Преднамеренный пожар
Свой очередной рабочий день Александр провёл на первом посту. Место важное и ответственное. Вывоз готовой продукции. Здесь важна внимательность и знание продукции. На первый взгляд может показаться — ну, что тут сложного в железобетонных конструкциях? Сваю от плиты всегда отличить можно. Это, конечно, правильно, но есть нюансы. Длина и ширина плит может быть различна, А бетонная дорожка может быть автомобильная или авиационная. У всех этих изделий разная стоимость. А когда под видом одного изделия пытаются вывезти другое, то это настоящая кража.
Попыток хищений в тот день не было. Вся продукция вывозилась в соответствии с товарно-материальными пропусками. В конце рабочего дня Саша выпустил автобус с уезжавшими домой работниками и закрыл ворота на замок. До утра никаких движений через главные ворота не будет. Немного отдохнув и выпив чаю, Александр собрался на обход территории. Конечно, можно было бы этого не делать, но пока обходишь производственные корпуса, время идёт быстрее.
Огибая угол арматурного цеха, Саша заметил что-то неестественное. На больших окнах здания отражалась вечерняя зоря. А сам закат был каким-то живым. Он как будто бы танцевал на тёмных окнах. Присмотревшись, Саша понял, что это не солнце отражается в больших окнах, а что-то отсвечивает внутри самого цеха. Александр взял в руки радиостанцию и сообщил на центральный пост:
- Предположительно наблюдаю отсветы пламени в арматурном цехе. Выдвигаюсь внутрь помещения для детального осмотра.
Саша вернулся назад и зашёл в формовочный цех. Через него можно было попасть внутрь арматурного помещения. При входе с улицы, он сразу же почувствовал запах дыма. Около прохода в нужный цех находился старший дежурной смены.
- Точно горит. Только что — не видно.
Железная калитка цеха была закрыта на замок.
- Миша, ты ключи от цеха взял? Открывай, посмотрим.
- Не сдали сегодня ключи.
- Как так?
- Вот так. Автобус уже уехал, когда я заметил, что ключей нет. Сообщил диспетчеру завода, а он рукой махнул. Мол, забыли, наверное. Такое уже случалось ранее, ничего страшного.
- За исключение того, что сегодня пятница и ключей, получается, не будет до понедельника.
- Диспетчер обещал позвонить и ключи завтра привезут.
Помещение заметно наполнялось дымом. Становилось трудно дышать.
- А что делать сейчас? - спросил старшего Саша. Нужно ставить в известность диспетчера и ломать замок.
- Я когда сюда шёл, заскочил к нему в кабинет. Нет его. Уехал на ужин. Думаю, что самим придётся всё решать. Нужно лом найти.
- Там, у входа, стоит уборочный инвентарь дворника. Я там лом видел.
- Пошли.
Дежурные охранники направились на поиски лома. Он действительно оказался там, где они и предполагали. Вернувшись к калитке, Михаил вставил конец лома под дужку навесного замка и с силой надавил вниз. Со второй попытки механизм запора был сломан. Охранники вошли в помещение цеха и направились к месту горения. Огонь был в большой металлической ёмкости для мусора, в неё же выбрасывалась и промасленная ветошь. Рядом с ёмкостью, как будто бы специально, были оставлены четыре бочки с машинным маслом, объёмом по двести литров каждая. Возгорание увеличивалось. От горящей ветоши тянуло гарью и жаром.
- Так, - сказал Михаил, - где-то здесь должны быть огнетушители.
- Я там видел раньше, - Саша показал рукой на помещение мастера, - они стоят прямо около входа.
Охранники сходили за огнетушителями, но один оказался нерабочим, а второго не хватило, чтобы загасить пламя. Больше огнетушителей не было видно — цех окончательно заволокло дымом, и вокруг ничего не было видно.
- Саша, найди ещё огнетушители, иначе всё здесь сгорит.
- Я их в административном корпусе видел, около центрального входа.
- Сможешь принести?
- Попробую.
- Давай, а я ведро посмотрю и пока водой проливать буду.
Александр поспешил к выходу из цеха. До АБК — административно-бытового корпуса - прямо из цеха вёл подземный переход. Подумать — это одно дело, а реально принести огнетушители в условиях настоящего пожара — это совсем другое дело. Оказалось, что двигаться по задымлённому помещению не такое уж простое дело. Тем более что рядом с проходом складировалась арматура, напороться на которую можно было запросто. Поэтому Саша вытянул одну руку вперёд и, почти на ощупь, выбирался из цеха. В АБК он взял два огнетушителя, по одному в каждую руку, и заторопился обратно. Огнетушители были тяжёлыми, передвигаться с ними было нелегко. Горло першило от дыма, воздуха не хватало. Начался кашель. В цехе один огнетушитель пришлось бросить, так как невозможно было идти вперёд без страховки одной рукой.
Михаил принял принесённый огнетушитель и сразу пустил его в дело, А Саша отправился за брошенным противопожарным средством. Хорошо, что оба принесённые огнетушители оказались рабочими. Видимо, в АБК за их заправкой следили, не то, что в цехе. Охранники с пожаром справились. После этого петли на калитке в цех замотали проволокой и открыли ворота формовочного цеха настежь для проветривания.
- Пойдём, Саша, в дежурку, служебные записки писать. Всё равно это делать придётся, так лучше сейчас, чем утром.
- Пойдём. Нам с тобой теперь, наверное, поощрение положено.
- Ты же знаешь, что лучшее поощрение — это не быть наказанным.
- Это правда. Могут и за ключ и за замок шею намылить.
- Могут, хотя мы и не виноваты ни в чём.
- Руководству хрен докажешь.
- Ладно, пошли писать, а там посмотрим.
Александр ощущал слабость, шум в ушах и головную боль в висках. Он понял, что надышался дымом, отсюда такие последствия.
Михаил и Александр написали две служебные записки с пояснениями о пожаре, а потом ещё рассказывали о происшествии диспетчеру, когда тот вернулся с ужина.
Утром начальник охраны выслушал устный доклад, просмотрел составленные документы и дал команду на смену постов. Более никаких эмоций он не выразил. Ни «спасибо» тебе, ни «молодцы». Чувствовал, наверное, что в руководстве завода намечается большой разбор происшествия.
Через три дня отдыха Саша шёл на очередную смену и размышлял. Возможно, их с Мишкой сегодня отметят на разводе, ведь такое дело сделали – целый цех спасли от выгорания.
Но к удивлению и разочарованию героев прошлой смены о пожаре не было сказано ни слова. Развод на посты прошёл в обычном порядке. Начальник охраны и словом не обмолвился о недавнем происшествии.
По предприятию, конечно, ходили разные слухи. Судачили о том, что пожар был преднамеренный. Специально подожгли, чтобы скрыть недостачи в цехе. Казалось бы – что можно украсть из арматурного цеха? Но рабочие отмечали, что часть арматуры уходит куда-то налево. Возможно на металлолом. Нет нового сварочного аппарата, а старый «на ладан дышит». Не монтируют новый рубочный станок, хотя его и закупили. Скорее всего, и с документацией не всё в порядке. Короче, руководство ворует.
Как отражение этих слухов, в арматурном цехе начала работу комиссия по инвентаризации товарно-материальных ценностей. Что там было обнаружено – никому неизвестно, но результатом работы комиссии было снятие с должности начальнике цеха. Поговаривали, что итоги проверки были отправлены в прокуратуру. Правда, точно никто ничего не знал.
За всеми этими событиями о людях, потушивших пожар, забыли. Может быть, это даже к лучшему. Главное, не быть наказанным.
Свидетельство о публикации №224121000409