,ослабляет воспалительные процессы,нормали-зует нарушенную функцию ЖКТ.В магических целях её используют для достижения кра-соты,молодости,любви,душевного равновесия и восполнения энергии.Мелисса имеет эффекты.Мелисса,также известная как лимонник,считается магической травой и благодаря своим ароматическим свойствам применяется для привлечения благополучия ,успеха и любви.Полынь проявляет противовоспалительные свойства и чистит кровь, снимает отёки,выводит токсины и шлаки.При применении внутрь более двух недель её пить нельзя,так как она ядовита.Длительное использование горькой полыни может привести к анемии.При передозировке наблюдаются галлюцинации.Противопоказана при беременности и колитах.Полынь обладает свойством восстанавливать нашу гармонию с природой.А при сильной концентрации при ёе воскурении восприимчивые люди даже могут увидеть сущностей из тонкого мира.Считается,что полынь отгоняет злых духов ,оберегает людей от сглаза,порчи,несчастий и способствует плодовитости.Череда имеет противовоспалительные,противоаллергенные и антисептические свойства,защищ-ает печень,выводит камни их почек и желчного пузыря,защищает от образования тро-мбов,останавливает кровотечения,выводит радионуклиды и токсины из организма.Сни-мает жар.В магии череда обладает очищающими и защитными свойствами,помогает уст-ранить энергетический сор и восстановить тонкие тела.Ароматические палочки.Звер-обой.Настой травы обладает вяжущим и противовоспалительным действием.Это очень сильное растение.В 2 раза сильнее антибиотиков и лечит даже рак.В магии применя-ется,как защитное средство,для снятия порчи,для исцеления от женского и особенно мужского и бесплодия.Спасает от злых чар.Собранный на Ивана Купалу,особенно сил-ён по силе защитного воздействия.Никакой чёрный маг не может навредить тому,кто носит на себе веточку зверобоя.Чертополох лечит нарушения менструального цикла, туберкулез легких,а также заболевания суставов и сердца.Растение обладает проти-восудорожной и антидепрессивной активностью,мочегонным эффектом.Кроме того,широ-ко используют свежий сок растения при фурункулах и открытых ранах,в то время как отвар из его корней используют для лечения рака.Есть сведения,что он способен излечить сибирскую язву,а также повысить потенцию у молодых людей.Гонит/полошит чертей.Образцово защищает от порчи и сглаза,магических заклятий и тёмных чар, а вывешенный над дверями дома— обеспечивает хозяевам полную неприкосновенность со стороны нечистой силы.Особую неприязнь вызывает у церковной братии,так как вызы-вает проявление волевых и свободолюбивых качеств вместо кротости,смирения и пок-орности.Крапиву применяли для лечения различных болезней: анемии,упадка сил,отё-ков,артритов,остеохондроза,простуды,мочекаменной болезни,малярии,болезни печени, желчного пузыря и селезёнки,туберкулёза,бронхита и пр.болезней органов дыхания, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы и ЖКТ.Однако она способна сгущать кровь.Крапива обладает не только медицинскими,но и магическими свойствами.Она защищает от злых сил и изгоняет их,противодействуя злому колдов-ству.Использовалась крапива и как фимиам,для изгнания нечисти из дома,а также в виде настоев и ванн,чтобы вернуть человеку былые силы.Чтобы отогнать инферналь-ные силы от дома,принято посыпать вокруг него крапивой.Чтобы оградить себя от опасности,нужно бросить крапиву в огонь.А для отпугивания привидений нужно держ-ать крапиву в руке.Горшочек со свежесобранной крапивой,поставленный под кровать больного,будет содействовать выздоровлению.Ладан дымится.Чистотел– уникальное растение,обладающее целебными свойствами и способное избавить от множества боле-зней.С древности его применяют для заживления ран.Спектр действия этого лекарст-венного растения невероятно широк.Трава является природным антисептиком,облад-ает бактерицидными свойствами,помогает уничтожать грибки,активирует процессы регенерации,производит спазмолитический эффект.Благодаря своему мочегонному и желчегонному действию сок чистотела используют в лечении болезней ЖКТ и мочепо-ловой системы.Кроме того,доказано,что растение обладает противоопухолевыми свой-ствами.Это одна из немногих лекарственных трав,которые рекомендуют использовать даже онкологи.Однако и эта трава ядовита,и использовать её надо с осторожностью. Само наименование говорит о том,что чистотел предназначен для очищения не только физического,но и тонких тел.Растение считается сильным оберегом от бесовщины и привлекает только положительную энергию.Помогает создать защитную ауру вокруг человека или животного,препятствуя проникновению чужеродных энергий и даже чужих мыслей.Для этого чистотел часто используется в амулетах,талисманах или волшебных сумках,которые носят при себе для оберега.Мои благосклонные читатели! Чтобы не пропустить следующие публикации,подписывайтесь на канал,ставьте лайки,свободно высказывайте своё мнение в комментариях и делитесь с друзьями!"
(ст."Поддержка норманнской теории официальной российской исторической наукой. Норманны,викинги,скандинавы,варяги,русы и ушкуйники",История в историях,2024)
"Михаил Леонидович Томилин г.Клин.В Большой Российской энциклопедии(БРЭ),кото-рая является официальным рупором современной российской истории,статьи которой пишутся и редактируются российскими историками написано:«ВИКИНГИ,сканд.воины периода раннего Средневековья,участники мор.походов(8–11 вв.).В Зап.Европе изве-стны как норманны или даны,на Руси как варяги.Ареал походов В. охватывал всё побережье Европы,в т.ч.средиземноморское,на западе включал о.Гренландия и Сев. Америку(см.Винланд),на востоке– пролегавшие через Русь водные пути в Юж.Европу и страны Ближнего и Среднего Востока.Целями походов В.являлись захват добычи,тор-говля,служба в качестве наёмников,переселение на новые земли.Походы В.возглав-ляли конунги и др.представители знати.Контингент их участников формировался на основе военно-мор.повинности(ледунга)свободных крестьян(бондов).Для мореплавания использовались длинные парусно-вёсельные суда с острым массивным килем,оснащён-ные съёмной мачтой с прямым четырёхугольным парусом.Корабли В. отличались устойчивостью и манёвренностью; благодаря малой осадке могли передвигаться по мелководью, что облегчало продвижение по внутр. водным путям и высадку на сушу. На суше В. сражались преим. пешими, реже конными; вооружение составляли мечи, боевые топоры, секиры, копья и др.; для защиты использовались круглые или каплевидные щиты и овальные либо остроконечные шлемы, изредка кольчуги…».Та же БРЭ о норманнах говорит: «НОРМАННЫ (от лат. Normanni, ед. ч. Normannus, др.-сканд. nor;ma;r – сев. человек), название, под которым в Зап. Европе были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансии кон. 8 – сер. 11 вв. (в самой Скандинавии участников походов называли викингами, на Руси – варягами, нурманами).»Кандидат исторических наук Л.П Грот о норманнах сообщает: «Недавно весьма уважаемый мною коллега, профессиональный историк, хотел меня спросить о «наследном праве у норманнов». Я сказала, что норманны — это воинское подразделение, а не этнос, не государство. «Ну, у викингов», — пытался уточнить коллега (образ викинга, который представляют нам сегодня и западноевропейские, и российские деятели, был изначально раскручен политиками Швеции, а потом подхвачен и политическими кругами Европы в целом. Но если гитлеровских «викингов» нам удалось изгнать из Советского Союза, то от вымышленных викингов в русской истории пока избавиться не удаётся. Этот образ продолжает раскручиваться и финансироваться Евросоюзом. На Россию он транслируется под мифом о том, что якобы викинги Рюрика пришли к нам и всё хорошо организовывали.То есть исполь-зуется идея исторической обоснованности внешнего управления для России. Хотя, как заметил шведский исследователь Фриц Ашберг, ни один правящий конунг викингом себя никогда не называл,это считалось оскорблением.)То есть постоянное подбрасы-вание нам фальсификатов создало жуткую путаницу в головах даже образованных лю-дей.Уже почти никто не отличает варягов от викингов,викингов от норманнов.Сплош-ной хаос! Норманнов из латиноязычных,западноевропейских хроник сейчас полностью отождествляют с выходцами из скандинавских стран.Но это же совершеннейший абс-урд! Потому что военные походы,которые,по хроникам,осуществлялись норманнами, были очень мощными наступательными операциями с использованием большого количе-ства материальных и человеческих ресурсов.Они сравнимы с масштабом операций на Западном фронте во время Второй мировой войны. Малолюдными и маломощными эконо-миками Скандинавского полуострова такие походы,разумеется,не могли быть обеспе-чены.То есть норманнские нашествия организовывались и финансировались какими-то другими силами…Это вопрос к медиевистам,которые занимаются такими сюжетами.Они обязаны поднять источники и выяснить,кто же были эти самые норманны.А сегодня история заболтана,идёт отождествление скандинавов и норманнов из латиноязычных хроник.Это ещё один из тех фальсификатов,которыми просто набита историческая наука.Хотелось бы,чтобы созданные политические мифы в итоге были развенчаны. («Кто такие викинги?»).Чтобы понять кем были норманны Л. Грот раскрывает этимологию этого слова и данные исторических документов, в которых норманны упоминаются, она пишет: «Откуда произошло имя Nortmanni, оказывается, можно найти в некоторых средневековых источниках. О прародине Nortmanni сохранились сведения в анонимной средневековой хронике, описывающей историю Франкского государства с 741 г. по 1139 г. и созданной приблизительно в середине XII вв. (1148—1152). В науке этот источник известен под названием «Саксонский анналист» (Annalisto Saxo). В данной хронике под 853 г. сообщается, что тех людей, которые вышли из нижней Скифии, зовут на варварском языке норманнами, т.е. людьми с севера, ибо вначале они пришли из этой части света. Сообщение это повторяется в несколько расширенном виде под 1053 г.: «Норманны зовутся на варварском языке «северными людьми» потому, что пришли поначалу из этой части света. Отправившись почти 166 лет [назад] во главе с неким герцогом Ролло из нижней Скифии, что лежит в Азии, от реки Дунай на север и плывя по Океану, они часто по пиратскому обыкновению тревожили набегами и германские, и галльские берега этого Океана, пока,наконец,не пришли в ту Галлию,что обращена в сторону Британии,- Францией тогда правил Карл,по прозвищу «Простоватый»,и не овладели в ней городом Руаном, вплоть до сего дня [эта территория]зовется по их имени Нордмандией.Позднее,укр-епившись там,они пытались протянуть свои руки и далее».»(Лидия Грот «Призвание Варягов.Норманны,которых не было.»)Л.П.Грот о норманнах в других материалах: «В своих статьях я приводила источники,где сообщалось о норманнах как о выходцах из Восточной Европы и как о народе,часть которого,по-прежнему,проживала там и лока-лизовалась севернее хазар.В письме Людовика II Василию Македонянину(871 г.),в котором отразилась часть дискуссии о праве на ношение титула хагана,норманны (Nortmannorum)упоминались в одном контексте с хазарами,а кроме них,также– с ава-рами и болгарами: «..Хаганом же(chaganus)же..звался предводитель(praelatus)авар (Avares),а не хазар (Gasani)или норманнов»,т.е.упоминаются в ряду народов Вост. Европы (Гедеонов С.А.Варяги и Русь.М.,2005).Среди этих источников следует также назвать труд епископа Лиудпранда Кремонского(ок.920–971/2)«Антаподосис»(949 г.), где он написал:«Город Константинополь(Constantinopolitana urbs)..расположен посреди свирепейших народов.Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры (Hungarii), печенеги (Pizenaci), хазары (Chazari), русь (Rusii), которую иначе мы называем норманнами(Nordmanni),а также болгары(Bulgarii)»,и далее про-должил:«Ближе к северу обитает некий народ,который греки(Greci)по внешнему виду называют русью, ;;;;;;;,мы же по местонахождению именуем норманнами.Ведь на нем-ецком(Teutonum) языке nord означает север,а man– человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами» Лиудпранд Кремонский.«Книга возмездия»(«Ант-аподосис»)//Древняя Русь в свете зарубежных источников.Хрестоматия.Т.IV.С. 36-38.).Я уточняла в свое время,какие этнические группы находились в Восточной Ев-ропе во время Лиудпранда,т.е.во второй половине X в.в непосредственном соседстве с хазарами,печенегами и венграми.Моё внимание привлекло летописное имя «северъ» или «северо»:«..ти словъне пришедше и съдоша..по Дъсне,и по Семи,и по Сулъ,и на-рекошася съевер..».И далее, по моему предположению, северяне-русы и были тем отпочкованием от русов Восточной Европы, которые мигрировали в Западную Европу где-то в течение VIII в. и стали известны под именем норманнов латиноязычных хроник, сохранив этноним, но наверняка втянув в свои ряды и другие народы. Набеги норманнов я сравнивала с крестовыми походами.» (Ответы Л.П. Грот на вопросы о русах, франках и норманнах.В заключении приведем цитату из БРЭ о ушкуйниках: «УШКУЙНИКИ, участники военных походов, предпринимавшихся жителями Новгородской республики в 14 – нач. 15 вв. Термин происходит от слова «ушкуй» (ускуй, скул, вушкул), обозначавшего вид гребного судна для плавания по большим рекам. Чаще всего термин «У.» встречается в памятниках моск. и ростовского летописания(впервые в 1360),в новгородских летописях участники подобных походов именовались «молодцами новгородскими»,«людьми молодыми».Формально походы У. предпринимались по частной инициативе, «без слова новгородского». Фактически власти Новгородской республики были осведомлены о них и не препятствовали их проведению. Организаторами походов нередко выступали бояре, стремившиеся снизить социальную напряжённость в Новгороде путём вовлечения низших слоёв гор.населе-ния в сферу военно-финансовой колонизации. Самим У.участие в походах давало воз-можность быстрого и лёгкого обогащения за счёт воен.добычи.В походах У.принима-ли участие сотни,а иногда и тысячи человек.Ряд исследователей причисляет к У. «охочих людей»– добровольцев,не входивших в состав новгородского ополчения или княжеской дружины и принимавших участие в походах во время войн с целью разоре-ния вражеских земель.Исходной базой походов У.,по всей видимости,являлось Верхн-ее Подвинье,жители которого активно участвовали в нихОсн.путями выдвижения на Волгу были реки Кострома и Вятка.В ряде случаев разграблению У.подвергались и рус. города(Ярославль,Кострома,Нижний Новгород).Всего по письм. источникам известно 18 набегов У. в период с 1320 по 1409. В 1-й пол. – сер. 14 в. они были направлены в области, традиционно являвшиеся объектом новгородских притязаний: Мурманский берег, Карелию, Двинскую землю, Белозерье. С 1360-х гг. осн. направлением походов стали земли Волго-Камского бассейна, где У. стремились собирать дань. В этот регион были совершены походы в 1360, 1366, 1369, 1371, 1374, 1375, 1379, 1391 и 1409. Одним из самых масштабных стал поход 1375 под руководством Прокопа и Смольнянина, в котором приняло участие ок. 1,5 тыс. чел. Во время него У. разграбили Кострому и Нижний Новгород, по пути «гости христианские грабячи, а бесермены бьючи». Захваченные во время похода рус. пленники были проданы «бесерменам». Отряд дошёл до устья Волги, но был разбит и полностью уничтожен астраханским кн. Салчеем (Салгеем). Иногда походы У. вовлекали новгородские власти в конфликты с вел. князьями владимирскими …»
Отметим и такие набеги ушкуйников: в 1181 году (Взятие черемисского города Кокшарова (современный Котельнич)),1187 год ушкуйники совместно с карелами напали на древнюю столицу Швеции город Сигтуну. В 1398—1399 годы. Ушкуйники воевали за Северной Двиной, 1436 год. в устье Которосли сорок ушкуйников-вятчан сумели взять в плен ярославского князя Александра Фёдоровича по прозвищу Брюхатый. В 1471 году отряд вятчан с воеводой Костей Юрьевым на столицу Золотой Орды Сарай.Отметим много схожего в описаниях норманнов, викингов и ушкуйников. Как основательно в XII-XV вв.вооружались и финансировались отряды ушкуйников новгородским боярством,которые совершали неоднократно боевые походы в Скандин-авию и на многие города Руси и земли так называемой «грозной» Орды.Вопрос оста-ется открытым,как быть с фальсификацией истории,которую поддерживает современная академическая российская история?"
(ст."«Завершающий акт порабощения»: конец монгольского нашествия на Русь", Культурный код,2024) "То,что началось в 1237 г.со стремительного вторжения в пределы Рязанского княжества,завершилось в 1241 г.с падением последних русских княжеств.О,не стоит думать,что татаро-монгольские силы «прокатились» через пред-елы Руси легко и непринуждённо,как на кровавом параде.Нет,несмотря на раздроб-ленность,сопротивление больших и малых городов было столь серьёзным,что почти на полтора года,в 1238 г.,ордынские тумены были вынуждены откатиться назад,в степи, чтобы подкрепиться резервами и пополнить силы.И этот урон,напомню,в основном нанесла Рязань и Владимиро-Суздальское княжество– два некогда непримиримых прот-ивника,которые первыми принимали незваных гостей в пределах Русской равнины.К большому сожалению,«откат» татаро-монгольского воинства вовсе не означал прекра-щение бедствия.И к осени 1240 г.Бату-хан вместе с бесчисленным воинством стоял под стенами Киева,с целью захватить древнейшую столицу Русской земли.Задуманное удалось осуществить.Несмотря на то,что указанный город уже фактически потерял статус «главного княжеского стола»,его древние стены и многочисленное население готово было до конца рубиться с иноземными захватчиками.А потому древняя тверд-ыня держалась с 5 сентября по 6 декабря(по другим данным по 19 ноября)и,по раз-ным оценкам,отняла до 50% от общей численности монголов.Во многом такие потери 150-300-тысячному войску(в разных источниках– разная численность),удалось нане-сти благодаря умелому руководству обороной. В тот год силами защиты руководил опытный тысяцкий – Дмитр, который был поставлен на этот важный пост Даниилом Галицким - единственным князем, который избежал ордынского порабощения вместе с частью своих земель.Несмотря на расхождение во мнениях когда именно был произ-ведён финальный штурм города– 19 ноября либо 6 декабря,всё время осады монголь-ские силы планомерно снижали общее число защитников,а жителей древней столицы– измором.Этому способствовали и современнейшие китайские камнемёты,которые осуще-ствляли бомбардировку города практически беспрерывно.В свою очередь многочис-ленные рабы подводили к стенам города земляные валы(а также подкопы),по которым в решающий час и поползли тараны и осадные башни.В конечном итоге первой пала стена у Лядских ворот, после чего огромное число разъярённых степных воинов ринулось в поход. Несмотря на то, что в прорыв пошли лучшие силы, на земляном валу произошла ожесточённая рубка, в которой удалось далеко не сразу перебить не менее разъярённых, но измотанных и израненных защитников. Когда монгольская сторона всё-таки одолела, бой закипел на улицах и на стенах, защитники которой постепенно отступали по периметру сдавая оплот за оплотом, башню за башней.В конечном итоге оставшиеся защитники города укрылись в детинце, где и произошёл предпоследний акт этого выдающегося сражения.Но когда и эти стены пали,послед-ней держалась Десятинная церковь,где до последнего теплился последний очаг обо-роны до тех пор,пока монголы не обрушили здание на головы обороняющихся,чем поставили страшную точку в завоевании этого оплота.Бату-хан был в величайшей ярости из-за потерь, общее число которых никак не мог предвидеть и принять.А потому приказал своим поредевшим воинам не жалеть никого,отчего население города подверглось тотальному уничтожению.А сам Киев пребывал в запустевшем состоянии ещё несколько веков(6 лет спустя после вторжения,на территории этого города,по словам путешественника Плано Карпини,имелось не больше 20 дворов).Несмотря на потери,предводитель монгольского воинства решил продолжить кампанию.В том числе потому,что над ним и всем оставшимся войском распространялся приказ давно почив-шего «Потрясателя вселенной»- легендарного Чингисхана,который и завещал своим сыновьям и внукам во что бы то ни стало дойти до «Последнего моря».А потому, несмотря на то,что это распоряжение было отдано ещё в 1227 г.,у Бату-хана не было выбора– если бы он отступил,то немедленно бы лишился жизни.Между тем,на опустевших просторах Руси ещё были свои защитники.Так,к примеру,уже упомянутый выше Даниил Романович– галицко-волынский князь,несмотря на свою симпатию к запа-дным странам(к Великому Княжеству Литовскому(ВКЛ),если быть точным),был именно русским правителем,который уверенно противодействовал татаро-монгольскому вторж-ению дипломатическим и военным путём.К большому сожалению,дипломатия подвела, ибо ещё в 1939 г.Дмитрий Романович получил от Бату-хана в причерноморских степях гарантии ненападения.А потому был крайне взбешён новым вторжением в свои пределы всего год спустя.К слову, благодаря тому, что Чингисхан оставил после себя свой свод законов и правил – «Яссу», у каждого монгольского правителя были в прямом смысле слова «развязан язык на ложь». Согласно общепринятым установкам в этом обществе врать своим врагам было важно и нужно.А потому тот же Бату-хан ниско-лько не смущался,когда прилюдно давал «самые-самые честные гарантии» того,что вторжение закончено и Галицко-Волынское княжество может жить в мире.В свою оче-редь представителям своего народа врать было запрещено.И ложь хану,даже самая безобидная,всенепременно каралась смертью.Даниил Романович был как раз в своей вотчине, когда монголы осадили Киев.И из-за стремительности нашествия «промор-гал» город Владимир-Волынский,который был взят практически без сопротивления.
К слову,когда мы рассуждаем об осаде отдельно-взятого города,это вовсе не означ-ает,что абсолютно вся Орда глупо стояла под его стенами и съедала припасы. Нет! Татаро-монгольская армия того времени– дисциплинированный,сверхсложный организм, основной единицей которого был тумен – отряд в 10 тыс.всадников(плюс те люди-наёмники, которые примкнули по дороге и использовались как «пушечное мясо»).Над каждым туменом был свой темник,обладавший невероятной самостоятельностью в реше-ниях и действиях по меркам того времени.И когда верховный правитель ставил зада-чу(как то было в Битве на реке Сить,когда в поход был отправлен только темник Бурундай),руководитель отдельного корпуса был полностью свободен в том,как её выполнить.Именно поэтому монголы так быстро и споро брали города.И пока шла одна осада какого-нибудь крупного центра попавшего в окружение основных сил,в очень большой округе могли браться другие населённые пункты малого значения.В том чис-ле с целью поиска фуража,ибо столь огромное число людей и коней нужно было как-то кормить.После падения Владимира-Волынского большинство воевод начало сдавать свои города,с целью вымолить себе свободу и жизнь.А потому за Даниил Романовичем началась настоящая охота как за последним непокорным правителем Русских земель. Именно поэтому князь,с малыми силами,был вынужден откатиться в Венгрию– в том государстве,с которым давно имел союзные связи.Нужно отметить,что галицко-волын-ский правитель вскоре вернётся в свои земли,после чего начнёт новый виток борьбы с монгольскими захватчиками и даже будет вынужден(не имея других альтернатив) попроситься под руку правителей ВКЛ.За эту «смену векторов» и переход в западный лагерь он впоследствии,в 1254 г.и получит свой уникальный статус «русского коро-ля».Но то,что современники часто вменяют ему как проступок,в самом деле, являл-ось отражением всей безысходности ситуации,ибо вторжение монголов не прекрати-лось,а превратилось в Иго.И почти 300 лет властители золотоордынского улуса упр-авляли северными землями как своей собственной вотчиной,по своему усмотрению на-значая и умерщвляя русских князей.Поэтому у галицко-волынского правителя просто не было выбора – он перешёл под «патронаж» ВКЛ не от хорошей жизни, а стремясь сохранить хотя бы минимальную самостоятельность и независимость своих подданных. И потому указанные земли на долгое время выпали из-под власти русских правителей и едва не стали окраиной католических пределов.Чтобы вы понимали,в каких услови-ях находился Даниил Романович,следует весьма мягко привести слова летописца,кот-орый описывал первый год после завершения вторжения.Прошу отметить,что наиболее экспрессивные либо шокирующие выражения специально заменены и взяты в квадратные скобки.«Когда Даниил Романович с собратьями подошёл к Берестью,то не смог продв-инуться дальше из-за невиданного[запаха]великого множества[убиенных]».А[убиен-ные]были везде и в таком множестве,что даже «Чёрная Смерть» погубившая половину Европы,не смогла «поработать» столь же ретиво и хорошо.Что интересно: согласно этому же описанию,несмотря на полное отсутствие жителей,многие города бывшего Галицко-Волынского княжества были нетронутыми.Это отражение ледяной расчётли-вости монголов– ещё в Державе Хорезмшахов они обманом выводили всё население го-рода за стены,где вырезали всех.И приём,который работал ещё при Чингисхане,не дал сбоя и во времена нашествия на Русь– когда пала древняя столица многие малые города осознали всю тщетность вооружённого сопротивления и опрометчиво раствор-или ворота.К слову, такое решение – сдаться на милость победителя, принимали далеко не все князья и воеводы.К примеру,город Колодяжин,всем своим населением поначалу вышел не за стены,а на защиту стен.А потому,к упрямому населённому пу-нкту пришлось подтягивать стенобитные устройства и камнеметательные машины, чтобы сломить упорство последних воинов Руси.Впрочем,не сумев взять город сило-вым путём, монгольские посланники рассыпались в самых лестных словах и гарантиях безопасности, в виду чего и жители этого города после длительного сопротивления открыли дубовые ворота.Открыли только потому,что только в этом действии теплил-ась хоть какая-то надежда на выживание.Сопротивление крупных столиц во второй раз вымотало монгольский наступательный потенциал.А потому может ошибочно показ-аться,что после 1240 г.Бату-хан начал проявлять милость к русским князьям.К при-меру,он не учинил расправы над Болоховскими правителями,которые пообещали обесп-ечивать монгольскую армию пшеницей и сеном.Но не потому,что они добровольно пер-ешли под его руку,а потому,что требовалось экономить силы перед походом в Вост. Европу.Подводя итоги, хочется отметить, что Русские княжества, несмотря на предельную раздробленность, сопротивлялись настолько достойно, что своей жертвой фактически спасли западную цивилизацию от разорения. Да и монгольские летописцы везде и всюду возносили жителей Русской равнины как лучших воинов, с которыми приходилось сталкиваться на поле боя.Поэтому вызывает горесть и некую обиду осознание того, что у объединённых русских сил действительно был большой шанс перебить захватчиков и переломить хребет прославленной военной машине. Но история не терпит сослагательных наклонений. А потому произошло так, как произошло. И вплоть до стояния на реке Угре в 1480 году русские правители платили дань и считали хана главным над своими землями. Ровно до тех пор, пока военной рукой и уговорами Москва не завершила процесс консолидации и объединения прочих княжеств вокруг себя, а Московское княжество на этом сложном пути не превратилось в Московское царство, вернув Руси былую силу и славу."
(ст."«Конунг всех славян»: правление Святослава,окончившееся в бою",Культурный код,2024) "Святослав Игоревич рано потерял отца.Игорь Рюрикович– второй по очер-ёдности правитель древней Руси,ушёл на тот свет при самых страшных обстоятель-ствах.В 945 г.,нарушив свой же договор, скандинавский правитель славян во второй раз отправился в земли древлян за сбором дани и был казнён разъярённой толпой при помощи привязывания к согнутым деревьям(с последующим распрямлением).А пото-му если бы не Ольга– мужественная и очень мудрая мама Святослава,то вряд ли бы род Рюриковичей вообще закрепился на русском престоле.Ольга смогла удержать вла-сть на время малолетства Святослава Игоревича.А после,отомстив древлянам и выпо-лнив свой долг,отправилась в Константинополь,где вступила в православную веру. Да не просто так,а при помощи самого императора– Константина Багрянородного,кто стал крёстным отцом для властной и горделивой северянки.Так,через скандинавских правителей,на Русь постепенно стала приходить христианская вера.Но подросший Святослав Игоревич примеру матери не последовал,а продолжил чтить местных и ска-ндинавских богов,стараясь,во что бы то ни стало,огнём и мечом,приумножать славу своего отца и деда.Де-факто нового правителя киевской и новгородской земли тру-дно было назвать князем.Он был ещё именно конунгом– грозным военным скандинав-ским вождём,главные методы управления которого– грозная сила,острый меч,личный авторитет да дальний поход. И взрослый не по годам Святослав вступил на престол всего в 16-летнемвозрасте, сразу же попав в горнило самых серьёзных и грозных событий.На дворе – 957 год. Русь по-прежнему представляет собой ненадёжный союз некоторых славянских племён,многим из которых не очень-то нравится потомок приш-ельцев издалека,которых на свою голову пригласили славяне и финно-угры Ладоги.А потому Святославу Игоревичу и верным ему воинам,прежде всего,нужно было удержать главный торговый путь и источник дохода– «Из варяг в греки»,убрав всех недоволь-ных и несогласных.Многие земли пытались «отвалиться от руки». Более того, уже возрастала конкуренция между двумя основными политическими центрами прошлого – Киевом и Новгородом. Ко всему прочему со стороны Хазарского каганата постоянно совершались карательные набеги, ибо именно славяне ходили на жителей степи, а не наоборот (в ту пору Хазарский каганат всё стремительнее превращался в торговую империю).Всё это нужно было как-то решить юному и неопытному правителю.Любоп-ытно,что сохранилось точное описание внешности Святослава.Правда составлено оно было уже в тот момент,когда новый русский правитель был уже в почтенных годах. Выглядел он грозно и характерно– длинный чуб,голова,обритая наголо,голубые глаза и очень пышные усы.Вкупе с широкими плечами и крепкими руками опытного рубаки– этакий «солдат удачи» X века.Святослав чурался любой роскоши и в походах выгля-дел так же,как простой дружинник.Максимум,что носил правитель из драгоценностей – серьгу из серебра,которая должна была стать платой незнакомому человеку в том случае,если владелец украшения отправлялся на тот свет при непредвиденных обст-оятельствах,а рядом не осталось близких,способных схоронить тело.Несмотря на то, что Святослав был ярым язычником и многоженцем,благодаря влиянию могущественной матери он не стал чинить православию препятствий на своей земле.А потому визан-тийские миссионеры прибыли на территорию Русской равнины задолго до того,как зд-есь произошло массовое(и часто– насильное)крещение населения.Да и не было у него времени подробно разбираться в тончайших нюансах чужой веры,ибо Святослав «прав-ил с коня» и постоянно находился в дальних заграничных либо ближних усмиритель-ных походах.Из-за огромного конфликта интересов и вопросов контроля главного торгового пути, главным противником зачинающейся Руси стала Хазария (Хазарский каганат). На тот момент знать этого восточного государства уже впала в пору изнеженности и излишнего накопительства,отчего империя стала терять свои прежние позиции,находясь под давлением с Севера и с территории Азии,откуда на волне великого переселения народов накатывали новые «голодные» племена.Святослав,прек-расно прочувствовав ветер перемен, собрал своих лучших воинов и очень вовремя ударил по давнему противнику,поначалу намереваясь отвоевать влияние над племенем вятичей.Наступал стремительно– его воинство никогда не возило с собой обозов, чем достигало невероятной скорости перемещения даже по меркам степных жителей, которые «родились под конём и жили на коне». А потому успешно завершил миссию и даже многократно превысил изначально планируемый результат, так как взял столицу этого государства– город Итиль(3 июля 965 г.),после чего разрушил ряд ключевых крепостей. Как итог– «крупнейший игрок» был снят с «шахматной доски»,а северяне установили полный контроль над Доном и Волгой,а также зародили первый русский анклав на территории Крыма(на месте Саркела).Следующий народ,который познал силу войска Святослава– это волжские булгары,которые зародили своё государство в бас-сейне Камы и на территории Среднего Поволжья.Булгары– воины крепкие.Но всё-таки не ровня варяжско-славянскому войску,основа которой– воины небывалой удали и силы.Правда оттуда было невероятно сходить по Волге ещё раз в земли гибнущей Хазарии и добить давнего противника.Интересно, что именно Святослав зародил полулегендарное и полностью подконтрольное княжество – Тмутаракань, которое располагалось на территории современного Краснодарского края, неподалёку от Керченского пролива. Оно не имело общих границ с Киевской Русью и всё-таки полностью подчинялось центральной власти, навсегда отразившись в крылатом выражении: «Еду в Тмутаракань», которое означало отправиться за тридевять земель в несусветную даль.Как и его отец,и его дед,Святослав Игоревич часто становился наёмником,что являлось хорошей строкой пополнения казны.К примеру,во второй половине 960 гг.,он ввязался в боевые действия против Болгарии на стороне ослабленных греческих царей, правящих на Балканах. Это привело к тому, что к началу нового десятилетия, киевско-греческие войска одержали полную победу над болгарами, после чего правитель Киевской Руси решил временно вложить меч в ножны и остановиться на территории Тмутараканского княжества, где ему нравилось больше всего. Но в какой-то момент он пресытился красотами нынешнего Краснодарского края и, согласно летописи Нестора, попытался перебраться на берега реки Терек, а потом переехал на только что завоёванные Балканы, где выбрал местом своего постоянного пребывания город Переяславец на Дунае.Именно там зародились торговые отношения Руси со многими странами Европы.Но и набеги иногда «для проформы» при-ходилось совершать.Трудно обвинить Святослава Игоревича в беспечности.Во-первых, потому что везде были его люди и ставленники, а во-вторых, после уничтожения Хазарского каганата у Руси не осталось серьёзных противников. Но именно в после 970 года в Переяславец на Дунае стали постепенно приходить страшные известия о каком-то новом неведомом восточном народе – печенегах, которые начали беспокоить южно-восточные окраины новоиспечённого и значительно расширившегося государ-ства.Святослав возвращается в свою главную столицу – в Киев, до которого едва не дотянулись печенеги во время его отсутствия. Но перед этим надёжно закрепил Переяславец на Дунае за собой, чтобы у болгар не было ни малейшей возможности «начудить» во время его отсутствия. Правда эта заварушка навлекла на киевского правителя гнев самого Иоанна Цимисхийского – довольно сильного правителя Константинополя, в виду чего разразилась долгая сложная и кровопролитная война Византии и Руси.И всё-таки Константинополю ещё было долго до падения и он был столицей Восточной части могущественной Римской империи. А потому, по старой памяти,новосозданные легионы оказались грозными и крайне неудобными противни-ками.А потому боевые действия шли с попеременным успехом,а Святослав неоднократ-но отправлял гонцов с запросом подмоги в скандинавские страны.С большим трудом славяно-варяжская армия дошла до города Филипполь. Но иногда положение было столь тяжёлым, что именно тогда прозвучала известная фраза третьего правителя Руси из рода Рюриковичей – «Не посрамим русской земли, но костьми ляжем, ибо мёртвые срама не имеют».В 971 году в Доростоле был подписан трудный русско-византийский мир, так как оба государства полностью выбрали свой ресурс. Здесь же присутствовали и болгары, которые всё-таки, за большой откуп, забрали Переславль на Дунае у давнего и очень прочного противника.Оттуда, заметно постаревший Святослав отправился в сторону Киева, чтобы на излёте жизни мудро править обширной сильной и богатой землёй. Многие знали, что его дружинники везли богатый откуп, который должен был настолько наполнить казну, что больше не требовалось ходить в дальние походы.К большому сожалению, князь, так и не проигравший свою последнюю войну, выбрал не тот маршрут в 972 году. Да и шёл не со всем войском, ибо большая часть скандинавов, пользуясь случаем, отправилась на стругах в дальний поход – в сторону Испании.Легенда гласит, что преданный воин Свенельд предсказал местоположение засады и всячески уговаривал Святослава Игоревича не лезть в силки. Но киевский князь опасности не прочувствовал, а потому печенеги, по одной из версий подкупленные византийским императором, навалились на славянскую дружину со всех сторон в районе Ненасытненского порога. Предводитель– вождь Куря,обладал многократным численным преимуществом,а потому в длительной и отчаянной рубке смог одержать победу.В этом же бою погиб легендарный предводитель - Святослав Игоревич, уступив своё место следующему правителю. И, согласно данным летописи, Куря, в память о своей «великой победе» распорядился сделать из черепа легендарного конунга и князя чашу, которая часто появлялась на пирах как отражение зарождающегося величия нового степного народа.
Но это– совсем другая история,о которой мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
С уважением, Иван Вологдин."
(ст."«Точка невозврата»: окончательная раздробленность Руси после Владимира Мономаха",Культурный код,2024) "Последние сильные правители увядающего Киевского княжества– Владимир Мономах и его сын Мстислав Владимирович Великий.Именно они попытались всеми силами удержать Русь от дальнейшего расслоения,но проиграли самому главному противнику– возрасту.Владимир Мономах ушёл из жизни в 1125 г.и запомнился истории тем,что великими усилиями смог остановить активное деление княжеств на уделы и благодаря своему авторитету мог призвать любого локального правителя к ответу и повиновению.«Устав Владимира Мономаха»- передовой законо-дательный документ не только Руси,но и всей Европы.Он не только уберегал поддан-ных от попадания в рабство за долги,но и значительно снижал размер максимальных ссудных процентов.Ко всему прочему содержал немало других превосходных юридиче-ских открытий,хоть как-то регламентирующих проблемы во взаимоотношениях между представителями разных прослоек общества,равно как порядки престолонаследия и чёткие наказания за уголовные преступления.Законодательная база и авторитет – это хорошо. Но самая главная победа Мономаха на первом году его правления – победа над половцами в Битве на реке Северный Донец, благодаря которой удалось на долгие годы пресечь «поползновения» вражеского народа на территории русских княжеств. Дело отца продолжил Мстислав. Оба родственника отметились тем, что не только вели оборонительные действия на своей земле, но и ходили в Великую Степь с ответными карательными акциями.Вклад в культуру во время правления Владимира был незаменим. Именно в его бытность было заложено немало городов и памятников древнерусской архитектуры. В том числе Георгиевский собор в Великом Новгороде. Отметился Мономах и как литератор – оставил после себя «Поучение детям», в котором призывал всех властителей русской земли жить дружно и вместе приумножать силу и славу Отечества…Не удалось– после ухода всеми почитаемого киевского князя его сын- Мстислав Владимирович ещё худо-бедно удерживал власть вплоть до 1132 г.,после чего всё полетело «в тартарары».Оба правителя ушли от естественных причин. И оба сделали очень многое для недавно зародившегося государства. Но когда место Мстислава занял его брат – Ярополк, то вместо продолжения мономахова дела началась новая междоусобица.В ту пору, сразу два древнерусских княжества начали свой путь к славе и к званию сильнейшей земли Русской равнины.Так,в Зал-есье постепенно укреплялось и развивалось Владимирское княжество(в будущем– Вла-димиро-Суздальское княжество)с Юрием Долгоруким во главе,а где-то южнее,пусть и не без проблем,Галицкое и Волынское княжество постепенно взяли курс на сближение и взаимное усиление.Правителям указанных удельных государств,всё меньше и меньше был интересен киевский престол.Но всё больше и больше хотелось возвеличить свою вотчину.Юрий Долгорукий совершенно не зря носил своё прозвище.Через своих став-ленников и хитроумные геополитические и шпионские игры он влиял на ситуацию в Киеве и смог трижды взять себе титул правителя «всея Руси».Но третье «назначе-ние» обернулось боком– он смог править всего 2 года,после чего был отравлен на пиру в 1157 г.людьми боярина Питрилы.Взобраться на киевский престол получилось только потому,что залесский князь прекрасно знал слабые стороны своего брата.А потому смог обернуть ситуацию себе в угоду.Но до этого момента мы ещё дойдём, ибо нужно ещё обсудить немало путанных и чёрных предшествующих событий.Итак, после смерти Мстислава, многочисленные потомки Мономаха уже разделились на враждующие группировки, которые выясняли свои отношения через кровь и боль своих подданных. Первая фракция – Юрий Долгорукий и Андрей Владимирович. «Опричь» - Ярополк, Изяслав, Святослав, Вячеслав и Роман. Благо, что Мстислав уже давно был на том свете и не мог наблюдать всю эту свару. Но его род – Мстиславичей, представленный тремя его сыновьями – Всеволодом, Изяславом и Ростиславом на равных включился в борьбу с прочими фракциями.Сталь зазвенела на всём простран-стве древней Руси. И бои решались не только силами своих дружин, но и при помощи многочисленных наёмников- венгров,поляков,половцев и скандинавов.Естественно, что наёмники преследовали свой исконный интерес– искали наживы.А потому «под шумок» постоянно грабили и избивали местное население,присваивая себе чужие бог-атства и сыскав очень недобрую славу.Сохранились воспоминания летописцев,согла-сно которым те наёмники, которые находились в Киеве в мирное время, ради забавы отправлялись в жилые части города и пускали стрелы в стороны скопления людей.Пр-осто ради того,чтобы похвастать удалью друг перед другом.А потому образ наёмника стал чёрным отражением действительно непростых времён,когда на престоле сидел слабый Ярополк,который больше всего чтил хмельные меды.Удельные князья, поджатые Владимиром и Мстиславом, почувствовав слабость центральной власти, немедленно подняли голову. Так, во всеобщую свару ввязался род Ольговичей, представленный силами Всеволода,Игоря и Святослава– родными братьями и сыновьями князя Черниг-овской земли– Олега Гориславича,который всегда славился жёстким и немирным характером.Ситуация усугубилась в виду быстрой смерти Ярополка в 1139 году, что привело к прямому и очень затяжному столкновению Вячеслава Владимировича и Всеволода Ольговича, что принесло значительные жертвы и даже голод. В борьбе победил Всеволод, что позволило роду Олеговичей достигнуть своего пикового положения в общей истории (впрочем – ненадолго).Смерть Всеволода в 1146 году позволила детям Мономаха снова объединиться для похода на Киев. И напрасно умирающий правитель просил киевлян присягнуть на верность Игорю и Святославу – своим сыновьям, в надежде так уберечь продолжателей своего рода от расправы. Тщетно – киевляне охотно пообещали выручить, но когда очи Всеволода сомкнулись, немедленно распахнули ворота перед подходящими дружинами,а после начали наслаж-даться скорой расправой."На престол сел Изяслав Мстиславович, несмотря на противоборство со стороны своих могущественных дядь. Именно его воины отыскали Игоря Всеволодовича на болотах, после чего юноша был насильно пострижен в монахи.Оно и к лучшему– его брату повезло меньше.И согласно тогда существующим правилам, князь, после пострига, фактически умирал для всего прочего «мирского» мира, а потому автоматически становился неопасным в дальнейшей «игре престолов». Но это не помешало «благодарным» киевлянам изловить свежепостриженного монаха и лишить его жизни – в отместку за деяния отца и «от греха подальше» - не иначе!В конечном итоге склочный и самовольный нрав киевлян также сыграл с ними злую шутку. В ту пору здесь ещё было сильно местное вече.И новые правители всё больше и больше обращали внимание на свои вотчины, ибо там имели сильную власть и были недосягаемы для изменчивой толпы.В конечном итоге требования ослабленных центра-льных правителей,рассылаемые из древнейшей столицы Руси,начали попросту игнори-ровать.Максимум за что иногда следовало побороться в виду собственных интересов и престижа– так это за формальное звание старшего из князей.Так Древняя Русь и поменяла свои полюса силы, а также значительно ослабла на фоне дальнейших грандиозных и чёрных событий татаро-монгольского нашествия. И общая слабость нашла наивысшее отражение тогда, когда 80-тысячное и якобы объединённое русское войско в 1223 году потерпело тяжелейшее поражение в Битве на реке Калке против 30-тысячного передового монгольского корпуса.Но никто не сделал никаких выводов и выжившие князья затеяли свару пуще прежнего."Иван Вологдин.
Свидетельство о публикации №224121001857