Восп. на остановках моей жизни. Кн. 2. Гл. 1-3
ВОСПОМИНАНИЯ НА ОСТАНОВКАХ МОЕЙ ЖИЗНИ
КНИГА ВТОРАЯ
«Моя работа и пребывание в городе Тольятти»
Глава 1
После завершения обучения в Уфимском энергетическом техникуме (1969-1973 г.г.) я получил диплом в котором значилось, что мне присвоена квалификация: техник-теплотехник! Защита и получение диплома об окончании состоялась в середине или ближе к концу февраля 1973 года. После окончания техникума нам был положен отдых (отпуск, как хотите) на целый месяц. Очевидно, государство посчитало, что этого времени будет достаточно для наших мозгов, чтобы снять с них небывалое напряжение, накопленное за время учебы.
В середине марта в техникуме началось распределение нас на отработку по городам и весям нашей необъятной страны. Да, в то золотое время был закон в СССР, по которому все студенты техникумов и институтов после их окончания должны были отработать не менее трех лет, в местах по направлениям на работу! Меня в общем то с учетом и моего мнения направили в город Тольятти для работы на Тольяттинской ТЭЦ.
Мне было предложено еще одно место на выбор, которое я сейчас просто не помню, но я от него отказался. Оно не привлекло меня своим вниманием. Как после я узнал, что это был самый настоящий плюрализм мнений. Фу ты черт! И все, безусловно, сразу вспомнили и узнали нашего плешивого и меченого, мастака подобных словечек и большого пустобреха, который своими безмозглыми действиями стал, по сути, разрушителем нашего Великого государства!
В течение отведенного времени мои мозги настолько отдохнули и просветлели, что приняли самостоятельное решение - выехать к месту работы! Мне оставалось только им подчиниться!
А между делом я пошел по магазинам поискать более-менее приличную спортивную сумку или что-то в этом роде. Хотелось что-то новенького и необычного, ведь времена и мода на все меняется. И наш домашний старый кожаный и с фиброй чемодан с ручкой, который был почти в каждом доме меня уже определено не устраивал. Но, увы! Более-менее приличного не нашел и пришлось в универмаге "Уфа" купить, то что было. Нечто среднее между сумкой и чемоданом (вспомните: и родила ему царица: не то сына, не то дочь).
Купленный баул был прямоугольной формы грязно-желтого цвета и закрывался сплошным замком на молнии по одной стороне. На всякий случай баул, чтобы избежать в него "несанкционированные" визиты непрошеных гостей в двух местах имел лямки с маленькими замочками и малюсенькими такими же ключиками!
И надо здесь обязательно отметить наши успехи в химической промышленности: вместо натуральной кожи и фибры был применен кожзаменитель! Ну и на этом хоть спасибо, что не из простого тканевого материала. Не смотрелся бы и вовсе!
Очевидно, что бы проверить пригодность моего баула в действии я не преминул зайти по пути в гастроном и купить все необходимое для ребят на вечеринку, которую я наметил в связи с моим отъездом! Естественно, все купленное сложил в этот: то ли в чемодан, то ли в сумку. До сих пор для меня прояснения в этом вопросе нет! Но уверяю Вас, наша советская промышленность не подвела, содержимое довез до дома без приключений в целости и сохранности, а молния и замки закрылись и работали надежно! Ничего не вывалилось!
Вечером пришли одноклассники на мои проводы и мы немного посидели за столом! Володька Смороденков (он же курчавый, он же смород, короче одноклассник) даже по поводу моего отъезда прочитал свои стихи. Вот они:
Сашка Тесля, ядрена корень,
Ты от зелья до чертиков пьян,
Уезжаешь ты свой Зурбаган,
Сашка Тесля, ядрена корень!
Мы сегодня, как прежде вместе:
Сила, удаль, сплоченность, размах,
Но печаль и точка на устах,
Сашка Тесля, ядрена корень!
Впереди нас всех ждут расставания,
Неизвестность нас ждет впереди,
жизнь придется крутую пройти
Сашка Тесля, ядрена корень!
Я и тогда был сильно тронут таким вниманием ко мне (ну, наверно, не было возможности просто и сразу поблагодарить его достойными словами с обниманием и лобзанием, потому что по требованию ребят все сводилось к одному: скорее надо было выпить, выпить и еще раз выпить. Не надо забывать, что нам было всего по 18 лет! А этот возраст не терпит фальши, все идет от сердца. А все, что идет от сердца, этот порыв не надо держать в себе и все единогласно согласились "выпить" и не один раз. В общем-то не сильно обращая внимание на эти стихи. Ну подумаешь парень стих сочинил!
А сейчас, спустя 49 лет, я хочу исправить положение: Вовка, я благодарю тебя за твою внимательность, искренность и теплые слова! Я очень горжусь нашими дружескими отношениями. И неслучайно, хоть один или два раза в год встречаемся нашими большими семьями: то у Вас, то у нас! Уверяю тебя и в наши 67 лет, так же не может быть фальши в дружбе! И мы можем за это, как и прежде, выпить все и без остатка! Ха-ха! Еще раз, спасибо тебе, Володька, за вдохновенные и прекрасные слова! И вот как видишь: я не один десяток лет храню их в своей памяти!
Глава 2
Железнодорожного прямого сообщения между Уфой и Тольятти, если я не ошибаюсь и до сих пор нет. В любом случае, все дороги ведут (чуть не упомянут для красного словца - ни много ни мало в Рим) через город Куйбышев, ныне Самару. И я решил воспользоваться воздушным путем. Просто, иногда, знаете ли, хочется полетать на самолете! Не всегда же быть в полете только птицам!
Взял билет, если не ошибаюсь на рейс "Уфа-Тбилиси" с посадкой в аэропорту "Курумыч". Этот куйбышевский аэропорт, находится неподалеку от города. В самолете летела в Тбилиси на отдых и семейная пара. Хорошие знакомые моей мамы. Они тоже жили в Черниковке. Заехали за мной и мы вместе на такси поехали в наш аэропорт.
Мне впервые предстоял полет на реактивном самолете (пожалуйста, не подумайте, что я летал и на винтовых воздушных суднах). Это был красавец лайнер белого цвета с синими полосами на фюзеляже и с отличительными надписями: СССР и красным флагом и логотипами "ТУ-134" и "Аэрофлот"! Конечно, он (самолет) и аэропорт произвели на меня сильное впечатление, прежде всего своими размерами.
Если кто помнит из уфимцев, в начале 60 годов аэродром располагался прямо в самом городе Уфа. Там где сейчас "Госцирк" только ниже его в сторону реки Белой. Это был небольшой аэродром и принимал он только небольшие самолеты типа АН-2. Как-то наши родственники поехали встречать свою дочь, которая должна была прилететь из Перми! Взяли меня с собой на аэродром. Мне тогда, наверное, было лет 7-8. Как сейчас помню, была зима и я впервые увидел самолеты так близко!
Самолетов было не много и все винтовые. Не знаю, моторы прогревали и готовились ли к вылету, но винты на них крутились. На меня, пацана, это произвело неизгладимое, незабываемое и сильное впечатление! Кто из нас не мечтал стать летчиком! Я зачарованно смотрел на них и представлял себя уже пилотом этих самолетов!
И вот аэроплан приземлился. Все встречающие уже были у небольших ворот и с нетерпением ждали мягкой посадки лайнера. Точно не помню, но, прилетевшие от самолета шли сами пешком с ручной кладью, минуя небольшое здание аэродрома сразу на выходе из него. Вот такие были простые порядки в то время на небольших аэродромах. Не мороча нам голову бойко шла вместе с остальными и моя двоюродная сестра Галина к калитке ворот. Мы ее здесь и все встретили. Понятное, дело пошли сначала поцелуйчики и разные приятные слова, в том числе с благополучным прибытием и легкой посадкой!
Было заказано такси и оно ожидало нас на стоянке. Во мне опять все перевернулось! Это был очень красивый с хромированными деталями черный лимузин представительного класса. Да, да - это был прекрасный автомобиль для того времени марки "ЗИМ"! И странное дело, я опять также зачарованно смотрел на него и мне вдруг, нестерпимо захотелось стать водителем этой красивой машины! Но жизнь, как выяснилось, впоследствии рассудила иначе - сделав меня энергетиком, вместо того чтобы пилотом или шофером!
Вернусь однако в семидесятые в аэропорт. Здесь все было для меня необычным! Вылет из Уфы пришелся на ранее утро 7 апреля 1973 года (если мне память не изменяет)! Пригласили на посадку и автобус подвез нас к самолету! Подали трап и мы по нему, естественно, не создавая толкотни поднялись в салон самолета, где нас у двери приветливо встречает стюардесса! Внутри салона установлены мягкие кресла с подлокотниками по обе стороны центрального прохода.
Сверху кресел, ближе к потолку, располагались небольшие отбортованные полки для ручной клади. Снизу полок над креслами были небольшие лампы освещения и дефлекторы для подачи воздуха. Салон выглядел очень красиво! Мы заняли свои места. И о боже, мне досталось место у иллюминатора ближе к пилотской кабине! Позади, виднелось крыло. Остальные пассажиры тоже заняли свои места. Но, были и свободные места! По громкой связи объявили состав экипажа, правила поведения в полете, время полета, попросили всех пристегнуться ремнями и т.д.
А тем временем, включились двигатели и после прогрева и проверки всех систем, лайнер стал потихоньку выруливать на взлетную полосу. Взревели двигатели, самолет задрожал, как бы весь напрягся и вот уже побежал все быстрее и быстрее по взлетной полосе. И наконец-то, оторвался от земли. Меня против моей воли сильно прижало к спинке кресла! Мы поднимались все выше и выше в небо, при этом скорость увеличивалась вплоть до крейсерской быстроты (если, не ошибаюсь до 700 км/ч).
Это потом стюардесса нам объявила об этом, а заодно также, что температура воздуха за бортом -40 °С). Я по началу оглядывался на крыло, которое вибрировало (или дрожало, как хотите) по всей своей плоскости. Мне, если честно стало не по себе и я непроизвольно втянулся в кресло! Подождал какое-то время, тут стюардесса стала на тележке разносить и предлагать пассажирам чай и другие разные напитки, конфеты леденцы и прочее. Видя, что она очень спокойна, приветлива и ей нет никакого дела до дребезжащего крыла я взял себя в руки и свой перепуг решил побороть стаканом крепкого чая. И непременно с сахарком из маленького пакетика.
Был апрельский пасмурный день. Наш лайнер быстро-быстро обгонял медленно ползущие по небу бело-серые тучи. А иногда, набравшись наглости на полной скорости врезался в облака, не считая их препятствием и пролетал напрямую, сквозь них. Очевидно, командир экипажа таким образом хотел сэкономить горючее до Тбилиси? Эту явно неравную гонку во всех отношениях я наблюдал через иллюминатор.
Когда облака исчезали и остались позади, открывался на короткое время, хороший вид на землю. Я с интересом все рассматривал в иллюминатор. А внизу проплывали величественные и бескрайние просторы степей, полей и лесов; шоссейные и иные дороги с автотранспортом и т.д. И безусловно увидел сверху беспечных, но озабоченных своими делами идущие люди и весело, бегающую детвору.
Также, проплывали дома и постройки сел и деревень, небольшие города с их промышленными объектами в разных красках и тонах. Повсюду на черной земле лежал грязный снег. Иногда, на этом черно-белом спектре выделялись зеленые тона от сосновых деревьев, которые в любое время года остаются вечнозелеными! Но весна уже брала свое, появлялись большие прогалины. На земле все шло своим чередом, ведь и природа не любит торопливости.
45 минут полета заканчивались и самолет пошел на снижение на посадку в аэропорт "Курумыч". Приземлились. Всех пассажиров авиарейса доставили автобусом в здание аэропорта. Самолет стал дозаправляться горючим. Видимо, командир самолета решил, что лучше пополнить свои прожорливые баки и благополучно прилететь в Тбилиси! В таком случаи я мысленно и просто пожелал ему хорошего взлета, счастливого полета и мягкой посадки! Супружеская пара проводила меня из здания аэровокзала и пожелала тоже счастливо добраться до города Тольятти!
Глава 3
Сейчас не могу вспомнить из аэропорта автобусом сразу напрямую поехали в Тольятти или сначала заехали в Куйбышев и потом уже из него в Тольятти? Во всяком случае через какое-то время оказался на автовокзале в городе, названным в честь итальянского коммуниста. Не хочу, чтобы в каждой строчке была указана его фамилия, чаять не карбонарий, да и самому немного вдруг захотелось просто так повыёживаться!
Если честно автовокзал мне не понравился! По крайней мере в этот мой первый приезд. Очертания его достаточно смутно помню! Народу на вокзале было в тот день не очень много. Откуда им было знать, что именно я приехал из Уфы! Меня никто не встретил, оркестра не было - чаять не всесоюзная личность. В свою очередь я был без обиды тоже на них.
На привокзальной площади стояли несколько автобусов на междугородние рейсы по Куйбышевской области. Тут же, неподалеку, были остановки для маршрутных автобусов в сам город.
Спросил, как мне доехать до улицы М.Горького куда мне нужно было, добрые люди подсказали и я сел со своим желтым чемоданчиком в указанный автобус. Тоже как не странно он был желтого цвета марки "ЛиАЗ специально разработанного для городских поездок в том плане, что мест для сидения было мало, зато мог быть забитым до отказа людьми в часы пик. Однако между тем в желтенький автобус село совсем не много пассажиров.
И, по-видимому, водитель автобуса, чувствуя себя здесь главным, а как иначе?Одновременно стал еще и диск-жокеем - включил магнитофон на полную даже запредельную громкость. И полилась песня "Соловьиные трели" в исполнении ВИА "Поющие гитары":
- Так уж случается, если влюбляются, слушают все соловья. Юноши, девушки, бабушки, дедушки, папа и мама, и я!
А водитель крутил баранку и умиленно подпевал. А как же - все же это был хит для того времени во всем Союзе! И как только она заканчивалась он вновь ее включал с прежней громкостью и пел в "экстазе" в унисон. Видимо, он во чтобы то ни стало хотел угодить именно мне на всем протяжении моего пути! Даже мне на ум пришло, а вдруг это визитная песня славного города Тольятти? Раз она громко и без конца несется с магнитофонной ленты!
Но в любом случае я был сильно возмущен, если не сказать, что даже взбешен громкостью песни. Хотя и ушел специально на заднюю площадку автобуса! Водитель и вся группа "Поющие гитары" понятное дело аплодисментов от меня не дождались! И я настолько был разъярен, что в последствие не мог на дух переносить эту замечательную песню в течение длительного времени! И тут же, в автобусе, пожалел, что был плохим почитателем и слушателем наших родных башкирских мелодий и песен там у себя в Уфе!
Я вышел из автобуса на своей остановке злой как черт, пошатываясь из стороны в сторону. Песня довела меня до белого колена. Славу богу ехали совсем не так уж долго! На остановке постоял, покурил и, в конце концов, оклемался наконец! У прохожего уточнил нужный мне адрес и пошел в указанном направлении. Нашел общежитие, в которое мне предстояло заселиться.
Здание располагалось на краю большой площади и было ввысь во все пять этажей и метров 60-70 в длину. Этакий лежачий небоскреб коих в Союзе было не счесть. Общежитие полностью принадлежало Тольяттинской ТЭЦ, где мне и предстояло отработать по направлению. По высокой и широкой лестнице с крыльцом поднялся и вошел внутрь общежития. Представился вахтеру, немолодой женщине.
Она направила меня в кабинет заведующей общежитием, попросту коменданту. Тоже немолодой женщине. Та важно посмотрела на меня и потом на мои документы. Рассматривая их, что-то при этом расспрашивала и уточняла. То смотрела на меня, то опускала глаза и нечто что-то скрупулезно записывала. Короче никого не буду больше мучить: все нужные данные обо мне она внесла в свой журнал. Очевидно, не имеющий себе равных и ни с чем несравнимый. Это я все о нем, поскольку таких толстых и потрепанных журналов просто никогда не видел. Да Бог с ним!
Заодно проинструктировала о правилах поведения и проживания в советских общежитиях. Дала направления в соответствующие инстанции для получения инструктажей по пожарной и газовой безопасности. А также не забыла дать направление в городской вендиспансер на анализы на венерические заболевания. И потребовала сделать исследования сегодня же до конца текущего дня. И результаты, как только будут готовы принести ей.
И на всякий случай строго наказала, что бы я с "энтим" делом не шутил! А что она имела в виду, я не понял, но переспрашивать не стал. В конце концов, назвала номер комнаты, в которую я должен заселиться, Ну, я и пошел заселяться. Меня предупредили - раз на вахте ключей от комнаты нет, значит в ней, кто-то из жильцов может быть. И я смело пошел наверх со своим желтым чемоданчиком!
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №224121000382