Русь

  (ст."«Смена полюса силы на Руси»: упадок Киевского княжества и усиление других",Культурный код,2024) "Со смертью Владимира Мономаха в 1125 г.на Руси началась очередная междоусобица,которая окончательно подорвала силу киевского престола. Потомки этого славного князя,в надежде выкроить себе хотя бы клок земли,бились не на жизнь,а насмерть со своими ближайшими родственниками.Свою сумятицу вносили и Олеговичи– отдельная линия князей,которая боролась за расшир-ение своей сферы вли-яния.И на этом фоне более-менее отдельно стояло Новгоро-дское княжество,которое начинало всё больше и больше приближаться к статусу первой средневековой респуб-лики.Чем больше погружались удельные князья в горнило новой междоусобной борьбы, тем меньше признавали главенство Киева. Каждый ныне смотрел на свои земли и думал,как создать своё собственное княжество , способное превзойти силой и богатством любого соседа.Нет,самая древняя русская столица была всё ещё сильна, окончательно утратив своё влияние только после татаро-монгольского разорения.Но новые веяния продолжали активно задувать жизне-нный уклад прошлого, превознося совершенно новую картину жизни.Очень хорошо,что Владимир Мономах и его сын Мстислав смогли решить вопрос с постоянными нападени-ями половцев. Последние сильные киевские князья своими решительными действиями обезопасили прочие русские земли от губительных набегов.Не смогли бы,не сдюжили с этой задачей– и «степная сторона» могла занять значительные земли рядом с Великой Степью.Пока Владимир и Мстислав аккумулировали все имеющиеся силы для борьбы с половцами, постепенно начало выделяться и возвышаться так называемое «Залесье»- Владимиро-Суздальское княжество,которое начало буквально напитываться силой во время правления Ярослава Мудрого.Изначально,Залесье– очень отдалённая и «глухая» языческая окраина Руси.Там очень долго не находила себе места правос-лавная вера, которая уже вовсю главенствовала на киевских землях ещё со времён Владимира Красное Солнышко.А здесь,ближе к восточным окраинам,всё также почитали идолов и вели тот же образ жизни,что и за века до этого.Но в момент постоянных междоусобных войн, отдалённое расположение Залесья сыграло свою добрую роль. Пока правители южных княжеств сражались друг с другом и с теми же печенегами да половцами, здесь было, как говорят «тишь да гладь, да Божья благодать». Нет, свои инциденты и сражения были – Владимир постоянно сражался с Рязанью. Но всё, как опять же говорят у нас, «познаётся в сравнении».Началась и внутренняя миграция населения – жители юга искали новое место, где можно было спокойно жить, выращивать урожай и воспитывать детей. Именно поэтому на территории зачинающегося Владимиро-Суздальского княжества начали возникать новые населённые пункты.И особенно они богатой россыпью зачинались возле двух основных транспор-тных артерий региона – могучих рек Ока и Волга, которые издревле являлись неотъемлемой частью торгового пути «из варяг в греки».Город Владимир, основанный здесь ещё Владимиром Святославовичем в 990 году как важный перевалочно-охранный пункт на торговом пути, наиболее выгодно использовал своё местоположение.Он не только наиболее благосклонно принял «православные нововведения»,но и начал акти-вно расстраиваться прирастая стенами и кварталами, только подготавливаясь к роли столицы. Да и на суздальском престоле совсем не просто так сидел дальновидный князь и основатель Москвы – Юрий Долгорукий, который в отличие от других детей Мономаха отказался от явной борьбы за «главный стол всея Руси» сосредоточившись на укреплении собственной вотчины.При князе Юрии в Залесье были основаны такие города, как Звенигород, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский и Дмитров. Но для полноты картины нужно сказать, что и издали, пусть и не прямо, Долгорукий постоянно пытался повлиять на ситуацию в Киеве через своих ставленников и «доверенных лиц». А потому на излёте жизни всё-таки получил киевский престол, который буквально «упал к нему в руки» в 1154 году как перезревший плод в связи с уходом из жизни Изяслава Мстиславича. Но приобретение сие сыграло злую шутку – всего через два года владимиро-суздальский князь был отравлен, получив яд во время пира у боярина Петрилы (говорящее имя – ничего не сказать).Параллельным курсом с возвышением Залесья двигалось Галицко-Волынское княжество (изначально - Галицкое и Волынское княжества). Здесь были свои плюсы – крупные города (Перемышль, Владимир-Волынский, Галич и Львов), древние и развитые торговые пути, близость к Европе, мягкий климат. Именно поэтому с ослаблением центральной власти данное княжество стало стремительно богатеть, автоматически включившись в свою гонку за первенство.Да, были и препятствующие развитию факторы. Например, именно Галицко-Волынское княжество часто подвергалась набегам со стороны Великой Степы. Да и Галицко-Волынским оно стало далеко не сразу, ибо между Галичем и Волынью поначалу присутствовала довольно древняя вражда, которую потребовалось преодолевать для всеобщего укрепления региона. Ко всему прочему и князья нередко теряли взаимопонимание с местной чернью,что часто приводило к конфликтам и осла-бляло позиции правителей.Летописи того времени сохранили немало историй о социальных конфликтах на этой территории. В частности древние записи очень сильно обличали князя Ярослава Владимировича Осмомысла, который так достал свою супругу Ольгу Юрьевну своими постоянными изменами, что она сбежала к своему могущественному отцу в Залесье, чем внесла серьёзный разлад во взаимоотношения двух отдалённых княжеств.Бояре,доведённые до предела,призвали своего правителя к ответу,жестоко покарали очередную любовницу(попросту сожгли)и вынудили Ярослава отправиться к своему тестю,чтобы хотя бы попытаться вернуть сбежавшую супругу. Правда,интересно? И таких историй почему-то на этой территории «миллион».История эта, кстати, имела продолжение, так как умирающий Ярослав всё-таки отдал свой престол сыну одной из своих любовниц– Настасьи,чем с того света нанёс увесистую репутационную пощёчину излишне самостоятельным боярам.Но и бояре по-своему отыг-рались на покойном,посмертно присвоив ему очень обидное прозвище «Настасьич». Бастард Ярослава, конечно же, долго на галицком престоле усидеть не смог. И на его место поставили «правильного» и легитимного Владимира Ярославовича, который был угоден тем, что обладал очень слабым характером и очень часто пил.С большими негласными паузами этот непутёвый правитель делал вид,что хоть на что-то влияет вплоть до своего ухода из жизни в 1199 г.И всё это время землями Галича фактич-ески управляли те бояре,которые наиболее тонко и эффективно управляли настроен-иями черни.После смерти Владимира Ярославовича на престол пригласили волынского князя Романа Мстиславича, что привело к «затиранию» старых распрей и объединению двух могущественных земель. И галицкая знать, которая совершила стратегическую ошибку, немедленно узнала, что такое сильная рука, ибо новый князь шутить не любил и очень жёстко спрашивал за любое неповиновение и за любую провинность.
Укрепив княжескую власть, новоиспечённый князь правил всего 6 лет и погиб в 1205 г.в очередном сражении с поляками.Вместо отца остался Даниил Романович,которому на тот момент было всего 4 года. И мальчику пришлось очень быстро повзрослеть и посуроветь. Благо, что рядом были верные люди, которые не оставили его в беде, один на один с вечно непокорной галицкой знатью.Трудное детство закалило Данилу Романовича – он стал превосходным полководцем и воином и практически всё своё правление провёл в военных лагерях и в походах и даже принял участие в печально-знаменитой Битве на реке Калке,которая завершилась полным поражением «объединё-нного» русского воинства в 1223 г.Однако несмотря на своё вечное отсутствие в княжеских палатах именно Даниил Романович окончательно скрепил союз Галича и Волыни и вычистил всех недовольных с неродного города.Выжив во время Битвы на реке Калке,Даниил Романович продолжил борьбу за главенство над югом Руси.Да и в тот момент,когда татаро-монголы пришли с новой силой,смог наиболее эффективно сопротивляться вторжению,отчего Галицко-Волынское княжество последним покорилось этому невиданному напору.А это было бы попросту невозможно сделать без значите-льного усиления собственной вотчины.Конечно, Даниил Романович всё-таки проиграл ордынской силе. Но снова смог сохранить власть и отметился тем, что в 1245 году смог одержать победу над галицкими сепаратистами и объединённым польско-венгер-ским воинством, став этаким Александром Невским для юга Руси. А в 1253 году и вовсе смог успешно побороться за австрийское наследство, выбрав нужную сторону и получив от Папы Римского титул короля.Первый русский король умер только в 1264 году от естественных причин,прожив очень долгую и очень сложную жизнь.К большому сожалению,результат его правления рассматривается в негативных тонах из-за зна-чительной европеизации его земель и отступлением от православной веры.ИменноДан-иил Романович повинен в том, что исконно-русские земли на долгое время отошли в сферу интересов и во владение Великого Княжества Литовского и Польши.Но это сов-сем другая история,которую мы рассмотрим как-нибудь позже,равно как и постепен-ное увеличение влияния маленького и незаметного городка– Москвы,которая в ту пору была захолустным населённым пунктом на карте огромного Залесья.С уважением, Иван Вологдин.Подписывайтесь на канал «Культурный код»,ставьте лайки и пишите комментарии– вы очень помогаете в продвижении проекта,над которым мы работаем каждый день."
  (ст."«Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига",Культурный код,2024) "Татаро-монгольское иго в истории Руси– неоднозначное явление.Вроде бы для обычного человека всё очевидно: был враг,было нападение,следствие– одно горе и разрушения.Но если задуматься очень и очень глубоко,то не всё так просто,ибо до нападения Бату-хана на Русь,наша земля потонула в череде смертельных междоу-собиц и никто уже и помыслить не мог о том,чтобы в этих условиях родилось единое централизованное государство.А тут,под гнётом вторжения 1237-1241 гг.и послед-ующего ига,которое продолжалось до 1480 г.,как сталь под ударами молота,выков-ались новые центры силы и один из центров– город Москва,собрал под своей дланью все прочие русские земли.Могли бы княжества выковаться в единое государство самостоятельно? Чисто гипотетически эта вероятность существовала, ибо многие европейские страны проходили аналогичный процесс. Однако с учётом общей стойкости и упрямства русских князей, с учётом того, насколько давними были корни многочисленных распрей, мы могли бы получить на выходе к XVI-XVII веку очень ненадёжное и всё ещё внутренне разобщённое государство, которое было бы неконкурентным для дальнейшей борьбы.Но монголы стали той третьей силой,которую ненавидели абсолютно все,хоть и были вынуждены подчиняться до определённого мом-ента.И исходя из логики «враг моего(главного) врага– мой друг»,русские княжества начали объединяться,несмотря на подрывную деятельность золотоордынских ханов,со-глядатаев и предателей.Карта вторжения.«Зло и благо»:анализ последствий татаро-монгольского ига.Нет,поймите меня правильно– вытаскивая позитивные следствия,я всё-таки держу в голове весь тот катастрофический урон,нанесённый княжествам и городам.Просто хочу сразу обозначить основной вывод статьи- у всего есть две ст-ороны медали,а уже потом начать подробный анализ последствий татаро-монгольского ига.Начать пренеприятную часть разговора хочется с самого важного– с человече-ских потерь.Конечно,никто точных подсчётов не вёл– не те были времена.Однако с учётом того,что многие населённые пункты вырезались захватчиками «под корень» за особо упорное сопротивление(например,Козельск,Торжок,Рязань),можно с уверенно-стью сказать о цифре в 50-60% убитых от общего числа тогда живущих соотечествен-ников.Причём прошу учесть,что на тот свет преждевременно отправился «цвет нации» - воины,лучшие государственные мужи и ремесленники.И об этом хотя бы говорит тот факт,что во время почти трёхсотлетнего ига с территории Руси исчезло колоссаль-ное количество традиционных ремёсел,которые так и не были восстановлены впредь.
Если говорить о самых крупных городах,павших под ударами татаро-монгол,то можно перечислить и Рязань.Городов меньшего значения,сёл и деревень– не счесть.«Зло и благо» : анализ последствий татаро-монгольского ига.Да,многие населённые пункты Гали-цко-Волынского,Полоцкого,Смоленского и Турово-Пинского княжеств,а так же земли Пскова и Великого Новгорода по счастливому стечению обстоятельств не стали жерт-вой вероломного нападения со стороны Великой Степи.Однако это не исключает того факта,что воины указанных княжеств и городов принимали активное участие в много-численных столкновениях и понесли большие потери,равно как и того факта,что сами земли не смогли избежать порабощения.Удар татаро-монгольской конницы и разорение некогда обжитых пространств– то,что вызвало крупнейшую внутреннюю миграцию рус-ского населения,которой не бывало со времён активного заселения Вост.Европы сла-вянскими племенами в VI-VIII вв.н.э.Это явление имело как негативные,так и пози-тивные последствия.К примеру,многие вынужденные мигранты превратились в самых настоящих колонистов,так как прошли за Волгу и переметнулись за Уральский хребет в поиске новых спокойных мест для проживания и земледелия.Это,в свою очередь,че-рез сотни лет помогло быстро(по меркам общей истории)создать необходимый плацд-арм для захвата Казанского и Астраханского ханств,с последующим продвижением в Сибирское ханство и завоеванием всей Сибири.Также невозможно не отметить влияние внутренней миграции на перераспределение центров силы,ибо именно тогда возвыси-лись как новые населённые пункты– Москва и Тверь,так и уже имевшиеся на карте– Галич и Великий Новгород.«Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига.Инфраструктурные потери были колоссальные.Когда-то Русь изначальную называли «страной городов».И на очень долгое время этот статус находился под вопросом,ибо общее количество городов,разрушенных до основания,действительно пугало.Многие крупнейшие населённые пункты так и не смогли восстановиться на прежнем месте. Например, Рязань, жители которой были вынуждены покинуть «чёрное место», которое ныне можно обнаружить по нескольким развалинам и в виде отметки на карте. Да и Киев, чьё население могло достигать 100-150 тысяч жителей на тот момент, на целые десятилетия вошёл в статус полузаброшенного захолустья, отчего и был легко забран Великим Княжеством Литовским в 1362 году, когда воины князя Ольгерда смогли нанести крупное поражение ордынцам. После этого исконно-русская территория на очень долгое время вошла в состав восточноевропейского государства и была отбита только невероятным трудом и усилиями Русского государства.В это же время, действуя по принципу «надо добить лежачего», многие западные страны (и ордена) начали своё движение на восток. Благо, что усилиями Александра Невского все поползновения были остановлены на Севере, во время Невской битвы и Ледового побоища в 1240 и 1242 году. Но значительные территориальные завоевания, в век наибольшего ослабления Руси, «добрые и прогрессивные соседи» всё-таки сделали.
Городище Старая Рязань. «Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига.С точки зрения экономики и вовсе была катастрофа.Нищета населения и голод– вот то,что пришлось преодолевать на первых порах.С учётом того,что размер дани, в пересчёте на современные деньги,исчислялся бы миллиардами долларов,которые выплачивало каждое княжество,ни о каком быстром усилении не могло быть и речи.
Трудное время должно было родить не только сильных,но и очень изворотливых княз-ей.Именно поэтому так несправедливо забываемый современниками Иван Калита– пер-вый действительно серьёзный московский князь,играя по правилам,установленным зо-лотоордынцами,смог настолько возвеличить подконтрольную Москву,что именно отсюда началось общее освобождение русских земель.И это усиление продолженное Дмитрием Донским победой на Куликовом поле в 1380 г.было уверенно завершённо полным осво-бождением и объединением русских земель усилиями Ивана III в 1480 г.стоянием на реке Угре.Если завершать пункт об экономике,то важно отметить и тот факт,что на долгие годы большая часть Руси абсолютно потеряла способность к торговле.В число исчезнувших ремёсел вошли такие позиции,как изготовление полихромной поливной керамики,зерни,черни,перегородчатой эмали и стеклянных украшений.Это не исчерп-ывающий список.Просто приведённый и очень краткий пример.«Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига.Как писал по этому поводу Борис Александр-ович Рыбаков– автор книги «Ремёсла древней Руси»:«Россия была на несколько сто-летий отброшена назад.И в то время,как цеховая промышленность запада набирала обороты и переходила к эре первоначального накопления,ремесленная промышленность Руси должна была во второй раз проходить тот исторический путь,который уже был проделан до вторжения Батыя».Невероятно сильным образом пострадала культура.Мы лишились огромной части истории,вместе с сожжёнными книгами,свитками и канцеляр-иями,наполненными историческими документами.Было вывезено и уничтожено колосса-льное количество произведений искусства.Фактически были утрачены данные о начале исторического пути России,отчего мы и можем ссылаться разве что на «Повесть вре-менных лет»,как на единственный сохранившийся источник информации.«Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига.Между тем,судя по многим признакам, в Средневековой Руси,до небывалого разорения,было немало летописных книг равно как литературных произведений по типу «Слова о полку Игореве».Все они утрачены,либо только ждут своего первооткрывателя.Согласно мнению известного историка– В.В. Каргалова,постмонгольские русские тексты «утратили живость домонгольских летоп-исей» и стали только техническим отражением событий.Роль Церкви значительно воз-росла ровно потому,что по заветам самого Чингисхана,монгольским воинам было зап-рещено трогать священников,но наоборот,предписывалось всячески затягивать духов-ных лиц в свои путы влияния.Но Церковь грамотно воспользовалась предоставленными изменениями в стиле Ивана Калиты и потому стала одним из столпов,на которой опи-ралась Русь в эпоху стремительного возрождения.«Зло и благо»: анализ последствий татаро-монгольского ига.Одно из следствий– зарождающаяся светская жизнь практич-ески прекратилась,что,кстати,во многом определило особый жизненный уклад русских людей и союзных народов на годы вперёд.Последнее глобальное следствие,о котором нужно упомянуть– значительное торможение русского военного дела.И если западный мир уже входил в пору чёткого разделения ополчения на рода войск,с упором на уд-арную рыцарскую конницу,то на территории средневековой Руси чуть ли не до времён Ивана III основными военными единицами являлись многофункциональный конник-феод-ал и представитель ополчения.Завершая статью,хочется отметить,что общее развитие Европы– подарок от наших с вами предков,которые и сдержали основной монгольский натиск,заставив отказаться от планов достигнуть самого края известной земли.Пот-ери ордынцы понесли такие,которые никогда не видели на территориях прочих держав .А потому всегда с большим страхом и недоверием относились к русским подданным, стараясь максимально нажимать на самую болевую точку– многовековую борьбу удель-ных князей."Иван Вологдин.
  (ст."«Долгожданное избавление»: как Русь вышла из-под татаро-монгольского ига" ,Культурный код,2024) "Давайте признаемся честно: если бы Монгольская империя,а за ней и Золотая Орда не потонули в черед непрекращающихся гражданских войн,то такого знаменательного события,как долгожданное избавление Руси от татаро-монг-ольского ига могло бы и не состояться.Хотя бы потому,что жители Степи– многочи-сленные и сильные воины.А потому могли «задавить» если не умением,то массой люб-ую европейскую страну того времени.Но Европе повезло – Русь и Великое княжество Литовское очень сильно пострадали,но не пропустили пиковый наступательный потен-циал многочисленных орд. А там и самим ордам стало уже не до исполнения законов Яссы Чингиз-хана,ибо ханы предпочли всё больше расслаивать некогда единое госу-дарство на свои улусы и уделы.Несмотря ни на что,ещё со времён Ивана Калиты,хит-роумные русские правители грезили о том,как бы поскорее избавиться отнавязанного состояния вассалов и данников.И каждый действовал в своих представлениях о важн-ом и о должном,что и породило многочисленные столкновения уже между правителями русского пространства,у которых не было общей линии поведения,а личные интересы превалировали над интересами всего средневекового русского общества.В этом отношении уже упомянутый князь Москвы – Иван Калита, действовал намного хитрее, имел прекрасные взаимоотношения с правителями Золотой Орды, а потому ни раз использовал вражеское войско себе во благо. Это и вылилось в Битву на Куликовом поле 1380 года, когда объединённое русское воинство под предводительством Дмитрия Донского, наконец-то нанесло серьёзное поражение войску эмира Мамая. Однако на этом история монгольского владычества не закончилась– Москва пала под ударами Тохтамыша в 1382 году, а сам Дмитрий Иванович, прекрасно понимая, что ещё «не время», решил возобновить выплату дани и даже отправил в Сарай-Берке своего сына Василия в качестве почётного пленника.Василий I– достаточно сильный правитель Московского княжества, который за 36 лет своего правления не только приумножил богатства и прирос землями да военной силой, но и смог выжить между Большой Ордой и Великим княжеством литовским(ВКЛ),которое на тот момент времени возглавлял его воинственный тесть Витовт.Потом, правда,случилась беда.И благода-ря потакательству Софьи Витовтовны,а также малолетству Василия II Тёмного,Моск-овское княжество едва не перешло во владение ВКЛ. Благо, что прорусские силы смогли успешно противостоять скрытой литовской интервенции и с 1462 по 1505 год на Московский престол сел действительно сильный,умный и решительный князь– Иван III, который и смог прервать ордынское владычество.К 1480 году уже и остаточная Большая Орда «трещала по швам», а вчерашние родственники со всей яростью дрались за персональную власть, основывая всё новые и новые улусы. Именно поэтому, к указанному времени вокруг стремительно объединяющейся Руси существовали немирные ,враждебные,но уже не объединённые, а разрозненные государства– Сибирская,Астра-ханская,Ногайская,Казанская и Крымская Орды.Но в этом смешанном и спорном прос-транстве всё-таки ещё появлялись амбициозные ханы,которые озадачивались объедин-ением разрозненных земель в некое подобие Золотой Орды,чтобы,как и прежде,иметь возможность одним мановением руки отправлять стотысячные войска в дальние похо-ды.Именно таким ханом и был хан Ахмат, который смог собрать под своими стягами значительные силы. И Ахмат, со свойственной всем степным правителям того времени рудиментарностью и консервативностью мышления, со всей искренностью считал, что значительно усилившаяся Москва является его вотчиной, а все эти «непонятные объединяющие процессы» внутри Московского княжества ни к чему хорошему не ведут. Именно поэтому вопрос прямого боестолкновения был только делом самого ближайшего времени.Между тем и Иван III без дела не сидел. Во-первых, хитроумные послы и дипломаты, с византийским мастерством, вели столь искусные интриги в стане своих поработителей,что немало гражданских войн вспыхивало именно из-за золота Москвы. В частности считается, что хан Крымской Орды - Менгли-Гирей и хан Большой Орды - Ахмат, стали непримиримыми противниками друг друга ровно потому, что не смогли полюбовно определить, кто именно является владельцем русских наделов. Русские, в свою очередь, искусно заигрывали сразу с двумя правителями, отчего те ещё крепче и сильнее сталкивались лбами,взаимно ослабляясь.Невероятными усилиями, вплоть до 1470-х годов, отечественные дипломаты смогли удержать ханов от прямого нападения на Московское княжество(а Менгли-Гирея,на противоречиях и вовсе сделать союзник-ом).Для этого иногда приходилось притворяться покорными и угодливыми подданными, иногда отправлять дорогостоящие подарки,иногда возобновлять постоянно прерываю-щиеся выплаты дани.Но так до бесконечности продолжаться не могло.И царский посол по фамилии Лазарев, во время очередного визита уже не смог «проездить по ушам» хана Ахмата, ибо в ходе переговоров так и не был установлен и документально закреплён обязательный размер дани со стороны Москвы. А потому Лазарев был вынужден очень срочно ретироваться прочь, чтобы сохранить себе жизнь. И Иван III,слушая рассказ своего слуги,уже прекрасно осознавал,что нужно готовиться к самому худшему– новому татаро-монгольскому нашествию.В 1476 году в Москву въехал татарский посол по фамилии Бочук. Именно он на правах хозяина заявил московскому государю о том, что если он не отправиться в Орду добровольно и не преклонит колени перед Ахматом,то его привезут силой.Но ордынский представитель совершенно не понимал, что говорит не с обычным князем, а с человеком, который уже назвал себя царём. То есть по статусу, Иван III уже приравнивался Ахмату и ни в чём не собирался уступать монгольскому правителю.Этот статус появился не просто так – Иван III не так давно взял себе в жёны саму Софью Палеолог – представительницу последней византийской династии. И в виду того, что Константинополь недавно пал под ударами османов, именно Москва получила негласный статус «третьего Рима», который с успехом и неоднократно подтверждала впредь.Летописцы очень подробно описали то,как Иван III отреагировал на слова Бочука.Вместо того,чтобы испуга-ться и начать собираться на чужбину, он вскочил на ноги и разорвал, растоптал ханское послание. Именно поэтому с 1476 года дипломатические отношения между государствами,вступившими в открытый конфликт,полностью прервались.В 1480 году войско хана Ахмата выступило в поход. Именно в тот момент, когда ордынскому правителю вездесущие шпионы донесли важное известие – Иван Васильевич как раз находится в Новгороде, где вооружённой рукой устраняет последнее самовольство своих новых подданных. Да и Псков только что пал под ударами западных сил, что также оттянуло часть войск на дальние рубежи.Иван III действительно находился в крайне тяжёлом положении, так как ждал удар и со стороны польско-литовского правителя – Казимира IV. Но новый вызов принял стойко. Особенно с учётом того, что имел под своим началом не иррегулярное ополчение-дружину, как его отец и дед, а уже полноценное профессиональное войско, богато снабжённое дальнобойными пищалями и пушками.Ко всему прочему был и ещё один козырь в рукаве– союзнический договор с Менгли-Гиреем- правителем Крымского ханства,который был кровным врагом только что выступившего в поход Ахмата.И Менгли-Гирей,согласно договорённостям, связал своим нападением польско-литовского короля,обезопасив тыл основным рус-ским силам.Традиционно считается,что прекращение вассального положения и ордын-ского владычества произошло после завершения практически бескровного противосто-яния на реке Угре.Тогда,два войска,разделённые водой,встали друг напротив друга. Но никто долгое время не предпринимал никаких попыток переправы.Русские силы в виду того,что находились в статусе обороняющихся,а монгольские силы в виду того, что при малейшей попытке «сунуться в воду»,получали очень дружный залп из пушек и пищалей.«Огненный бой» значительно превышал по дальности выстрел из монгольского лука. И несмотря на то, что в Москве назревал мятеж (всё-таки война считалась гражданской и не все поддерживали легитимность русского государя), на фоне которого Иван III был вынужден перевезти казну в Белоозеро, ничто не смогло подвинуть первого русского царя со своих позиций. Он даже удалялся из лагеря, так как был уверен в надёжности воевод и привык руководить военными кампаниями не покидая Кремль. И не ошибся, потому что ни одна тайная либо явная попытка ордынцев переправиться на русскую сторону так и не увенчалась успехом.Говоря образно, стояние на реке Угре, которое продолжалось с 8 октября по 11 ноября 1480 года, стало вторым затянувшимся днём рождения русской государственности. И Ахмат, в виду враждебных действий в своём собственном тылу, был вынужден позорно сняться со своих позиций, убравшись восвояси.Конечно, хан Ахмат не признал поражение и намеревался вернуться с ещё большей силой на земли Русского государ-ства.Но не удалось– 6 января 1481 г.он был зарезан в своём шатре ханом Иваком– правителем Сибирского ханства.И совсем не за горами уже были те времена,когда именно ханства начали покоряться Москве сливаясь в одну единую Российскую импер-ию."Иван Вологдин.
  (ст."«Финно-угорские народы – жители «Руси» до прихода славян»: уникальный этнос в РФ",Культурный код,2024) "Среди историков даже присутствует распрост-ранённая шутка:«Если нечего сказать о ранней истории Руси– «приплетай» финно-угров».И действительно,ещё до великого переселения нардов,когда славянские плем-ена в VI-VIII вв.н.э.начали постепенно перемещаться на Восток,теснимые германск-ими племенами,именно эти народы населяли большую часть территорий будущей Руси.
По настоящий день финно-угорские народы не растворились в бурлении истории.Более того,по состоянию на 2016 году численность финно-угров составила 24 миллионачел-овек,а ареал расселения начинается в Зап.Сибири и заканчивается где-то на прост-орах Вост.Европы.То,что финно-угры присутствовали на территории Российской Феде-рации очень и очень давно,говорит целый ряд археологических культур: и Культура сетча-ткой керамики.Так почему же крупная этноязыковая общность народов уступила свои земли под давлением славянских «пришельцев»? Или всё-таки не уступила,а смогла наладить союзничество,что привело к взаимному усилению народов в конечном итоге?
Представления древних финно-угров и культурные особенности.Когда-то давным-давно финно-угорские племена заселяли обширные тундровые и лесные земли Скандинавии, Восточной Европы и Приуралья.Но с течением лет,практически растворились в потоке тюркских, славянских и германских народов(пойди-ка,найди сегодня чистокровного финно-угра).Несмотря на это,на территории Российской Федерации живёт огромное количество малых народов,которые причисляют себя к коренным жителям этих земель: Водь,Ливы,Ижора,Вепсы,Манси,Ханты,Саамы,Карелы и многие другие.Да и все ныне су-ществующие финны и эстонцы,суть– представители обсуждаемой этноязыковой общнос-ти.«Общий язык»,безусловно– главный объединяющий фактор столь разных племён и народов.Но есть огромная совокупность элементов мировоззрения и культуры,котор-ые уходят своими корнями в прафинноугорское(прауральское)состояние,наглядно дем-онстрируя тот факт,что и финны,и представители саамов,несмотря на разные условия существования,как говорят– «произошли от одного корня».Как считали сами древние финно-угры,они произошли после того,как древняя огромная утка нырнула на дно мирового океана и принесла со дна первую землю.Так же,пусть и реже,встречается космогонический миф с другим сюжетом– утка снесла яйцо,из которого «вылупилась» современная земля.«Почему утка»?– возможно, зададутся вопросом некоторые из чит-ателей.Всё просто– птица имела для местных племён огромное промысловое значение и являлась незаменимым элементом местного рациона.Отсюда и мифы,которые,возмо-жно,зародились ещё в Верхнем Палеолите,судя по наскальным рисункам местных пле-мён.Известно,что древнее представление финно-угров о мире очень схоже с предст-авлениями сибирских тунгусских народов,у которых и поныне распространён шаман-изм.Как и в далёких землях,на землях Восточной Европы и Прибалтики когда-то вер-или,что мир разделён на Верхний,Средний и Нижний удел.Верхний мир– место обита-ния высших (и часто– дружественных)духов и божеств.В Среднем мире живёт человек ,малые боги,животные,птицы и духи меньшего масштаба.В Нижнем мире поселилась вся «эфемерная тварь»- воплощение зла и смерти.Что интересно,как и у многих коренных сибирских и скандинавских народов,Нижний мир(ад)холоден и покрыт льдами,ибо име-нно зима ассоциировалась у указанных общностей со временем наивысших невзгод и лишений.Что ещё более интересно: древние финно-угры были уверены,что все реки текут из Верхнего мира в Нижний мир.Птицы улетают на зиму в Верхний мир по Мле-чному пути.Центр Вселенной– не солнце,как у огромного количества других культур, но Полярная звезда– основа восьмиконечных звёзд на многих национальных орнамен-тах.В обсуждаемой культуре огромное количество «астрономических» сюжетов.Напри-мер, созвездие Большой Медведицы отражает местный миф об охоте на небесного лося или оленя.Так же распространена история о медведе-первопредке.Именно он спуст-ился с неба и дал начало всему финно-угорскому племени.Ко всему прочему не было ни одного представителя этого народа,который бы не верил в телепатическую связь, в духов местности и в то,что человек,по своему желанию,владея многоуровневостью души,в то,что не может выйти в астральный мир(возможно– во сне).Интересно, что среди славян,на Русском Севере долго муссировался миф о «белоглазой чуди»- мифи-ческом народе,который по своим свойствам был чем-то вроде эльфов для современ-ников и вёл скрытный образ жизни.Только поэтому можно судить о том,что постепен-но представления разных древних племён,обитавших в одной местности,переплетались друг с другом и сливались в нечто единое.Более того,даже основной литературный труд Руси– «Повесть временных лет»,содержит описание камлания шамана от племени чуди– попытка русских познать своих давних соседей и вникнуть в таинства провод-имых ритуалов.Места силы в финно-угорской культуре(Петрухин,2005 г.)– скалы,пок-рытые петроглифами и древние рощи(шаманские леса),куда был закрыт ход обычным смертным.По настоящий день такие места «находятся» современными исследователями. К слову,некоторые малые народы,например марийцы,по настоящий день существуют в плюс-минус одинаковой каноничной картине мира.«Шаманский лес»- запретное место ещё и потому,что по местным верованиям,в деревьях присутствуют души уже умерших людей и ещё неродившихся младенцев.Причём есть чёткое распределение по видам: в берёзе присутствуют души девушек,в липе– зрелых женщин,а в дубе скрывается «муж-ская энергия».Именно поэтому финно-угры «естественно-экологичны».Для них нанести вред живой Природе– нанести удар по своим предкам или умершим душам.А они всене-пременно явятся обидчику с отмщением!Традиционный промысел  резьба по дереву, производился исключительно по уже умершим деревьям– «сухостою».Ни у кого бы,не поднялась рука срубить дерево для праздности.Исключение– постройка дома,который и были призваны(в прямом и переносном смысле этого слова)защищать души предков.
В совокупности из таких металлических элементов создавались «бренчащие украше-ния»- очень красивая и самобытная защита от злых духов.Традиционные представ-ления о мире стали разрушаться только во II тысячелетии н.э.,когда началась акт-ивная христианизация и исламизация местных народов,в зависимости от региона про-живания.Но именно христианство сохранило наибольшее количество «персоналий» пра-ктически сгинувшей культуры.Среди мусульманских территорий финно-угорских общин практически нет– это говорит о «жёсткой» ассимиляции и полном окультуривании не-когда присутствующих здесь «бывших хозяев» тюркскими народами.Удар по культуре нанесла и урбанизация– тот же язык утрачивается в третьем поколении,что доказали сразу несколько исследований 20 в.(иностранных и советских).Прародина финно-угров– Сибирь.В 2018 г.было проведено довольно крупное генетическое исследова-ние,которое показало,что финно-угры,с высочайшей долей вероятности– пришлый нар-од,который пришёл на европейскую часть Евразийского континента с территории Сиб-ири(что во многом объясняет переплетение с тунгусской культурой).Расселение про-изошло ещё в эпоху Неолита– примерно 12-14 тыс.лет назад.Просто потому,что на тот момент времени,первопредки финно-угров имели самые совершенные неолитические технологии создания оружия и легко отбили благоприятные земли у более диких пле-мён.В том числе могли «окончательно добить» неандертальцев.Забегая вперёд,след-ует сказать,что современные генетические исследования разбивают в пух и прах на-ционалистическую теорию о том,что именно ассимилированние финно-угорских народов подарило «славянскому корню» небывалую силу и развитие.В самом деле,генетическ-ое воздействие было оказано именно на местные племена.Русский геном, несмотря на длительное соседство,практически не претерпел изменений со стороны финно-угор-ских племён.Несмотря на это,сами финно-угры– удивительное сочетание европеоидной и монголоидной расы, что прослеживается и в чертах современных представителей этого малого народа.В.В.Напольских– известный исследователь древнего мира и финно-угров указывает «точку исхода» с невероятной точностью– Обско-Иртышский бассейн.Миграция началась примерно 9 тыс.лет назад и продолжалась вплоть до V тысячелетия до н.э.,пока не достигла территорий Балтики и не столкнулась с тюрк-скими и европейскими «сильными» народами.Ко всему прочему началось активное сме-шивание и перемешивание с другими народами и племенами,что привело к распаду не-когда существовавшей финно-угорской общности.Но эта версия не единична и соврем. исследователи отодвигают «точку исхода» ещё дальше на восток и указывают на язы-ковое родство финно-угорских и юкагирских народов.Завоевание финно-угров славя-нскими племенами.Примерно в конце III тысячелетия до н.э.существующая общность финно-угорских племён начала разваливаться. Произошло разделение на финно-перм-скую и финно-угорскую ветви.Представители второй ветви продолжили движение в за-падном и северной направлении.И достигли территории современной Венгрии и Швеции .Приход многочисленных славянских племён в эти малозаселённые привёл к серии ко-нфликтов.Однако известно,что в том же раннем Новгородском княжестве,уже после обретения государственности в IX в.н.э.,удалось создать именно общность из раз-ных народов,спаянную единым государственным центром.Впрочем,это не исключает огромного количества кровавых сражений,которые вспыхивали и угасали в этих мес-тах веками.А так же того факта,что многие правители славянских племён облагали данью финно-угорских правителей.После того,как положение на землях Руси «уста-канилось»,а наше государство пережило татаро-монгольское иго,став Русским царст-вом,началось дальнейшее расселение русскоязычных людей на Восток.Это произошло примерно в 16-17 вв.– именно тогда представители русской короны пришли в те мес-та,которые сохранялись во владении финно-угорских племён,значительно отстававших в развитии.В основном,экспансия происходила мирно.Однако известно,что те же мар-ийцы оказывали активное сопротивление «силам вторжения» и крайне-неохотно присо-единились к разрастающемуся Русскому государству.Постепенно,преимущественно хри-стианство вытеснило «местные» наречия и верования.Но всё-таки успели оказать зн-ачительное культурное влияние на своих соседей.Финно-угорские топонимы– наследие минувших тысячелетий.По-прежнему на карте Восточной Европы и Российской Федера-ции немало финно-угорских топонимов,которые имеют устойчивую форму и сохраняются на протяжении тысячелетий:Всё,что оканчивается на «-ма»- Кинешма,Кострома и дру-гие;Всё,что оканчивается на «-кша»- Кидекша;На «-кса»- Выкса;«-хта»- Нерехта, Ухта;на озвонченное окончание «-гда»- Судогда,Вологда;«-га» - Варзуга, Ветлуга;
«-еньга»- Кокшеньга,Мехреньга;и,возможно на «-ус» и «-хар»/«-х» на стыке Влад-имирской,Ивановской и Нижегородской областей.Всё это великолепие топонимов и гидронимов,согласно академику А.К.Матвееву– наследие финноволжских и прибалтий-ско-финских групп.В частности мерянского языка– ранней форме марийского языка.
Заключение.Несмотря ни на что,финно-угры по настоящий день живы и здравствуют на территории Российской Федерации,давно являясь частью многонационального и неде-лимого российского народа.Более того– являются первыми «официальными» обитате-лями этих широт,которые смогли «придумать» и воплотить минимальные признаки гос-ударственности и межплеменных объединений ещё до прихода славян."Иван Вологдин.

  (ст."«Балтийские племена– жители «Руси» до прихода славян»: уникальный этнос", Культурный код,2024) "Несмотря на то,что с балтийскими(балтскими)племенами ассо-циируют исключительно прибрежный регион Балтийского моря,в самом деле,ареал рас-селения был несоизмеримо большим.Крупная языковая группа,в лучшие свои годы,зан-имала территорию от Наревы и Вислы на западе,от Южного Буга и Сожи на юге,до Тв-ерской области и озера Ильмень на севере.Именно поэтому этот народ,этот уника-льный этнос – неотъемлемая часть русской истории.Ибо когда-то,ещё до прихода славян в 7-8 вв.н.э.,занимал территорию современной Орловской,Курской,Брянской, Смоленской и Псковской области.Но и это ещё не всё! Частично,такое племя как голядь проживало в Московской,Тульской и Калужской области,а так же в верховьях Оки– настолько далеко зашёл на материк балтский корень!Рассуждая об ареале оби-тания и «накладывая» его на ныне существующие границы и государства,нельзя не упомянуть,что балтийские племена,практически целиком и полностью «покрывали» современную Латвию,Литву,Белоруссию и Польшу.Именно поэтому являлись прямыми конкурентами не только финно-уграм, проводящим свою экспансию с Востока на про-тяжение тысяч лет,но и славянским племенам,пришедшим с Востока и заявившим свои права на оспариваемые территории.Происхождение балтийских племён.У всего есть начало и у всего есть конец.И,по сути,обсуждаемый этнос обособился в Бронзовом веке и вышел из Культуры шнуровой керамики.Обособлению поспособствовал общий язык, сформировавшийся намного ранее– в последних порах Каменного века.Считается ,что именно с балтийских народов в Восточной Европе началось земледелие.Доселе, ни одно местное «племя» не догадалось о том,что можно возделывать землю и полу-чать урожай.Из Культуры шнуровой керамики,к Железному веку(600– 400 г.до нашей эры) вышли и обособились и другие археологические культуры– Поморская,Штрихован-ной керамики,Милоградская,Днепро-двинская и другие.В это же время получают широ-кое распространение топонимы и гидронимы,часть которых по настоящий день присут-ствует на территории Российской Федерации.О существовании балтийских племён зна-ли и античные географы и историки.Например,первое письменное упоминание южно-восточных племён упомянуто в книге 325 г.до н.э.«Об океане»,за авторством Пифея. В этом литературно-научном произведении автор частично описывает быт племён,жив-ших на берегу Балтийского(Свебского)моря.Равно как достаточно подробно рассказ-ывает о добыче янтаря.Второе письменное упоминание– книга историка Древнего Рима – Публия Корнелия Тацита– «О местоположении Германии и о происхождении герман-цев»,где,в том числе,описываются ближайшие соседи этого грозного народа– балтий-ские племена эстиев.Не «отстаёт» от других авторов и Геродот,который указывает на народ будинов,когда-то обитавший между Днепром и Волгой,в верховьях Дона.Учё-ные предполагают,что несколько позже,эти племена,под другим названием– айстиев, нашли своё отражение в трудах римско-остготского хрониста Кассиодора в 523 г.и, чуть позже,готского хрониста Иордана в 552 г.Естественно,что дальше,количество литературных источников только увеличивалось.И это говорит о том,что балтийские племена очень прочно держались за свои территории и крайне-неохотно уступали свои земли под напором многочисленных и сильных племён и народов.Грубо говоря– сражались за своё пространство со всей яростью,совершенно обоснованно считая се-бя древними хозяевами Прибалтийского побережья и большей части Восточной Европы.
Характерный внешний вид.Славянизация балтов уменьшение ареала.К слову– удалось. Несмотря на малочисленность балтов,они отвоевали своё право на существование.Хо-тя бы потому,что балтийский язык,как научный термин,был введён немецким языко-ведом,Георгом Нессельманом,в 1845 г.До этого существовало другое «имя»- летто-литовский язык.Но,к указанному времени,остатки балтийских племён уже страдали от недостатка своей культуры,были серьёзно «смешаны» со славянами и «прижаты» к по-бережью северных морей.Как это произошло?Славянские народы оказались сильнее– огромная масса людей и воинов пришла с запада,теснимая германскими племенами. Шутить пришельцы не желали– у славян так же остро встал вопрос выживаемости и поиска новых земель.И,так как гости с Запада были грозными воинами,с военными технологиями и искусством ведения боя «отточенным» годами противостояния с герм-анскими народами и прочими странами и государствами Европы,они «огнём и мечом» взяли то,что решили сделать своим.Процесс экспансии длился почти три века, но в основном пришёлся на временной промежуток с 6 по 7 в.н.э.Естественно,кое-где, как и в примере с финно-уграми удалось «договориться» и сформировать добрососед-ские отношения.Но несмотря ни на что именно славяне везде и всюду заявляли себя главенствующей нацией.Балтийская семья- современная реконструкция.В виду вышеиз-ложенного,примерно в конце I тысячелетия начался «слом» балтийской культуры и активная славянизация местных народов. К слову,процесс германизации происходил и в середине II тысячелетия,когда Тевтонский орден пытался сделать «своими» запад-ных балтов,надеясь надолго задержаться в этих местах.Следует отметить,что и сами балты не были дружны между собой.Ещё в 3 в.до н.э.состоялось разделение некогда единой общности на восточную ветвь– литва,жемайты,латгалы,селы,земгалы и запад-ную ветвь– полексяне,голядь,ятвяги,галинды,курши и пруссы.Кстати о пруссах.Нек-огда крупное германское государство– Пруссия,получила своё название в виде симв-ола германского милитаризма.Дело в том,что германский народ чуть ли не извёл под корень местное племя– пруссов,после чего занял территорию,но не стал придумывать новое название.Поэтому насмешливо-уничижительное прозвище военных этой страны времён Первой Мировой Войны– «пруссаки»,фактически– отражение во времени уже сг-инувшего народа.Воспроизведение внешнего вида настоящих древних пруссовПроисхо-дили и процессы ассимиляции.Например,такие племена,как голенсичи,смельдинги и даже лютичи когда-то были балтийскими.Но славянский корень победил,«переиначив» геном всего за несколько веков.За исключением нескольких небольших общин в Евро-пе,современными балтами можно назвать только латышей и литовцев.Даже эстонцы пр-оизошли от финно-угорского «корня».Естественно,за годы соседства и подчинения «другим народам»,в современных латышах и литовцах осталось очень мало от изнача-льного набора генов.Об этом говорят и генетические исследования– почти 40% «Y-хромосом»- русская гаплогруппа R1a.Ещё часть– гаплогруппа N1c1,встречающаяся у чукчей, бурятов и «преемников»- финно-угорских народов.Изделия балтийских плем-ён.Жизненный уклад.Балтийские народы вели исключительно оседлый образ жизни,зан-имались земледелием и,там где это было можно– охотились и ловили рыбу.Естествен-но это привело к тому,что балты начали возводить «селища»- сельские поселения, огороженные крепким тыном и «разбросанные» по всей территории ареала расселения.
Среди национальных промыслов следует также отметить добычу янтаря в прибрежной зоне и бортничество– искусство балты освоили одними из первых на территории Евр-опы.Славянские племена также перенимали некоторые части понравившейся культуры. Поэтому считается,что национальные костюмы радимичей и вятичей,с традиционными украшениями– шейными гривнами,унаследованы от балтийских племён.Позже,подобные гривны распространились достаточно широко и стали частью восточнославянского мира.Так же,те же вятичи с удовольствием носили янтарные украшения неизвестные среди других славянских племён,но имевшие широкое распространение именно среди балтов.Селище.Заключение.Несмотря на то,что большая часть балтийских племён исчезла со временем,по настоящий день всё-таки живы носители древней культуры. В том числе– в Российской Федерации,где проводятся национальные праздники и выс-тавки.Балты– прекрасные мореплаватели.Путь и не такие хорошие,как скандинавы.Но, несмотря на это,небольшие суда балтийских племён исследовали практически весь окружающий мир,а торговые экспедиции заплывали очень и очень далеко в зыбкие дали незнакомых земель.Несмотря на некоторые «прения» в начале общей истории,со всей искренностью считаю,что контакт славян и балтов(а так же контакт с финно-уграми)только обогатил местные культуры и сделал все народы Восточной Европы на-много сильнее,чем раньше.Об этом хотя бы говорит тот факт,что германская экспан-сия была остановлена– и в стародавние времена(примерно в 8 в.н.э.)и в последую-щие годы,ибо последняя попытка Германии расширить своё жизненное пространство состоялась сравнительно недавно– в середине XX века."Иван Вологдин.


Рецензии